Благодарное тело: утрата грации 10 страница



Я, как терапевт, помог ей "оживить" нижнюю половину тела. Это было непросто, так как чув­ствительность в этой области тела подавлялась у нее многие годы. Эту проблему следовало рассмот­реть как с психологической, так и с физиологичес­кой перспективы. На психологическом уровне Анна должна была узнать, какая она на самом деле, и понять, почему она стала такой. На физиологичес­ком уровне она должна была вернуть активность нижней половине тела для того, чтобы ощутить ее. Специальные упражнения углубили ее дыхание, что позволило ей почувствовать свою печаль, находящуюся в животе, печаль, от которой она рань­ше себя успешно изолировала. Одновременно она начала плакать, но только со временем позволила плачу стать более глубоким. Чувством, с проявле­нием которого она имела большие трудности, был гнев. Причиной этого было то, что он был направ­лен против отца, который ее использовал, но ко­торого она любила и от которого чувствовала себя зависимой. Она не смогла направить свой гнев про­тив других мужчин, которые ее также использова­ли, так как чувствовала, что сама позволила им это. Это было ключевой проблемой в процессе те­рапии, так как было невозможно помочь Анне вер­нуть свои сексуальные чувства иначе, чем дать ей почувствовать себя человеком, имеющим свои пра­ва и требующим их уважения.

По мере продвижения терапии Анна все более понимала, что была объектом определенного сек­суального злоупотребления со стороны своего отца, а также брата. Сам факт, что она отдала себе в этом отчет, позволил преодолеть блок в ее лично­сти. Сейчас можно было привести в движение ее гнев. Углубив дыхание и нанося удары ракеткой по топчану, она выразила свой гнев по отношению к отцу с такой огромной силой и с такой яростью, которой я никогда раньше не видел. В ней загорел­ся огонь, который со временем мог превратиться в страстную любовь.

Сексуальное соблазнение ребенка родителем – достаточно распространенное явление в нашей куль­туре. Родители, которые не находят удовлетворе­ния в своем браке, могут направить на собствен­ных детей потребность чувственности или сексуального возбуждения. Иногда это принимает формы прямого сексуального контакта, но чаще ребенок является свидетелем сексуальности кого-либо из родителей. Во многих семьях родители ведут себя нескромно при детях, ошибочно полагая, что дети не осознают того, что происходит. Вследствие этого, ребенок, сексуально возбужденный интим­ностью родителя, чувствует, что к нему относятся "особенным" образом, что приводит к развитию нарциссической личности. (Подробнее смотрите в: A.Lowen "Narcissism: Denial of the True Self", New York 1985.) Ребенок боится возможности крово­смешения и одновременно подвергается ревности и враждебности со стороны родителя своего пола. Чтобы избежать этой опасности, ребенок отстраня­ется от своего сексуального возбуждения, как это имело место в случае Анны. Ситуация в семье до­полнительно осложняется существующей в нашей культуре тенденцией к разрушению барьеров меж­ду родителями и детьми в половых вопросах, что лишает их остатка невинности. Некоторые родители даже гордятся сексуальными познаниями сво­их детей. Становясь взрослыми, такие люди ведут себя так, как будто они более мудры, чем другие, но в глубине души чувствуют себя неуверенно и постоянно сомневаются. В сексуальной сфере по­верхностная утонченность часто скрывает беспо­койство и вину по поводу сексуальных чувств.

Сексуальное соблазнение оказывает разруши­тельное действие на личность ребенка, оказывая влияние равным образом, как на тело, так и на по­ведение. Отяжеление и пассивность нижней части тела, которое развилось у Анны – только одна из форм, которые такая травма может вызвать. Очень часто, особенно у мальчиков, сексуальные чувства не подавляются полностью, а тормозятся при по­мощи напряжения мышц в области таза. В таком случае таз не может двигаться свободно, и эти люди редко достигают состояния спонтанных движений тазом (тазовой пульсации), в которой возможно полное оргазмическое освобождение. Возбуждение половых органов может быть очень сильным, но у многих мужчин оно заканчивается преждевремен­ной эякуляцией, так как мышечное напряжение в области таза ограничивает его способность асси­милировать заряд возбуждения, прежде чем оно охватит все тело. В крайних случаях это может оказывать тормозящее влияние на эрекцию.

Отличительной чертой по настоящему сексуаль­ного человека является обаяние. Быть обаятель­ным – не значит уметь покачивать бедрами, ис­полнять танец живота или прыгать с трамплина; если человек обаятельный, это означает, что у него мягкое тело, в котором свободно протекают им­пульсы возбуждения, излучающее жизненность и получающее удовольствие от движений. По насто­ящему сексуальная женщина не вертит бедрами во время ходьбы, ее таз движется свободно, вместе с телом. Когда человек ходит таким образом, он чув­ствует соприкосновение с землей при каждом шаге, а волна возбуждения, идущая от пальцев стоп, ко­ординируется с дыхательной волной, которая, как мы видели раньше, вызывает движение таза с каж­дым дыханием. Такая походка часто наблюдается у людей, живущих в слаборазвитых странах, над которыми не так довлеет эго, как у западного че­ловека. Мы, жители западного мира, быть может, сексуально более утончены, но люди примитив­ных культур более живые.

Тело, свободное от моральных указаний суперэго (будь воспитанным, слушай отца и мать, не под­нимай руки на родителей и т.п.), свободно от на­пряжения. В нашей культуре принято приучать детей контролировать свои чувства. Это отражает­ся в популярной поговорке: "Не теряй головы и не отдавайся на волю чувств". Определенная доля самоконтроля, конечно, нужна, но когда контроль становится подсознательным, он проявляется в хронических напряжениях мышц. Напряжение, свя­занное с опасением, что мы "потеряем голову", часто вызывает остеохондроз шейного отдела позвоночни­ка и головные боли от напряжения. Хроническое мышечное напряжение у основания позвоночника, в том месте, где он соединяется с крестцом, является причиной большинства болей в поясничной облас­ти. Это хроническое напряжение особенно таких мышц как т. quadriceps femoris,соединяющих таз с ногами, обездвиживает таз настолько, что он не в состоянии двигаться спонтанно.

 

 

Рис. 6.1. Позиция таза в реакции на напряжение.

A. Нормальная позиция, таз расслаблен.

Б. Таз отведен назад, что уплощает изгиб в нижней части спины.

B. Таз заблокирован в "передней позиции", что вызывает из­лишний прогиб позвоночника.

Обездвиженный таз "застывает" в положении отведения назад или вперед (рис. 6.1 А - В). В нормальном состоянии (рис. 6.1 А) таз движется вперед или назад вместе с естественными движениями тела и дыхательной волной. Когда волна достигает таза при каждом выдохе – он движется вперед. При вдохе таз движется назад. Эти спон­танные движения могут быть незначительными в положении сидя, но более выразительно видны во время ходьбы. В пиковом сексуальном возбужде­нии они становятся быстрыми и сильными. Этого не происходит, если таз обездвижен в одной из этих крайних позиций. Отведенный назад таз (рис. 6.1 Б) готов к движению. Обездвиженность таза во время движения указывает на сдерживание сек­суальных чувств. Это встречается чаще всего у жен­щин, так как напоминание сдерживать сексуаль­ные чувства в основном направлены именно им. У мужчин более частым нарушением является "пе­редняя позиция" (рис. 6.1В), которая выражает псевдоагрессию. Выдвигание таза вперед – сексу­ально агрессивное движение, но, так как таз замк­нут в этой позиции, то на деле это вовсе не так. Прежде, чем дальнейшее движение таза вперед ста­нет возможным, он должен быть отведен назад (как спусковой крючок). Когда таз выдвинут вперед, спина округляется, а плечи сутулятся, что напо­минает позу пса с подогнутым хвостом.

Если человек удерживает свой таз в такой пози­ции, это часто указывает на то, что к нему плохо относились в детстве. Любая форма физического наказания подрывает уверенность человека в себе, делая его боязливым и податливым. Наиболее рас­пространенной формой наказания, вызывающей такие последствия, является наказание ударами по ягодицам. Ребенок, который получает шлепок, ин­стинктивно втягивает попу и напрягает ягодицы. Но эта травма касается не только физической при­роды. Шлепки – унижающее переживание, которое травмирует эго ребенка. В некоторых случаях ребенка даже принуждают помочь в наказании, требуя подставить ягодицы, наклониться вперед, лечь на колено родителя или принести ремень. Я считаю, что существуют другие способы дисциплинирования без применения такого вида садистских практик. Тем, кого наказывали ударами по ягоди­цам, трудно принять гордую позу или ходить с расслабленным, свободно движущимся тазом.

Большинство людей не отдают себе отчета в том, что их таз застыл в одной из крайних позиций, Иногда они могут двигать им таким образом, что производят впечатление свободного движения, но когда они не используют сознательного усилия, это движение возвращается к своей исходной позиции. В сексуальной активности люди с тазом, выдвину­тым вперед, как бы принуждают себя совершать сексуальные движения, а те, чей таз отведен на­зад, склонны к ограничению движений. Следую­щее простое упражнение поможет вам определить, в какой позиции вы удерживаете свой таз.

Упражнение 6. 1

Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы мог­ли видеть свою спину, когда повернете голо­ву. Выглядят ли ваши плечи выпрямленны­ми, поднята ли голова, отставлен ли таз? Сейчас поставьте стопы параллельно на рас­стоянии около 15 см., выдвиньте таз вперед. Ощущаете ли вы, как ваша спина округляется или сгибается, и ваш рост уменьшается? Мед­ленно отставьте таз. Наблюдаете ли вы, как ваша спина выпрямляется? Какие чувства ас­социируются с каждой из этих позиций? Какая из них является вашей обычной позой?

Теперь согните колени и постарайтесь, что­бы ваш газ был расслаблен так, чтобы им мож­но было двигать. Дышите глубоко и свободно, стараясь почувствовать, как дыхательная вол­на доходит до глубины таза. Ощущаете ли вы ее движение в этой области? Как можно опи­сать это ощущение? Ощущаете ли вы какое-либо беспокойство при этом движении? Из-за описанных выше причин такое движение от­сутствует у большинства людей.

Как мы могли увидеть, напряжение нижней час­ти тела снижает сексуальную чувствительность. Способность получать оргазм уменьшается вслед­ствие напряжения дна таза. У большинства людей дно таза напряжено вследствие подсознательного опасения, что расслабление мышц этой области может закончиться непроизвольным испражнени­ем. Такое опасение происходит из слишком ранне­го приучения ребенка к горшку. Если ребенка при­учают к горшку до того, как ему исполняется два с половиной года, он использует для контроля фун­кции испражнения мышцы дна таза и ягодицы, так как только в этом возрасте начинает функциони­ровать внутренний анальный сфинктер. Даже пос­ле того, как внутренний сфинктер начинает функ­ционировать, это опасение сохраняется и неосознанно переносится позже на оргазм. Такой человек не может позволить себе полное и свобод­ное высвобождение сексуального напряжения, так как для этого необходимо забыть о полученном с таким трудом контроле. Чем раньше ребенок под­вергается такому "приучению к чистоплотности", тем большее напряжение возникает в мышцах дна таза. Частым результатом такого "приучения" является нарушение акта дефекации. Если родители отреагируют на это использованием клизмы или специальных ректальных свеч, вторжение и наси­лие над телом ребенка только усугубляют пробле­му. У меня были две пациентки, которых приучи­ли к горшку, прежде чем им исполнилось 9 месяцев. Это вызвало полную утрату ощущений в области дна таза.

Анус окружен двойным кольцом сфинктеров. Внутренний сфинктер, не поддающийся волевому контролю, замкнут до того момента, пока собрав­шийся кал не заполнит ампулу прямой кишки. До этой минуты наружный сфинктер остается откры­тым и расслабленным. Когда ампула заполнена и человек чувствует потребность в испражнении, внутренний сфинктер расслабляется, в то время как наружный остается сильно сжатым до того мо­мента, пока человек не получит возможность со­вершить акт дефекации. Это значит, что когда нет потребности в дефекации, можно спокойно позво­лить себе расслабить тазовое дно. Многие люди опасаются, что неконтролируемая сексуальная ак­тивность может привести к непроизвольному ис­пражнению. В некоторых случаях это опасение возрастает до уровня общего беспокойства, как если бы через минуту должна случиться катастрофа.

В реальности эти все опасения и страхи воздей­ствуют на дно таза. Неожиданный страх вызывает острый спазм. Следствием подавленного страха бу­дет хроническое мышечное напряжение. Мы не ощу­щаем это напряжение, если не осознаем этот страх.

Для того, чтобы мы смогли расслабить дно таза, мы должны сначала осознать, до какой степени мы его напрягаем. В этом может помочь следующее упражнение.

Упражнение 6. 2

Стопы параллельны на расстоянии 20 см, колени слегка согнуты, тело подается вперед. Расслабьтесь и "отпустите" таз естественно, как это описано в предыдущем упражнении. Сде­лав животом глубокий вдох, постарайтесь выз­вать давление на дно таза. Одновременно по­пробуйте раскрыть анальный сфинктер, как будто хотите выпустить газы. (Ничего не выпустится, если вы ничего не сдерживали. Я делал это упражнение на своих групповых за­нятиях, и никогда ни у кого не случилось ни­чего постыдного.)

Сейчас осознанно подтяните анус и дно таза вверх, зажимая ягодицы. Чувствуете ли вы, как нарастает напряжение? Попробуйте опус­тить дно таза. Дает ли это чувство расслабле­ния? Повторите это упражнение несколько раз, чтобы лучше прочувствовать разницу между напряженным и расслабленным состоянием та­зового дна.

Чтобы развить чувствительность к состоянию дна таза, повторяйте эти упражнения несколь­ко раз в течение дня, во время прогулки, сидя за рабочим местом или во время какой-либо другой деятельности. Может случиться так, что вы будете вынуждены уделить много внимания этой части тела, прежде чем вам удастся дос­тичь его полного расслабления, но это усилие будет щедро вознаграждено увеличивающейся интенсивностью сексуальных ощущений.

Так как секс, подобно мочеиспусканию и испраж­нению, является одной из функций, которую мы отождествляем с нашей животной природой, нам может быть трудно принять связь между духовно­стью и сексуальностью. Если мы не ощущаем этой связи, – значит, мы утратили контакт с тем, где она возникает – с сердцем. Когда мы дарим наше­му партнеру или партнерше всю нашу любовь, на которую способно сердце, объятия имеют не толь­ко сексуальный, но и духовный характер. Когда мы обнимаем Бога любовью наших тел, этот кон­такт является не только духовным, но и сексуаль­ным. Это может звучать как ересь, но в религиоз­ных ритуалах примитивных культур сексуальное поведение давно служит тому, чтобы прикоснуть­ся к божественному. Даже в иудо-христианской религии танец был элементом многих религиозных церемоний. Независимо от того, какие средства применяются для того, чтобы установить чувствен­ную связь с бесконечным, они должны активизи­ровать тело, для того, чтобы это было чем-то боль­шим, чем фантазии. Все религии считают, что если человек хочет объединиться с Богом, он должен отказаться от собственного Я. Для этого нет луч­шего, более непосредственного способа, чем лю­бовный сексуальный акт.


Глава 7


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!