Мировой опыт: ознакомиться с содержанием



Философия и наука

Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть "форма согласования мысли с действительностью". Но есть, разумеется, и отличия. Во-первых, каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Например, физика изучает физические законы, психология — психологическую реальность. Законы психологии в физике не действуют. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Во-вторых, наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — "почему?", "как?", "откуда?". Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам "зачем?" и "для чего?".

Философия и религия

Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры, личном, внерациональном опыте. Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума.

Философия и искусство

Между ними есть много общего. Достаточно вспомнить множество примеров, когда фундаментальные философские идеи высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Но есть один момент, который разъединяет философию и искусство. Философы говорят на языке философских категорий, строгих доказательств и однозначных толкований. В противоположность этому — стихией искусства являются личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Художественные образы и метафоры зачастую не несут в себе однозначного понимания и являются субъективными.

Выделяются следующие функции философии:

  • Мировоззренческая. Дает человеку цельное и рациональное мировоззрение, помогает ему критически оценивать самого себя и свое окружение.
  • Методологическая. Дает человеку знание и показывает пути, как получать новое знание. Одним из важнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.
  • Прогностическая. Позволяет строить прогнозы о будущем. Есть множество примеров, когда идеи философов значительно опережали свое время. Например, идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом "принципе дополнительности" Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира.
  • Синтетическая. Данная функция заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека.

Структура философского знания включает:

  • Онтологию, которая направлена на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.
  • Аксиологию, которая направлена на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.
  • Теорию познания, которая образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Существует огромное множество философских школ и течений, которые могут классифицироваться по различным признакам. Некоторые из них связаны с именами основателей, например, кантианство, гегельянство, лейбницеанство. Исторически магистральными направлениями философии являются материализм и идеализм, которые включают множество ответвлений и пересечений.

Философия и наука

Чтобы получить некоторое представление о философии, давайте для начала посмотрим на науку, откуда она взялась, для чего нужна и чем занимается. Можно определить науку как систему упорядоченных предметных и объективных знаний об окружающем мире и человеке и соответствующих методов их получения. Разные науки изучают различные аспекты реальности. Можно предположить, что наука возникла из следующих предпосылок:

  1. Любопытство. А что это такое? Почему оно ведёт себя именно так?
  2. Комфорт. Что нужно для того, чтобы было тепло, светло и сытно? Как не болеть?
  3. Власть. Как мне выделиться, получить преимущество? Как использовать ресурсы в своих интересах?
  4. Апологетика. Каким образом защитить свои убеждения и верования от нападок? Как доказать истинность моей веры и ошибочность ересей?

Т.е. наука помогает человеку в достижении определённых целей, т.е. говорит ему, ЧТО именно и КАК именно нужно делать, чтобы достичь результата. Но тут возникает вопрос: а кто определяет эти цели? Какие они должны быть? Для чего нам то или иное? И в чём, наконец, смысл этого мира и человека? На эти вопросы наука ответить не может, поскольку изучает только явления, меньшие человека, которые поддаются наблюдению, воспроизведению и т.д. Чтобы ответить на вопрос о смысле, нужно выглянуть ЗА ПРЕДЕЛЫ человеческого сознания и самой вселенной, поскольку смысл всегда определяется извне. На эти вопросы отвечают религия и философия. Если совсем упростить, то можно сказать, что философия задаёт глобальные вопросы и размышляет над ними, тогда как религия отвечает на них.

Если попробовать соединить все три понятия, то получается, что философия ставит вопросы, религия говорит ЧТО нам делать, а наука заботится о том, КАК это сделать.

Конечно, это всего лишь упрощение, но в нём есть зерно истины.

Изучая науки, мы, в каком-то смысле, изучаем инструменты, при этом предполагается, что мы изначально знаем, КАК и ДЛЯ ЧЕГО их использовать. Однако это, к сожалению, не так. Мы можем всю жизнь посвятить любимому делу, и под конец прийти к выводу, что двигались в неверном направлении.

Теперь давайте поподробнее обратимся к собственно философии. Переводится этот термин как "любовь к мудрости". Что такое мудрость в данном контексте? Можно сказать, что тут подразумевается умение правильно жить.

Как отличить правильное житие от неправильного? Очевидно, что нужны ориентиры. Имея ориентиры необходимо правильно их использовать и выработать некоторые принципы и методы, которые позволили бы достичь состояния, соответствующее "правильному житию". Для этого хороший философ должен уметь хорошо ориентироваться в главном. Это большая и сложная задача, которая включает в себя множество вопросов: кто мы такие и откуда произошли? Есть ли Бог? Если есть, то какой Он? Что мы можем познать, а что нет? Каково наше предназначение? Что есть благо? Как его достичь? Какая у нас есть свобода? Что такое смерть? ...и так далее.

В центре всех этих вопросов находится тема о ценностях. Ответы на вопросы целесообразны настолько, насколько ценным является предмет обсуждения. Как определить, что в жизни важно, а что - второстепенно? Что определяет обменный курс между тем, что у нас есть и может быть? Причём складывается впечатление, что ценность нельзя определять спонтанно или произвольно, но есть какие-то объективные причины для ценности, которые можно было бы сформулировать в форме критериев. Обычные науки не берутся помочь нам в этом, слишком это всё размыто и не конкретно - не на что опереться. Наука любит факты, а тут приходится довольствоваться догадками и предположениями. Но философия ими не гнушается, и готова предложить нам совершить это опасное путешествие, выходя за свои собственные пределы.

Философия и религия

Может возникнуть вопрос: для чего изучать философию, когда религия отвечает на все жизненно важные вопросы? Для начала этот вопрос можно свести к более общему - для чего вообще что-то изучать кроме религии? Для ответа нужно понять, какую именно цель преследует религия. Я бы сформулировал общую цель религий так: приближение к Богу (образцу, идеалу) и уподобление Ему. Наверняка это определение больше или меньше не подходит некоторым религиям, но в большинстве случаев ситуация примерно такая. Каждая религия при этом обосновывает необходимость этого, а также указывает средства и методы для достижения указанной цели. Таким образом, религия не будет учить нас строить дома или считать деньги просто потому, что у неё другие цели. Другой важный момент состоит в том, как именно религия относится к разуму. Если упростить ситуацию, то часть религий одобряет использование разума, а другая часть (надеюсь, меньшая) осуждает это. В случае одобрения, верующим предлагается использовать все данные им интеллектуальные ресурсы в соответствии с целями религии, а в случае осуждения верующим предлагается во всём слушаться духовных лидеров религии, брать с них пример и ни о чём не задумываться самим. Во втором случае философия и наука оказываются совершенно не нужными, зато в первом, к которому я отношу христианство, открывается широкое поле для изучения и углубления в науку и в философию.

Теперь попробуем выяснить для чего нужны не знания вообще, а именно философия, когда у нас есть религия. Тут первым делом мне приходит мысль, что религия немыслима без философии. Религия использует философию для раскрытия своих терминов, для обоснования своих учений и для ответа на вопросы. Здесь довольно сложно провести границу между религией и философией. Ясно лишь, что философия обслуживает интересы религии. Хорошо, а что, если предположить, что основатели религии заложили всю необходимую философию в своё учение, и последователям не нужно больше пользоваться философией? Тут возникает несколько сложностей:

1. Личный характер философии. Философия не сводится к словам, сказанным религиозным деятелем или философом. Философия - это скорее взгляд на мир, сформированный определённым человеком. Чтобы передать от одного человека другому философские знания, необходимо, чтобы ученик сам прошёл весь процесс философствования, иначе будут переданы лишь формы, оболочки философии. Таким образом, чтобы принять от религии её философское содержание, нужно самому быть философски развитым, иначе получится лишь иллюзия приобщения к религии, ведущая к её профанации новообращёнными верующими.

2. Изменчивость мира. Мир постоянно меняется и религиям постоянно приходится адаптироваться к новым условиям существования, для чего требуется осмысление новых вопросов, переосмысление старых в новом свете и т.д. Для решения этих задач помимо знания уже выработанной философии необходимо иметь широкий кругозор и умение философствовать, чтобы не подменяя содержания религии формировать недостающие элементы её философии.

3. Межрелигиозный диалог. Чтобы понять представителя другой религии необходимо знать её философию, иначе диалог не состоится и сотрудничество, прозелитизм или любое другое взаимодействие будут крайне затруднены.

Таким образом, изучение философии оказывается полезным, в том числе, для самой религии.

Мировой опыт: ознакомиться с содержанием

Давайте рассмотрим соотношение личного и группового познания. Если представить, что посреди безлюдного мира появился один человек с минимальными знаниями, необходимыми для выживания, то этому человеку пришлось бы самостоятельно исследовать мир почти что с нуля, последовательно переходя от одной вещи и явления к другой, и так далее по спирали, обходя своё окружение на всё более высоком уровне понимания с каждым кругом. Это при условии, что этот человек не сошёл бы с ума от одиночества и не замкнулся бы в себе, что почти наверняка случилось бы в реальности. Если ещё предположить неограниченную продолжительность жизни и неограниченную вместимость разума этого человека, то было бы интересно представить, сколько ему потребовалось бы времени, чтобы открыть общую теорию относительности? Мне почему-то кажется, что он бы и не стал развиваться в этом направлении... В противовес этому можно представить человека, принадлежащего обществу, имеющему огромную историю. Тут мы имеем два измерения знаний - вглубь и вширь. Под глубиной я понимаю историческое знание, а под шириной - специализацию знаний и многообразие мнений в каждый конкретный момент времени. В отличии от первого случая, знания уже не сосредоточены в одном разуме, но простираются в двух измерениях. Накопленные знания систематизируются и упорядочиваются. Чтобы изучить какой-то феномен, разумно будет вначале рассмотреть, что уже известно об этом. Что касается философии, то это одна из древнейших отраслей знаний, и на протяжении огромной истории человечества огромное количество людей размышляли о фундаментальных вопросах бытия, причём довольно значительная их часть конденсировала накопленные знания и оставляла потомкам в виде книг. Можно пренебречь этим накопленным багажом знаний, и постараться создать собственную философию, а лучше для начала познакомиться с мировым опытом. Конечно, всё постичь невозможно, совокупное человеческое знание уже очень давно превысило объёмы, которые способен постичь один человек, однако будет очень полезно хотя бы ознакомиться с "оглавлением", чтобы иметь общее представление, о чём думало человечество, и к каким выводам приходило. Это поможет обратиться к более конкретной информации и углубиться в интересующую область. В какой-то мере общеобразовательная школа выполняет эту функцию, однако, на мой взгляд, философия заслуживает более пристального внимания, поскольку рассуждает о цели и смысле всего остального.

Разум и чувства

Для движения куда-либо необходимо ориентироваться в том, где мы находимся, куда хотим попасть и каким именно образом мы собираемся преодолеть путь, соединяющий эти две точки. Это ориентирование может быть основано на двух разных источниках: разум и чувства, причём соотношение между ними может быть различно. Пожалуй, невозможно основываться только на одном из этих источников, однако разные люди отдают предпочтение разным источникам. Хочу отметить одно существенное их отличие: разум абстрактен, опосредован и предполагает возможность делиться накопленными знаниями, чувства же наоборот: конкретны, непосредственны и не поддаются передачи от одного человека другому. С одной стороны чувства, казалось бы, гораздо ближе к реальности, чем разум, они описывают мир именно таким, как мы его воспринимаем, с другой стороны чувства довольно субъективны и могут выдавать очень разные картины в зависимости от нашего состояния. Разум может помочь нам понять наши чувства и получить более общую, более глобальную картину мира. Изучая философию, мы идём путём разума, исследуя, что человечество выяснило в процессе ориентирования в главном, и у нас появляется возможность сопоставлять эти выводы с собственным мироощущением. В противном случае нам придётся анализировать наши субъективные чувства с помощью собственных субъективных размышлений, что приведёт нас к разрыву с реальностью и обществом. Практически все люди в той или иной мере изучают философию: впитывают её от родителей, друзей, преподавателей, СМИ и из прочих источников. Однако на мой взгляд эта тема слишком важна, чтобы довольствоваться популярными или расхожими мнениями.

Быть эффективным по-крупному

Для людей очень важна эффективность. Эффективное управление страной, эффективное использование энергии, эффективное удаление грязи. Во всём мы хотим достигать максимума эффективности. Максимальное КПД, минимальное соотношение цена/качество. При минимуме затрат получать максимум отдачи. Однако часто мы, стремясь достичь максимальной эффективности в малом, забываем про большое. Это можно сравнить с лыжником, который научился максимально эффективно расходовать энергию, отточил все свои движения до совершенства, однако поехал не по той дороге, которая ведёт к финишу. Все прочие усилия просто ТЕРЯЮТ ВСЯКИЙ СМЫСЛ, если мы допустили ошибку на глобальном уровне. В первую очередь нужно иметь верное мировоззрение и верные ценности, и уже во вторую нужно заботиться обо всём остальном. И снова нам в помощь приходит философия. Можно быть самоуверенным гордецом, заявляя, что с моим мировоззрением всё в порядке, и что с этим уже всё понятно, а можно смиренно попробовать проанализировать мировой опыт и осторожно сформировать свою позицию. Оба подхода используют философию, но только второй делает это осознанно и систематично. Таким образом, изучая философию, можно максимально эффективно настроить свои мировоззренческие и этические установки, чтобы все остальные дела были совершаемы в верном направлении, и появился смысл заботиться уже об их эффективности.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!