Немецкая классическая философия.

Тема 1.5. «Философия Нового времени».

 

  1. Общая характеристика философии Нового времени.
  2. Выдающиеся философы XVII–XVIII вв.
  3. Немецкая классическая философия.

Основные термины и понятия: эмпиризм, рационализм, индуктивный метод, дедуктивный метод, категорический императив, «вещь в себе», диалектика, детерминизм.

Общая характеристика философии Нового времени.

       Философия Нового времени (XVII – первая пол. XIX вв.) развивается на фоне значительных изменений в экономике, политике, культуре.

       Во всех сферах общественной жизни на первый план стало выдвигаться научное знание. Это было связано с потребностями развивающегося буржуазного общества. Нередко XVII век называют «веком науки», а XVIII – «веком просвещения».         

  Философия участвует в развитии научного знания и ставит задачу «великого восстановления наук» (Ф. Бэкон). Формируется философия науки, в центре которой теория познания, выработка общенаучных методов. Ведущие философы видят главную задачу в обосновании научного знания и критериев его истинности.

       В философии Нового времени продолжается полемика между двумя направлениями: эмпиризмом (от греч. emperia – опыт)  и рационализмом (от лат. ratio – разум).  Представители эмпиризма Ф. Бэкон, Д. Гоббс, Д. Локк и др. считали, что главный источник знаний – чувственный опыт и эксперимент. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Истинным методом познания они называли индуктивный метод.

       Представители рационализма Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. считали, что наиболее достоверным является познание с помощью разума. Опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Опытные данные всегда сомнительны, ощущения и опыт играют в познании вторичную роль. Истинным методом в философии и науке является дедуктивный метод, в котором движение мысли идет от общего знания к частному.

       И. Кант приходит к выводу о существовании априорного (доопытного, предшествующего опыту) знания и апостериорного (на основании опыта) и о невозможности для человека познать сущность сверхчувственного, то есть того, что находится за пределами опыта и разума, так называемых «вещей в себе». Он формулирует универсальный моральный принцип, всеобщий нравственный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

       Г. Гегель разрабатывает диалектику, как наиболее общее учение о развитии мира и диалектический метод познания.

       В социальной философии разрабатываются идеи естественного права (Д. Локк), равенства всех перед законом и необходимости просветительской работы.

Выдающиеся философы XVII–XVIII вв.

  Видными представителями европейской философии XVII–XVIII вв. являются Френсис Бэкон (1561–1626) и Рене Декарт (1596–1650).

  Ф. Бэкон – английский философ, писатель, политик (лорд-канцлер и пэр Англии при короле Якове I Стюарте, в 1621 г. был осуждён по делу о коррупции, оставил политику и занялся своим любимым делом – философией).  Основные произведения: «Великое восстановление наук» (1 ч. «О достоинстве и приумножении наук», 2 ч. «Новый органон»), «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О причинах и началах», «Новая Атлантида» и др.

    Философия Бэкона строится на убеждении в положительной силе науки. Наука, по его мнению, должна иметь прочную опытно-экспериментальную базу, вырабатывать систему истинного знания о мире, служить мощным средством подчинения природы интересам человека. Он выдвинул проект «великого восстановления наук», который предполагал и реформацию образования, включая мероприятия по финансированию экспериментов. Обновление науки, по его мнению, должно начинаться с опровержения и, насколько возможно, устранения призраков и ложных понятий, «которые уже захватили человеческий разум и глубоко в нём укрепились». Бэкон различает четыре вида «призраков» (идолов) - заблуждений, помех, препятствующих истинному познанию:

1) призраки рода, заблуждения, имеющие основание «самой природе человека, в племени или самом роде людей», например, антропоморфизм, телеологизм, идеализация. Бэкон писал, что человеческий разум склонен приписывать вещам больше порядка и единообразия, чем он способен действительно отыскать в природе. Разум человека, далее, придерживается однажды принятых положений, стремится искусственно подогнать новые факты и данные под эти свои или общераспространённые убеждения. Человек обычно поддаётся тем доводам и аргументам, которые сильнее поражают его воображение. Бессилие ума проявляется и в том, что люди, не задерживаясь должным образом на изучении частных причин, устремляются к всеобщим объяснениям, не выяснив одного, хватаются за познание другого;

2) призраки пещеры – индивидуальные недостатки в познании, обусловленные воспитанием, привычками, средой, обстоятельствами, вызывающими те или иные пристрастия и склонности, ведь человек склонен верить в истинность того, что предпочитает;

3) призраки рынка порождаются неправильным употреблением слов и названий, непониманием того, что слова значат. Бэкон считает, что зло, проистекающее от неправильного употребления слов, бывает двух родов. Во-первых, названия даются несущественным вещам и по поводу этих фикций, вымыслов создаются целые теории, столь же пустые и ложные. В данной связи Бэкон упоминает о словах и понятиях, порождённых суевериями. Вымыслы на время становятся реальностью, и в этом состоит их парализующее влияние на познание. Однако отбросить этот род призраков легче: «для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания теорий» Но есть, во-вторых, призраки более сложные. Это те, которые проистекают «из плохих и невежественных абстракций» Здесь Бэкон имеет в виду неопределённость того смысла, который связывается с целым рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий практический и научный оборот.

4) призраки театра – ложные теории, поддерживаемые слепым религиозным рвением, авторитетные искусственные построения («философский театр»), произвольно трактующие природу. Например, Аристотель приписывал природе свои представления, исходя из принципа целесообразности природы, тогда, как истина – «дочь времени, а не авторитета», а наука должна заниматься поиском причин, а не целей.

Бэкон говорит, что «призраки должны быть опровергнуты и отброшены твёрдым и торжественным решением и разум должен быть освобождён и очищен от них». Перечисление призраков, признаёт Бэкон, ещё не даёт гарантии движения к истине. Такой гарантией может быть только тщательно разработанное учение о методе.  

Разрабатывая методологию эмпиризма, Ф. Бэкон предлагает индуктивный метод как метод подлинного научного познания природы. Он говорил, что подлинные учёные, подобно пчёлам, собирают нектар эмпирических знаний о природе и перерабатывают его в мёд теоретической науки.

Рене Декарт – французский философ, математик, физик, физиолог, психолог. В латинском варианте его имя – Картезий, а название учения – картезианство. Основные произведения: «Рассуждения о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления», «Страсти души».

Декарт оставил большое научное наследие: в математике он создал аналитическую геометрию, в физике внёс вклад в обоснование учения о механическом движении, в физиологии заложил основы учения о рефлексах. В творчестве Декарта были заданы образцы философской деятельности Нового времени – органичное соединение учёного-естествоиспытателя и философа, создавшего рационалистическую онтологию, антропологию и гносеологию.

Так же, как и Бэкон, Декарт выдвигает на первый план проблемы познания. Познание, для него, - есть отыскание разумом истины. Истина всеобща и необходима, т.е., абсолютна. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта, основание для него находится в самом разуме. Согласно Декарту, есть врождённые суждения и понятия, но это не готовые идеи, а зачатки мыслей. Они ещё смутны, для их проявления нужен «естественный свет разума», который появляется у взрослых. В самом разуме заключается высший критерий истинности – очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией.

       Интеллектуальная интуиция (т.е. исходный достоверный принцип) у Декарта начинается с сомнения. Он подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнение (картезианское сомнение) в качестве исходного пункта всякого исследования, он ставил цель помочь человеку избавиться от всех предрассудков, принятых на веру и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания и найти исходный принцип, отчётливый и ясный, который уже нельзя подвергнуть сомнению.

Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия охватывает период со 2-й пол. XVIII в. по 1-ю пол. XIX в. Классической её называют имея ввиду высочайший уровень творчества её представителей (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха), и ещё то, что именно на этом этапе своей истории мировая философия поднялась до самосознания, обнаружила перед собой собственно философские проблемы.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

  • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
  • субъективный идеализм (Фихте);
  • материализм (Фейербах).

   Важную роль в формировании немецкой классической философии сыграли достижения физики, математики, химии, биологии, астрономии и др. наук. К этому времени из философии выделяются социология и психология.

   Одной из особенностей учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, является сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философии они вверяли высочайшую духовную миссию – быть критической совестью культуры.

   Гегель сказал: «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении». И представителям немецкой классической философии действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего противоречивого бурного времени – периода глубоких социально-исторических преобразований (революция в Германии, Семилетняя война). Немецкие философы обратили свои взоры и к человеческой истории, и к человеческой сущности.

   Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель представляли философию как строгую и систематическую науку, которая опирается на научные методы, ориентируется на научные образцы. Немецкая философия проложила путь к новому методу мышления и познания – диалектическому методу, разработала целостную разветвлённую диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех сфер человеческой жизни, мира, природы, общества, науки и культуры.

  Характерной чертой немецкой классической философии является ещё и то, что в своём рассмотрении человека и истории, она сконцентрирована вокруг принципа свободы и др. гуманистических ценностей.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770 – 1831) является последним крупным представителем немецкой классической философии. Основные произведения:

«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права». Разрабатывает диалектический метод в философии, который предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимной связи, взаимной обусловленности и развитии.

  Этот метод встречается и до Гегеля. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики в этом смысле были софисты и Сократ. Вместе с тем диалектика разрабатывалась в философии и как метод анализа действительности в учениях Гераклита, Зенона, Канта, Гегеля. 

   Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Он дал анализ всех важнейших категорий диалектики и сформулировал три её основных закона: 1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2)закон взаимопроникновения противоположностей;

3)закон отрицания отрицания.                                             

Закон перехода количественных изменений в качественные. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться в количественном отношении. Но если эти изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остаётся прежним. А если подобное увеличение или уменьшение перейдёт границы, выйдет за пределы меры, то это необходимо приведёт к изменению качества, то есть, количество перейдёт в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на её капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит…в пар…или в лёд.»

   Переход от одного качества к другому совершается в результате «скачка».

Закон взаимопроникновения противоположностей. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположностей, то есть, противоположных сторон того или иного процесса, явления.

Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений, как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный…» То есть каждая противоположность существует постольку, поскольку существует её противоположность. Гегель считал, что противоположности находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведёт к их взаимным переходам друг в друга.

   Единство противоположностей образует противоречие. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Противоречие является внутренней основой развития мира. Развитие – это процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Разрешение противоречий происходит во время скачка, когда объект качественно меняется.

Закон отрицания отрицания. Развитие невозможно без отрицания. Всякое отрицание – это уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другого. Но отрицание – это не просто уничтожение старого новым. Оно представляет собой единство трёх основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии, 3) утверждение нового.

   На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере овса «Бросим зерно в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зёрнышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и даёт новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.»

   В этом законе отражается общий результат и направленность процесса развития, в котором осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, но на принципиально иной качественной основе.

   Процесс развития Гегель представлял как восходящую спираль.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!