Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Тема: Народные промыслы и ремесла. Народная кулинария.

Руководитель: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно вас поджидаем, занятие без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся теплое местечко у печки и приветливое словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

 

Традиции и обычаи питания тесно связаны с историей и культурой народа. Их изучение позволяет получить представление о жизни наших предков.

Русская кухня в древности не отличалась особым разнообразием. Кушанья были просты.

На столе преобладали: овощи, рыба, каши, супы. Одно из самых первых и простых блюд – это каша. Каша чаще всего упоминается в произведениях народного эпоса. Об упрямом и непутевом человеке говорят – «с ним каши не сваришь», а если события приняли бурный оборот, то тут в ходу выражение –«каша заварилась». Распространена также поговорка о том, что «каша – мать наша». Раньше даже был обычай при заключении мирного договора с противником варить и есть вместе кашу. Много рецептов в русской кухне с овощами, особенно с картошкой и капустой. Щи, в том числе и кислые, были частым блюдом на столе. Также к русской кухне относят рассольник, уху, борщ. Издавна в России любимы и рыбные блюда: вареная треска, лосось жареный, семга. Использование даров леса – одна из характерных ососбенностей в русской кухне. Соленые, маринованные и сушеные грибы, моченая брусника и клюква, лесные орехи не сходили со стола русского человека. Вместе со всеми этими блюдами важную роль в русской кухне имеют мучные изделия: блины, оладьи, пироги, курники. Одно из самых древних блюд - блины. Одна из сохранившихся до наших дней традиций, связанных с блинами – Масленица.

Замечательно, мы с вами узнали о разных интересных блюдах: какие-то вы уже знаете и даже ели их, а некоторые не совсем вам знакомы. Сегодня мы познакомимся с ними поближе.

Но сначала нам нужно определить значение древнего слова, тесно связанного с питанием. Это слово - трапеза.

Трапеза — словарь Ушаков а

ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.

ТРАПЕЗА - Толковый словарь В. Даля

Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг.

 

В прошлом каждая трапеза имела определённый час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было своё строго определённое место. Место во главе стола всегда сохранялось за хозяином. Он и садился первым за стол. Перед тем как сесть за стол каждый должен был перекреститься. И если кто-нибудь за столом нарушал правила трапезы, то обязательно получал ложкой по лбу.

Одна особенность русской национальной кулинарии — разнообразие приемов тепловой обработки продуктов: варка, тушение, запекание и выпекание. Блюда также готовились и во фритюре — это называлось — пряжение. Особую роль в формировании особенностей русской кулинарии сыграла печка. Она появилась на Руси в 6 веке. Вначале это была печка-каменка, без всякой трубы. В 8—10 веках появились глиняные печи с отверстием, куда можно было поставить горшок. И только в 13 веке у печки появилась труба, через которую из помещения уходил дым. Русская печь определила форму посуды. Так как при приготовлении в печи важно было, чтобы пища нагревалась равномерно, а посуда не должна была иметь большую боковую поверхность.

Руководитель: А какова история посуды, традиционно используемой в русской кухне?

Посуда — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Термин посуда берет начало от древнерусского слова «судъ», обозначающий сосуд.

- Обратите внимание, изображение старинной русской посуды вы можете увидеть в раздаточном материале. (Приложение № 1).

- А вот теперь узнаем об истории русской старинной посуды.

Вся посуда раньше хранилась в специальном помещении, которое называлось стряпущая изба или поварня.

Вся посуда называлась судками.

Из поварни в столовую палату жидкую пищу носили в кастрюлях, рассольниках и оловянниках с крышками. Твёрдую пищу носили на блюдах. У богатых людей блюда серебряные, у небогатых оловянные и деревянные. Блюда разных размеров и форм (блюдо гусиное, блюдо лебяжье и т. д.). Из поварни пищу носили на одних блюдах, на стол подавали в других блюдах. Блюдце — блюдо, с которого могли есть несколько человек. Овощи носили в блюдах-овощниках. К большим блюдам прикрепляли два или четыре кольца. Такое блюдо могли носить несколько человек. Тарелки назывались торелями, они появились в 16 веке, использовались достаточно редко. До этого своеобразной «тарелкой» служил ломоть хлеба, на который клали куски пищи. Использовались и большие «мисы», из которых ела вся семья. Существовали даже определенные правила этикета, в которых рекомендовалось хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп, так как другие люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув ее изо рта.

Один из самых древних атрибутов в русской кухне — берестяная посуда — туес (бурак, туесок, поставок). В берестяной посуде хранили муку и соль, солили огурцы и капусту, использовали для молока. Береста обладает удивительными свойствами — она долго сохраняет температуру пищи, горячее остается горячим, а холодное — холодным. К тому же в берестяной посуде пища долго не портится — молоко не скисает, а хлеб не плесневеет.

Предшественником кастрюли как в богатых, так и в бедных домах был горшок. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло.

Первые сковороды появились в 16 веке. Они, так же как и горшки, были керамические и по форме были похожи на кастрюли, расширяющиеся кверху. Называли их латками.

Нож и ложка на Руси были известны давно. По этому поводу существует много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам» и т. п. В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты: разливная ложка; межеумок — простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая — ложка, которой ели бурлаки; босная — продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая и т. д. А вот вилка появилась на русском столе только в 18 веке.

Пили наши предки из кубков, рога, чарок, братины, чаш, ковшей, стопок и стаканов. Один из самых древних видов посуды для питья — братина. Пили из братины вкруговую, и она служила своеобразным символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников «братчинного» пира. По форме братина напоминает небольшой горшок с шаровидным туловом, часто снабженный высокой конической крышкой. Еще один вид посуды, ставшей предшественником современного графина — ендова. Она похожа на широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком. Ендовы были размером до шести вёдер.

А вот самовар, ставший символом русского стола, получил у нас распространение в 18 веке. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Впоследствии в странах Европы появились уже более совершенные конструкции самовара, Считается, что первый самовар в Россию привез Петр Первый из Голландии. Самовар очень быстро приобрел популярность в самых разных кругах, и уже во второй половине 18 века в Туле появился завод по изготовлению самоваров. Настоящий русский самовар от своего европейского «собрата» отличается округлой («пузатой») формой, а также спецификой приготовления чая - заварка не заливается крутым кипятком, а настаивается.

На Руси традиционно посуда была деревянной. Причём не каждое дерево годилось для её изготовления.

Большое значение имели лечебные свойства древесины.

Так, считалось, что посуда из липы обладала противовоспалительными свойствами, из рябины — оберегала от авитаминоза. Ели деревянными ложками из деревянных плошек, пользовались деревянными мисками, ковшами и кувшинами. Кроме этого, плели посуду из бересты — солонки, туески для хранения муки, круп.

Известно, что кора берёзы обладает многими лечебными свойствами — от бактерицидных до тонизирующих. Так организм наших предков постепенно накапливал целительные свойства деревьев.

Издревле на Руси ели кислую и отварную свежую капусту, луковники, левашники, пироги с горохом и овощными начинками, овсяный кисель, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.

Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.

Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.

 

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я загадаю загадку вам, а вам нужно будет отгадать ее.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко

Наша русская……..

(Матрешка)


Откуда и как появилось это чудо?

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.

Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы.

Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. Раскрашены они были гуашью. Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.

Почему Матрешку так называют? А откуда она появилась? Имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Многие из нас любуются расписными красавицами матрешками, но мало кто при этом задумывается, настолько трудоемким является процесс их создания. Давайте попробуем вместе разобраться в тонкостях технологии изготовления деревянных разъемных кукол, чтобы в полной мере оценить кропотливый труд мастеров.

Над созданием матрешки работает целая команда профессионалов. Первый этап — выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться обработке. Если взять сырое дерево, то после окончания работы на изделии могут появиться трещины и расколы, и жаль будет затраченных усилий и времени. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.

Для выполнения заготовок берут подходящий отрезок древесины округлой формы, вставляют его в станок и вытачивают плавные изгибы фигурки будущей матрешки. Деревянные заготовки мастер начинает точить с самой маленькой, неразъемной куклы. Затем вытачивает следующую фигурку чуть большего размера, уже складную, и так далее, до самой большой. Сначала вытачивают головку, затем — туловище, подрезают в нужных местах резцом, и заготовка для создания будущей расписной красавицы готова.

Работа токаря по созданию заготовки

После того, как токарь выточил фигурки матрешек, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности, шлифует шероховатости, делает поверхность гладкой и удобной для дальнейшей работы художника по росписи изделия.

Фигурки после шлифовки.

Далее остается самый интересный этап создания деревянных кукол, когда художник берет в руки кисть и краски и начинает расписывать каждую фигурку вручную. Мотивы рисунка повторяются, но тем не менее, каждая матрешка получается удивительно красивой и непохожей на остальных. Знатоки народного искусства говорят: это происходит потому, что в каждое изделие мастер вкладывает свою душу.

Все изготовленные на сегодняшний день матрешки делятся на две группы:

  • Традиционные — разъемные деревянные куклы — сувениры
  • Нетрадиционные — матрешки — пеналы, сундучки, магниты, неваляшки, предметы декора интерьера, броши, брелоки и многое другое.

При рассмотрении традиционных изделий народного промысла можно заметить, что они отличаются друг от друга формой. Одни бывают широкими, приземистыми, слегка сужающимися книзу. Другие же — несколько вытянутые с резкой сужающейся нижней частью. Третьи — более вытянутые с узкой уплощенной кверху головкой.

Причина подобного разнообразия форм заключается в различии стилей декоративной росписи, которую используют художники. На разных матрешках сарафаны, фартуки и платочки изображают в различной манере. По этой причине на токарном станке изделиям придают такие разнообразные формы.

Названия видов матрешек зависят от места их изготовления. Выделяют несколько наиболее известных и характерных разновидностей:

  • Загорская матрешка

  • Семеновская матрешка

  • Полхов — майданская матрешка

  • Вятская матрешка

  • Тверская матрешка

  • Сюжетная матрешка

Трудно переоценить роль матрешки в создании интерьера в русском стиле. Расписные куклы придадут уют и особую атмосферу народной стилистики. К этому можно добавить люстру, декорированную фигурками матрешек, светильники, вазоны и другие интересные детали, которые сделают оформление комнаты неотразимым.

Домашнее задание: нарисовать на альбомном листе стилизованную матрешку.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РИСОВАНИЮ МАТРЕШКИ.

1.Рисуем силует матрешки. В верхней части изображаем круг - лицо. Глаза: две дуги и два кружочка.

 

 

2. То, что делает матрешку матрешкой: глаза у нее особые, веселые. Для веселости подводим нижние дуги (чем ближе обе дуги, верхняя и нижняя, друг ко другу, тем веселее получается). Реснички в уголках.

3. Носик - две точки, ротик: дуга-улыбка, затем губки и круглые щечки.

 

4. Платок.

 

 

5. Волосы.

 

 

6. Руки: пышные рукава, руки.

 

 7. Фартук. В руки "даем" платочек, малыша, корзинку, котенка и т п.

 

 

8. Украшаем завитушками, точечками, цветами.

 

 

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!