Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Интеграционные связи

 

Дисциплина Знать
   
- История Историю Средних веков
   
  - Клинические дисциплины   Понятия «болезнь», «врачебная тайна», «здоровье»
   

 

4.Оснащение:

Раздаточный материал: таблицы, схемы.

II. Основные этапы занятия

Название этапа Время этапа
1. Организационный момент 5 минут
2. Объяснение нового материала 130 минут
3. Закрепление материала 20 минут
4. Задание на дом 5 минут

III. Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2.  Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

 

            

              Дополнительная литература:

 

1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] /  О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] /  О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст] / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация   «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии:    учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. –

 

Приложение № 1

Лекция и ее содержание

План лекции

1. Немецкая классическая философия. Критическая философия и морально-практическая философия Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
 
 
 

Немецкая классическая философия. Критическая философия и морально-практическая философия Канта.

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.

Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля.

Кант родился в Кенигсберге в Пруссии, после окончания школы поступил в Кенигсбергский университет. Успешно защитив диссертацию, он стал приват-доцентом, читал разные курсы в Кенигсбергском университете. В 1770 году стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти.

В первый период своего творчества (1746-1760) Кант основное внимание уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат "Всеобщая естественная история и теория неба", в котором излагает свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную.

 Абсолютное противопоставление явлений и вещей в себе – основная онтологическая посылка «критической философии» Канта. Если познание явлений никоим образом не есть познание их существующей безотносительно к познанию основы, значит, явления не более, чем результат самого познавательного процесса, синтезирующего, согласно определенным правилам, поток ощущений, вызываемый вещами в себе. (см. таблицу)

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - крупнейший немецкий философ, чье влияние на философию XIX в. было огромным, в конце XIX века все ведущие академические философы Америки, Англии, Европы были в большинстве своем гегельянцами. Философия Гегеля оказала глубокое влияние на политическую теорию. Она была одним из теоретических источников марксизма.

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.

Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто отрицательно к своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в самом себе, так как иначе, если бы оно имело его вне себя, то оно им ограничивалось бы — конечное было бы самостоятельным пределом абсолютного, которое таким образом само превратилось бы в конечное. Следовательно, истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении им своего противоположного, или другого, а это другое, как полагаемое самим абсолютным, есть его собственное отражение, и в этом своём внебытии или инобытии абсолютное находит само себя и возвращается к себе как осуществлённое единство себя и своего другого. Скрытая во всём сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. В этом всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существующего — живая связь, внутренне соединяющая все части физического и духовного мира между собой и с абсолютным, которое вне этой связи, как что-нибудь отдельное, не существует вовсе. Глубокая оригинальность гегелевской философии, особенность, свойственная исключительно ей одной, состоит в полном тождестве её метода с её содержанием. Метод есть диалектический процесс саморазвивающегося понятия, и содержание есть этот же самый всеобъемлющий диалектический процесс — и больше ничего. Из всех умозрительных систем только в одном гегельянстве абсолютная истина, или идея, не есть только предмет или содержание, но сама форма философии. Содержание и форма здесь вполне совпадают, покрывают друг друга без остатка. «Абсолютная идея, — говорит Гегель, — имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого».

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-1872) называет свою философию философией будущего, так как рассматривает реальным субъектом разум человека, который является продуктом природы. Одну из своих работ он так и называет: "Основные положения философии будущего". Ему принадлежат также произведения: "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства", "Предварительные тезисы к реформе философии".

Человека Фейербах рассматривает как "единственный и высший предмет философии". Антропология по Фейербаху - такое философское учение, которое делает человека исходной и конечной категорией философского анализа, а основным вопросом философии объявила вопрос: "Что такое человек?".

Главным принципом этики Фейербаха является любовь. "Я должен любить и только в этом случае я человек", - считает Фейербах, поэтому только в счастье "Ты" возможно счастье "Я", то есть для человека другой человек доложен быть священным - без этого невозможно формирование эмоционально насыщенного мироотношения антропологии Фейербаха.

  Философия Фейербаха оказала большое влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Энгельс писал: "За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля".


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!