Революционно-демократическое движение. Первые рабочие организации

Лекция № 1 НАЧАЛО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ (1883-1894 годы)

                                                                    План лекции:

1. Развитие капитализма и положение народных масс в России во второй половине ХIХ столетия

2. Революционно-демократическое движение. Первые рабочие организации

3. Плеханов и группа «Освобождение труда». Марксистские кружки в России. Начало революционной деятельности В.И. Ленина.

1. Развитие капитализма и положение народных масс в России во второй половине Х I Х столетия

Во второй половине XIX столетия в России произошли огромные перемены, которые вывели ее рабочий класс в начале XX века на передний край борьбы мирового пролетариата. Еще в середине прошлого века Россия была одной из весьма отсталых стран в Европе. В ней сравнительно поздно стал развиваться капитализм. В России в то время существовали крепостные порядки, при которых крестьян можно было продавать и покупать, как скотину, как вещь. Подневольный труд был малопроизводительным, а основанное на таком труде сельское хозяйство очень отсталым. Не могла по-настоящему расти и промышленность, нуждавшаяся в свободной рабочей силе и внутреннем рынке. Развитие товарно-капиталистических отношений толкало на уничтожение крепостного права, но крепостники-помещики упорно сопротивлялись этому.

Гнилость крепостного строя и его вред становились все более ощутимыми. В 1861 году экономическая необходимость и угроза разраставшихся крестьянских волнений заставили царское правительство отменить крепостное право.

После падения крепостного права в России довольно быстро стал развиваться капитализм, прежде всего в промышленности. Количество фабрик и заводов с 1866 по 1890 год увеличилось с 2,5—3 тысяч до 6 тысяч. Появились огромные фабрики и заводы с машинной техникой и тысячами рабочих. Крупные предприятия, насчитывавшие более 100 рабочих, составляли к 1890 году менее семи процентов всех предприятий, но они давали больше половины всего промышленного производства. Железнодорожная сеть увеличилась с 4 тысяч до 29 тысяч километров. Быстро росли большие города — центры экономической, политической и культурной жизни. Возникли новые промышленные районы: Донецкий угольный бассейн, Бакинский нефтяной район. Все эти перемены произошли за четверть века, на глазах одного поколения.

Развитие капитализма внесло коренные изменения в классовый состав населения. В крепостной России было два основных класса — помещики и крестьяне. С развитием капитализма на арену общественной жизни вышли пролетариат и буржуазия. Зародившаяся еще при крепостном строе буржуазия быстро росла и набирала экономическую силу.

С возникновением и развитием крупного промышленного капиталистического производства появился и рос современный промышленный пролетариат. Только на крупных фабриках и заводах, в горной промышленности и на железных дорогах насчитывалось в 1890 году 1432 тысячи рабочих — вдвое больше, чем в 1865 году, причем почти половина была сосредоточена на крупнейших предприятиях, имевших 500 и более рабочих. Фабрично-заводские рабочие составляли основной костяк огромной армии наемного труда. По подсчетам Ленина, к концу XIX века в России было около 10 миллионов наемных рабочих в промышленности, на железных дорогах, в сельском хозяйстве, строительстве, лесном деле.

Возникновение крупной машинной индустрии и промышленного пролетариата было прогрессивным явлением. Но превращение России в капиталистическую страну, как и всюду, происходило путем усиления эксплуатации трудящихся. За цифрами роста фабрик и заводов, строительства железных дорог скрывались горе народа, его слезы и кровь. Положение масс было тем более невыносимым, что капиталистическая эксплуатация сочеталась с остатками крепостнического гнета.

Отмена крепостного права проводилась в интересах сохранения помещиками-крепостниками своих привилегий и власти. Крестьян при «освобождении» ограбили самым бессовестным образом. Значительную долю земли, которую крестьяне обрабатывали раньше для себя, помещики отрезали в свою пользу, причем захватили лучшие участки. Отобранную землю крестьяне называли «отрезками». Остальную землю царские власти заставили крестьян выкупать втридорога. Не удивительно, что крестьяне на «освобождение» ответили массовыми выступлениями. Почти полвека после «освобождения» крестьяне выплачивали помещикам за свои потом и кровью политые земли. Только под давлением революции царское правительство отменило с 1907 года выкупные платежи.

Помещики сохранили огромные земельные богатства и власть. Первым и самым крупным помещиком являлся царь. У одной только царской семьи было в Европейской России 7 миллионов десятин, больше, чем у полумиллиона крестьянских семей. Крупное помещичье землевладение являлось основой полукрепостнической эксплуатации. Крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях: обрабатывать своими орудиями и лошадьми помещичьи земли, отдавать помещику половину урожая. «Отработки», работа «исполу», выкупные платежи означали, что в деревне сохранились сильные крепостнические пережитки.

Капитализм развивался и в деревне. Крестьянское хозяйство из натурального все больше становилось товарным и все сильнее подчинялось рынку. Развивалась конкуренция, распространялись аренда и покупка земли, все большую экономическую силу приобретали зажиточные хозяева. Под влиянием капитализма шло разложение крестьянства: выделялись кулаки (сельская буржуазия) и беднота (деревенские пролетарии и полупролетарии, как называл их Ленин).

Помещики и кулаки закабаляли крестьян, обрекая их на нищету и вымирание. Неурожай и голод часто посещали деревню. В 1891 году страшный голод охватил до 40 миллионов крестьян. Нужда гнала крестьян из родных деревень в поисках заработка. Часть их совсем оседала в городах, на фабриках и заводах, становилась постоянными рабочими.

Горькой была доля крестьянина. В невероятно тяжелых условиях жили и рабочие, целиком находившиеся во власти капиталиста и царской администрации. Рабочий день продолжался 12—13 часов, а на текстильных фабриках доходил до 15—16 часов. Отсутствовала всякая охрана труда. Нищенской заработной платы едва хватало на скудное пропитание. Рабочего обсчитывали, выдавали заработную плату нерегулярно, по усмотрению хозяина. Особенно донимали рабочих штрафы. Они часто достигали трети, а то и 40 процентов заработка и налагались по любому поводу. Широко применялся труд женщин и детей. Работали они наравне с мужчинами, а получали значительно меньше.

Большинство рабочих жило в фабричных казармах, в общих «спальнях» с двумя или тремя ярусами нар. В каморках по углам ютились 3—4 семьи. Шахтеры обычно жили в лачугах или землянках. Каторжный труд и нищенская жизнь вызывали массовые заболевания, приводили к быстрому истощению и вымиранию рабочих, к высокой смертности детей.

Особенно давали себя знать остатки крепостничества в общественной и политической жизни страны. Россия была неограниченной монархией, т. е. власть в ней всецело принадлежала царю, который по своему усмотрению издавал законы, назначал министров и чиновников, бесконтрольно собирал и расходовал народные деньги. Царская монархия по существу была диктатурой крепостников-помещиков, которые имели все политические права, пользовались всеми привилегиями, занимали все основные должности в государстве, получали из народных денег громадные пособия. Царское правительство поддерживало крупных фабрикантов и заводчиков, финансовых тузов. Народ не имел никаких политических прав. Он не мог свободно собираться, высказывать свои мнения и предъявлять требования, объединяться в союзы и организации, свободно издавать газеты и журналы. Целая армия жандармов, сыщиков, тюремщиков, городовых, стражников, урядников, исправников, земских начальников охраняла царя, помещиков и капиталистов от народа.

Ревностно служила эксплуататорскому строю церковь. К началу XX века в России насчитывалось почти 69 тысяч православных церквей, 11О тысяч священников и 58 тысяч монахов. Кроме того имелись десятки тысяч служителей других религий. Вся эта огромная армия церковников усердно насаждала религиозный дурман, внушала трудящимся покорность царским властям.

Самодержавие боялось, что свет знаний сделает народ непокорным. Поэтому оно держало массы в темноте и невежестве. Министерство народного просвещения было на деле органом затемнения народного сознания. На школу отпускались гроши — 80 копеек в год на человека. «Кухаркиных детей», как презрительно называли молодежь из рабочих и крестьян, не пускали в среднюю и высшую школы. Почти четыре пятых населения России было неграмотно. Царизм обрекал народ на нищету не только материальную, но и духовную.

Царская Россия была тюрьмой народов. Нерусские народы, составлявшие 57 процентов населения, были совершенно бесправны, подвергались хищнической эксплуатации, терпели унижения и оскорбления. Царские чиновники творили над ними суд и расправу. Национальная культура нерусских народов подвергалась гонению. Многим народам запрещалось издавать газеты и книги, учить детей на родном языке. Население на Востоке было сплошь неграмотным. Правительство официально называло нерусские народы «инородцами», старалось привить русским презрение к ним. Царские власти натравливали одну нацию на другую, организовывали еврейские погромы, резьню между армянами и азербайджанцами.

Остатки крепостничества тормозили развитие страны. В сельском хозяйстве к концу XIX века было занято около пяти шестых населения. Несмотря на рост капитализма, Россия оставалась экономически отсталой аграрной страной.

Перепись населения 1897 года дает представление о классах в тогдашней России. Ее населяло 125,6 миллиона человек. Основной массой были крестьяне, из них две трети — бедняки. Почти одну пятую составляли рабочие со своими семьями. Приблизительно столько же насчитывали зажиточные слои — кулаки, владельцы мелких предприятий, буржуазная интеллигенция, чиновничество. Примерно два процента было крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников.

Трудящиеся и эксплуатируемые массы — рабочие, деревенская беднота, крестьяне-середняки, ремесленники — составляли почти четыре пятых населения. И это огромное большинство народа угнеталось и порабощалось кучкой помещиков и капиталистов, верным стражем которых был царизм. Миллионы неимущего и закабаленного трудового люда города и деревни представляли огромную революционную силу. Но эту силу надо было организовать и политически просветить, дать ей ясное понимание ее интересов и путей борьбы за освобождение от гнета, сплотить вокруг рабочего класса.

Отмена крепостного права не устранила противоречий между крестьянами и помещиками. Вместе с тем развернулись противоречия между рабочими и капиталистами, усиливалась рознь между крестьянской беднотой и кулачеством. Трудящиеся массы страдали и от капиталистической эксплуатации и от остатков крепостного гнета. Интересы народа и всего общественного развития требовали, прежде всего, уничтожения пережитков крепостничества, свержения царской монархии.

Россия к концу XIX века была уже не та, что до 1861 года. В. И. Ленин так характеризовал процессы, происходившие в ней в то время:

«На смену крепостной России шла Россия капиталистическая. На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся «начальства» крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой-чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы. В крупных городах, на фабриках и заводах все увеличивалось число рабочих. Постепенно стали складываться соединения рабочих для совместной борьбы с капиталистами и с правительством. Ведя эту борьбу, русский рабочий класс помогал миллионам крестьянства подняться, выпрямиться, сбросить с себя привычки крепостных рабов» (т. 20, с. 141. Здесь и далее цитируется по Полному собранию сочинений В. И. Ленина, изданию пятому).

Эти процессы вели к усилению революционного движения.

 

Революционно-демократическое движение. Первые рабочие организации

Революционное движение в России имеет богатую героическую историю. Крепостной гнет, обрекавший народ на каторжный труд и нищету, сковывавший все живое в стране, порождал настроения недовольства и протеста в массах. Эти настроения прорывались в бунтах и волнениях. Революционная мысль в России своими корнями уходила в борьбу крестьянских масс против крепостничества, жадно воспринимала опыт революционного движения Западной Европы. На богатой почве классовой борьбы еще в период крепостничества, в 40—50-х годах XIX века, выросли великие революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Деятельность их была пронизана глубокой ненавистью ко всем проявлениям крепостничества в общественной жизни России и посвящена горячей защите прогрессивного развития страны. Они сыграли выдающуюся роль в освободительном движении народов России. Под их влиянием сформировались такие пламенные революционеры, как Т. Шевченко, З. Сераковский, К. Калиновский, А. Мацкявичюс, М. Налбандян. Особенно сильное влияние на передовых людей второй половины XIX века оказал Чернышевский

— глава революционных демократов, самый выдающийся революционный мыслитель домарксистского периода.

Революционные демократы настойчиво искали правильную теорию, как орудие освобождения народа от самодержавия, от эксплуатации. Они справедливо считали народ главной движущей силой общественного развития. Но они не видели, да и не могли еще видеть, исторической роли рабочего класса, единственного класса, способного преобразовать общество.

Революционные демократы были идеологами крестьянской революции. В их взглядах боевой демократизм и утопический социализм сливались воедино. Везде в Европе протест против социального гнета породил первоначально утопические социалистические учения. Социалисты-утописты осуждали капитализм и мечтали о лучшем общественном строе, но не могли указать настоящий выход, ибо не видели общественной силы, способной стать творцом нового общества, свободного от эксплуатации. Социалисты-утописты в России в отличие от западноевропейских утопистов отстаивали преобразование страны путем крестьянской революции, они мечтали о переходе к социализму через крестьянскую общину, которая основывалась на

общем владении землей. Сельскую общину они ошибочно считали зародышем социализма.

После падения крепостного права революционное движение в России усилилось. Главную роль в нем играло народничество. Название «народники» связано с тем, что тогдашние революционеры объявили своей задачей защиту народа, его интересов. Народничество было широким общественным движением с различными течениями и оттенками. В 70-х годах основные направления революционного народничества

представляли М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Но все народники придерживались одинаковых взглядов на развитие России. Они были идеологами крестьянской демократии, верили в особый строй русской жизни, считали, что община явится исходным пунктом социалистического развития страны, идеализировали

крестьянина. Вера в возможность крестьянской социалистической революции воодушевляла их, поднимала на героическую борьбу с царизмом, с помещичьим гнетом. Среди народников были такие выдающиеся революционеры, как А. И. Желябов, Н. И. Кибальчич, И. Н. Мышкин, С. Л. Перовская. Царские палачи беспощадно расправлялись с революционными народниками: вешали, гноили в тюрьмах, истязали на каторге. Революционные народники не понимали исторической роли пролетариата, но некоторые из них первыми в России начали пропаганду среди фабрично-заводских рабочих. Ленин, показавший сложный, противоречивый характер народничества, высоко ценил его революционный крестьянский демократизм, его призыв к революции.

В 1874 году народники предприняли героическую попытку претворить свои идеи в жизнь. Революционно настроенные интеллигенты «пошли в народ», в деревню, надеясь поднять крестьян на революцию против самодержавия и осуществить немедленный переход к социализму. Но жизнь показала полную несостоятельность представлений народников о «коммунистических инстинктах» крестьянина. Крестьяне недоверчиво относились к их проповеди. Царское правительство арестовывало революционеров сотнями. Неудача «хождения в народ» не сразу подорвала народнические иллюзии. В конце 1876 года возникла народническая организация «Земля и воля», создавшая постоянные поселения своих сторонников в деревне, надеясь войти в доверие к крестьянству и поднять его на революцию. Но и это не принесло успеха народникам. Споры о дальнейших путях борьбы все обострялись.

В 1879 году «Земля и воля» раскололась. Меньшинство народников осталось на старых позициях отрицания борьбы за политическую свободу, считая, что такая борьба выгодна только буржуазии. Оно проповедовало передел всей земли, включая и помещичью, между крестьянами и создало организацию «Черный передел». Большинство народников объединилось в организацию «Народная воля», которая сделала шаг вперед, перейдя к политической борьбе с царским самодержавием. Но политическую борьбу народовольцы понимали не как борьбу масс, а как заговор с целью низвержения царизма и захвата власти небольшой организацией революционеров. Средством борьбы они избрали индивидуальный террор, т. е. убийство отдельных представителей царской власти и самого царя, рассчитывая путем устрашения и дезорганизации правительства захватить власть. Маркс, Энгельс и Ленин видели основную заслугу «Народной воли» в самоотверженной борьбе против крепостничества и самодержавия. Однако по мере развития массовой борьбы тактика индивидуального террора наносила все. более ощутимый вред революционному движению, ибо она сковывала активность масс.

Народничество 70-х годов сыграло важную роль в развитии революционного движения в России. Но путь борьбы, избранный народниками, и особенно их теория были глубоко ошибочными. Народничество обрекало революционное движение на поражение. Хотя народники находились под влиянием Н. Г. Чернышевского, но их взгляды по многим вопросам явились шагом назад. Они были далеки от материалистических воззрений. Ошибочные взгляды на крестьянскую общину как на источник социалистического развития страны становились особенно вредными в новых исторических условиях, когда в России стал развиваться капитализм и появился промышленный пролетариат. Но народники не поняли этих новых условий. Они утверждали, что капитализм в России — «случайное явление». Народники не увидели исторической силы, которой предстояло возглавить борьбу народных масс и довести ее до конца. Этой силой был рабочий класс.

Хищническая эксплуатация и полное политическое бесправие рождали протест рабочих. Уже в 60-е годы происходят волнения и стачки. Еще больше было их в 70-е годы. За десять лет (1870— 1879 годы), по неполным данным, подсчитано 326 стачек и волнений рабочих. Это были стихийные выступления доведенных до отчаяния людей.

Но стихийная борьба рабочих представляла уже собой зачаточную форму сознательности: они переставали верить в незыблемость угнетающего их порядка, не хотели дальше терпеть все с рабской покорностью, начинали чувствовать необходимость коллективного отпора своим угнетателям. В процессе борьбы из массы стали выделяться более передовые и сознательные рабочие. Они становились революционерами.

В революционном движении тогда безраздельно господствовали народники, и революционеры-рабочие подпадали под их влияние, примыкали к ним. Но передовые рабочие пытливо учились. Они страстно искали причины бедственного положения пролетариата и пути его освобождения. Они уже имели некоторое представление о I Интернационале и о деятельности европейских рабочих партий. До них стали доходить первые произведения Маркса и Энгельса, переведенные на русский язык. Они восторженно встретили Парижскую коммуну. Революционер-рабочий много размышлял об опыте массовых выступлений русских пролетариев. Его уже не удовлетворяло народническое учение, отводившее рабочим вспомогательную роль в революции. Передовые рабочие пытаются нащупать свои пути борьбы, создать самостоятельную организацию.

Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих», оформившийся в Одессе в 1875 году. Его организатором был революционер-интеллигент Е. О. Заславский. «Союз» имел сторонников в Ростове-на-Дону, Харькове, Орле, Таганроге. Он просуществовал около года и был разгромлен полицией. «Союз» ставил своей целью «пропаганду идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов», объединение рабочих для «будущей борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком». В нем сказывалось еще влияние народничества, например в решении организовать поселения в деревнях для работы среди крестьян. Историческая заслуга «Союза» состоит в распространении им в рабочем движении идеи политической борьбы и в создании самостоятельной организации пролетариата.

С середины 70-х годов передовые рабочие в Петербурге также приступили к созданию своей организации. Она окончательно сложилась в 1878 году под названием «Северный союз русских

 рабочих». Его организаторами были выдающиеся рабочие-революционеры Виктор Обнорский и Степан Халтурин. Появление «Союза» означало новый крупный шаг в развитии рабочего движения. В его программе провозглашалась идея международной классовой солидарности пролетариата, указывалось, что он «тесно примыкает по своим задачам к социально-демократической партии Запада». Цель «Союза» — «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». Ближайшая задача — завоевание политической свободы. В программе «Союза» еще сказывалось влияние народников: в крестьянской общине он видел фактор социализма.

«Северный союз» участвовал в нескольких стачках, издавал листовки, вносил организованность в борьбу. В 1879—1880 годах жандармы разгромили «Союз», но дело его не погибло. «Итак, за вами, рабочие, последнее слово, от вас зависит участь великого Союза и успех социальной революции в России» — этот страстный призыв программы «Союза» дошел до сознания передовых рабочих.

Рабочий класс стал постепенно выдвигать широкие политические задачи. В борьбе складывались его революционные качества. Среди рабочих появляются крупные революционные деятели. Знаменательно прозвучало великое пророчество московского ткача Петра Алексеева на суде в 1877 году об исторической роли русского рабочего класса: «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма,

огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!» Возникли первые классовые организации пролетариата. Это были лишь начальные шаги рабочего движения на самостоятельном пути. С большим трудом освобождались передовые рабочие от груза народнических идей. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.

Чтобы выделиться из общедемократического движения, рабочий класс должен был четко противопоставить себя другим классам, идейно и политически самоопределиться. Для этого рабочему движению необходимо было преодолеть мелкобуржуазную идеологию народничества и стать на почву марксизма, как подлинной идеологии пролетариата.

Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, совершили в середине XIX века глубочайший революционный переворот в науке. Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Они исследовали капитализм, открыли законы его развития и научно доказали, что капитализм исторически преходящ, как и предшествовавший ему крепостнический строй, что капитализм сам подготовляет условия своей гибели. С развитием капитализма происходит концентрация средств производства: мелкие и средние

предприятия непрерывно вытесняются и поглощаются крупными. Труд и производство становятся все более общественными по своему характеру, но продукт общего труда присваивается горстью капиталистов, так как им принадлежат средства производства. Так сам капитализм создает материальное условие осуществления

социализма — крупное производство. Для замены капиталистического способа производства социалистическим средства производства из частной собственности класса капиталистов должны стать собственностью всего общества.

Но господствующие эксплуататорские классы добровольно не откажутся от своей собственности, привилегий и власти. Нужна общественная сила, способная смести старое, эксплуататорское общество и создать новое общество, без эксплуатации. Такой общественной силой является пролетариат—класс современных рабочих. Маркс и Энгельс обосновали всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового, коммунистического общества. Сам капитализм порождает пролетариев — людей, лишенных средств производства и вынужденных, чтобы существовать, продавать свою рабочую силу. Пролетариат растет и развивается по мере роста капитала. Он занимает особое положение в капиталистическом обществе по сравнению с остальной массой трудящихся. Рабочий класс не имеет частной собственности на средства производства, он никак не заинтересован в сохранении общественного строя, основанного на эксплуатации; ему в революции нечего терять, кроме своих цепей. Общая работа на крупных фабриках и заводах в больших городах соединяет массы рабочих, дисциплинирует и сплачивает их, обучает совместным действиям. На каждом шагу рабочие сталкиваются со своим главным врагом — классом капиталистов. Борьба между рабочими и капиталистами становится все острее. Как самый угнетенный класс, пролетариат заинтересован в коренном переустройстве всего общества, в полном уничтожении частной собственности, нищеты и угнетения. Он не может освободить себя, не освобождая и всю остальную массу трудящихся от всякой эксплуатации. Следовательно, рабочий класс выражает и действенно защищает коренные интересы всех трудящихся. Пролетариат является самым революционным, самым передовым классом.

Маркс и Энгельс научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем неизбежно приведут к крушению капитализма и победе пролетариата. Эта победа будет завоевана в решительной борьбе против капитализма. Чтобы превратить капиталистическую собственность в общественную и капиталистические производственные отношения заменить социалистическими, рабочий класс, идя во главе всех угнетенных, должен совершить социалистическую революцию и установить свое политическое господство — диктатуру пролетариата для подавления сопротивления эксплуататоров и создания нового, социалистического общества.

Маркс и Энгельс учили, что сила рабочего класса — в его организованности и сознательности, в ясном понимании своих целей и задач, путей и средств борьбы. Чтобы победить, рабочее движение должно быть вооружено теорией научного социализма. Только при слиянии социализма с рабочим движением борьба рабочих превращается в сознательную классовую борьбу пролетариата за свое освобождение от капиталистической эксплуатации. Слияние социализма с рабочим движением осуществляет партия рабочего

класса, которая представляет интересы не отдельных групп рабочих по профессиям или национальностям, а общие интересы всего пролетариата. Она указывает рабочему движению его политические задачи и конечную цель. Следовательно, чтобы свергнуть капитализм и построить коммунизм, пролетариату нужна своя самостоятельная партия — коммунистическая партия.

У рабочих в любом уголке земного шара один общий враг — капитализм, у них общая цель — социализм, коммунизм. Капитал — сила международная. Чтобы победить его во всемирном масштабе, нужны общие усилия рабочих всех стран. Вот почему международная классовая солидарность — жизненная потребность рабочего движения, условие его победы. Рабочий класс каждой страны представляет собой национальный отряд международной армии труда. Маркс и Энгельс выдвинули великий лозунг пролетарского интернационализма: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Основы своего мировоззрения Маркс и Энгельс изложили в «Манифесте Коммунистической партии», вышедшем в 1848 году. Они возглавили созданное в 1864 году Международное Товарищество Рабочих — I Интернационал.

Марксизм в 70-х годах стал влиятельной силой в западноевропейском рабочем движении. Это оказывало известное воздействие на революционное движение в России. Сами творцы научного коммунизма Маркс и Энгельс поддерживали связи со многими русскими революционерами. Они с не ослабевавшим интересом следили за Россией, были глубоко убеждены в мировом значении русской революции, изучили русский язык, чтобы лучше знать страну и народ. Маркс и Энгельс нанесли первые удары народническому учению. Энгельс в написанной им при ближайшем участии Маркса работе «Социальные отношения в России» подверг критике основные «устои» народничества — представление об особых путях развития России, отрицание развития капитализма в ней, идеализацию крестьянской общины, непонимание буржуазного характера русской революции.

14 марта 1883 года международное рабочее движение понесло огромную утрату — умер основоположник научного коммунизма Карл Маркс. На похоронах Маркса Энгельс заявил: «И имя его и дело переживут века!» Его дело продолжал Энгельс. Марксизм распространялся все шире. В ряде стран Европы и Америки возникли социалистические партии. В 1889 году на Парижском конгрессе был основан II Интернационал. Конгресс призвал трудящихся всех стран отмечать ежегодно 1 Мая как день международной солидарности.

С отдельными работами Маркса и Энгельса передовые русские люди стали знакомиться еще в 1840—1850 годах. Но начало распространения их произведений в русских революционных кругах относится к 70-м годам. Особенное значение имело легальное издание в 1872 году на русском языке первого тома «Капитала»,

являвшееся вообще первым в мире переводом этого главного труда К. Маркса.

«...Для русских социалистов почти тотчас же после появления «Капитала»,— писал Ленин, — главным

теоретическим вопросом сделался вопрос о «судьбах капитализма в России»; около этого вопроса

сосредоточивались самые жгучие прения, в зависимости от него решались самые важные

программные положения» (т. 1, с. 275).

Так еще в период полного господства народничества всем ходом развития революционной мысли и рабочего движения была подготовлена почва для появления в России марксизма. Но для распространения и победы марксизма в революционном движении России нужно было преодолеть народнические взгляды, идейно разбить их.

 

 3.  Плеханов и группа «Освобождение труда». Марксистские кружки в России. Начало революционной деятельности В.И. Ленина.

В 1879—1880 годах в России сложилась революционная обстановка. В 1877 году крестьянские волнения, по далеко не полным данным, происходили в 11 губерниях, в 1880 году они охватили уже 34

губернии Европейской России. Росло и рабочее движение. В конце 70-х годов произошли крупные стачки в

Петербурге. Борьба революционеров против царизма приняла небывалый размах. У господствующего класса помещиков нарастал страх перед революцией. Правящая верхушка начала метаться: она то усиливала полицейский террор, то обещала конституцию.

Однако рабочие и крестьяне не созрели еще для того, чтобы свалить царское самодержавие. Крестьянство подымалось лишь на разрозненные стихийные бунты, пролетариат делал только первые

шаги в революционной борьбе. Буржуазия вела себя трусливо, униженно просила царское правительство о мелких реформах. Не было революционной партии, связанной с массами, вооруженной правильной революционной теорией, умеющей верно оценить обстановку и выдвинуть научно обоснованные лозунги борьбы.

Народовольцы же избрали ошибочный путь индивидуального террора. 1 марта 1881 года они убили царя Александра II. Но вместо него царем стал Александр III. Смена одного царя другим ничего не изменила в государственном и общественном строе, самодержавие же стало еще более угнетать массы. Царское правительство перешло в наступление. Оторванные от народа, народовольцы были разгромлены. Волна революционного прибоя спала.

Под влиянием поражения начался кризис народничества. Некоторые народники безуспешно старались возродить народовольческую организацию. Большинство же отказалось от борьбы. Перед теми

революционерами, которые не хотели отказываться от борьбы, встали вопросы: почему в России не произошла революция в результате убийства царя, каковы дальнейшие перспективы революционного движения, где та реальная сила, которая сможет осуществить социализм, каковы должны быть пути и методы революционной борьбы? Естественно, что усилились поиски новой революционной теории. К этому толкало прежде всего разочарование в народничестве. Значительное влияние на революционную мысль оказывали развитие рабочего движения в России и успехи западноевропейского пролетариата.

Небольшая группа революционных народников — «чернопередельцев», вынужденных эмигрировать, стала усердно изучать марксизм и внимательно знакомиться с западноевропейским рабочим движением. Она серьезно продумывала значение рабочих стачек в России, в частности опыт своей собственной работы среди передовых русских пролетариев. 25 сентября 1883 года эта группа выступила с программным заявлением о своем окончательном разрыве с народничеством и о необходимости организации особой партии русского рабочего класса. Своими основными задачами группа объявила распространение марксизма, критику народничества, разработку важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящихся России. Так возникла первая русская марксистская организация — группа «Освобождение труда». В ее состав входили: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и В. Н. Игнатов. Основателем и руководителем группы был Г. В. Плеханов, талантливый теоретик и пропагандист

марксизма.

Пропагандой марксизма и занялась группа «Освобождение труда». Она перевела на русский язык, издала и тайно распространила в России ряд произведений Маркса и Энгельса:«Манифест Коммунистической партии»,«Наемный труд и капитал»,«Нищета философии», «Людвиг Фейербах», «Развитие научного социализма», «Речь о свободе торговли», «Фридрих Энгельс о России» («О социальном вопросе в России»). К некоторым русским изданиям своих работ Маркс и Энгельс подготовили специальные предисловия. Плеханов написал много книг и статен, в которых пропагандировал и защищал марксизм. произведениях Плеханова русские революционеры нашли ответ

 на многие волновавшие их вопросы.

Первым произведением русских марксистов была брошюра Плеханова «Социализм и политическая борьба», вышедшая осенью 1883 года. На анализе русского революционного движения Плеханов показал глубокую жизненность положения Маркса о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Социализм и политическая борьба неотделимы, они тесно связаны, слиты. Путь к социализму лежит через политическую борьбу рабочего класса, через завоевание пролетариатом политической власти. Революционное движение в России приведет к слиянию социализма с рабочим движением, и тогда оно станет непобедимым.

Чтобы доказать ошибочность народнической теории, необходимо было исследовать происходившие в России экономические процессы, тогда еще плохо изученные. Книга Плеханова «Наши разногласия», изданная в 1885 году, явилась первой попыткой дать марксистский анализ экономики России.

Плеханов опровергал взгляды народников, которые утверждали, что капитализм в России — «случайное явление», не имеющее условий для развития, и вообще считали его упадком, регрессом. Факты о развитии внутреннего рынка, количестве фабрик, числе рабочих, положении кустарей говорили о том, что Россия уже вступила на путь капитализма. Неправильно сетовать по этому поводу и заявлять о «язве пролетариатства», как поступали народники. Задача революционеров, говорил Плеханов, заключается в том, чтобы использовать развитие капитализма в интересах революции. Капитализм порождает могучую революционную силу — пролетариат, и революционерам следует опереться на эту силу в борьбе с самодержавием и капитализмом.

Взгляды народников на крестьянскую общину как оплот против капитализма и мост для перехода к социализму были совершенно несостоятельны. Община в прошлом имелась во многих странах и распалась под ударами капитализма. Налицо были явные признаки разложения ее и в России. Внутри общины выделялись беднота и кулаки. Бедняки, не имея средств обрабатывать свою землю, отдавали ее кулакам, а сами нанимались к ним в батраки или уходили в поисках заработка. Беднота находилась уже в зависимости от кулака и ростовщика, община становилась для нее бременем. Царскому же правительству община была выгодна как средство выколачивания налогов на основе круговой поруки.

Плеханов показал, как глубоко ошибаются народники, отрицая передовую роль рабочего класса в преобразовании общества. Не крестьянам, а рабочим принадлежит революционная роль. Крестьяне ведут мелкое хозяйство и распылены. Они менее восприимчивы к социалистическому учению, труднее поддаются организации. Иное дело пролетариат, связанный с крупным фабрично-заводским производством. Он постоянно растет количественно, восприимчив к идеям социализма и способен к организации. Задача революционеров — развивать сознание, самодеятельность и организацию рабочих. Надо направить все усилия на создание рабочей социалистической партии. Главное дело сейчас — социалистическая пропаганда среди рабочих.

Плеханов подверг критике ошибочные взгляды народников на общество. В своих работах он обогатил марксистский материализм. Особо важное значение имела его книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», изданная в 1895 году. Народники отрицали объективные законы развития общества,

считали, что миром правят идеи. Они заявляли, что интеллигенция оказывает решающее влияние на общество и от ее воли зависит повернуть колесо истории в ту или другую сторону. Народники руководствовались ошибочной теорией об активных «героях» и пассивной «толпе». По этой теории историю делают отдельные

выдающиеся личности, за которыми следует масса, народ, толпа. Но жизнь общества, его развитие определяются не пожеланиями и идеями выдающихся личностей, а материальными условиями, изменениями в способах общественного производства. Народ—вот кто является подлинным творцом истории. Идеи только тогда становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Выдающиеся личности играют серьезную роль лишь постольку, поскольку они правильно выражают назревшие потребности развития общества. Но они обречены на поражение, если не понимают исторических условий, если действуют вразрез с

потребностями общества. Правильное познание законов исторического развития в целях преобразования общества дает только марксизм. Книга Плеханова имела большое значение в пропаганде научного, материалистического мировоззрения. На этой книге, указывал Ленин, «воспиталось целое поколение русских

марксистов...» (т. 19, с. 313).

Много дала рабочему движению в России программа группы «Освобождение труда». В основном она верно для своего времени определила путь борьбы и задачи русских марксистов. В ней подчеркивалось, что только рабочий класс является самостоятельным борцом за социализм. Конечная цель пролетариата — замена капитализма новым общественным строем — коммунизмом. Предварительное условие достижения этой цели

— завоевание рабочим классом политической власти. В программе провозглашалась необходимость образования революционной рабочей партии; ее первая политическая задача — низвержение самодержавия. Однако это была программа еще не боевой политической партии, а заграничной организации революционеров, действовавшей в условиях отсутствия в России широкого и самостоятельного рабочего движения. Этим объясняется абстрактность и расплывчатость многих ее положений.

Группа «Освобождение труда» развеяла народническую иллюзию о возможности перехода России в то время непосредственно к социализму. Такое представление было и теоретически и исторически неверно. Самым насущным вопросом революционной борьбы являлась ликвидация остатков крепостничества, свержение самодержавия; следовательно, страна непосредственно стояла перед буржуазной, а не перед

социалистической революцией. В этом указании первой русской марксистской группы — ее несомненная заслуга.

Однако группа неясно представляла себе расстановку классов в предстоявшей буржуазной революции и не смогла дать правильную оценку места и роли буржуазии и крестьянства в революции, заняла противоречивую позицию в этом вопросе. В некоторых произведениях Плеханов ошибочно заявлял, что пролетариату следует ориентироваться на буржуазию, а революционную роль крестьянства игнорировал. Высказывалась также мысль, что не следует пока пугать либеральную буржуазию «красным призраком»

социализма и что поэтому нужна такая программа, под которой подписались бы и либералы. Будущая рабочая партия в России представлялась подобием тех социал-демократических партий, которые были тогда в Западной Европе. Эти ошибочные взгляды способствовали впоследствии отходу деятелей группы от марксизма и привели их в лагерь оппортунизма.

Энгельс приветствовал образование в России первой марксистской группы. Плеханов участвовал в основании II Интернационала, на первом его конгрессе выступил с речью.

Группа «Освобождение труда» сыграла видную роль в истории России. Теоретические труды Плеханова обогатили русскую культуру. В освободительном движении России возникло марксистское направление. Полоса безраздельного господства народничества кончилась. Под меткими ударами марксистской критики рушились народнические устои революционной идеологии того времени. Однако еще было далеко до идейного разгрома народничества. Оно все еще пользовалось большим влиянием среди

революционной интеллигенции и передовых рабочих и являлось главным идейным препятствием на пути марксизма. Марксизм прокладывал себе дорогу с боями, проникая все глубже в революционное движение, все сильнее влияя и на многих народников. Одним из свидетельств этого является деятельность группы Александра Ильича Ульянова (старшего брата Ленина). В ее программе видно влияние марксизма: социализм рассматривается как неизбежный результат капитализма, придается серьезное значение рабочим, как ядру социалистической партии. Но политическая борьба понимается еще в заговорщическо-террористическом духе. Группа назвала себя «Террористическая фракция партии «Народная воля». Попытка организовать 1 марта 1887 года покушение на царя потерпела неудачу. А. И. Ульянов и другие руководители были казнены.

Только в борьбе с народничеством мог вырасти и окрепнуть марксизм в России.

Деятельность группы «Освобождение труда» расчищала путь для создания рабочей партии в России. Но группа не была практически связана с массовым рабочим движением. Ее историческое место точно определено Лениным:

«Группа «Освобождение труда» лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу  рабочему движению» (т. 25, с. 132).

Критический пересмотр теории и практики народничества происходил и в России. На тайных собраниях революционно настроенной молодежи шли горячие споры, продолжались настойчивые поиски новых путей. Большое воздействие на революционные круги оказывала группа «Освобождение труда».

Революционная мысль развивалась на почве рабочего движения, которое продолжало расти, несмотря на жестокую политическую реакцию, воцарившуюся в России. В 80-е годы произошло 446 стачек и волнений, в первой половине 90-х годов — 232 стачки с участием 157 тысяч рабочих.

Особенно выделилась своей организованностью стачка на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве в январе 1885 года. Во главе стачки стояли талантливые руководители Петр Моисеенко и Василий Волков. Моисеенко ранее был членом «Северного союза», изведал тюрьму и ссылку. На тайном совещании наиболее активных

рабочих были выработаны требования — восстановить прежние расценки и сократить штрафы. Стойкость и бесстрашие рабочих поразили широкие общественные круги, напугали царское правительство. Стачку подавили вооруженной силой. Около 600 рабочих выслали, 33 посадили на скамью подсудимых. Но на суде

раскрылась такая потрясающая картина издевательств над рабочими, что даже присяжные царского суда на все 101 пункт обвинения ответили: «Нет, невиновен». Реакционная газета «Московские ведомости» с озлоблением писала о «сто одном салютационном выстреле в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса». Несмотря на то что Моисеенко и Волков были оправданы по суду, жандармы не выпустили их из своих лап. Они были сосланы. Волков вскоре умер. Моисеенко впоследствии стал большевиком.

Морозовская стачка говорила о пробуждении классовой солидарности и сознательности рабочих. Рабочие почувствовали значение руководства и организации. Когда Волкова и Моисеенко ввели в зал суда, все находившиеся там рабочие встали и поклонились им в пояс.

Морозовская стачка стала знаменательной вехой в российском рабочем движении. В. И. Ленин впоследствии характеризовал ее как массовую стачку при участии единичных социалистов.

           Она красноречиво показала, какой грозной силой может стать рабочий класс, руководимый крепкой организацией. Царское правительство вынуждено было вскоре издать закон о штрафах, который несколько ограничил произвол капиталистов.

Борьба пролетариата оказывала воздействие на движение революционной мысли к марксизму. Наряду с заграничной группой «Освобождение труда» появились марксисты и внутри России, прежде всего в Петербурге. Здесь зимой 1883/84 года возникла марксистская организация «Партия русских социал-демократов», вошедшая в историю как благоевская группа. Ее организатором был студент Петербургского университета болгарин Д. Благоев, впоследствии основатель Социал-демократической, а затем и Коммунистической партии Болгарии.

Между группой Благоева и группой «Освобождение труда» вскоре установилась связь. Благоевская группа развернула пропаганду марксизма среди рабочих и студентов Петербурга. Ею было организовано до 15 рабочих кружков. В 1885 году группа тайно издала два номера газеты «Рабочий». Это была первая социал-демократическая рабочая газета в России.

Царская полиция в начале 1887 года разгромила благоевскую группу. Но ее деятельность не прошла бесследно. Посеянные ею семена дали всходы. Группа положила начало систематической пропаганде марксизма среди рабочих в политическом и промышленном центре страны — в Петербурге.

Осенью 1885 года возникает еще одна марксистская организация в Петербурге, принявшая позднее название «Товарищество санкт-петербургских мастеровых». Ее организатором был П. В. Точисский. Группы Благоева и Точисского действовали еще разрозненно, они не были связаны между собой. Заслугой «Товарищества» является установление крепких организационных связей с передовыми рабочими. В его кружках воспитывались такие замечательные рабочие-революционеры, как Е. А. Афанасьев (Климанов) и В. А. Шелгунов. Впоследствии Точисский, Шелгунов и Климанов стали большевиками.

В 1888 году полиция разгромила «Товарищество». Избежавшие ареста рабочие обеспечили преемственную связь с новой организацией, сложившейся в 1888—1889 годах. Она известна по имени своего организатора М. И. Бруснева. Постепенно брусневская группа выросла в стройную организацию: почти во всех районах Петербурга были ее кружки. Всего насчитывалось до 20 кружков, по 6—7 рабочих в каждом. Был создан первый кружок среди работниц.

Брусневцы стремились сблизиться с рабочими. В связи с некоторыми стачками они выпускали воззвания. В 1891 году передовые рабочие приняли участие в похоронах писателя-демократа Н. В. Шелгунова. В том же году брусневцы организовали впервые в России празднование 1 Мая. На тайной сходке за городом собралось 70—80 рабочих. Речи рабочих потом тайно отпечатали и широко распространили. Это были первые социал-демократические демонстрации передовых рабочих, но массовое движение еще отсутствовало.

Многие брусневцы стали активными участниками социал-демократического движения. Видным деятелем партии впоследствии был рабочий Ф. А. Афанасьев. В 1892 году жандармы разгромили брусневскую группу. Уцелевшее небольшое ядро сохранило связи с некоторыми рабочими кружками.

К концу 80-х годов марксизм распространяется в ряде районов России. Появляются марксистские кружки в Москве. Одним из районов пропаганды марксизма становится Поволжье: Казань, Самара (Куйбышев), Нижний Новгород (Горький). Здесь большое влияние на переход революционеров к марксизму оказал Н. Е. Федосеев, талантливый и самоотверженный революционер. Впоследствии он погиб в сибирской ссылке. Возникают марксистские кружки на Украине—в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе (Днепропетровск). Организатором первых марксистских кружков на Украине был видный революционер Ю.

Д. Мельников.

К первым русским марксистам принадлежал Владимир Ильич Ленин (Ульянов), основатель и вождь партии большевиков, партии коммунистов. В 1887 году, семнадцатилетним юношей, он принял участие в революционном выступлении казанских студентов, был арестован и выслан. Ленин вступил на путь революционной борьбы. Страстная ненависть к произволу и угнетению, горячая любовь к простому человеку труда сделали Ленина революционером. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение трудящихся от

угнетения и эксплуатации, борьбе за счастливое будущее человечества. В. И. Ленин воспринял традиции величайшего героизма и беззаветного самопожертвования русских революционеров, своих предшественников, но пошел другим путем, свободным от их ошибок, путем революционного марксизма.

Изучив произведения Маркса и Энгельса, Ленин стал убежденным марксистом. В 1888 году он принял участие в одном из казанских марксистских кружков. В 1889 году он переехал в Самару, организовал там марксистский кружок и установил связи с марксистами Нижнего Новгорода, Владимира, Петербурга. В. И.

Ленин уже тогда играл видную роль в распространении марксизма в России. В марксизме Ленин видел могучее орудие революционного преобразования мира, освобождения трудящихся от экономического, политического и духовного рабства.

В. И. Ленину было чуждо книжное, отвлеченное восприятие марксистской теории. Для него марксизм всегда был живым руководством к революционному действию. Уже в начале своей революционной деятельности Ленин приступил к решению важнейшей теоретической задачи русских марксистов — всестороннему исследованию общественно-экономического строя тогдашней России, ее экономического развития и классовых взаимоотношений. Без такой работы нельзя было до конца разгромить народничество и научно разработать программу и тактику рабочей партии в России.

Весной 1893 года В. И. Ленин в статье «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» — первой из сохранившихся его литературных работ — изложил ряд важных мыслей. Он доказывал, что в недрах крестьянства назрели глубокая экономическая рознь и классовые противоречия, что крестьянство распадается на три основные группы: бедную, среднюю и зажиточную, что капитализм в России развивается с неудержимой силой. Эта статья показывает, с каким мастерством молодой Ленин применял метод марксизма к анализу сложнейших вопросов русской жизни.

1883—1894 годы были периодом медленного и трудного роста социал-демократического движения в России. Сторонников нового, марксистского учения было очень мало. Во всей огромной стране насчитывалось немногим более десятка небольших марксистских групп и кружков в крупных городах. Кружки занимались пропагандой лишь среди передовых рабочих, они не вели политической работы в массах. Социал-демократия переживала тогда, писал Ленин, процесс утробного развития.

В идейных схватках с народниками закалялись первые русские марксисты. Учение научного социализма ярким светом озарило им путь дальнейшей борьбы, свои знания они несли рабочим. В революционных кружках шла острая борьба между марксистами и народниками. Все больше передовых рабочих и революционеров-интеллигентов становилось убежденными марксистами. Из поколения марксистов конца 80 — начала 90-х годов вышли видные деятели большевистской партии: М. Ф. Владимирский, В. В. Боровский, Л. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, В. К. Курнатовский, А. В. Луначарский, М. Н. Лядов, Н. А. Семашко, П. И. Стучка, М. Г. Цхакая, А. Д. Цюрупа, В. Л. Шанцер (Марат), А. Г. Шлихтер и многие другие. Под влиянием идей марксизма формировались в эти годы будущие пролетарские писатели А. М. Горький и А. С. Серафимович. Марксизм становился заметной силой в духовной и политической жизни страны. Влияние народничества было серьезно подорвано.

 

К Р А Т К И Е  В Ы В О Д Ы

 

В связи с развитием капитализма и появлением промышленного пролетариата в царской России во второй половине XIX века все сильнее разгоралась революционная борьба. Она выражалась в рабочем движении, крестьянских волнениях и в деятельности революционных организаций.

Первоначально социалистическое учение и рабочее движение существовали в России раздельно, как в свое время во всех странах, где начиналась революционная борьба. Постепенно на почве российского рабочего движения, в результате кризиса народничества и под влиянием успехов западноевропейского пролетариата возникли первые марксистские организации в России. Организованная Плехановым группа «Освобождение труда» нанесла серьезный идейный удар народничеству и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

Марксизм в России развивался и креп в борьбе с народничеством. Но старые, отживающие взгляды никогда не уступают своего места без упорного и ожесточенного сопротивления. Потребовались годы решительной идейной борьбы с народничеством, пока марксизм победил и стал теоретической основой рабочего движения в России.

До середины 90-х годов марксизм в России оставался идейным течением, не связанным с рабочим движением. Развитие борьбы пролетариата и деятельность марксистских организаций подготовили условия для соединения научного социализма с массовым рабочим движением, для возникновения марксистской

партии в России. Задача создания марксистской партии была решена Лениным.

Наступала новая эпоха в истории рабочего класса и революционного движения в России,

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!