Требования к написанию описания человека

Класс Художественное описание внешности человека

Словесный портретпринятая система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик (Общие характеристики: тело, голова, лицо, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, уши, волосы на голове, зубы, шея, плечи, грудь, спина, руки, ноги, особые приметы на теле, функциональные признаки (Походка: медленная/быстрая, легкая/тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, вихляющая, семенящая. Хромота. Пользование тростью. Жестикуляция. Осанка: прямая/сутулая/сгорбленная. Мимика: маловыразительная/развитая. Щурится, моргает, дёргается щека/глаз/голова и пр.Голос:

o тембр — бас, баритон, тенор, альт, дискант, сопрано;

o сила — сильный, средний, слабый;

o чистота — чистый, хриплый, глухой, сиплый.

Манера речи: медленная/быстрая, спокойная/возбуждённая, отрывистая, невнятная, картавит, шепелявит, глухонемой. Наличие иностранного акцента. Характерные моторные привычки:Стоя на месте переваливаться с пяток на носки и обратно, переступать с ноги на ногу; держать руки в карманах/по швам/за спиной, потирать руки, вертеть в руках предметы и пр.; при разговоре наклонять голову к плечу; класть ногу на ногу; грызть ногти; сплёвывать и пр.

На вид похож на: спортсмена, интеллигента, чиновника, отставного военного, торговца, уголовника, алкоголика, больного, бродягу, студентку,особые и броские приметы.)

Литературный портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении. Портрет часто используется автором с целью характеристики персонажа.

Виды портрета:

Название Пояснение Пример
Динамический портрет Изображение мимики, жестов, выражения лица, глаз. “подпирает руками голову”, “склоняет на стол голову”, “восклоняется опять”. “защёлкал зубами”, “дрожал как загнанная лошадь”.
Внешний портрет Изображение элементов одежды: шляпы, костюма, обуви и т.п; лица, фигуры.  «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…»; «…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…».
Внутренний портрет (Психологический портрет) Изображение чувств героя, его внутреннего мира и переживаний. “…он понять не мог, откуда он взял столько хитрости, тем более, что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе”, “Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им всё более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные — гадки были их лица, походка, движения”.

 

Описание внешности — один из самых трудных видов описания. Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц. А умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Возможные определения:

Лицо – узкое, широкое, круглое, квадратное лицо, скуластое, бледное, смуглое, румяное

Глазазелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Бровикрасивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, узкие, тёмные, светлые, несимметричные...

Лобвысокий, низкий, узкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, большой, маленький, плоский...

Губы- полные, узкие, тонкие, яркие, розовые

Взглядрастерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, наглый, доверчивый…

Носпрямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...

Волосыкороткие, длинные, каштановые, белокурые, светлые, темные, русые, рыжие, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, вьющиеся, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигурахорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...

Походкабыстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...

Позавеличественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

   Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

 

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ    ПЛАН

1. Вступление. Основная мысль описания (замысел).

2. Общее впечатление (фигура, рост).

3. Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).

4. Яркие, незабываемые портретные детали.

5. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки).

6. Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.

7. Одежда.

8. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).

9. Заключение.

 

Требования к написанию описания человека

 

· Определи  свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

· Почувствуй   индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее “Я”.

· Продумай последовательность изложения (план).

· Не заменяй  описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).

· Выдели индивидуальность

· Используй разнообразные языковые средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, художественное слово)

· Постарайся раскрыть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!