Четыре апостола. Диптих . 1526.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

Самым ярким представителем искусства Германии эпохи Возрождения был

Альбрехт Дюрер. 1471 – 1528.

Живописец, рисовальщик и гравер, теоретик искусства. Особенно много и плодотворно Дюрер работал в гравюре. Он в совершенстве овладел всеми основными ее видами: ксилографией, офортом, и т.п.

Дюрер является одним из величайших портретистов в мировом искусстве и автором первого в Европе автопортрета.

Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге. Первоначально учился ювелирному делу у отца. Затем был отдан в мастерскую живописца. После обучения Дюрер отправляется в путешествие по городам Германии — для ознакомления с творчеством других немецких мастеров.

 

Апокалипсис

Обращаясь к теме конца мира, Дюрер создает графический цикл «Апокалипсис».
Иллюстраций к последней книге Нового Завета — «Апокалипсису», или «Откровению Иоанна Богослова» содержат грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придет Царство Божие.

Четыре всадника (из цикла «Апокалипсис») . 1498

Доски для пятнадцати больших ксилографий Дюрер вырезал за несколько месяцев.
В апокалиптических образах Дюрер воплотил тревогу, с которой в Европе ожидали окончания столетия.

 

 

Всадник, Смерть и дьявол . 1513

Вершиной графического творчества Дюрера считаются так называемые «Мастерские гравюры»:

Вооруженный путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике доспехи, в руке — копье. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Наставительно кивая головой, Смерть показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетется дьявол со свиной мордой, увенчанной причудливым гребнем.

Вероятно гравюра навеяна книгой писателя и философа Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова». Всадник — это христианин, следующий к Небесному граду, несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.

 

Меланхолия . 1514.

Самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.

Еще античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым был именно меланхолический.

Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента.

 

Адам и Ева. Диптих . 1507

Дюрер создал большое количество живописных произведений.

После поездки в Италию, где он познакомился с великими мастерами Беллини и Рафаэлем, художник композицию Адам и Ева. Диптих . 1507.

Она стала плодом тщательного изучения пропорций обнаженного человеческого тела и считается образцом дюреровского идеала красоты.

И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Бытие, гл. 1).

 

 

Четыре апостола. Диптих . 1526.

Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка.

- Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок.

- Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинками приоткрытого занавеса.

- За ними — фигуры Петра и Марка, погруженные в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка.

Картины сопровождают тщательно подобранные тексты из писаний, смысл которых — предостережение - остерегаться лжеучений.

В результате выступления Лютера в 1517 году началась Реформация. Но здравое учение протестантов сопровождалось возникновением крайностей и лжеучений.

 

Последний из крупных немецких живописцев 16 в. — Ганс Гольбейн Младший. 1497/98—1543.

Он работал, в основном, вне пределов своей родины: в Базеле (Швейцария), Милане (Италия), Лондоне (Англия).

Гольбейн много и плодотворно работал в ксилографии (в общей сложности он создал свыше 1200 печатных досок), однако в историю мировой живописи он вошел, как выдающийся портретист.

 

 

 

Автопортрет.

 

Мертвый Христос . 1521.

Тело Иисуса, простертое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично. По преданию, Хольбейн писал Христа с утопленника. Именно из-за этого беспощадного реализма картина получилась страшнее сцены Распятия.

Эту работу Гольбейна замечательно комментируют слова Ф.М. Достоевского: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!». Однако следует помнить, что базельская картина — это только часть несохранившегося алтаря. Что было изображено на других его створках, неизвестно. Возможно, натуралистический мрачный образ Христа лишь оттенял светлую сцену Его Воскресения.

 

 

 

Эразм Роттердамский . 1523.

Гольбейн пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!