Delenda : гнев отца и пол ребенка



Чтобы закончить это обозрение моих трансгенерационных исследований, расскажу о своем открытии значимой весомости слов, если можно так выразиться, в культуре, отличной от нашей.

Я работала с семьями, их историей, с генеалогическими деревьями в других странах, помимо Франции, — в странах Ближнего Востока, в Тунисе.

Я хотела бы рассказать историю одной арабской семьи, где было множество дочерей: Джамиля, Айша, Лейла, Ориана, Яс-мина. И вот рождается шестая дочь, отец называет ее Делен-дой. На следующий год появляется сын Мухамед, затем второй сын Али. Все это происходит в районе Карфагена.

Я много раз встречала подобную конфигурацию — в семье одна за другой рождаются дочери, а после Деленды — первый сын после множества девочек.

Что означает ДелендаЧ Это не арабское имя, а латинское слово. Оно является частью призыва древнеримского сенатора и писателя Катона: «Delenda Carthago est» («Карфаген должен быть разрушен»),

И вот уже две тысячи лет в окрестностях Карфагена, когда крестьянин или горожанин уже «больше не могут выносить» рождения многочисленных дочерей, они в гневе называют Де-лендой последнюю новорожденную, и девичьему роду приходит конец. Ни с Делендой, ни с другими дочерьми ничего плохого не случается. Но девочки перестают рождаться и появляются мальчики.

Эта традиция в здешних краях продолжается две тысячи лет. Случайность? Объяснения нет. Можно было бы сказать: все это предрассудки. Но как действует предрассудок, чтобы предопределить пол ребенка? Сила слова? Но как «сила слова» влияет на генетику? Если отец скажет: «Лишь бы родился мальчик!» или «Я хочу сына!» — это не действует.

Нужно, чтобы отец разозлился, чтобы он был вне себя после рождения множества дочерей — при рождении пятой, шестой, а то и седьмой дочери. Нужно, чтобы он назвал ее Делен-дой, и тогда родится сын. Это происходит в семьях неграмотных людей, которые слыхом не слыхивали о пунических войнах, — так говорят и делают две тысячи лет во всем Магрибе14.

Священник: эффект неверно понятого «сильного слова»

Возьмем другую семейную историю. В психодраматической группе несколько лет тому назад одна дама сказала:

— Я беспокоюсь: моя внучка тяжело болеет астмой, боюсъ> как бы она не умерла.

— Почему?

— Потому что моя старшая дочь тоже болеет... Моя старшая сестра умерла... Мать потеряла старшую сестру... Бабушка по--теряла старшего брата... Вот уже во многих поколениях нашей семьи старший ребенок умирает в детстве.

И добавляет:

— Я хочу остановить это, но не могу! Я говорила об этом с нашим врачом, и он тоже очень беспокоится за дочь.

Я прошу ее подробнее рассказать об истории своей семьи, и, в ходе разговора мы изображаем на доске ее психогенеалогию, геносоциограмму.                                                              

Мы работаем с ней над тем, что происходит в течение нескольких поколений, и терпеливо ищем выдающиеся события в жизни прапрабабушек и прапрадедушек, поднимаясь все выше во времени — Третья республика, империя, революция (получается семь — восемь поколений за два века).

Это земледельцы, перемещались они мало. Крестьяне Савойи во время революции прятали у себя священника, после террора тот вышел из укрытия. Он их отблагодарил — благословил, сказав: «Да будет старший ребенок в каждом поколении вашим хранителем».

С тех пор вот уже два века старший ребенок в каждом поколении становится как бы «небесным ангелом» и охраняет их покой.

И эта женщина с тоской переживала смерть детей в каждом поколении как своего рода необъяснимое проклятие семьи.

Любая система зависит от своей экосистемы. Я стала размышлять о контексте и о референтных рамках этой семьи в те времена и сейчас.

Я долго говорила с этой дамой и объяснила, что все можно понимать иначе, что есть разница между благословением и проклятием, что фразу: «Старший ребенок в каждом поколении будет вашим хранителем», можно истолковать по-разному в зависимости от используемой референтной рамки. Следовательно, если вдруг дочь стала бы врачом или медсестрой, она могла бы заботиться о матери, когда та станет старой или заболеет. Заботиться о семье можно по-разному... Либо лечить (врач, медсестра, фармацевт), либо быть полезным членом общества, помощником (булочник, земледелец, жандарм, нотариус, банкир... кюре, монахиня, психотерапевт...).

Итак, мы поместили фразу и предсказание в другую смыслов вую рамку.

С тех пор что-то изменилось в ее видении, в жизни, и малышка поправилась. Десять лет спустя она по-прежнему жива и хорошо себя чувствует. Впервые со времен революции старший ребенок в этой семье не умирает.

Повторение событий в каждом поколении вот уже две сот--ни лет — как такое возможно? Почему? Что происходит? Где это записывается в семейное и персональное бессознательное? Как осуществляется передача! Что это — разновидность энграм-мъй Какой в этом смысл?

Как прервать цепь?

Почему и как слово (терапевтическое) ее останавливает?

Что происходило в этой семье, чтобы старший ребенок умирал? Это серьезные, ответственные люди. Они живут в хороших условиях, заботятся о своих детях.

Что происходит, почему со времен революции до наших дней, т. е. в семи поколениях, что-то не срабатывает и старший ребенок заболевает, получает ранение и умирает?

И почему, когда мы прояснили и переосмыслили фразу, произнесенную священником, этого больше не происходит?

Как будто у семьи не было права знать и говорить и в то же время не было права забывать. Надо было, чтобы обо всем этом давали знать, но не говоря открыто, даже не зная то, что это известно и передается, — дьявольски довлеющая двойная связь {double bind), двойной гордиев узел.

Мы обнаружили здесь главную характеристику этой тайны. Ги Ауслоос15 (Guy Ausloos) так же, как и мы, отметил, что ее запрещается и знать, и не знать одновременно.

Все происходит так, как если бы бессознательное имело хорошую память и старалось одновременно и напомнить факты, и нанести удар — не говоря, не объясняя. Но то, как бессознательное указывает на событие, зависит от того, как семья понимает и интерпретирует происходящее и реагирует на него.

Контекст, как и жизнь, видны, их можно прочесть, интерпретировать в определенном контексте, в заданных рамках. Можно что-то взять из одного контекста и перенести в другой контекст или рамку, и та же фраза будет освещаться по-иному, можно изменить рамки события — проклятия, и оно станет благословением.

То же самое можно, кстати, увидеть и в случае рака в последней стадии. Из непреодолимой ситуация может стать труднопреодолимой и даже просто трудной, но захватывающей при попытке ее преодолеть (понятие hardiness — стойкость), как подтверждают своим примером люди, выжившие в концентрационных лагерях,

Удивительно обнаруживать в геносоциограммах эти повторения, прослеживающиеся из поколения в поколение, как если бы что-то произносилось. Это происходит на «другой сцене», как выражались Фрейд и Гроддек, но протянутая красная нить ведет нас дальше за кулисы.

Конрад уже сказал, что «все происходит так, будто огромная, мощная и невидимая рука была готова опуститься на человеческий муравейник, схватить каждого из нас за плечи, столкнуть головами, разбросать в неожиданных направлениях к неизбежным целям наши неосознанные силы, как будто сверхъестественная сила ведет нас к нашей судьбе».

А когда занимаешься серьезными физическими болезнями типа рака, то замечаешь повторения и\значимые связи при составлении геносоциограммы — полного генеалогического древа с указания имен, семейных связей, болезней, несчастных случаев, основных событий в жизни, памятных мест, крупных изменений в жизни, разрывов и перемен.

Указывая на эти повторения и освещая их, можно улучшить ситуацию, когда пациент тяжело переносит трудный период уязвимости. Перегруппировав по-иному, изменив жизненный сценарий по отношению к болезни и смерти, многочисленным несчастным случаям или неудачам, можно сделать его позитивным, и тогда клиент сможет вновь стать действующим лицом, делать выбор и, наконец, жить.

Переосмысление серьезной болезни в повторяющихся семейных ситуациях придает им иной смысл и часто изменяет течение болезни.

Я не хочу сказать, что непременно удастся предотвратить смерть или драматические последствия несчастного случая. Но можно иначе относиться ко всему.

Часто все утрясается, и человек преодолевает уязвимость, когда получает возможность поговорить о том, что произошло. Ситуация расшифровывается, когда выстраивается «красная нить» событий и клиент следует за ней, когда события ставятся в определенные рамки, представляются иначе, когда говорят о тайне, когда добираются до невысказанного. Иногда удается дифференцировать семейную привязанность, уважение, лояльность по отношению к семье и идентификацию с другим («невидимую лояльность семье») в такой степени, что человек перестает жить жизнью другого или умирать, как и он. Это часто выявляется, когда сталкиваешься с синдромом годовщины.

В моей терапевтической практике, особенно с тех пор, как я стала заниматься трансгенерационном анализом, встречались семьи, в которых повторялись болезни, несчастные случаи или невольная смерть в одном, двух или даже нескольких поколениях по непонятным причинам, но клинически это констатируется как «отметина на теле».

Я беру на себя смелость утверждать, что работа по выявлению связей и повторений и их декодированию придает смысл событиям и позволяет управлять ими. Когда начинают видеть и понимать, появляется смысл, меняется контекст, из глубины проступает новая форма, все изменяется: человек дышит, избавляется от груза прошлого, часто меняется его тело и жизнь. Он становится другим... а иногда приходит и выздоровление.

Анн Анселин Шутценбергер

«Синдром предков»

_______

ПОЯСНЕНИЯ

12 Таковы были заголовки парижской прессы. Одна лишь деталь неверна: принц умер от перелома черепа — даже если смерть была вызвана железной проволокой, на которую он налетел. Для сторонников легитимности он является законным «королем» Франции - Луи XX. И недавно он возглавлял праздник тысячелетия рода Капетингов (cf. Thierry Ardisson «Louis XX», а также ведущую прессу). 9 февраля 1989 г. в полдень в королевской базилике Сен-Дени соберется толпа на большую мессу — реквием по герцогу Анжуйскому — кузену Хуана Карлоса испанского и дальнему кузену Луи XVI.

13 Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени -будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества). Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы.

14 Я написала президенту Бургибе, попросив его о проведении статистического исследования, но он не ответил.

15 Ausloos Guy (1980),« Les secrets defamille», in Annales de psycbotherapie: changements systemiques en therapie familiale, Paris, ESF, 62-80 (collectif)-

#Цена_слова #Смысл_бытия #Осознанность #Ответственность #Болезни_и_скорби  #Родовой_грех #Проклятие


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!