Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Занятие 1. МИЛОСЕРДИЕ – ПЛОД ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ

Новые слова и понятия: благотворительность, милосердие, сострадание.

Основное содержание занятия.

Милосердие, благотворительность и самоотвержение в отношении к ближним. Сострадание и сорадование, долготерпение и прощение обид.

Эпиграф к занятию: «Человек всего боле должен учиться милосердию; ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком». (Свт. Иоанн Златоуст)

Доброе семя на ниву духовную.

Чтение :

1). Статья «Понятие и история милосердия» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2).«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» из книги митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне патриарха Московского и всея Руси) «Слово пастыря». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Работа в тетради

Отвечаем на вопросы:

1. Почему милосердие является святейшей и величайшей из добродетелей?

2. В чем выражается милосердие по отношению к ближним?

3. Назовите наиболее важные стороны проявления милосердия.

Православный календарь «О подвиге христианского милосердия»:

Просмотр документального фильма о Великой княгине преподобномученице Елисавете «Белый ангел Москвы».

Работа в тетради.

Отвечаем на вопросы.

В чем состоит христианский подвиг Великой княгини преподобномученицы Елисаветы?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Понятие и история милосердия

Путь милосердия слишком ответственен, чтобы мир позволил себе забыть его истинный смысл и высокую цель.

Что говорит нам Священное Писание Ветхого и Нового Завета о милосердии?

Милосердие понимается:

— во-первых, как форма непосредственного общения человека с Богом: «Обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии», — говорит Творец устами пророка Осии (Ос. 2:19);

— во-вторых, как образ жизни через подражание Божественному милосердию: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), — заповедует Господь наш Иисус Христос;

— в-третьих, как спасительный подвиг избавления от грехов: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой», — свидетельствует пророк Даниил (Дан. 4:24).

Такого рода мудрость благотворна и для отдельного человека, и для целого народа: «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11:17).

Для святителя Иоанна Златоуста эта истина была настолько прозрачной и ясной, что он учил о милосердии как об отличительном качестве человеческой природы вообще: «Человек более всего должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком… Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть человеком. Оно делает мудрыми… Оно есть признак божества... Итак, по всем этим причинам научимся быть милосердными, а особенно потому, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии».

В русской народной речи есть мудрый совет: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». При всей его кажущейся простоте, это присловье в течение многих веков не только звучит как призыв к осторожности, но и воспринимается в национальной жизни именно как призыв к милосердию. Это очень важное русское народное качество совпадает с развернутым определением христианского милосердия, которое принадлежит святителю Василию Великому: «Милосердие есть болезнование о страждущих сверх меры их вины и сострадание к ним. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями. Поскольку и мы некогда были славны в райском состоянии, а по причине падения стали бесславны и унижены, то Бог нас милует, видя, какими мы были и какими мы сделались».

Противоположное состояние — это черствость души, жестокость сердца и озлобленность ума. В Священном Писании они напрямую связываются с духовным упрямством и противлением Богу (Иез. 2:4; Мк. 16:14). Мало того, что это состояние мучительно для человека и разрушительно для его личности: оно к тому же искажает человека, развивая в нем эгоизм, лживость, коварство, тщеславие, зависть, вероломность, грубость.

Обратимся к толковому словарю Ожегова. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п., читаем в Большом энциклопедическом словаре.

В древнегреческой литературе слово, переводимое как «милосердие» обозначает чувства, которые возникают при виде незаслуженных страданий ближнего.

На христианском Востоке издавна различают два вида милосердия — телесное и духовное. Дела милости, которая оказывается телу, — накормить голодного, одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, посетить больного и заключенного, с христианским достоинством погрести тех, кто умер в нищете.

Милость, оказываемая духу, или душе человека — это исправление грешника, по слову апостола Иакова о том, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20); это научение истине и добру, это чистосердечный совет и предупреждение об опасности, это утешение в скорбях, искренне прощение, молитвы о других людях.

С древнейших времен в Церкви утвердились две формы милосердия, восходящие к практике Деяний святых Апостолов: индивидуальная и общественная. Христианин, руководимый чувством сострадания, спешит на помощь нуждающемуся. Это — частная, индивидуальная помощь (Деян. 3:1-10). Другой вид состоит в том, что несколько людей, вся община или вся Церковь основывают общество и собирают то, чем желают помочь бедным, чтобы из этого общего хранилища оказывать содействие нуждающимся по мере их потребностей и своих возможностей (См.: Деян. 2:44-45).

Но поскольку опыт показывает, что не у всех бедных людей и не всегда можно найти добрые христианские качества, и напротив, многие из них злоупотребляют милосердием, предаваясь праздности, тунеядству и разным порокам, то во избежание этого зла и для его прекращения следует предпочесть общественную благотворительность».

О традиционных видах милосердия и благотворительности говорится и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о людях, которые по различным причинам не могут сами себе зарабатывать на жизнь… и делиться с ними плодами труда.

Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств».

Еще древние святые отцы обращали особое внимание на расположение сердца, с которым совершаются дела милосердия, и указывали несколько важных нравственных позиций, с которых деяние становится благим и угодным Богу: Любая помощь нуждающемуся должна оказываться из собственного имущества, а не из имущества других. Это требование было твердым уже в ветхозаветные времена: «От имений твоих твори милостыню» (Тов. 4:4), — говорится в книге Товии. Было бы большим заблуждением полагать, что Бога можно умилостивить из имущества и средств, отнятых у бедных. «Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны» (Сир. 34:18), — учит Иисус, сын Сирахов и к тому прилагает потрясающее сравнение: «Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных» (Сир. 34:20). Это серьезная духовно- нравственная коллизия, своевременная во все века. Она возникает в обществе тогда, когда внешнее раскаяние совершается без исправления причиненного зла, а показное благочестие — из политического расчета.

Второе важное качество благотворительности состоит в том, что ее нужно осуществлять охотно и без промедления. Для святого апостола Павла только добровольная милость и является благословенной: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).

«Милостыня является таковою только тогда, — читаем у святителя Иоанна Златоуста, — когда ты подаешь её охотно, щедро; когда ты думаешь, что не даёшь, а сам принимаешь; когда ты признаешь её для себя благодеянием и приобретением, а не потерею. Тот, кто оказывает другому милость, должен радоваться, а не печалиться».

Третье свойство милосердия — бескорыстие. Благодеяние ближнему не ожидает награды и благодарности, и потому совершается без помпезности и рекламы. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, — поучает Спаситель. — И Отец твой, видящий тайно, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3). Тот же Златоустый Константинопольский архиепископ так истолковывает эту заповедь: «Знай, что в тебе живет ветхий греховный человек, который действует в твоих помыслах и пожеланиях. Укрой же от ветхого человека то, что творит в тебе новый человек — твоя совесть, просвещенная светом Евангелия и подкрепляемая духом Божиим. А потому: сделай доброе дело и тотчас же постарайся... забыть о нем».

Четвертое свойство милосердия — нелицеприятие. Оно должно обнимать всех нуждающихся без исключения — христиан и нехристиан, родных и чужих, добрых и злых, друзей и врагов. «Благотворите ненавидящим вас... Да будете сынами Отца вашего Небесного, — говорит Господь, — ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45).

Поступая так, человек оказывает помощь в высшем смысле не столько ближнему, сколько сам себе. Потому что этим он преодолевает себялюбие, которое особенно сильно действует в поврежденной грехом и человеческой природе человека. Себялюбие убивает искренность, и вслед за ней умирает и способность сострадать другому человеку. А в чем нет искреннего сострадания, в том нет ни смысла, ни содержания христианской любви.

Пятое и, я бы сказал, методологически важное свойство благотворительности — это посвящение Богу каждого своего дела. Именно при таком подходе любое благодеяние достигнет своей высшей цели, вне зависимости от того, большое оно или малое. Ведь значимость доброго дела измеряется прежде всего расположением

сердца, а никакое доброделание не может быть успешным без обращения к Богу. «Извольте законом иметь, — строго наставляет нас святитель Феофан, затворник Вышенский († 1894), — всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства и у Бога просить сил на совершение его. Потом, закончив, и благодарение Ему же воздать…».

Впрочем, во все времена люди находили аргументы в оправдание своей бездеятельности в сфере милосердия. Проходили тысячелетия, а эти оправдания всегда были одними и теми же: у нас самих нет излишков; мы — люди не богатые; если всем помогать, так и сам придёшь в нужду; милосердием других многие злоупотребляют; нам надо прежде подумать о своих, а потом уже давать другим… И так далее в меру своего хитроумия.

И с древности звучали ответы духоносных отцов на эти доводы. Приведу мнение преподобного аввы Дорофея, который в VI веке обобщил мысли своих предшественников: «Никто не может сказать: "Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню"… дай две лепты, подобно убогой вдовице. Если и того не имеешь, можешь... служением оказать милость немощному брату… Можешь словом утешить брата своего... Можешь, когда огорчится брат твой... потерпеть во время его смущения. Можешь также помиловать его и простить ему грех его... и таким образом, не имея чем оказать милосердие телу, милуешь душу его. А какая милость более той, чем помиловать душу?..».

Вечным образцом милосердия для христианина является сам Господь. Но милосердие совершается в очень немилосердном, жестокосердном и несовершенном мире. Отсюда известный риск для благотворящего, предполагающий не только сострадание к ближнему, но и последовательное, долгое и самоотверженное служение. Милосердие предполагает прощение всяческих обид, непротивление злу насилием и любовь к врагам, т.е. основополагающие христианские истины.

В Древней Руси милостыня и нищелюбие были необходимыми составляющими жизни во Христе. В 12 веке Владимир Мономах завещал своим сыновьям «Не забывайте о нищих и поддержите их по мере ваших возможностей, дайте пропитание сиротам, защищайте вдов и не давайте сильным губить слабых».

Изучая историю благотворительности царской России поражает большое количество благотворительных обществ и образованных ими организаций. Вот некоторые из них: лазареты для выздоравливающих, лазареты для утомленных, дома бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсистов, приюты для законнорожденных детей покинутых родителями, для незаконнорожденных детей существовал императорский детский приют, приюты, прообразы сегодняшних хосписов, для неизлечимых больных, временные приюты для детей потерявших работу родителей, общества попечения о пропавших детях, общество попечения о заблудившихся душевнобольных и т.д. То, что многие богоугодные заведения возглавлялись членами царской семьи без слов обязывало подданных следовать их примеру и они во множестве следовали ему. Существовали специальные тюремно-благотворительные общества, отношение к узникам было совершенно иное, чем потом стало и теперь. Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил «Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается всегда. Об этом прежде никогда не забывай». Богатые люди нередко отдавали свои дворцы под богоугодные заведения.

В христианских текстах говорится о невыразимой сладости, которую испытывает дающий во имя Христа, поэтому истинные благотворители, считали не себя, а тех, кому они оказывали помощь своими благодетелями.

К концу 19 века началу 20 благотворительность стала настолько масштабным общественным явлением, что без нее невозможно представить повседневную жизнь того времени. И еще большие масштабы приобрела благотворительность в годы Первой Мировой войны.

Устоявшаяся духовная жизнь резко была нарушена 1917–м годом. Слова и понятия «филантропия», «жалость», «сострадание», «милосердие», «благотворительность», «смирение», «кротость», в конце концов даже «совесть» и «стыд» были изгнаны из лексикона советского человека. Советская власть в первые же дни своего правления закрыла все учреждения, помогавшие выжить самым обездоленным людям: пункты питания, ночлежные дома, дома призрения для бедных и сирот.

В Большой советской энциклопедии 1927 года благотворительность характеризуется как помощь лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы. В Большой советской энциклопедии 1970 понятие благотворительности вообще исключено как несуществующее и никогда не бывшее.

Обращаясь к истории мы понимаем, что идея милосердия была одним из основных механизмов послевоенного возрождения нашей страны.

В последнее время вновь наблюдается обращение к христианским идеалам: растет популярность волонтерской деятельности, общины сестер милосердия являют любовь в этом мире через служение болящим, а при медицинских колледжах организуются отделения сестер милосердия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря: Беседы о православной вере.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Что есть милость, о которой Господь говорит как об условии блаженства? Милость, или милосердие, — это прежде всего способность человека действенно откликаться на чужую беду. Можно ответить добрым словом, протянуть человеку руку, поддержать его в горе. Можно сделать больше: прийти к нуждающемуся в нашем содействии, помочь ему, отдав свое время и силы. Можно также разделить с несчастным то, чем мы сами владеем. «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал — упавшего и разбившегося; веселый — унывающего; наслаждающийся счастьем — утомленного несчастьями», — говорит святитель Григорий Богослов. Как раз такого рода деяния Господь тесным образом связывает с идеей оправдания.

       В евангельском повествовании мы находим целый перечень добрых дел, совершение которых признается необходимым для наследования Царствия Небесного и оправдания на суде Господнем. Все это — дела сострадания: накорми алчущего, напои жаждущего, одень нагого, прими странника, посети больного и узника (См. Мф. 25. 31–36, 41–43). Не исполнивший же закона милосердия примет свое наказание в Судный день. Ибо, по слову Господа, «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45).

И можно уже не гадать о будущности, ожидающей нас в вечности. Каждый еще в этой жизни способен предчувствовать, какой суд уготован ему на небесах.

Вспомним же, многих ли мы накормили и напоили, многих ли пригласили под свой кров, многих ли навестили и дружески поддержали. Каждый из нас может и должен, рассмотрев свои дела при свете совести, высказать о себе суждение, предваряющее Суд Божий. Ибо сами мы лучше других знаем себя и свою жизнь. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» — так читается закон милосердия и воздаяния. И поскольку в грамматической конструкции Заповедей Блаженства Бог милующий и наказующий здесь определенно подразумевается, не будучи, однако, прямо назван по имени, не вправе ли мы ожидать снисхождения и от людей еще в жизни нынешней?

Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь. Ведь люди так устроены, что любят тех, кому сделали добро, и ненавидят тех, кому причинили зло. Отвечая на вопрос о том, кто есть наш ближний, Господь говорит: это тот, кому мы делаем добро. Такой человек перестает быть для нас чужим и далеким, становясь воистину ближним, ибо отныне ему принадлежат часть нашего сердца и место в нашей памяти.

       Но если мы, живя в семье, не помогаем друг другу — значит, самые родные нам люди перестают быть нашими ближними. Когда муж не поддерживает жену, а жена — мужа, когда дети не служат опорой престарелым родителям, когда вражда противопоставляет родственников друг другу, то разрушаются внутренние скрепы, связующие человека с человеком, а наши близкие, в нарушение заповедей Божиих, становятся нам дальше дальних.

Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Значит, ответом нам станет их добросердечие, и мы будем помилованы от людей. Между нами и теми, к кому проявили мы участие, установятся особые отношения. Таким образом, милосердие подобно ткани, в которой накрепко переплетаются нити человеческих судеб.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!