Со снежной, «хмельной» природой вина и огня корреспондирует и третий образ — маски.

Я анализировала стихотворение А.А. Блока «Прочь». Но прежде чем анализировать одно стихотворение, необходимо проанализировать весь цикл, к которому это стихотворение относится.

Прочь!

И опять открыли солнца

Эту дверь.

И опять влекут от сердца

Эту тень.

 

И опять, остерегая,

Знак дают,

Чтобы медленный растаял

В келье лёд.

 

«Кто ты? Кто ты?

Скован дрёмой,

Пробудись!

 

От дремоты

Незнакомой

Исцелись!

 

Мы - целители истомы,

Нашей медленной заботе

Покорись!

 

В златоверхие хоромы,

К созидающей работе

Воротись!»

 

- Кто вы? Кто вы?

Рая дщери!

Прочь! Летите прочь!

 

Кто взломал мои засовы?

Ты кому открыла двери,

Задремав, служанка-ночь?

 

Стерегут мне келью совы, -

Вам забвенью и потере

Не помочь!

 

На груди - снегов оковы,

В ледяной моей пещере -

Вихрей северная дочь!

 

Из очей её крылатых

Светит мгла.

Трёхвенечная тиара

Вкруг чела.

Золотистый уголь в сердце

Мне вожгла!

 

Трижды северное солнце

Обошло подвластный мир!

Трижды северные фьорды

Знали тихий лёт ночей!

 

Трижды красные герольды

На кровавый звали пир!

Мне - моё открыло сердце

Снежный мрак её очей!

 

Прочь лети, святая стая,

К старой двери

Умирающего рая!

Стерегите, злые звери,

Чтобы ангелам самим

Не поднять меня крылами,

Не вскружить меня хвалами,

Не пронзить меня Дарами

И Причастием своим!

У меня в померкшей келье -

Два меча.

 

У меня над ложем - знаки

Чёрных дней.

 

И струит моё веселье

Два луча.

 

То горят и дремлют маки

Злых очей.

8 января 1907

 

***

Когда мы начинаем читать данный цикл, то сразу видим следующие слова: «Посвящается Н. Н. В.» Цикл стихов «Снежная маска» был навеян образом актрисы театра Комиссаржевской Натальи Николаевны Волоховой, с которой Блок познакомился зимой 1906 года.

Также необходимо отметить, что цикл «Снежная маска» делится на две темы: «Снега» и «Маски». Первое стихотворение «Снега» было написано 29 декабря 1906 года, а последнее стихотворение этого цикла было написано 13 января 1907 года. «Снежная маска», все тридцать составляющих её стихотворений, была написана буквально залпом – за две недели.

Что говорил об этом цикле сам Блок?

«Если рассматривать мое творчество как спираль, то «Двенадцать»  будут на верхнем витке, соответствующем нижнему витку, где «Снежная маска».

Можно смело говорить, что это произведение значимое!

При чтении цикла «Снежная маска» обнаруживаются следующие «опорные слова». ..

опорным традиционно поэтиче­ским словам прибегали все системы, все школы, даже са­мые «антипоэтические» и разрушительные. Они расстав­ляли их как вехи, чтобы напомнить о своей лирической природе и насытить лиризмом свой дисгармонический стих. ... Одни и те же опорные слова могли принадлежать системам идеологически противоположным.

Само название цикла уже несет с собой «опорные слова», очень часто в цикле встречается слово «снежный»:

Стихотворение «Снежное вино»:

«Я опрокинут в тёмных струях

И вновь вдыхаю, не любя,

Забытый сон о поцелуях,

О снежных вьюгах вкруг тебя».

Стихотворение «Снежная вязь»:

«Снежная мгла взвилась.

Легли сугробы кругом».

***

И снежные брызги влача за собой,

Мы летим в миллионы бездн…

Стихотворение «Последний путь»

«В снежной пене - предзакатная -

Ты встаёшь за мной вдали…»

Стихотворение «Настигнутый метелью»

«Вьюга пела.

И кололи снежные иглы».

Стихотворение «И опять снега»

Над пустыней снежных мест

Дремлют две звезды.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном цикле стихотворений преобладает белый цвет.

Также мы можем увидеть, что автор использует и другие цвета: серебряный, голубой, синий и оттенки этих цветов.

Стихотворение «На зов метелей»

Белоснежней не было зим

И перистей тучек.

Ты дала мне в руки

Серебряный ключик…

Стихотворение «Голоса»

Меч мой железный

Утонул в серебряной вьюге…

Где меч мой? Где меч мой!

Стихотворение «Тревога»

Чтоб с тобою, сердцу милой,

В серебристом лунном круге

Вся душа изнемогла!

Стихотворение «Крылья»

В сердце - лёгкие тревоги,

В небе - звёздные дороги,

Среброснежные чертоги.

Стихотворение «Ее песни»

Рукавом моих метелей

Задушу.

Серебром моих веселий

Оглушу.

Стихотворение «В снегах»

И корабль закатный

Тонет

В нежно-синей

Глубине.

Стихотворение «Снежная вязь»

И смотришь в печали,

И снег синей…

Стихотворение «Не надо»

Не надо кораблей из дали,

Над мысом почивает мрак.

На снежносинем покрывале

Читаю твой условный знак.

Стихотворение «Снежное вино»

И над твоим собольим мехом

Гуляет ветер голубой.

Стихотворение «Настигнутый метелью»

Ты надо мной

Опрокинула свод

Голубой…

Следующие опорные слова, которые мы можем здесь наблюдать: маска и огонь (чаще всего встречаются в разделе «Маски»).

Представлю несколько стихотворений с этими словами:

Стихотворение «Под масками»   

А под маской было звездно.

Улыбалась чья-то повесть,

Короталась тихо ночь.

Стихотворение «Бледные сказания»

Так смеётся маска маске,

Злая маска, к маске скромной

Стихотворение « Сквозь винный хрусталь»

В тёмной маске

Прорезь

Ярких глаз.

Стихотворение «Они читают стихи»

Не будь и ты со мною строгой

И маской не дразни меня…

Стихотворение «Неизбежное»

И под маской - так спокойно

Расцвели глаза.

Стихотворение «В углу дивана»

За окошком догорели

Огоньки.

Стихотворение «Они читают стихи»

И в тёмной памяти не трогай

Иного - страшного - огня.

***

И застывающие дымы,

И рифм весёлых огоньки.

Стихотворение «Сердце предано метели»

Я сам иду на твой костёр!

Сжигай меня!

Пронзай меня,

Крылатый взор,

Иглою снежного огня!

Также в этом цикле часто встречается слово «рыцарь», «рыцари»:

Стихотворение «Бледные сказания»

- Посмотри, как тёмный рыцарь

Скажет сказки третьей маске…

***

Тёмный рыцарь вкруг девицы

Заплетает вязь.

Стихотворение «Тени на стене»

Эти розы, милый рыцарь,

Подарил мне друг.

Стихотворение «Насмешница»

«Я не знала:

Тоже можешь быть прекрасным,

Тёмный рыцарь , ты!»

 

В цикле также встречаются слова, обозначающие «зимнюю атрибутику»: вьюга, снега, сани и т.д.

Стихотворение «Здесь и там»

Заметал снегами сани,

Коней иглами дразнил

Стихотворение «Неизбежное»

Вьюга память похоронит,

Навсегда затворит дверь.

Стихотворение «Голоса»

Нет исхода вьюгам певучим!

Нет заката очам твоим звездным!

Стихотворение «Не надо»    

И на прибрежном снежном поле

Под звонкой вьюгой умереть.

Во втором разделе цикла цвета меняются. Уже начинают преобладать: зеленый, розовый, золотистый. НО в самом цикле все-таки преобладают белый, серебристый и черный цвета.

Стихотворение «Под масками»

И дразнил зелёный зайчик

В догоревшем хрустале.

Стихотворение «Бледные сказания»

И на завесе оконной

Золотится

Луч, протянутый от сердца -

Тонкий цепкий шнур.

Стихотворение «Тени на стене»

Дамы с шлейфами, пажами,

В розовых тенях.

***

Лирический герой

Лирический герой «Снежной маски» — герой, «вставший на путь». З. Г. Минц описывает этот путь как «путь» в желанный и «новый» мир… Хотя и желанный, «путь» этот — не просто исполнение воли «я». Это реализация какой-то внешней по отношению к герою, внеличностной (и — в этом смысле — «объективной») силы. Отсюда тема… жребия… доли… обреченности» [2, с. 137]. Этот путь, предначертанный «метельным» героям поэта, ведет к закономерному итогу — смерти, причем персонажи совершают осознанный выбор.

Образ Снежной Девы имеет много схожих черт со снежной стихией, с метелью:

Сны метели светлозмейной,

Песни вьюги легковейной,

Очи девы чародейной.

Этим родством метели и Девы подчеркивается, с одной стороны, стихийная сущность возлюбленной поэта, а с другой, инфернальность и демоничность снежной метели. Как отмечала З.Г. Минц, «черты ‘‘снежной маски’’ заметно деантропоморфизированы, она редко предстает в образе женщины, чаще она слита с окружающей героя природой».

У Блока «страсть героев органично включена в происходящее в природе, подчеркивается совместный характер движения персонажей, акцентируется их сходство», – замечает З.Г. Минц.

И снежные брызги влача за собой,

Мы летим в миллионы бездн…

(«Снежная вязь»)

И мгла заломила руки,

Заломила руки в высь.

Ты опустила очи,

И мы понеслись

(«На зов метелей»)

Какой смысл несет с собой в данном цикле белый цвет?

Белый цвет в цикле является символом темного начала с природной точки зрения: во время вьюги белый снег превращается в темную, устрашающую стихию, т. е. белизна оборачивается тьмой. С другой стороны, инфернальная тема связана в цикле с образом Снежной Девы, темной и таинственной.

Есть и другая точка зрения по значению белого цвета. Сюжетным мотивом цикла, связанным с белым цветом, является мотив «смерти». Как отмечает Н.В. Злыднева, «белый цвет необычайно значим для русской культуры в целом». «По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью».

Характеризуя цветовую гамму цикла, З.Г. Минц писала: «Оба цвета “метельного мира» (белый и черный) раскрывают свое значение не только в пейзажном ряду <...> Важны и их символические значения: они оба <...> ассоциируются с темами “черной погибели” и “белой смерти”».

В цикле «Снежная маска» встречаются также определенные символы: огонь, вино, маска.

Особенное заметно употребление данных «опорных слов» в конце цикла, когда лирический герой погибает.

У Блока огонь имеет совсем иную семантику, восходя, как пишет З. Г. Минц, к поэзии Вл. Соловьева: это «жертвенный огонь, возносимый от земли к небу, синтез земного (плоть) и небесного (дух) начал и вместе с тем „синтез“ личностного и внеличностного („я“, сгорая, становится „всем“)».  В соответствии «с общим оксюморонным духом цикла, смерть превращается в воскресение, в преображение личности»

У Блока «и вино, и огонь составляют сущность самого снега, который и опьяняет, и жжет… Блок обнаруживает тайное родство всех трех стихий: снежной, хмельной и пламенной, — из которых первая оказывается главной и объединяющей». (Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 169–201).

Со снежной, «хмельной» природой вина и огня корреспондирует и третий образ — маски.

Маска может изображать «чужое лицо» или представлять «безличность», «безымянность» персонажа.

В рассматриваемом цикле образ маски очень необычен. Связано это, прежде всего, с тем, что маска названа «снежной», что указывает на ее цвет, с одной стороны, с другой – на принадлежность миру вьюг и метелей – снежных стихий.

Снежная маска манит героя, влечет к себе. Неоднократно автор изображает то, что под маской:

«А под маской было звездно»

«Под масками»

«Под маской – так спокойно расцвели глаза».

«Неизбежное»

Образ маски, как уже было сказано выше, в символистической традиции служит средством передачи мотива двойничества, мотива удвоения мира. Следует отметить, что мотив двойничества раскрывается в «Снежной маске» не так, как это было в «Стихах о Прекрасной Даме». Соловьевские идеи двоемирия, сочетание материального и духовного воплотились в «Стихах о Прекрасной Даме» через сложную систему символов, через многоплановость образа героини. Основа фабулы цикла – «земное» (лирический герой) и «небесное» (Прекрасная Дама) – противостоят друг другу и в то же время стремятся к единению, «встрече», что знаменует преображение мира, полную гармонию. Лирический герой цикла «Снежная маска» оказывается разъятым между двумя мирами: «миром горним», к которому еще совсем недавно его влекла Прекрасная Дама, и «миром дольним», наполненным стихией хмельной, испепеляющей страсти. Чувства лирического героя в этом произведении очень противоречивы: от мистического восторга и душевного взлета до ужаса и содрогания перед неизведанным и тайным. Для него в этом мире нет никакой гармонии. Это сильное противопоставление чувств представляет все особенности лирического героя Блока: его погружение в сложный мир страстей, сжигающих душу, мир страданий, стихий, борьбы. Важным мотивом цикла «Снежная маска» является мотив сокрытия. Под маской для лирического героя цикла «Снежная маска» спрятан целый мир, и этот мир манит героя, он полон загадочных существ и пропитанных романтическим духом персонажей: «рыцарь с темными цепями», «дамы с шлейфами, пажами», «шут в плаще крылатом», «король с зубчатым плящущим венцом», «улетевший с книжной дверцы Амур». Маска является для лирического героя препятствием, мешающим ему постигнуть тайну мироздания. «Маска – это покров, кажимость, скрывающая некую, не похожую на ее внешнее выражение, сущность», – пишет З. Минц. Герой стремится заглянуть за маску, чтобы узнать не ее, а мир, который за ней спрятан.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Прочь!

И опять открыли солнца

Эту дверь.

И опять влекут от сердца

Эту тень.

 

И опять, остерегая,

Знак дают,

Чтобы медленный растаял

В келье лёд.

 

«Кто ты? Кто ты?

Скован дрёмой,

Пробудись!

 

От дремоты

Незнакомой

Исцелись!

 

Мы - целители истомы,

Нашей медленной заботе

Покорись!

 

В златоверхие хоромы,

К созидающей работе

Воротись!»

 

- Кто вы? Кто вы?

Рая дщери!

Прочь! Летите прочь!

 

Кто взломал мои засовы?

Ты кому открыла двери,

Задремав, служанка-ночь?

 

Стерегут мне келью совы, -

Вам забвенью и потере

Не помочь!

 

На груди - снегов оковы,

В ледяной моей пещере -

Вихрей северная дочь!

 

Из очей её крылатых

Светит мгла.

Трёхвенечная тиара

Вкруг чела.

Золотистый уголь в сердце

Мне вожгла!

 

Трижды северное солнце

Обошло подвластный мир!

Трижды северные фьорды

Знали тихий лёт ночей!

 

Трижды красные герольды

На кровавый звали пир!

Мне - моё открыло сердце

Снежный мрак её очей!

 

Прочь лети, святая стая,

К старой двери

Умирающего рая!

Стерегите, злые звери,

Чтобы ангелам самим

Не поднять меня крылами,

Не вскружить меня хвалами,

Не пронзить меня Дарами

И Причастием своим!

У меня в померкшей келье -

Два меча.

 

У меня над ложем - знаки

Чёрных дней.

 

И струит моё веселье

Два луча.

 

То горят и дремлют маки

Злых очей.

8 января 1907

Стихотворение «Прочь» было написано 8 января 1907 года и относится к циклу «Снежная маска», а цикл относится ко 2 тому стихотворений А.А. Блока. Второй том характеризуется драматически-повествовательным типом речи.

О чем это стихотворение?

Могу предположить, что данное стихотворение о возможности спасения лирического героя от Снежной Девы, от огня, от смерти. Но эту возможность, этот шанс герой не принимает и отвергает.

К нему являются «Рая дщери»:

«- Кто вы? Кто вы?

Рая дщери!

Прочь! Летите прочь!»

 

Если обратиться к словарю, то «рая дщери» - это дочери блаженной стороны, дочери неба. Я думаю, что это ангелы, которые хотели спасти героя.

Символы:

В цикле «Снежная маска» встречается еще одно опорное слово «змея». Я решила не анализировать его раннее, а объяснить значение этого слова-символа на примере стихотворения «Прочь».

Метель – «светлозмейная», снежную деву поэт неоднократно сравнивает со змеей: у нее «тяжелозмейные волосы», на носке ее ботинка – «дремлет тихая змея». С точки зрения христианства змея является воплощением сатаны, дьявола. Змее соответствует ряд предметных символов, среди которых – длинные, гибкие предметы, например волосы. И автор лишь усиливает сходство змеи и Девы указанием на «тяжелозмейные» волосы героини. Интересно, что среди персонажей славянской мифологии есть царица змей, так называемая «змеиная мать» или «белая змея», признаками которой являются корона на голове, драгоценные камни, а также белый цвет. Практически те же признаки указывают на то, что и героиня цикла «Снежная маска» обладает поистине королевской властью: так, у нее на голове «трехвенечная» тиара. В связи с образом змеи в цикле появляется тема телесно-чувственного искушения: Снежная Дева является искусительницей, которая притягивает лирического героя, искушает его своей тайной, выводит его из пространства комнаты в пространство улицы, где бушует вьюга. Таким образом, и сама героиня цикла, Снежная Дева, принадлежит «миру дольнему», земле. Но ее владычество распространяется и гораздо шире: у нее «крылатые очи», а крылья являются символом полета, движения, одухотворенности, «мира горнего». Стоит отметить, что героиня цикла, а вместе с ней и герой, находятся чаще всего в движении, в состоянии полета.

Нужно отметить, что состояние движения, полета мы наблюдаем на протяжении всего цикла («Крылья», «Тревога», «Влюбленность»).

Оксюморонное сочетание белого и черного цвета при описании облика героини подчеркивают сложность и внутреннюю противоречивость героини и ее мира.

Героиня «Снежной маски» наделена атрибутами темных сил. В её очах – «снежный мрак»:

Из очей ее крылатых

Светит мгла.

Трехвенечная тиара

Вкруг чела.

Золотистый уголь в сердце

Мне вожгла!

(«Прочь!»)

 

Следует обратить внимание на головной убор героини – «трехвенечную тиару». Как отмечено в «Словаре символов и знаков», «атрибутом папского сана является тиара – тройная корона, знак высшей земной власти, символ троевластия, поскольку понтифик управлял, согласно различным интерпретациям, тремя сферами мира, тремя континентами либо тремя церквами (страдающей, воинственной и торжествующей)». Таким образом, в представлении поэта героиня цикла обладает поистине неограниченной властью, над небом, землей и подземным миром. Приведенная цитата иллюстрирует оксюморонность как одну из характеристик поэтического мира Блока: так, мгла из очей героини «светит», а ведь свет и мгла – суть два противоположных начала.

В стихотворении «Прочь!» поэт восклицает: «Мне – мое открыло сердце / Снежный мрак ее очей!». Эпитет «снежный», как правило, подразумевает белый цвет, а понятие «мрак» ассоциируется с чернотой. Но только не у Блока. Эти два цвета в его лирике могут сочетаться в одном образе. Получается, что у Блока при описании героини и ее мира снимается оппозиция между белым и черным цветом.

Какие еще символы можно увидеть в этом стихотворении?

«Очи» – как признак души, знак принадлежности миру «горнему», «сердце» – как особое психологическое и физиологическое пространство, «мгла»и «свет» – как обозначение светового контраста,служащего фоном для самых мучительных итрагических трансформаций лирического героя.

 

***

Первые два четверостишия характеризуются перекрестной рифмовкой, чередуются женская открытая и мужская закрытая рифма.

«И опять открыли солнца

Эту дверь.

И опять влекут от сердца

Эту тень.

И опять, остерегая,

Знак дают,

Чтобы медленный растаял

В келье лёд».

Далее перед нами сплетенная рифмовка. Сплетенная рифмовка встречается редко, но метко. В строфе, состоящей из шести строк, мы сочетаем их в следующем порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Чередование женской и мужской рифмы, открытой и закрытой рифмы.

«Кто ты? Кто ты?

Скован дрёмой,

Пробудись!

От дремоты

Незнакомой

Исцелись!

В конце стихотворения перед нами снова перекрестная рифмовка. Чередование мужской и женской рифмы, открытая.

«Прочь лети, святая стая,

К старой двери

Умирающего рая!

Стерегите, злые звери…»

Размер: трехстопный хорей

Трижды северное солнце
!- !--- !- (8 слогов)
Обошло подвластный мир
--! -!- ! (7 слогов)
Трижды северные фьорды
!- !--- !- (8 слогов)
Знали тихий лёт ночей
!- !- ! -! (7 слогов)
Трижды красные герольды
!- !-- -!- (8 слогов)
На кровавый звали пир
! -!- !- ! (7 слогов)
Мне мое открыло сердце
! -! -!- !- (8 слогов)
Снежный мрак ее очей
!- ! -! -! (7 слогов)

Источники:

1. Блок А.А. Собр. соч. : в 8 т. / А.А. Блок. – М.– Л. : Гослитиздат. Ленингр. отд., 1960. – Т. 2. – 466 с.

2. Злыднева Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века / Н.В. Злыднева // Признаковое пространство культуры. – М. :Индрик, 2002. – С. 424 431

3. Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры / Вяч.Вс. Иванов // Избранные труды по семиотике и истории культуры: в 7 т. – М. : Языки славянских культур, 2007. – Т. 4 – С. 333 344.

4. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц. – СПб. : Искусство, 1999. – 727 с.

5. Лотман Ю. М., Минц З. Г. «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока // Ю. М. Лотман. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство — СПБ, 2001. С. 599–653.

6. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. 512 с.

7. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 169–201.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!