Это они первыми донесли до кадомчан великое слово Островского, Чехова, Горького, музыку Моцарта, Глинки, Чайковского.



Народное творчество – это одно из основных проявлений национальной самобытности. Масштабы живого творчества русского народа как по глубине временного пространства, так и по ширине многообразию жанров, поистине необъятны.

Год объявлен в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Открывая его, методический кабинет Кадомского РДК начинает публикацию уникальных материалов по краеведению, традиционной культуре и ее хранителях в рамках долгосрочного проекта «Культурный код».

Надеемся, это поможет вам больше узнать об истории родного края.

      

Таланты земли моей кадомской

Древнейший уголок земли Рязанской – Кадом – перешагнул свое 800-летие.

Вокруг него лежит  населенный с глубокой древности лесной край с самобытными культурными корнями, отчасти сохранившимися до наших дней.

В окрестных селах бытовали на фоне общей традиции и свои местные обряды, отличающаяся от других одежда. Богатейший фольклор сопровождал повседневную жизнь крестьян, составлял основу календарных и семейных праздников.  Русский человек слагал и пел песню, когда трудился, когда тосковал и радовался. Пел, когда требовали важные события и основные занятия его жизни.

В купеческо-мещанском городке Кадоме очень сильны были религиозные православные устои. Кадомчане отличались набожностью, ценили церковное пение, сами по праздникам пели духовные стихи. Эти традиции соблюдались строго, и какое-либо скоморошество, светские увеселения осуждались как духовенством, так и патриархально воспитанными жителями.

Новое время внесло новизну и в культурную жизнь кадомчан. В начале ХХ века явственно ощущалась потребность в новых формах культурного досуга у разночинной молодежи и местной интеллигенции. Выходцы из Кадома жили в Москве, в Петербурге. Приезжая на летнее время, развлекались по-городскому: устраивали домашние спектакли, пели романсы и народные песни под гитару или рояль. Эти выступления, естественно, были рассчитаны на зрителя.

Так, более 100 лет назад, в Кадоме зарождалось искусство любительской сцены.

С 1905 года культурным центром Кадома стало здание женской прогимназии, где по инициативе местной интеллигенции устраивались любительские спектакли. Образованные учителя прогимназии, воспитанницы знаменитых Бестужевских курсов привнесли в наш городок частицу тогдашнего театрально – музыкального мира.

Сохранившаяся афиша 1913 года (фото 1) дает основание вести отсчет от этой даты. Письменных подтверждений о более ранних спектаклях в Кадоме нет.

В афише указано, что в этот вечер будет показана шутка в одном действии «Это он» и картина в одном действии под названием «В тихом уголку». «По окончании спектакля дивертисмент и танцы. Вход по билетам, кроме господ офицеров и их семейств».

В обеих пьесах играли одни и те же исполнители, всего пятеро, их фамилии: Ларин, Ермишинский, Батурин. Роль барышни исполняла некая Л.Горуа, а самодеятельный артист Голубев играл кухарку и хозяйку гостиницы. Видимо, роли были комические.

Фото 1. Афиша спектакля 1913г.

С установлением Советской власти возникла необходимость создания общественного культурного центра. Начало этому положил один из первых председателей горисполкома Кадома Иван Васильевич Агафонов, при его поддержке в здании бывшей поликлиники был организован первый в городе любительский театр. Но находился он там недолго: видимо, месторасположение не устраивало жителей, и театр перенесли в центр Кадома, в дом купца Сапельникова, где сейчас размещено райпо. Его назвали Народным домом. Но и это помещение было тесновато для желающих приобщиться к искусству. Вот тогда-то властями и был передан под Нардом особняк купца Федора Филипповича Андронова, до этого занимаемый под приют для беспризорных детей. Он стал именоваться Домом соцкультуры, а позже Домом культуры. Сейчас в этом здании находится Центральная районная библиотека.

В 30-х годах к руководству Дома культуры пришел умелый организатор народного творчества Сергей Иванович Митрофанов, который окружил себя талантливыми поклонниками сцены. Имена тех, кто многие годы бескорыстно сеял в народе разумное, доброе, вечное, живы до сих пор в памяти кадомчан: Владимир Брауншвейг, Василий Чугунов, Михаил Сапельников, Михаил Осьминников, Татьяна и Николай Пашины, Анатолий Калинин, Николай Батышев, Мария Цыбина.

Это первый отряд театралов кадомской сцены 20 – 30 годов, который быстро пополнился за счет учителей - энтузиастов, таких, как Сергей Михайлович Волков, Людмила Федоровна Горлова, Екатерина Ивановна Батманова, Клавдия Александровна Трунина, Иван Алексеевич Шемякин и другие.

Это они первыми донесли до кадомчан великое слово Островского, Чехова, Горького, музыку Моцарта, Глинки, Чайковского.

На протяжении ряда десятилетий радовала своими концертами жителей Кадома Пашина Татьяна Михайловна (фото 2). Еще подростком ее приглашали по праздникам петь в домах богатых купцов. В присутствии многочисленных гостей она исполняла русские народные песни, церковные песнопения и имела большой успех: голос ее очаровывал силой, душевностью и выразительностью.

Фото 2. Пашина

Татьяна Михайловна (справа)

С матерью Марией Ивановной

И сестрой Анной.

Со временем на ее пути появился Василий Павлович Чугунов, большой знаток музыки, который и привел Татьяну Пашину на сцену, пораженный чудесным природным даром. Пела она много, вдохновенно: в Доме культуры, колхозном клубе, школе, педагогическом техникуме, на дружеских вечерах и просто на улице с соседями.

В ее репертуаре насчитывалось до сотни русских народных песен, арий из опер. Ее партнерами были Фаина Васильевна Корякина, Эмилий Павлович Аристовский, Иван Михайлович Цыбин, Иван Иванович Лощинин. Высоко отзывалась о мастерстве песенного исполнения Татьяны Михайловны Пашиной солистка Московской филармонии Елена Баландина, часто навещавшая родной городок. И эти два уникальных голоса радовали кадомчан совместными концертами.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!