Закрепление пройденного материала.
Цель урока: Дать понятие о развитии римского скульптурного портрета в разные периоды правления Древнего Рима.
Задачи урока:
1. Образовательные - просмотреть эволюцию римского скульптурного портрета в царский период, период Республики и Империи, указатьполитический и психологический аспекты появления римского портрета.
2. Развивающие - развить у детей умения анализировать особенности основных портретных памятников, давать определения новым понятиям, обобщать, делать выводы, давать оценку.
3. Воспитательные - приобщить учащихся к навыкам ведения дискуссий,
аргументации своей точки зрения и выслушивания чужой.
План урока:
Этапы урока:
Орг. момент. Приветствие. 2 мин.
Изучение нового материала. 45 мин.
Закрепление пройденного материала. 10 мин.
Итог урока. Домашнее задание. 3 мин.
Продолжительность урока – 60 мин.
Огр. момент. Приветствие.
Ход урока:
Здравствуйте ребята, тема сегодняшнего урока - «Развитие римского скульптурного портрета». На уроке мы узнаем, что называют «Римским скульптурным портретом», поговорим об особенностях Римского скульптурного портрета, развития этого вида искусства в разные периоды Римской империи, познакомимся с сохранившимися до наших дней Римскими скульптурными портретами.
Период, когда возник Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, характеризуется стремлением передать характер изображённого человека. Римский скульптурный портрет отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность.
|
|
Тема нашего урока «Развитие римского скульптурного портрета»
Объяснение нового материала
Многие ученые считают, что римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. Этот погребальный культ был воспринят римлянами у этрусков.
Самые ранние римские портреты выполнены этрусскими мастерами.
Яркий пример - бронзовый «Бюст Брута» (1-я пол. III в. до н. э.) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера.
Верно. Долгое время считалось, что это Брут- инициатор восстания, в ходе которого была установлена республика.
|
|
«Бюст Брута» (1-я пол. III в. до н. э.)
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи политических должностных лиц или военных командиров. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались. Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики. К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство.
Характерная черта портретов этого периода - натурализм и правдоподобие в передаче черт лица человека.
Например, «Портрет Катона Старшего», ок. 80 г. до н. э.
«Портрет Катона Старшего », ок. 80 г. до н. э.
«Ребята, а кто заметил особенность римского портрета, которой не было у греков?»
Верно. Таким образом, через внешнюю точность мы можем увидеть внутреннюю сущность человека.
В период поздней Республики (c 1-й пол. I в. до н. э.) портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека.
|
|
Например, «Портрет Помпея ».
«Портрет Помпея ». (c 1-й пол. I в. до н. э.)
-«Какие чувства вызывает у Вас портрет « Гай Мария »?»
Портрет « Гая Мария »
В период Империи - Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Скульптура этого периода характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, точностью. Стремление к полной индивидуализации личности.
Яркий пример- «Император Август в образе Юпитера».
«Император Август в образе Юпитера».
Скульпторы этого времени изображали Августа в различных позах: как бога, жреца, полководца. В образе Августа ясно виден идеал совершенного человека.
- «Август сидит на небольшом троне, в руках- имперские атрибуты. Хитон прикрывает левое плечо и ноги. Правое плечо и торс обнажены; четкий контур мышц. Взгляд наполнен величием и уверенностью, устремлён в сторону»
Появляются изображения женщин и детей. Например, скульптурный портрет жены Августа Ливии.
портрет жены Августа Ливии.
Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета.
Флавиевский портрет использует собственные приемы — динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Изображают представителей среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников. В период Флавиев портретные головы изображались обычно погрудными, с развернутыми плечами.
|
|
Например, «портрет Тита».
«Портрет Тита».
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но вырабатывается свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.
- «Ребята, обратите внимание на «портрет императора Трояна».
«портрет императора Трояна».
В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например, из заплетенных косичек.
Портрет римлянки.
Закрепление пройденного материала.
Итак, ребята, давайте с Вами сделаем выводы урока. Давайте определим основные черты скульптурного портрета в разные периоды развития. Вопросы:
1. «Что характерно для ранних римских портретов?»
2. «Что характерно для периода Республики?»
3. «Каковы отличия римского портрета от греческого?»
4. «Выделите главные особенности портрета в период Империи».
Проверим себя. Ответы на вопросы:
1. «Ранние римские портреты были сделаны этрусскими мастерами
2. «Для портретов периода Республики характерен натурализм и правдоподобие черт лица человека»
3. «Римляне изображали людей не только молодыми, но и в пожилом возрасте. Греки стремились показать лишь красоту тела. Римляне делают упор на индивидуальность, а греки – на идеал»
4. «Император Август: простота и ясность построения, строгость, четкостью форм и стремлением к обобщению, точностью. Стремление к полной индивидуализации личности. Появляются изображения женщин и детей.
Династия Флавиев: динамические и пространственные композиции, сглаженные лица. Изображают представителей среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников.
Император Траян: подражание республиканским портретам, но вырабатывается свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.
4. Итог урока. На уроке мы узнали, что называют «Римским скульптурным портретом», поговорили об особенностях Римского скульптурного портрета, развития этого вида искусства в разные периоды Римской империи, познакомились с сохранившимися до наших дней Римскими скульптурными портретами. Домашнее задание: Прочитать план – конспект урока. Посмотреть презентацию «Римский скульптурный портрет». Ответить на вопросы устно:
1. «Что характерно для ранних римских портретов?»
2. «Что характерно для периода Республики?»
3. «Каковы отличия римского портрета от греческого?»
4. «Выделите главные особенности портрета в период Империи».
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!