Особенности деятельности национально-культурных объединений
Документ подготовлен группой МК/18-1-б
ТО СКД. Семинар №3. Этнокультурные технологии.
Тема №1. Характеристика этнического состава населения Российской Федерации и этнической специфики Пермского края.
Груздева Д. Д.
Этнос (нация, народ, народность) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся едиными языком, особенностями культуры и быта, религией, территорией, хозяйством, самосознанием.
Россия – это многонациональная страна, в которой проживает 130 народов, среди которых 80% составляет русская нация, численностью в 116 млн. чел. Среди других крупных народов, с численностью более 1 млн. чел. – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Население других народов колеблется от нескольких сотен (малые народы Крайнего Севера) до 1 млн. чел. Число народностей, насчитывающих до 10 тыс. чел., в России более 60.
Наиболее разработанной является лингвистическая классификация этносов. В РФ представлены 7 языковых семей:
Семья | Группы | Народы | ||
Индо-европейская | Славянская | Русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары | ||
Германская | Немцы, евреи | |||
Иранская | Осетины, таджики, курды | |||
Балтийская | Литовцы, латыши | |||
Армянская | Армяне | |||
Романская | Молдаване | |||
Греческая | Греки | |||
Индоарийская | Цыгане | |||
Алтайская | Тюркская | Татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, азербайджанцы, кумыки, тувинцы, карачаевцы, узбеки, хакасы, балкарцы, ногайцы, алтайцы, киргизы, туркмены, шорцы, долганы, турки | ||
Монгольская | Буряты, калмыки | |||
Корейская | Корейцы | |||
Тунгусо-манчжурская | Эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы, ороки | |||
Уральско-юкагирская
| Финно-угорская | Мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, эстонцы, ханты, манси, вепсы, саамы | ||
Самодийская | Ненцы, селькупы, нганасаны | |||
Юкагирская | Юкагиры | |||
Северо-кавказская | Нахско-дагестанская | Чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши, лакцы, табасараны, кумандинцы, агулы | ||
Абхазско-адыгская | Кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, абхазы | |||
Картвельская | Грузины | |||
Чукотско-камчатская | Чукчи, коряки, ительмены | |||
Эскимосско-алеутская | Эскимосы, алеуты | |||
Изолированные языки | Нивхи, кеты и др. |
Пермский край – территория, уникальная в этнокультурном отношении. Положение на границе Европы и Азии, степи и тайги было причиной того, что в разные исторические периоды Прикамье осваивали разные народы. В настоящее время в Пермском крае проживают представители более 120 национальностей: 85% русские, 5% татары, 4% коми-пермяки, а также башкиры, удмурты, украинцы, немцы, чуваши, марийцы, армяне, евреи, грузины и другие. Межэтнические взаимоотношения народов Прикамья отличаются мирным характером и стабильностью.
|
|
Главная цель реализуемой в крае национальной политики на современном этапе — обеспечение для представителей этнических сообществ Пермского края равных возможностей для изучения родных языков, доступа к этнокультурным ценностям; сохранение стабильной этнополитической ситуации и недопущение социальных конфликтов на межэтнической почве.
Тема №2. Субъекты и объекты межнациональных отношений в социокультурной сфере.
Закирова А. В.
Традиционно объектом этнонациональной политики называют нации, этносы (народы), этнические общности, малочисленные народы, национальные меньшинства (оставим в стороне вопрос о сходстве и различии указанных объектов), а также отношения между ними, имеющие объективный и стихийный характер, которые в совокупности образуют национальную жизнь той или иной страны.
В числе субъектов этнонациональной политики следует выделять в первую очередь государство, главным образом в лице представительной и исполнительной ветвей власти, так как судебная власть выступает гарантом правомерности этой политики, ее законности, конституционности; органы местного самоуправления; собственно, нации и этносы (народы); национально-культурные объединения; религиозные организации, средства массовой информации, образовательные учреждения. Также субъектами являются и политические партии, которые в своих программных документах формулируют основы будущей этнополитики, стратегию достижения поставленных целей. Как будет показано дальше, список субъектов этнонациональной политики сегодня остается открытым.
|
|
В качестве субъекта социально-культурной деятельности, который решает не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нетитульным населением той или иной социально-территориальной общности - города, поселка, региона в целом, выступает диаспора. Она, как показывает опыт многих субъектов Российской Федерации, становится реальным и эффективным инструментом осуществления подлинной национально-культурной автономии, организации рационального взаимодействия людей единого этнического происхождения на основе единства национального языка, традиций, обычаев, народного воспитания и творчества.
|
|
Важно отметить, что субъект-объектный состав этнонациональной политики не является заданным раз и навсегда. Напротив, он довольно подвижен. Ее формирование, содержание, структура, функции во многом определяются, с одной стороны, конкретно-исторической ситуацией, определенным этапом развития общества, с другой – волей субъекта государственного управления, его решениями об оптимальной форме реализации этнонациональной политики. Субъект и объект в этом случае – величины взаимодополняющие: один и тот же институт или социальная группа могут меняться местами, быть одновременно субъектом и объектом.
Тема №3. Технологии разработки межнациональных культурных программ развития культуры и досуга.
Постаногова А. Д.
Принципами государственной культурной политики в культурно-досуговой деятельности являются:
§ Территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к знаниям, информации и культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
§ Открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;
§ Соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;
§ Свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность.
Культурно-досуговая программа проявляет себя в следующих функциях, которые она выполняет в обществе как:
§ Инструмент трансляции ценностно-смысловых мировоззренческих ориентаций, способствующих консолидации и объединению общества вокруг общественно-значимых идей;
§ Форма удовлетворения потребности личности в свободном демократическом общении и творческом самовыражении;
§ Способ возрождения, сохранения и трансляции базовых основ народной традиционной культуры;
§ Способ актуализации общественно-значимых событий – международных, государственных, региональных и другого масштаба событий;
§ Форма организации отдыха и развлечений населения.
Чему способствует культурно-досуговая программа:
- рекреации, включающей пассивный и активный отдых, способствующей расслаблению, наслаждению, восстановлению физических и духовных сил личности формами и средствами культурно-досуговой деятельности;
- релаксации, способствующей восстановлению энергетических затрат личности, снятию эмоциональных стрессов и напряжения, возвращению состояния равновесия;
- адаптации, способствующей социально-психологическому приспособлению к различным условиям жизни, системе ценностей и жизненной ориентации;
- коррекции, способствующей возможности исправления, поправки, преодоления аномалий в развитии личности, изменения досуговых мотиваций, интересов, потребностей, смысла жизненных ориентаций;
- коммуникации, способствующей оживлению и одухотворению межличностных и межгрупповых отношений во всех формах общения – вербальных, игровых, состязательных, творческого сотрудничества;
- регенерации, способствующей возрождению, возобновлению комфортных состояний души и социально духовных связей личности с обществом в процессе участия личности в различных формах отдыха и развлечений.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
Тема №4. Технология создания и функционирования национально-культурных и этнокультурных центров.
Харисова А. А.
Направление сохранения и развития национальных культур включает работу:
§ По охране культурного наследия этнической группы в регионе — создание таких для этнической группы условий, которые позволили бы ей следовать своим национальным традициям и обычаям, проводить традиционные обряды и праздники и т.д.;
§ По организации социально-культурного партнёрства и сотрудничества (в частности, формирование бытовой и деловой коммуникации с представителями разных этнических групп; организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; установление и поддержание без какой-либо дискриминации гуманитарных контактов с общественными организациями и др.);
§ По социально-культурной защите и поддержке культурных инициатив и проектов этнических групп.
Образовательное направление включает:
§ Культурно-образовательную деятельность через создаваемые национальные средства массовой информации, издание литературы на национальном (родном) языке; образовательные и научные учреждения, учреждения национальной культуры, культурно-просветительскую деятельность центров;
§ Развитие народного творчества — организация творческих союзов, коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры: фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.
Этнокультурные технологии. Межкультурная интеграция может быть достигнута только при создании единого культурного, информационного и образовательного пространства, а этнокультурная идентичность - через систему образования и систему социально-культурных институтов общества, так как только образованный человек причастен к исторической и культурной традиции и ощущает принадлежность к определенной нации, к нравственности, красоте, высшим духовным началам. Этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция должны быть стратегическими направлениями развития этнокультурного образовательного пространства любого региона. Социокультурная сфера (этнокультурное образовательное пространство), к которой относятся семья, различные учебные заведения, национально-культурные центры, обладает возможностью формировать этнокультурную идентичность народа в процессе свободного существования нации и в процессе получения знаний о своей истории и культуре, ценностях и традициях.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений -совокупность методов и методик, регулирующих художественно-творческую, художественно-педагогическую, художественно-коммуникативную и художественно-организационную деятельность участников коллектива, которая направлена на «самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности». Более того, развитие самодеятельного творчества способствует возрождению культуры народа, сохранению и восстановлению утерянных традиций.
Технология организации семейного досуга, которая также способствует социально-культурному развитию семьи, вовлеченной в деятельность национального культурного центра, поскольку содержательное и доброжелательное общение, возможность реализовать свои потребности и интересы, а также получение новых, увлекательных сведений оказывают развивающее воздействие на взрослых и детей, повышают культурный уровень, способствуют этнической самоидентификации личности.
Тема №5. Специфика создания национально-культурных автономий.
Вокуева Ю. В., Пятилова Е. А.
Национально-культурная автономия — это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности.
Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан.
Согласно Закону РФ "О национально-культурной автономии" (был принят в июне 1996 г.) национальным меньшинствам предоставлено право:
- получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
- создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
- иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
- следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
- создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.
Для государственной регистрации национально-культурной автономии представляются следующие документы:
§ Заявление о государственной регистрации национально - культурной автономии;
§ Устав;
§ Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании национально-культурной автономии;
§ Документ об уплате государственной пошлины;
§ Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с национально-культурной автономией;
§ При использовании в наименовании национально-культурной автономии личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством российской федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.
Тема №6. Особенности деятельности национально-культурных объединений исторического, краеведческого, художественного, спортивно-оздоровительного профиля.
Демидкина Е.В.
Особую роль в многонациональной и поликонфессиональной стране играют национально-культурные объединения.
Национально-культурное объединение (НКО) рассматривается как добровольное самоуправляемое объединение граждан (представителей национальных общностей), проживающих в иноэтническом окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.
Национально-культурные объединения являются общественными организациями, удовлетворяющими потребности личности и социальных групп, реализуемые в духовно-культурной сфере.
Главная цель НКО – сохранение национальной самобытности, защита национального языка, культуры, литературы, духовности.
Особенности деятельности национально-культурных объединений
(на примере НКО Пермского края).
1. Исторический профиль. В данном профиле создаются специальные общеобразовательные школы на территории субъектов РФ, где формируется патриотическое воспитание, изучается история народа, культура, язык, литература.
Например: в ходе проекта «Пермский край – территория дружбы» дети различных этнокультурных групп (русских, коми-пермяков, татар, марийцев), посетили в течение нескольких дней специальные и общеобразовательные детские учреждения. «Дети получили возможность познакомиться с народной культурой территории, а также провели вместе игровые, психологические тренинги, мастер-классы по хореографии, акробатике, современному танцу, театральному искусству».
2. Краеведческий профиль. Создание музеев, клубов, библиотек, парков итд., при экспериментальных площадках при Центре этнопедагогики и развития народов. Например при такой площадке в Пермском крае был создан музей «Русская изба».
Работа музея построена по трём направлениям: научно-просветительская (мероприятия, связанные с традициями русского народа, народными праздниками), экспозиционная (выставки, встречи с народными умельцами), организационная (выявление, отбор, учёт, изучение и хранение музейных собраний). Данные учреждения формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории.
3. Художественный профиль. В данном профиле открываются новые направления в учреждениях культуры, а также иногда и новые учреждения. Они представляют собой мероприятия, включающие народное игровое искусство, которое в свою очередь преобразуется в театральное явление. Так, например, в том же самом музее «Русская изба» была введена Этнотеатрализация. «Таким образом, этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания школьников способствует возникновению таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, которые позволяют приобщить учащихся к этническим ценностям и, как следствие, сформировать у них духовно-нравственные качества».
4. Спортивно-оздоровительный профиль. Данный профиль связан с физическим развитием людей разных национальностей и культур. Это могут быть различные мероприятия, конкурсы, интерактивные игры итд., имеющих статус международные. Примером может выступать Олимпийские игры.
Тема №7. Проведение фольклорных праздников и фестивалей
Ермакова О. В.
ФЕСТИВАЛИ народного художественного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождение национальных обычаев, традиций, ремесел.
Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры, способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в конкретном регионе, важным средством формирования этнической толерантности.
Содержание фестиваля народного художественного творчества основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. Общаясь на языке фантазии и творчества, представители разных народов мира встречаются и обмениваются самым сокровенным: творениями культурного и художественного выражения, которые были обусловлены их вековыми обычаями.
§ Востребованным и широко использованным способом формирования культуры межнациональных отношений в России стал фестивальный туризм, который предполагает посещение различного рода фестивалей: музыкальных, фольклорных, этнических, танцевальных с проведением дегустаций, участием в конкурсах и массовых весельях.
Проведение различных видов фестивалей в последние годы прочно вошло в повседневный обиход жизни современного общества, и стал одной из самых популярных и востребованных в мире форм массовых мероприятий. Фестивали условно разделились по жанрам, по видам, а также разделяют их в зависимости от времени и места проведения, от масштабности, от идейной направленности, от основной аудитории, от вида искусств. Фестиваль может функционировать и как систематически повторяемая культурная акция и как акция единовременная.
§ Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких как ЮНЕСКО, Совет стран Баренцева Евро-арктического региона; гранты самих культурных организаций и средства их национальных комитетов; средства национальных комитетов.
Фестивали народного художественного творчества динамично входят в жизнь больших и малых городов, а также поселков и деревень, становясь их важной культурной частью. Организация и проведение фестивалей народного художественного творчества имеет огромное значение и для сохранения и трансляции этнокультурного наследия.
ПРА З ДНИКИ. Совокупность народных традиций выражает собой способы построения праздника, художественно-выразительные средства, формы символического поведения и способы драматизации. В таких представлениях наблюдается переход обряда в игру, а обрядовая поэзия меняет свои функции и прикрепляется к массовому действу. Народные традиции и фольклор позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности и наделяют его массовым характером.
§ Следует отметить, что в современных массовых праздниках фольклорные принципы (традиционность, вариативность, коллективность и т. п.) позволяют найти оригинальные сценарно-режиссерские решения, заключающиеся в приемах реализации праздничного настроя, выборе места и времени, поиске образности и сценографии.
Особое место в активизации праздничной аудитории принадлежит традиционным народным персонажам: скоморохам, коробейникам, зазывалам, ряженым и т. п. В целом ряде сценариев функция этих персонажей сводится к тому, чтобы с первых минут праздника создать атмосферу радости и веселья, стимулировать активность аудитории: вовлечь в игру, в участие в традиционных конкурсах и забавах, молодецких игрищах.
Другие игры и забавы - прыгание через костер, игры «в горелки», поцелуйные игры - ассоциируются у зрителей-участников с праздником Ивана Купалы. Разнообразие состязаний, таких, как перетягивание каната, бег в мешках, силовые конкурсы, которые могут иметь место во многих сценариях массовых праздников, становятся уже, можно сказать, «общим местом» в современной празднично-игровой традиции. Таким образом, включенность публики в площадное действо является давней традицией и стремлением человека к игре, позволяющей перевоплощаться и раскрепощаться от условностей и повседневности.
Следует отметить, что еще одним аспектом активной деятельности, характерной для театрализованного фольклорного действия, является коллективная импровизация, которая выражается в спонтанной реакции человека на происходящее действо. Как правило, она выражается в массовых танцах, пении, играх. Потребность в такой импровизации свойственна любому человеку и отражается прежде всего в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация, которая является кульминационным моментом многих массовых праздников.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!