Догматический (вероучительный) подход



 

Догматический (вероучительный) подход упорядочивает религии на основе разделяемых ими принципов вероучения. Есть несколько типов такой классификации:

По отношению Высшего Существа (Бога) к человеку. Например, в буддизме Бог потенциально существует, но не взаимодействует с человеком, не наказывает и не поощряет. В христианстве Бог существует, может потенциально взаимодействовать с человеком, в будущем может наказывать и поощрять. В баптизме Бог представляет единое целое с человеческой душой. В исламе Бог постоянно находится рядом с человеком, постоянно властвует над ним и ежеминутно оценивает все его действия.

По наличию в вероучении возможности разделения светского и духовного начал. Как отметил Сэмюэл Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций», в католицизме и протестантизме Бог и кесарь, церковное и светское, духовное и материальное разделены; в индуизме также разделены светская и духовная власти, однако компетенция светской власти ограничена защитой религии. В исламе, ламаизме, конфуцианстве и синтоизме нет разделения духовной и светской власти. Как сформулировал Сэмюэл Хантингтон, «в исламе Бог — это кесарь, а в Китае и Японии кесарь — это Бог».

По наличию или отсутствию идеи Бога-творца. В метафизических религиях (к числу которых относят христианство, иудаизм, ислам, сикхизм и др.) утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство и др.) наличие Бога-творца либо отрицается, либо не играет существенной роли.

По объяснению смысла и цели человеческой жизни исходя из сил, которые властвуют над миром и человеком, религии традиционно разделяются на языческие и теистические.

Теистические (от греч. Θεός — Бог) религии возникли как религии откровения и опираются на учение о безраздельной власти над миром одного живого существа — Бога.

Языческие религии возникли в процессе многовековой истории человечества (естественные религии) и признают верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости, согласно которому все награды и наказания, выпадающие на долю человека, так или иначе им заслужены. Такая справедливость может осуществляться, во-первых, благодаря всемирному закону справедливости. Во-вторых, с помощью воли богов, которые могут быть организованы иерархически и беспорядочно, с верховным богом или без него, дуалистически (с добрыми и злыми богами), монически (с одним божественным началом) или плюралистически (со многими взаимодействующими факторами). В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов (политеизм), но может признаваться и единоличный бог (монотеизм), хотя в последнем случае его власть не безраздельна, и ограничена иными мировыми силами.

Религия всегда имела большое значение для развития культуры в процессе цивилизации человечества. Религия и культура связаны тесно и неразрывно, и изменение верований сказывается на развитии культуры самым непосредственным образом. Например, влияние религии на античную культуру явило миру древнегреческую мифологию, которая, в свою очередь, породила античный театр и оказала большое влияние на европейскую культуру. Тициан, Шекспир, Моцарт, Рубенс не раз обращались к ней в своих творениях. Библейские мифы рождали все новые образы в искусстве, а евангельские сюжеты стали неисчерпаемым вдохновением для многих художников, поэтов и музыкантов. 

Религия и культура слитны воедино с самого зарождения истории человечества. И о влиянии изменения религии на развитие культуры очень наглядно демонстрирует принятие Православия на Руси, которое вывело страну на совершенно новый уровень развития. Православие оставило свое наследство в культуре в виде храмового строительства, печатания книг, написания икон, изготовлением облачения. Все это относится к материальной культуре.

Кроме этого, большой след оставила церковь в духовности народа. Здесь большое влияние на формирование сознательности оказали духовная музыка, проповеди и вероучения. Религия как форма культуры нашла свое отражение в «Троице» Рублева, «Тайной вечере» и других сюжетах в живописи; во множестве прекрасных храмов в архитектуре; а также в скульптуре и музыке. Что же касается литературы, то здесь особо видно влияние религии, особенно это касается величайших книг – Библии, Корана и Ведов, которые являются вместилищем мудрости, доброты и правды, источником творческого вдохновения. В древнерусской литературе описывались жития праведников, позже стали появляться в художественной литературе образы людей, являющихся образцами святости. Роль религии в культуре неоспорима и существует такое мнение, что без религии не может быть и настоящей культуры. Христианин высокой культуры должен уподобляться Иисусу Христу, который не видел различий между народами, для него были лишь люди как таковые. Он должен иметь истинное милосердие, которое является движением души, а не исполнением своего долга и путем к спасению. Он должен быть высоконравственным, терпимым и смиренным человеком, главным для которого в жизни является любовь ко всем людям, не осуждение и всепрощение. Мы уже выяснили, что религия и культура имеют общие корни. Культура – это связь поколений, это культ предков.

Античная культура оказала большое влияние на христианскую церковь, римская, в свою очередь – на католическую, византийская культура заняла значительное место в православной. Это сказывается в архитектуре храмов, в написании икон, в религиозной музыке и литературе. Через религиозную культуру церковь приобщает людей к миру искусства, развивает в них художественное восприятие. 

Религия и культура неотделимы, так как религия оказывает достаточно большое влияние на светскую культуру, которой дарит художественные образы и сюжеты из своей истории. Отсутствие этих образов значительно обеднило бы эту самую культуру и лишило ее художественной выразительности. Еще с древних времен человек осознавал, что он идет по жизни не сам, что существуют те сверхъестественные силы, которые им руководят и управляют миром. То есть, с самого начала культура находилась под влияние религии, сначала примитивной и чисто интуитивной, затем более высокой и сознанной. Религия удерживает общество в неких границах культурной модели, она – ключ к истории. Невозможно понять культуру общества, не зная религии, которая за ней стоит. Религиозным вдохновением создавались первые художественные образы в литературе, в возведении храмов и изготовлении скульптур. Стремление к высшим силам и их покровительству в примитивных религиях порождали шаманов и священные танцы, в высших – создание храмов, икон и божественной литургии. Поэтому каждая великая культура представляет собой тандем божественного движения и человеческого.

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!