Проблема не в вере, а в ее трактовке

КАК НЕ СТАТЬ ТЕРРОРИСТОМ

Можно ли распознать, что человек стал жертвой вербовки экстремистски настроенных радикальных группировок?

 

КАК НЕ СТАТЬ ТЕРРОРИСТОМ

Можно ли распознать, что человек стал жертвой вербовки экстремистски настроенных радикальных группировок?

История человечества, к сожалению, знает мало периодов абсолютного мира и благоденствия. Но новости, обрушивающиеся на нас в последнее время, способны вывести из равновесия любого, даже самого нейтрального человека. Вспышки терроризма, проявления агрессии от радикальных религиозных группировок беспокоят все цивилизованное общество. Но хотя для большинства здравомыслящих людей террор, прикрываемый ортодоксальными убеждениями, очевиден как зло, немало находится и тех, кого радикально настроенным группам удается привлечь на свою сторону, причем даже не всегда религиозных людей, используя порой достаточно изощренные механизмы. Эта проблема уже переросла масштабы одного государства и, что печально, затрагивает также нашу страну.

Кого и зачем вербуют?

Число наших соотечественников, уехавших воевать в Сирию, исчисляется уже несколькими сотнями. Немалое количество и для нашей сравнительно небольшой страны, и для процента религиозных людей в целом. Азербайджан - светское государство, однако ортодоксальные влияния в определенных слоях достаточно сильны.

Каждый день в прессе мы встречаем упоминания о людях, попавших под влияние радикальных сил. Буквально на днях правоохранительные органы Азербайджана провели в Баку операцию против радикальных религиозных групп, задержав порядка 40 человек. Сегодня услышанный от кого-то рассказ, что у такой-то семьи сын сбежал через Турцию, потому что его, скорее всего, завербовали агенты бойцов "Исламского государства" (ИГ), не вызывает удивления. Попадают под влияние и женщины. Если проанализировать структуру вербовки, то первое и главное, чего хотят представители радикального ислама, когда рекрутируют людей, - это видеть в своих рядах молодую интеллигенцию, людей гуманитарных профессий. Для них не важно, мужчина это будет или женщина. Поэтому нет ничего удивительного, что недавно в России под их влияние попала студентка-отличница Варвара Караулова. Этот случай привлекает повышенное внимание тем, что в семье за девушкой, которая успешно училась и отличалась примерным поведением, не замечали никаких странностей. С точки зрения нормального общества девушке этой повезло - ее вырвали из "порочного круга": родители вовремя спохватились и перехватили ее на турецко-сирийской границе. Но считает ли сама Варвара, что ее спасли? Это сказать сложно.

Сегодня по большей части трудно предсказать судьбу молодого человека (а риску подвержены по большей части молодые люди), выбирающего для себя подобный путь. От этого не застрахован никто. Представители спецслужб разных стран говорят, что во всем мире у вербовщиков одни и те же принципы: в европейских странах они рекрутируют потенциальных жертв из семей с арабским происхождением, но это уже второе или третье поколение европейцев. Для ребят из арабских семей один из главных мотивов ухода в ИГ и другие организации - поиск утраченной идентичности.

Что касается всех остальных, то тут мотивы тоже понятны: молодежь, студенты пытаются найти что-то новое, идут в мечети. Но здесь молодых людей политкорректная версия ислама часто не устраивает. Зато они находят много интересного для себя в религиозных "тусовках" вокруг мечетей, медресе или в экстремистских организациях. Поэтому-то в эти сети так легко втягивается прогрессивная молодежь. Дело в том, что ИГ предлагает модель некоего "идеального мира", к которому стремятся люди в поисках смысла жизни, особенно молодые. Ничего удивительного в этом нет. Кто-то идет в левые, кто-то - в правые, а кто-то - в ИГ. Такое явление, к примеру, было массовым в 1917 году, когда людей "обращали" в большевиков. Люди из ИГ, как правило, легко увлекают людей, которым интересен ислам. Молодым всегда хочется каких-то радикальных идей. Исследования показывают, что неофиты (новообращенные) падки на более агрессивные формы верований и более склонны попадать под влияние сект, чем мусульмане, воспитанные в религиозных семьях, где есть культура традиций.

Присматривайтесь! Это поможет?

Что же делать, чтобы соседский мальчишка или дочь родственников не стали вдруг террористами, в данном случае с исламской направленностью? Как можно предугадать поведение радикально настроенного человека и кто находится в группе риска?

Как правило, используется одна и та же ловушка: сочетание жалости, сопереживания - как к себе, так и к вербовщику, а еще притяжение противоположных полов. Вся система вербовки построена именно на этом важном аспекте. Так, молодого человека будет вербовать женщина, причем, как правило, старше него, а если завлекают девушку, то делать это будет с помощью ухаживаний мужчина. В соцсетях механизм примерно такой же.

"В основном склонность к фанатизму в том или ином его виде проявляется в довольно молодом возрасте: от 16 до 25 лет, причем подвержены этому как молодые люди, так и девушки, - говорит врач-психиатр Денис Рзаев. - Факторы, предшествующие этому, вполне определенные: семейные, экономические, социальные. Впрочем, это не говорит о том, что все люди, живущие в неблагоприятной обстановке, подвержены сильному влиянию и фанатизму. Группа риска - это не очень стрессоустойчивые люди, они более уязвимы, агрессивны, их легко выбить из колеи. Нездоровая обстановка в семье, например, отец-алкоголик, мать занята только своими проблемами, безработица, финансовые проблемы, проблемы с самоощущением в мире и обществе - достаточно веские причины для того, чтобы "повестись" на человека, который пытается завербовать молодого человека под предлогом священной цели и вечного счастья".

При этом, по словам врача, вычислить потенциального фанатика в толпе достаточно трудно; правда, его могут выдать суетливость движений, нервозность, напряженность, бегающие глаза. Как же идентифицировать, что человек вдруг "обратился" в какую-либо фанатичную группировку? Как упоминалось выше, если в семье человека не все ладно, то близкие могут и не заметить изменений. Но, тем не менее, эти изменения очевидны для окружающих: внезапная скованность, молчаливость, замкнутость, человек выпадает из обычного круга интересов, перестает общаться с теми, с кем контактировал всегда, у него появляются новые знакомые. Есть и некая агрессивность, не исключены также суицидальные мысли. Если речь идет о потенциальных террористах или фанатиках, то суицидальные мысли неизбежны, ведь все они готовят себя к роли смертника.

Если вы замечаете в поведении своих сыновей, дочерей, братьев, сестер, друзей, знакомых подобное отчужденное поведение, не проявляйте равнодушие, говорит психиатр.

Можно ли вернуть?

Чтобы ответить на вопрос, насколько можно реабилитировать и вернуть в русло нормальной жизни фанатика, нужно отдавать себе отчет, что это очень сложно и зависит от множества факторов. Для этого нужно определить истоки выбранного человеком пути. Если причиной тому вполне конкретные причины: безысходность, жизненные неурядицы, финансовые проблемы, то может помочь длительная работа психотерапевта. Кроме того, не нужно преуменьшать и роль семьи, родственников, авторитетных близких, друзей. Чаще всего, считает психиатр, у таких молодых людей проблемы с родителями, поэтому последним нужно изменить подход и отношение. То есть по большей части советы нужно давать окружающим, а не самой "жертве". Здесь работает очень важный фактор, говорит Рзаев, если молодым человеком сумел сманипулировать кто-то другой, то грамотной контрманипуляцией его можно и переубедить.

Психолог Орхан Султанов считает, что для реабилитации главная работа - это сломить авторитет лидера: "Нужно показать его с той стороны, которая неизбежно разочарует". Если работа по "дезавторитетизации" прошла успешно, то чаще всего в человеке образуется пустота, которую нужно заполнить чем-то иным, конструктивно направленным. Но чаще всего "отловленного" радикала ждет тюрьма, которая сводит шансы по его реабилитации на нет. В тюрьме он быстро находит себе единомышленников, которые не позволят ему отступить от выбранного пути, да к тому же, как правило, для фанатика ореол мученика всегда очень привлекателен.

Поэтому юстиция должна выборочно подходить к ведению дел, связанных с вербовкой людей, и прежде всего отвечать на вопрос: кто этот человек - жертва, нуждающаяся в помощи, или преступник?

Второй путь - это показать фанатично настроенному бессмысленность его борьбы. Если этот шаг окажется успешным, то перед психологом и близкими человека встает новая задача - стремиться уберечь его от суицида, так как он вдруг осознает бессмысленность своей жизни и целей.

Проблема не в вере, а в ее трактовке

По словам религиоведа, доктора философских наук Айдына Ализаде, если обратиться к любой вере, то даже в самой умеренной хоть на самом минимальном уровне, но есть некие признаки экстремизма, нетерпимости к инакомыслию. Конечно, речь идет только о соотношении. У радикалов эта степень экстремизма может перерасти в террор.

"Функционирующие в Сирии любые группировки - это члены исламских учений. В истории ислама насчитывалось до сотни различных сект и учений. Нынешние группировки также исповедуют эти течения. В трактовке ислама они отдают предпочтение буквальным и наиболее жестким формулировкам", - отмечает Ализаде.

По мнению эксперта, до полной радикализации азербайджанского общества еще далеко, но если нарушится атмосфера светскости и религиозная пропаганда, усилившись, будет стремиться заполнить образовавшуюся в связи с этим идеологическую пустоту, то это может произойти достаточно стихийно. Поэтому в государстве должна быть сильная идеология - упорядоченные взгляды социальных групп, которые признаются благодаря установленным формам господства и сильной власти, утверждает эксперт.

Официальные структуры Азербайджана, в частности Министерство национальной безопасности, заверяют, что все необходимые мероприятия по предупреждению эксцессов, связанных с религиозным экстремизмом, проводятся, а сама ситуация находится под неусыпным контролем соответствующих служб.

По словам теолога, доктора философских наук по теологии Агиля Ширинова, важным фактором предотвращения религиозного радикализма является общий уровень образования, в том числе в сфере религии.

В то же время проповедование религиозных ценностей должно быть далеко от радикальных толкований и вырывания из контекста. А для этого необходимы воспитание и взращивание образованных религиозных деятелей, чем активно и занимается Госкомитет по работе с религиозными организациями.

По его словам, надо улучшить и качество образования, и хотя светское образование отделено от религиозного, люди должны иметь правильное представление и изучать историю и философию религиозных направлений и течений.

При этом, по мнению теолога, в Азербайджане не стоит опасаться сильной радикализации: "В самом Азербайджане немало собственных традиционных ценностей,- отмечает теолог, - наша страна всегда была многонациональной и исповедовала принципы общежития и терпимого отношения ко всем".

Итак, недостаточно лишь физически забрать жертву вербовки из какой-то группы - хоть исламистов, хоть фашистов. Если друзья и близкие будут в наше время чрезвычайно внимательны друг к другу, ведь проблему легче предупредить, чем решить. Общайтесь друг с другом, не "уходите" в телефоны и гаджеты, живите реальной жизнью, а не воображаемой. Ведь вербовка сегодня упростилась настолько же, насколько стал легок повсеместный доступ в Интернет посредством телефонов и гаджетов. Поднимите свои головы и осмотритесь вокруг. Жить в действительности - прекрасно!


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!