Крестьянская и городская средневековая культура.

Урок 25 Дата: 10.02 Группа 1

Тема: Культура Средневековья.

Цель урока: ознакомление с основными направлениями в архитектуре, литературе, искусстве.

Основные понятия изучаемой темы:

Романский стиль – этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в XX–XII веках, в ряде мест до XIII века.

Готический стиль – особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

Рыцарская культура – культура, носителем и вдохновителем которой было рыцарство – военное сословие в Западной Европе, пережившее свой расцвет в ХII–XIV веках.

Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.

Европейская культура в Средние века была неотделима от религии. Живопись, архитектура и литература были тесно связаны с Церковью. Центрами духовной культуры были монастыри. На Западе светская культура зародилась раньше.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Именно религия предлагала людям стройную систему представлений о мироздании. Эта картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение.

Большим влиянием пользовались теологи – религиозные философы. В XI веке зародилась схоластика – тип религиозной философии, призванный постичь основные догмы христианства средствами логики и разума. Один из самых известных схоластов своего времени Пьер Абеляр значительно развил методы диалектики.

Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон – особые правила изображения. Художники Средневековья не соблюдали законов перспективы, не стремились к точности, когда писали людей и природу.

Памятники Средневековой архитектуры.

Наиболее крупные памятники средневековой архитектуры – соборы. В X – XII веках во Франции, Германии, Италии преобладал романский стиль, который характеризовался сочетанием ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Благодаря массивным стенам с узкими проёмами окон здание выглядело прочным и основательным.

С XII и до XV века в Европе утверждается готический стиль, отражающий возросшее богатство городов, уровень мастерства каменщиков. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Рыцарская культура Средневековья.

Стремление церкви облагородить христианское воинство, знакомство западноевропейцев с роскошной и изысканной дворцовой жизнью в Византии и на Востоке изменили рыцарский образ жизни. На место грубому невежественному воину IX–X вв., владевшему только оружием и конем, пришёл рыцарь, знакомый с изысканным обхождением и этикетом, стихосложением и игрой на лютне. Три заповеди были святыми для рыцарей: защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме и верность сеньору.

В конце XI века зародилась поэзия трубадуров, которая вобрала в себя духовное и светское наследие античности, христианской и исламской философии и поэзии.

Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания.

Крестьянская и городская средневековая культура.

Жизнь крестьян была тесно связана с природой. Смена дня и ночи, чередование времен года влияли на хозяйственную деятельность селян и приводили к тому, что время воспринималось ими как вечный круговорот, постоянная повторяемость явлений и событий. Отсюда – почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности.

Образ жизни обитателей средневекового города разительным образом отличался от быта средневековой деревни. Вместо церковного колокола ритм жизни задавали городские башенные часы, которые громко отбивали каждую четверть часа. Вместо привольно раскинувшихся деревянных домишек господствовала тесная, многоэтажная застройка.

В этой среде начинает развиваться и достигает расцвета городской роман. Особой популярностью пользовался «Роман о Лисе». Основной сюжетной линией произведения является победоносная борьба умного лиса Ренара с грубым и кровожадным волком Изенгримом и с сильным и глупым медведем Бреном. Все действующие лица романа были аллегорическими фигурами: под видом животных были выведены типичные представители средневекового общества с их характерными достоинствами и недостатками. Книги стали доступнее с изобретением книгопечатания. В Европе первым книгопечатником считается Иоганн Гутенберг.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счёт и письмо, разбираться в свойствах материалов – металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Для горожан недостаточно было опираться только на авторитет предков и традиции.

В городах возникла система светского образования, формировалась среда не связанных с Церковью образованных людей. Стали формироваться школы научных знаний, опиравшихся на естественно-научные методы изучения природных явлений, опыт и эксперимент. Эти методы, в частности, отстаивал английский ученый Роджер Бэкон, открывший европейцам секрет изготовления пороха. Он считал Землю круглой и полагал возможным достичь Индии морским путем. За свои взгляды, расходившиеся с догмами Церкви, Бэкон был осужден и провел 12 лет в тюрьме.

Широчайшее распространение в Европе получила алхимия, которая занималась поиском субстанции, способной превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством вечной молодости. Хотя её цели и средства были весьма сомнительны, алхимия была во многих отношениях предшественницей химии.

Как русская, так и европейская культура Средневековья была христианской по своему содержанию, однако она вобрала в себя многие элементы народной (языческой) культуры.

Одной из отличительных черт средневековой культуры Западной Европы являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы рыцарства и возникшего в зрелом Средневековье нового социального слоя – горожан.

В Западной Европе подъему культуры способствовали:

а) успехи в сельском хозяйстве;

б) быстрый рост городов;

в) образование удельных княжеств;

г) образование централизованных государств.

Домашнее задание: проработать § 16, конспект, выполнить письменно задание.

Выполненные задания присылать в виде фотоотчёта на электронную почту deduhanechka@yandex.ru

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!