Голова статуи Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии

Елена КНЯЗЕВА

Скульптура Древней Греции

Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры наряду с эпосом, театром и архитектурой и во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца. Мраморные и бронзовые статуи мастеров Древней Эллады, барельефы и горельефы, многофигурные композиции, украшавшие фронтоны греческих храмов, дают возможность представить себе зарю европейской цивилизации.

Мы привыкли видеть античные образы благородно-невозмутимыми в своей мраморной белизне. Для русского зрителя большую роль в этом играют знаменитые гипсовые слепки, сделанные по античным образцам для учебных целей по инициативе И.В. Цветаева и положившие начало собранию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На самом деле большинство древнегреческих скульптур были ярко раскрашены, а детали (вожжи, поводья коней, мелкие украшения одежды) изготовлены из золоченой бронзы. Поэтому процессия афинских граждан в день праздника великих Панафиней на барельефном фризе Парфенона скорее должна была бы напомнить современному зрителю разноцветный цыганский табор, в котором смешались колесницы, всадники, боги – простые и доступные, как люди, и эллины – прекрасные, как боги (1).

(1) Фидий. Водоносы. V в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Но и без краски эти мраморные рельефы (высотой один метр), развезённые по музеям мира, вызывают восхищение. Недаром профессор Б. Фармаковский сравнил их с музыкой. На лекции в Санкт-Петербургском университете в 1909 г. он сказал: «Красоте фриза Парфенона будут удивляться все века и народы, она выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта».

Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены во время средиземноморских переделов мира, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров эпохи расцвета империи (I–II вв. н.э.), которыми римляне украшали свои дома и храмы. И хотя статуи мускулистых атлетов-олимпийцев работы Мирона и Праксителя часто ставились в общественных местах (например, в термах), больше всего была востребована созданная Праксителем скульптура отдыхающего грациозно-ленивого Сатира (2), по характеру более римская, имперская, нежели демократическая греческая.

(2) Пракситель. Отдыхающий Сатир.
IV в. до н.э. Государственный Эрмитаж, СПб

 

Эстафету по сохранению античного греческого искусства у Древнего Рима приняла Италия эпохи Возрождения. В это время начинается коллекционирование античных памятников. А в середине XVIII в. немецкий просветитель И. Винкельман издал труд «История искусства древности» – первое научное исследование памятников античной скульптуры.

В начале XIX в., особенно в период наполеоновских походов в Италию и Африку, вновь разгорелся интерес к античному искусству. В Европе создаются главные музеи антиков. Ведутся многочисленные раскопки не только в слоях, покрывающих древние города, но и в море. Со дна Средиземного моря до сих пор извлекают бронзовые статуи – греческие оригиналы.

Сведения о древнегреческих скульптурах можно получить и с помощью нумизматики. Скульптурную группу «Афина и Марсий» Мирона для афинского акрополя смогли реконструировать по рельефу на древней афинской монете.

***

В истории скульптуры Древней Греции можно выделить четыре периода: архаический (VII–VI вв. до н.э.); раннеклассический, или строгий, стиль (первая половина V в. до н.э); классический (вторая половина V – начало IV в. до н.э.); позднеклассический (IV в. до н.э.). Границы периодов расплывчаты, потому что творчество скульпторов могло как «обгонять» свое время, так и «отставать» от него. Главное, что греческая скульптура развивалась в едином направлении – реалистическом. Античный мастер в своем творчестве мыслил конкретными образами, подражая природе. Благодаря преемственности периодов скульптура изменялась, но сохраняла специфические стилевые черты.

Внимательный зритель всегда определит вехи в истории греческой скульптуры и не спутает декоративность архаических кор и куросов со строгими аналитическими статуями Поликлета, а гармонию высокой классики Фидия с позднеклассическими страстными произведениями Скопаса.

Главная тема пластического искусства Древней Греции – человек – разрабатывалась и доводилась греческими ваятелями до совершенства. Скульптура, как правило, носила общественный характер. Получая заказ на статую, мастер стремился воплотить в ней эстетический идеал, понятный всем его современникам.

Сочетая в своих произведениях идеальность форм и возвышенность содержания, греческие мастера предпочитали легендарные сюжеты, а сцены повседневной жизни, процессы труда изображали реже.

Истоком греческой скульптуры с некоторыми оговорками (слишком мало осталось материальных свидетельств) можно назвать крито-микенскую культуру. По легенде, первыми ваятелями Греции были «дедалиды», ученики Дедала – искусного архитектора и скульптора царя Миноса. Плита с рельефом Львиных ворот микенского акрополя – единственный образец монументальной каменной скульптуры в искусстве эгейского мира (3).

(3) Львиные ворота в Микенах. XIV в. до н.э.

(4) Зевс в образе гоплита. VII в. до н.э.

С самого появления скульптуры (около 670 г. до н.э.) совершенствовалась обработка художественного материала. Статуи отливали из бронзы (4), высекали из песчаника, известняка, мрамора, вырезали из дерева, лепили из глины и затем обжигали (т.н. терракота). Статуи гравировались, глаза, губы, ногти были вставными (5).

(5) Голова девушки (божества?).
550–530 гг. до н.э. Археологический музей, Дельфы

 

Самый распространенный тип архаической статуи – стоящие мужские и женские фигуры, задрапированные в длинные одежды. Они представляли богов, богинь или жертвователей, имена которых были начертаны на базах или самих скульптурах. В VI в. такие скульптуры в большом количестве украшали храмы, площади, некрополи. Их авторами были ионийские мастера из городов Малой Азии или с островов Ионийского архипелага.

(6) Богиня с зайцем. Первая половина VI в. Пергамский музей, Берлин

 

На примере статуй женщин, найденных на острове Самос, – «Гера Самосская» и «Богиня с зайцем» (обе скульптуры сохранились без головы) – можно проследить характерные особенности архаической скульптуры. Фигура «Богини с зайцем» фронтальна и неподвижна, мелкие складки хитона, словно каннелюры колонны, подчеркивают эту неподвижность. Зато фигурка зайца передана греческим мастером свободно и живо. Такое соединение условности форм с живыми деталями характерно для архаики. Статуя не была изображением богини, она представляла жрицу или простую женщину, идущую с дарами к богине Гере от богатого человека, носившего азиатское имя Херамий, начертанное на складках хитона (6).

Куросы, коры, кариатиды

Статуи куросов (греч. – юноша) создавали во всех центрах греческого мира. Значение этих скульптур, называемых также архаическими аполлонами, до сих пор остается загадкой. Некоторые из куросов имели в руках атрибуты бога Аполлона – лук и стрелы, другие изображали простых смертных, третьи ставились над погребениями. Высота фигур куросов достигала трех метров. Тип обнажённого юноши был распространен и в мелкой бронзовой пластике.

Куросы были безбородыми и длинноволосыми (масса волос, ниспадающих на спину, моделирована в виде геометрического узора), с резко подчеркнутой мускулатурой. Куросы стояли в одинаковых статичных позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями. Черты лица стилизованы, лишены индивидуальности. Статуи были обработаны со всех сторон.

Тип архаического куроса соответствует традиционной схеме египетских стоящих фигур. Но греческий художник больше внимания, чем египетский, уделяет структуре тела, он тщательно передает ступни ног, пальцы рук.

(7) Надгробный курос Анависсия.
Ок. 530 г. до н.э. Национальный музей, Афины

Изображение куросов одинаково юными, стройными и сильными – начало осуществления греческой государственной программы, связанной с прославлением здоровья, физической силы и развитием спортивных игр (7). Стилистической аналогией куросу является кора (греч. – дева), женская архаическая статуя. Коры одеты в хитоны или тяжелые пеплосы. Складки ложатся узором из параллельных линий. Края одежды украшает цветная тканая кайма, переданная на мраморе росписью. На головах у девушек причудливые прически, построенные из орнаментальных мотивов. На лицах загадочная, так называемая архаическая улыбка (8, 9).

(8) Антенор. Кора № 680. Ок 530 г. до н.э. Музей Акрополя, Афины

К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их работам статичность.

(9) Кора. 478–474 гг. до н.э. Музей Акрополя, Афины

Продолжением темы кор в скульптуре стали кариатиды. Шесть кариатид несут на своих головах архитрав южного портика акропольского храма Эрехтейон. Все девушки стоят фронтально, но, по сравнению с архаическими корами, их позы благодаря слегка согнутому колену более свободны и жизненны.

Постепенно греческие ваятели преодолевали условность неподвижной фигуры и делали моделировку тела более живой. Стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры развивается в борьбе с условной схемой, заимствованной из придворного искусства Древнего Востока.

***

В первой половине V в. до н.э. греческие философы и деятели искусства, каждый в своей области, разработали форму для выражения многогранной, динамичной, беспредельной и вечной жизни. Они вывели формулу прекрасного как равновесия между формой и содержанием.

Редким образцом бронзовой (а не каменной) скульптуры ранней классики был «Возничий» (10). Он стоял на колеснице, держа в руках вожжи. Колесница и кони (вероятно, их было четыре) утеряны. Скорее всего, группа была поставлена сицилийцем из города Гелы в честь победы на пифийских играх при состязании колесниц в 476 г. до н.э. Автор скульптуры сумел показать торжественность момента художественными приемами, используя стройность силуэта и внутреннее равновесие всех скульптурных линий. Фигура фронтальна, но легкий поворот плеч освобождает ее от скованности и придаёт позе естественность. Черты лица возницы гармоничны, спокойны и бесстрастны. Скульптор создал идеал человека доблестного и прекрасного. Завитки волос, переданные чеканкой, перехвачены тесьмой повязки. Глаза инкрустированы цветным камнем, уцелели тончайшие бронзовые пластинки ресниц, обрамляющие веки.

(10) Возничий. 478–474 гг. до н.э. Археологический музей, Дельфы

 

(11) Зевс (или Посейдон) с мыса Артемисион.
Середина V в. до н.э. Национальный музей, Афины

 

Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса (или Посейдона) с мыса Артемисион на острове Эвбея (11). В фигуре бога зафиксирован тот самый момент движения, который станет отличительной чертой статуй атлетов Мирона, новатора в разрешении проблемы движения в скульптуре, мастера сложных бронзовых отливок. Ни одна скульптура Мирона не дошла до нашего времени в оригинале, зато его творчество было так популярно в Риме, что осталось много копий его произведений и отзывов о его работах, в том числе и критических. Плиний Старший (I в.), например, сказал: «Хотя Мирон интересовался движением тела, он не выражал чувств души».

Фидий

Классическая эпоха в искусстве Древней Греции началась с победоносных войн с персами. Облечённые гражданской ответственностью, скульпторы ваяли не только статуи богов и героев для украшения храмов, но и государственных деятелей и победителей Олимпийских игр для площадей у храмов, зданий палестр, рынков и театров.

Нагота для греков представляла величайшее достоинство. Для эллина тело было подобием совершенного космоса, и весь мир вокруг себя он воспринимал в идеальном  виде. Статуи своим бесстрастием и гармонией приближались к образам богов.

Искусство Фидия соединило все достижения, которые накопило греческое искусство до середины V в. до н.э. Он дал совершенной натуре жизнь и движение. Его скульптуры были величавы и возвышенны.

(13) Фидий. Борьба кентавра с лапифом. Парфенон.
Британский музей, Лондон

Под руководством Фидия были исполнены многочисленные сложные пластические украшения Парфенона, храма Афины Парфенос на Акрополе. Сохранившаяся голова коня из упряжки Селены считается одним из лучших в мире скульптурных изображений коня (14).

(14) Голова коня с восточного фронтона Парфенона

Шедевр классического искусства представляют собой статуи богинь с восточного фронтона. Характерный для Фидия способ, которым искусно сделаны складки их тонких хитонов, получил название «мокрой одежды» (15).

(15) Гестия, Диона и Афродита.
Вторая половина V в. до н.э. Британский музей, Лондон

 

Статуя Афины Парфенос (высотой 13 м), созданная для храма, описана в путеводителе Павсания: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног. У неё на груди голова Медузы из слоновой кости. В руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой – копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея». Золото на сумму в 40 талантов и подцвеченная слоновая кость покрывали деревянный остов статуи.

Имя Фидия, наряду с именем Микеланджело, – символ гения в скульптуре. Судьба его была трагична. Недоброжелательство, зависть, политических противников преследовали Фидия. Когда работа над Афиной Парфенос была завершена, его обвинили в краже золота и слоновой кости. Оклеветанный Фидий умер в тюрьме в 431 г. до н.э.

Смена интересов

Кризис греческого полиса (первая половина 1 века до н.э.), привёл к социальным конфликтам. Но на этот же период приходится расцвет идеалистической философии. Пришло время Сократа и Платона.

Характерная черта эпохи – снижение интереса к общественным делам, искусство ставит задачу отображения внутреннего душевного мира. Складывается искусство портрета, городские площади украшаются статуями философов, ораторов, государственных деятелей. Образы богов становятся более земными и лиричными.

Наиболее полно эти настроения отражаются в творчестве скульптора Праксителя из Афин (ок. 370–330 гг. до н.э.). Пракситель изображал героев, богов, спортсменов в состоянии покоя. Для его творчества характерна композиция стоящей фигуры: всегда мягкая, плавная линия изогнутого торса подчеркивала ленивую грацию. Идиллическое и лирическое творчество Праксителя оказало заметное влияние на всё античное искусство.

Современник Праксителя иониец Скопас (ок. 380–330 гг. до н.э.) также создал оригинальную школу скульптуры. В его произведениях сказалось новое для греческого искусства стремление к выражению сильных, страстных чувств, к изображению энергичного движения.

Скопасу удалось создать два очень привлекательных разнохарактерных женских образа: богини Ники, развязывающей сандалию (16), и пляшущей вакханки. Грациозная поза богини, одежда, ложащаяся небрежными складками, подчеркивают форму тела. За её плечами вырисовываются мягкие контуры больших распластанных крыльев. Спутница Диониса, вакханка, напротив, в дикой пляске закинула голову, волосы разметались по спине.

(16) Рельеф балюстрады храма Ники.
Конец V в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

Пластика Скопаса не отличается той тонкостью моделировки деталей, которая присуща Праксителю, но зато резкие тени и энергично выступающие формы создают впечатление живой жизни и вечного движения.

Изображение движения в скульптуре со временем менялось. В архаической скульптуре вид движения можно было бы назвать «движением действия», оправданным мотивом этого действия: герои бегут, состязаются, угрожают оружием, протягивают предметы. Нет такого действия – архаическая статуя неподвижна. В классический период, начиная со скульптур Поликлета, появляется т.н. «пространственное движение», означающее перемещение в пространстве без видимой цели, определенного мотива (как в статуе Дорифор). Тело статуи движется или вперед, или вокруг своей оси («Вакханка» Скопаса) (17).

(17) Вакханка. IV в. до н.э. Римская копия. Альбертинум, Дрезден

 

Оглянувшись назад, мы видим, как скульпторы Древней Греции сумели всего за два века вдохнуть в загадочных, молчаливых, холодных кор жизнь и превратить их в чувственных и кружащихся в пляске.

Мосхофор

МОСХОФОР
Около 570 г. до н.э.
Акропольский музей, Афины

Мосхофор (греч. – тельценосец) – интереснейший, сохранившийся почти целиком ранний аттический памятник: посвятительная статуя человека, несущего дары божеству. У этой высеченной из мрамора статуи частично сохранилась раскраска: глаза человека красные, борода зеленая, теленок синий. Скульптура высотой 1,65 м несет ярко выраженные черты архаики: фронтальность фигуры, неподвижность позы; выставленная вперед, как у куроса, нога, лицо с так называемой архаической улыбкой. Существует мнение, что архаическая улыбка получалась в результате специфического способа обработки камня (и в Древней Греции, и в Древнем Египте), когда последовательно обрабатывались грани каменного параллелепипеда по нанесенным на них проекциям. Вместе с тем живая пластика мускулистых рук Мосхофора, сжимающих ноги теленка, и почти реалистическое изображение животного говорят о художественных приемах более позднего времени.

Голова всадника, или голова «Рампин». VI в. до н.э. Лувр, Париж

Сохранение Мосхофора и других скульптур этого времени – счастливый случай в истории, требующий отдельного рассказа.

При раскопках на афинском Акрополе под зданиями храмов V в. до н.э. и вблизи них археологи открыли слой, состоящий из произведений архаического искусства. Под грудой обломков, на которых стоит Парфенон, были найдены статуи дароносцев и кор, рельефы, пьедесталы, фрагменты храмов и зданий, разрушенных персами в 480 г. до н.э.

Каменная голова Горгоны. VI в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Из персидского мусора, как стал называться этот археологический слой, были извлечены фрагменты огромной скульптурной группы из известняка, украшавшей фронтон гигантского святилища VI в. до н.э. Центральные фигуры фронтона не сохранились, поэтому содержание композиции остается загадкой. Так, фантастическое существо с тремя человеческими туловищами, крыльями за спиной и змеиным хвостом, заполнявшее правую часть фронтона, принято считать изображением Тифона, укрощённого Гераклом. Но, судя по улыбкам чудовища, это мифическое существо мирного характера. Все три головы бородатые, с длинными волосами. Лицо головы с синей бородой напоминает пестрый декоративный орнамент, широко открытые глаза придают лицу выражение любопытства.

Трехголовый Тифон. VI в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Архаические памятники Акрополя дают представление о смелости цветовой гаммы и фантастических сюжетах древней скульптуры, о появлении признаков живой натуры.

В персидском мусоре была найдена скульптура бородатой мужской головы – интересный образец ориентального (восточного) стиля архаической пластики, названная по имени первого владельца – голова «Рампин». Скульптор превратил в орнамент высеченные из мрамора завитки волос и бороды. Голова «Рампин» принадлежала статуе всадника. Части скульптуры – конь и обнаженная фигура всадника – были найдены позднее, чем голова, и хранятся в музее Акрополя в Афинах. Через какое-то время такая же история произошла с «Возничим», тоже лишенным своих коней.

 

Дорифор. Канон Поликлета

ПОЛИКЕТ
ДОРИФОР
V в. до н.э. Римская копия Национальный музей,
Неаполь

 

«Дорифор» («Копьеносец») — самое известное произведение Поликлета, в котором идеально представлен образ свободного эллина, тонко передана пластика здорового мускулистого тела. «Дорифора» за совершенство телесных пропорций называли Ахиллом в память о мифическом герое Троянской войны.

Поликлет был младшим современником Мирона, он также создавал статуи атлетов-победителей на состязаниях, работал в бронзе, и так же, как у Мирона, сохранились только копии его скульптур. Лучшие повторения «Дорифора» были найдены в Италии. Иногда римские копиисты выбирали для работы темно-зеленый камень, чтобы точнее имитировать бронзовый оригинал.

В древности считали, что Поликлет создал статую «Дорифора» для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью.

Поликлет разработал теорию правильного соотношения пропорций человеческого тела в скульптурном изображении. Согласно канону Поликлета, пропорции должны быть подчинены математическому расчету, подобно построению архитектурного сооружения. Идеальные пропорции художник выработал, измеряя многочисленную натуру и выбирая среднее арифметическое. Размер головы нормальной мужской фигуры по канону должен равняться 1/7 его роста, профиль должен приближаться к квадрату, а линия лба и носа составлять одну линию.

Так называемый греческий профиль являлся частью канона древнегреческой скульптуры, важнейшей характеристикой красоты, согласно которой линия носа прямо переходит в лоб без какого-либо выделения переносицы. Еще канонической чертой лица можно назвать относительно тяжелый подбородок.

В основе ритмической композиции скульптур Поликлета лежит принцип асимметрии: правая сторона — опорная нога и повисшая вдоль тела рука, несмотря на статичность, полны скрытой энергии, левая сторона — оставшаяся сзади нога и рука с копьем — расслаблены, чем нарушают симметрию скульптуры. Торс дается в легком изгибе. Поэтому человеческое тело, находясь в состоянии равновесия, покоя или медленной ходьбы, кажется живым и подвижным.

Ясные формы скульптуры «Дорифор» повторяются в большинстве произведений мастера и его школы. Известны скульптуры «Диадумен» и «Дискофор» (держащий диск).

Раненая амазонка.
440–430 гг. до н. э. Пергамский музей. Берлин

 

Когда Поликлет участвовал в конкурсе на лучшее исполнение статуи раненой амазонки для храма Артемиды в Эфесе (Малая Азия), то победил других лучших скульпторов — Фидия, Кресилая и Фрадмона. Его раненая амазонка представлена в канонической, характерной для скульптора форме. Она опирается одной рукой на столб, другую закинула за голову, как будто боясь коснуться раны у груди.

                                               ФИДИЙ

ВСАДНИКИ
Фриз Парфенона, V в. до н.э. Британский музей, Лондон

Декоративная скульптура, или рельефы, с древности украшают архитектурные сооружения и поясняют их назначение. У них, по замечанию искусствоведа Б. Виппера, «прямая, осязательная сила убеждения», они долговечны.

Подлинники древнегреческих рельефов являются ценнейшими историческими памятниками и прекрасными произведениями искусства. В Британском музее находится рельеф «Всадники», созданный по эскизу Фидия. Это фрагмент 160-метрового мраморного фриза Парфенона, на котором изображено шествие почти пятисот человек.

Греческие рельефы обычно размещаются наверху здания .

                Пракситель. Афродита Книдская

                                

ПРАКСИТЕЛЬ
АФРОДИТА КНИДСКАЯ
(АФРОДИТА БРАСКИ)
Римская копияI в. до н.э. Глиптотека,
Мюнхен

Одно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская , первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м), изображающая обнаженную женщину перед купанием. Плиний писал, что многие люди специально отправлялись на остров Книд, к берегам Малой Азии, чтобы увидеть знаменитую Афродиту, которая стояла в открытом круглом храме. Время не сохранило оригинала этой статуи.

Скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом» считается подлинным произведением Праксителя. Она, чудом сохранившаяся почти целиком, была найдена лежащей на полу во время раскопок храма Геры в Олимпии. Согласно мифу, Гермес, посланник богов Олимпа, должен был отнести маленького Диониса и передать на воспитание нимфам. Скульптор представил Гермеса в момент, когда, остановившись в пути, он, набросив плащ на высокий пень и опираясь на него, развлекал младенца, играя гроздью винограда. (Рука Гермеса не была найдена, но, судя по изображению на фреске из Помпей, Гермес держал именно виноград.)

Гермес с младенцем Дионисом. IV в. до н.э. Музей, Олимпия

Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.

Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

 

***

Всех, кто видел хоть одну реконструкцию древнегреческих храмовых комплексов, поражает огромное количество статуй, буквально толпящихся на священной храмовой территории. Реконструкции сделаны на основе подробных описаний античных авторов, которые отличались тщательностью в фиксации увиденного. Десятки памятников святилища Аполлона в Дельфах описаны. Римский писатель Плиний упоминает уже о трех тысячах статуй, которые он видел в Дельфах. Император Нерон вывез из того же святилища 500 статуй. Цифры огромные!

На дельфийской священной дороге, кроме изваяний богов, оказавших помощь тому или иному городу в войнах, находились многочисленные статуи юных атлетов, прославивших родную общину своими победами, портреты выдающихся граждан, полководцев, таких как Мильтиад, способствовавший победе афинян в битве при Марафоне, изваяния героев, обессмертивших себя подвигами или павших в битвах за родной полис, за свободу всей Эллады. Их сотни и тысячи.

                          

Стела с изображением юноши с кошкой. Фрагмент. 430 г. до н.э.

Западный фронтон храма Афины-Афайи.
Реконструкция. После 490 г. до н. э.

 

Раненый воин с восточного фронтона храма Афины-Афайи.
После 490 г. до н.э. Глиптотека, Мюнхен

Голова статуи Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!