Список использованных источников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет гуманитарных наук

Кафедра философии и социальных наук

 

РЕФЕРАТ

По теме: «Наука и мораль»

 

Вилим Д. В. ,

4 курс 42 группа

Проверил:

Голубев В. А.

 

Витебск, 2021

Введение

Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало еще философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно-технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.

Наука и техника - главные движущие силы социально-экономических изменений в обществе, с их помощью человечество с поразительной скоростью изменяет окружающую среду. Только вот изменения не всегда носят созидательный характер. Во многих странах люди больше не воспринимают науку как благо и не склонны так легко ассоциировать ее с классическим поиском путей к более просвещенной цивилизации. Вера в честность и ответственность ученых падает, уступая отчасти подозрениям и опасениям перед возможностью всякого рода злоупотреблений. Одна из причин этого - очевидная нечувствительность многих ученых к тем этическим проблемам, которые порождаются их же исследованиями.

Но, несмотря на очевидность того, что связь науки с моралью неизбежна и необходима, многие исследователи говорят об их независимости. Нам необходимо рассмотреть все точки зрения для понимания сложных отношений науки и морали.

 

Научно-технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали

Научно-технический прогресс изменил мир и человека. На современном этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Именно этим научно-технический прогресс вступает в серьезную конкуренцию с другими ценностными представлениями.

Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала науки и техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, но стремительное повышение роли науки и техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем.

Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа научно-технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам, и что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать следующее положение: современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития [3, с. 42].

В условиях современного прогресса науки и техники “научная деятельность явно обретает новые стороны, связанные с морально-этической рефлексией, которая становятся такой же неотъемлемой составляющей современного научного познания, как и методологическая рефлексия” [11, с. 5]. В связи с тем, что методологические проблемы каждой области научного знания в чем-то существенном отличны друг от друга, то и морально-этическим проблемам каждой из областей знания характерны свои особенности. Причем, в тех разделах науки, которые связаны с познанием человека, эти проблемы острее и жестче, чем в других, удаленных от реалий человеческого существования. Несмотря на наличие таких расхождений, все же говорят о проблеме взаимоотношения науки в целом и морали.

Одной из причин обострения проблемы исследователи называют неуклонное приближение науки и техники к человеку, к его потребностям, устремлениям, чаяниям. При этом, наука и техника приближаются к человеку не только извне, но и как бы изнутри, в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его самого. Это в самом буквальном смысле и делается в некоторых современных генетических, эмбриологических и т.п. исследованиях, например, связанных с клонированием. Б. Г. Юдин истоками этих сдвигов называет события конца 60-х годов, когда молодежь многих западных стран развернула мощные движения протеста, которые породили серьезные социальные волнения, связанные с критикой социальных институтов буржуазного общества, его культуры и науки [11, с. 7].

В результате резкой критики науки, которая, по словам участников движения, являлась безмерно далекой от интересов простых людей и порождала тоталитарные тенденции, произошла мучительная и основательная переоценка многих ценностей. Критика повлекла за собой сокращение финансирования научных программ и к появлению безработицы среди ученых, но вскоре ситуация уравнялась с первоначальной.

Сегодня от научных исследований все больше начинают требовать, чтобы их результаты удовлетворяли запросы общества и потребности человека. Приоритетными становятся исследования в области охраны окружающей среды и особенно наук о жизни, прежде всего биомедицины. Выдвигаются такие цели, как победа к заданному сроку над онкологическими или сердечно-сосудистыми заболеваниями. И хотя полной победы над этими недугами добиться не удалось, успехи, достигнутые в этих направлениях, особенно в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, весьма впечатляющи.

Параллельно с такими изменениями приоритетов научной политики сходная переориентация происходит и в сфере бизнеса. Люди все больше становятся потребителями знаний, технологий и продуктов, создаваемых в биомедицинских исследованиях и на соответствующих промышленных предприятиях. Интересно сопоставить упомянутые процессы с тем, что происходило в те же годы в области информатики и компьютерных технологий. Здесь ключевым моментом стало создание персонального компьютера, который стремительно вытеснил громоздкие и плохо управляемые ЭВМ прошлого. И опять-таки мы видим - современные технологии подходят все ближе к человеку, радикально меняя стиль его жизни и то, как и что он видит в мире и как взаимодействует с миром.

Такое приближение науки к нуждам человека, впрочем, не дается само собой - как известно, за все приходится платить. Одно из неизбежных следствий - необходимость специально исследовать потребности и нужды человека и способы их удовлетворения. А это значит, что сам человек все в большей мере становится объектом самых разнообразных научных исследований. И чем более на нем концентрируется научное познание, чем более тонкие и эффективные средства воздействия разрабатываются наукой, тем неизбежнее возрастают риск и опасности, которым подвергается человек. Следовательно, актуализируется задача защиты самого человека, во имя которого теперь осуществляется прогресс науки и техники, от негативных последствий самого прогресса.

Научное исследование, таким образом, все более направляется на познание, с одной стороны, самых разных способов воздействия на человека и, с другой стороны, возможностей самого человека. За прошедшие десятилетия индустрия научных исследований, точнее биомедицинских исследований с участием человека, стала реальностью, а сами такие исследования чаще рассматриваются не столько с точки зрения риска, сколько с точки зрения блага, которое они могут принести испытуемому. Обычно в качестве такого блага выступает терапевтический эффект либо от изучаемого нового лекарственного средства, либо от нового метода лечения.

Таким образом, проблема соотношения науки и морали сегодня как никогда стоит очень остро. Но научно-технический прогресс не явился “первооткрывателем” данной проблемы.

Особенности соотношения науки и морали

Сторонники первой точки зрения полагают, что наука и этика - два отдельных, независимых феномена человеческой культуры, не нуждающихся каждый в своей области ни во взаимопомощи, ни во взаимовлиянии. И оба этих культурных элемента, во взаимодействии друг с другом, и с остальными элементами культуры, определяют основу единого общечеловеческого сознания [8]. Свою точку зрения Б. Путько пытается доказать, рассматривая проблему снаружи и изнутри.

Если решать данную проблему снаружи, то наука и этика представляют собой составляющие общественного сознания, отличия которых определяются в результате их взаимодействия. Исследователи считают, что сложность рассмотрения взаимоотношений науки и этики заключается в том, что эти элементы сознания еще не реализовали своих исторических потенций и никогда не выступали в роли доминанты культуры. Во всех исторически реализованных архетипах человеческого сознания они существуют в “подавленном”, “подчиненном” состоянии. Так, наука направлена на удовлетворение потребностей человека, а этика до сих пор является неотъемлемой частью религии.

Стержневой категорией науки является истина, а для этики важна правда, а не истина. И роль правды в этических построениях никак несравнима с ролью истины в структуре науки. В свою очередь основной категорией этики является свобода. Если с точки зрения науки, человек - существо необходимо обусловленное, то с точки зрения этики, человек есть существо безусловно свободное. Свобода реализуется лишь там, где есть выбор, т.е. в общем случае свобода обусловлена необходимостью выбора. Но в этике перед необходимостью выбора человек ставит себя сам. Он абсолютно свободно признает или не признает необходимость нравственного выбора. При этом абсолютная свобода предполагает и абсолютную ответственность. Субъект сам несет ответственность за все последствия собственной деятельности, ответственность перед собой, перед своей совестью.

Если посмотреть на проблему изнутри, то можно выявить различия между этими двумя культурными феноменами по трем параметрам: объект, область определения и правила поведения на области определения.

1. Объект. Объектом науки является мир в его реальности. Наука желает знать, что есть “на самом деле” и насколько истинно ее знание реальности. Наука объективна и в смысле своей направленности, и в смысле результатов своей деятельности. Стремление к объективности обусловлено ее подчиненностью истине, один из критериев которой есть достоверность, т.е. соответствие реальности.

В отличие от науки этика – субъективна. Этика есть взаимоотношение (взаимодействие и взаимооценка) двух субъектов. Этика стремится “субъективировать”, наделить самостью, индивидуальностью все свои объекты. Как только объект попадает в область этических отношений, он автоматически превращается в субъект, “одушевляется”, так как пока не произойдет это “одушевление”, не произойдет “субъективизация объекта”, он никогда и никак не станет предметом этических отношений.

2. Область определения. Область определения науки кажется безграничной. Область определения этики - человеческие отношения. Б. Путько считает заблуждением тот факт, что область определения науки включает в себя область определения этики и то, что наука может влиять на этику. Исследователь считает, что существуют целые области, где научный подход “не правомочен” (например, науке никогда не удастся построить полностью формализованную общую теорию мироздания) [8]. В перечень этих областей он относит и этику, так как этика имеет отношение со взаимодействием субъектов, наука изучает объекты. Несовпадение областей определения связано еще и с тем, что область определения науки необходимо задана реальностью, а в этике субъект сам определяет те пределы, до которых простирается его этическое поведение.

3. Правила поведения на области определения. Основные методы или инструменты поиска закономерностей в науке - это наблюдение, анализ, эксперимент. При этом важным является и вопрос о сходстве и различии, так как усмотреть сходство в кажущихся различными явлениях, чтобы установить их повторяемость и выявить закономерность этой повторяемости и этого сходства явлений - основное искусство науки.

Что касается этики, то она не ищет закономерностей, так как этический поступок всегда уникален и ситуативен. В области этики некогда наблюдать и анализировать. По словам исследователя, “эксперимент” в этике с точки зрения самой этики безнравственен, так как с точки зрения науки проведение эксперимента – это попытка лишить субъекта присущей ему свободы, вытолкнуть его за пределы области определения этики. Кроме того, бессмысленность экспериментирования в этике определяется и безразличием этики к тому, что “есть на самом деле”. Вопрос о сходстве и различии в этике отличается от аналогичного вопроса в науке, так как различие признается только как отсутствие сходства. Это отсутствие сходства, а точнее неспособность его увидеть - нравственная слепота - и определяет границу этики.  

Результатом рассуждений Б. Путько является вывод о том, что научный анализ в состоянии лишь предоставить отчет о состоянии этической компоненты сознания, так как категории науки: истина, реальность перестают работать в области этики и поэтому ни оценить, ни тем более создать нравственную доктрину науке не под силу [8].

Различия в соотношении науки и морали видят и другие исследователи, например, О. Г. Дробницкий, который считает, что “и наука и мораль определяют цели и правила практического действия, но делают это различными способами” [2, с. 298]. Наука определяет планомерные действия человека, предсказывая их результаты, а мораль иногда требует от человека необъяснимого, выходящего за границы его рационального понимания. В то же время, исследователь не отрицает значимости этих двух форм общественного сознания.

Несмотря на наличие ряда расхождений науки и морали, нельзя сказать, что наука этически нейтральна или этика научно нейтральна, все же существует взаимовлияние науки и морали. Можно согласиться с Я. С. Яскевич, который полагает, что проблему соотношения науки и морали можно решить, если учесть “многомерность бытия” науки. Так, “если подходить к науке лишь как к системе знаний, то в этом смысле она, действительно, нейтральна в этическом плане: научное знание как таковое не может быть ни нравственным, ни безнравственным, оно ни “доброе” и ни “злое”. Но когда мы рассматриваем науку как человеческую деятельность и как определенную систему организаций и отношений в обществе, то неизбежно приходим к выводу, что в этом смысле она удовлетворяет общим условиям всякой деятельности, а именно - подвержена влиянию на нее ценностных (в том числе и нравственных) факторов, принимаемых субъектами научного творчества и общества в целом” [13].

Влияние науки на мораль

Говоря о взаимовлиянии науки и морали, чаще упоминают проблему влияния этики на науку и реже о влиянии науки на мораль. Но существует ряд ученых, которые допускают влияние науки на мораль.

В одной из своих книг, посвященных науке философ 19 века А. Пуанкаре рассуждает о морали и науке. “Не может быть научной морали и тем более не может быть безнравственной науки. И причина этого очень проста; эта причина, как бы сказать, чисто грамматическая” [7]. Тем не менее, он не отрицает косвенного влияния науки на мораль. В то же время автор книги не абсолютизирует науку. Так, наука по его словам, может не только породить новые чувства не потому, что чувства могут быть объектом доказательства, а потому, что всякая форма человеческой деятельности влияет на самого человека и создает ему “новую душу” (существует профессиональная психология для всякой профессии), но и раскрыть уже существующие в душе человека чувства. Так:

1. Наука ищет общий закон и требует все более и более широкого обобщения. У человека появляется интеллектуальная привычка, которая имеет моральный отголосок. При этом склоняются к подчинению частных интересов интересам общим, и в этом снова есть мораль.

2. Наука является коллективным творчеством, поэтому дает нам чувство необходимой кооперации, солидарности.

3. Наука рождает и чувство дисциплины, которое формирует военное сознание и которое так изменяет душу человека.

Но кроме положительного влияния существует и опасность отрицательного, которое заключается в том, что истина является целью любой науки и может породить пренебрежение ценностями. Но вопреки тому, что наука может влиять и положительно, и отрицательно на мораль, ее не следует бояться. А. Пуанкаре пытается предостеречь человека лишь от неполной науки, которая “нас приманивает пустыми видимостями и заставляет нас, таким образом, разрушить то, что мы затем пожелали бы восстановить, когда мы будем лучше осведомлены и когда будет слишком поздно” [7]. Лучшим “лекарством” против половинного знания является наибольшее знание. Истинная наука избегает поспешных обобщений и теоретических выводов. Морали нечего бояться науки, воодушевленной истинным духом опыта.

Согласно А. Пуанкаре, никогда не будет научной морали в собственном смысле слова, но косвенным путем науки может оказаться помощницей морали. Наука, широко понимаемая, может только ей служить; опасна лишь полу наука.

В. А. Яковлев также подтверждает положительное влияние науки: “История показывает, что через научное сообщество наиболее полно выражаются ценности солидарности, коммуникативности, сплоченности, общности человеческого рода. В других человеческих сообществах эти ценности носят гораздо более ограниченный характер, поскольку базируются не на понятии объективной истины, а принципах крови, нации, класса, веры” [12, с. 79]. Но в то же время он говорит о том, что рациональность внутри науки оборачивается глобальными иррациональными последствиями в других сферах общества.

Вместе с тем многие ученые полагают, что сама наука, цель которой - отыскание истины, содержит принцип “честности”, руководствуясь которым необходимо воздерживаться от исследований, могущих иметь вредные последствия для людей. Как пишет американский биолог, лауреат Нобелевской премии А. Сент-Дьери, “сама наука, в основе которой лежит поиск истины, - высший моральный принцип”. Подобной точки зрения придерживается известный американский физиолог, лауреат Нобелевской премии М. Дельбрюк, который пишет, что “сама по себе научная деятельность воспитывает одно высокое моральное качество: ученый должен быть по возможности честен” [3, с. 54].

Сегодня мало говорят о влиянии науки на мораль, тем более о положительном влиянии. Прогресс науки постоянно порождает новые и незнакомые ситуации, когда традиционные концепции (например, понятия истины, реальности, пространства и времени, разума, человеческой природы и морали) подвергаются сомнению. Быстрое развитие науки, похоже, обгоняет человеческую чувствительность к морали и способность суждения. Биотехнология, например, ставит под вопрос понятие человеческой индивидуальности и личности, науки о мозге - понятие человеческого "я", информационные технологии грозят кибернетическими войнами. Все больше и больше ученых и философов соглашаются в том, что науку надо дополнить “неким иным способом человеческого разумения, в том числе и моралью, которая должна подсказать, как и для чего прилагать открытия науки” [2, с. 283].

Влияние морали на науку

Многие философы выход из сложившейся ситуации научно-технического кризиса видят в корректировании научно-технической деятельности на основе глубокого синтеза знаний о природе и обществе. Так, Р. О. Курбанов и Н. М. Мамедов пишут, что “синтез естествознания не только раскрывает объективную определенность в картине взаимосвязей природы, но и является, на наш взгляд, прелюдией союза ценностных факторов эпохи и научного познания” [4, c. 320].

И действительно, для улучшения современной ситуации в науке необходимо, чтобы ученые руководствовались не только истиной, но и нравственными мотивами. Нравственные мотивы играют существенную, иногда решающую роль в научном творчестве, корректируя направление научного поиска. Именно по этому поводу А. Эйнштейн в статье “Памяти Марии Кюри” писал следующее: “Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем это обычно принято считать” [3, с. 54].

Таким образом, нравственная составляющая научной деятельности исследователей является обязательной. Но этого было бы недостаточно без существующих мер, направленных на этическое регулирование научной деятельности.

Заключение

Характер соотношения науки и морали не является однозначным. Безусловно, это две разные составляющие человеческой культуры, но и разводить их на два полюса не следует, потому что в современной ситуации научно-технического прогресса необходимо находить все больше и больше точек их соприкосновения.

Влияние науки на моральные качества общества и человека носят скорее отрицательный, чем положительный характер. Зато науке просто не обойтись без этических механизмов регулирования, которые, к сожалению, не идеальные на сегодняшний момент и требуют изменений. Известно лишь одно: наука и мораль должны “работать” вместе на благо друг друга и общества.

 

 

Список использованных источников

1. Беляев, М. И. Этика и принципы самоорганизации // http:www.milogiya2007.ru/moralinrav.htm

2. Дробницкий, О. Г. Научная истина и моральное добро / О. Г. Дробницкий // Наука и нравственность. – М., Полит – издат., 1971. – С. 2

3. Каландия, И. Д. Научно-технический прогресс и некоторые аспекты развития культуры // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В., – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С.41-61

4. Курбанов, Р. О., Мамедов, Н. М. Проблема ценностей и синтез естествознания // Наука в социальном, гносеологическом и ценностных аспектах. – М.: Наука, 1980. – 360 с.

5. Лазар, М. Г., Лейман, И. И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Очерки этики науки. – Л.: Наука, 1978. – 160 с.

6. Медянцева, М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема. – Казань: КГУ, 1973 – 174 с.

7. Пуанкаре, А. О науке: Пер. с фр. / Под ред. Л. С. Понтрягина. – 2-е изд. – М.: Наука, 1990 // http:// vivovoco.rsl.ru

8. Путько, Б. Наука и этика // www.orenburg.ru/culture/credo/10/44.html

9. Трубников, Н.К. Наука и нравственность / Н.К. Трубников // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

10. Фролов, И.Т.и др. Введение в философию. – М.:Политиздат,1989.

11. Юдин, Б. Г. О возможностях этического измерения науки / Б. Г. Юдин // Человек. – 2000. – № 5. – С. 5-19

12. Яковлев, В. А. Бинарность ценностных ориентаций науки / В. А. Яковлев // Вопросы философии. – 2001. – № 12. – С. 77-86

13. Яскевич, Я. С. Динамика и институализация общественной морали // http:// ethicscenter.ru/biblio/jaskevich.html

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!