Диалектика, как учение об универсальных связях,



Изменениях и развитии.

Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника.

В настоящее время понятие диалектика это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления.

Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования.

И.Кант, занимаясь философией, пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить:

 что я могу знать?

 на что я могу надеяться?

 что я должен делать?

 

Все они покрываются одним: что такое человек? А французский философов, биолог, палеонтолог и антрополог П.Тейяр де Шарден утверждает, что человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека,

значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».

Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:

 природе;

 

· обществу;

 самому себе;

 о его происхождении;

 социальных и метафизических основаниях существования;

 о законах своего бытия.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела.

Человек имеет:

 тело (дом для души);

 душу (состоит из разума и нравственности).

 

Задача человека всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.

Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.

Платон, ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела:

- душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;

- тело - враждебная душе материя;

- душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;

- тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т.к.

 

а) телесность ставит человека в животный мир, а

б) душа возвышает его над миром.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) настаивает на единстве души и тела.

1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;

2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, -это общественное животное, наделенное разумом);

3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека;

4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм.

Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух частей – души и тела.

В философии Средневековья человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицуразума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».

В социальном плане человек—пассивный участник божественного порядка, существо ничтожное по отношению к Богу.

Главная задача для человека – приобщиться к Богу, обрести спасение в день Страшного суда.

Августин Блаженный в учении о человеке многое берет от Платона.

1. Человек—это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом.

2. Человек—свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе, а Бог—творец гармонии, добра, благодати, любви

 

3. Личность несет ответственность за свои поступки. Любой человек—личность ( даже ребенок впервые понимается как личность

Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух частей – души и тела.

В философии Средневековья человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицуразума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком»

Философия эпохи Возрождения.

Ставит человека на земную основу, она отмечает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими существами.

Философия проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

 

И. Кант (1724—1804 гг.) отстаивает точку зрения, что:

1) человек двойственен и одновременно есть «самый главный предмет в мире»;

2) он принадлежит двум мирам: с одной стороны - природной необходимости, а с другой—нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится нравственной деятельности человека;

3) человек «свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого себя». При этом, исходный принцип поведения человекакатегорический императив—формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что каждая личность является самоцелью и самодостаточна, не должна рассматриваться ни в коем случае как средство достижения даже очень благих целей;

4) основное отличие человека от других существ—самосознание;

К. Маркс (1818—1883) считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

Подводя итог и обобщив разноречивые сведения о человеке можно сказать что:

во-первых, человек уникален и универсален. Он венец природы, которому нет равных; обладает уникальными способностями. Ему ничто не чуждо—ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность;

во-вторых, человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир символизируется в различных формах его деятельности: в игре, в труде, в художественном творчестве. Поэтому он оказывается существом специальным;

в-третьих, человек есть единое единство, состоящее из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический—все это объединено в каждой конкретной личности;

в-четвертых, человек—существо историческое и стремится внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, его везде ожидают кризисы, он сам есть существо кризисное;

в-пятых, человеку свойственно держать ответственность перед самим собой. Понимая это, он ищет выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, многообразие человека предопределяет и многообразие проблем.

Практический блок:


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!