Классификация ценностей в рамках концепции духовно-нравственного воспитания РФ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

РГУ имени С.А. Есенина

 

 

Контрольная работа по теме:

 

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина»

 

Учебный предмет: Общие Основы Педагогики

 

 

Выполнил(а):

Голубева Дарья Александровна,

ОЗО ИППСР 1 курс группа 4152

Специальность: Психология образования

Профиль: Психолого-педагогическое

Образование

 

Уровень подготовки: Бакалавр

Проверил:____________________Демидова

Светлана Борисовна

 

Рязань, 2021

 

 

Оглавление

Введение ................................................................................................ 2

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина............................................................................................. 3

Классификация ценностей в рамках концепции духовно-нравственного воспитания РФ........................................................................................ 6

Заключение........................................................................................... 16

 

1.

Введение

Психологи утверждают, что у детей заложена возможность перехода от доморального уровня морального сознания к конвенциальному: от уровня эгоцентрической ограниченности до уровня семейных ценностей и далее, то есть создаются условия для дальнейшего формирования духовных потребностей и духовности, формируется личностный потенциал, что обеспечивает естественный переход к следующим возрастным этапам.

Любое развитие начинается с тех качеств, какими ребенок наделен. Развить у ребенка интерес к духовной стороны жизни можно только в условиях личностно ориентированного, гуманистического воспитания. Именно духовные ценности являются основой внутреннего мира личности, индикатором его развития. Воспитание духовных ценностей – это процесс их «присвоения», и только тогда, когда ребенок "присвоил" себе ту или иную ценность, можно утверждать, что он является носителем того или иного качества. А этот процесс очень длителен и возможно успешно влиять на формирование духовности только на примерах собственных поступков детей. Нравственный аспект: с ними связаны и такие понятия, как смысл жизни, милосердие, справедливость, честность, толерантность, семейные ценности, любовь, доброта и др.

В целом духовные потребности - это первая ступенька в становлении духовности личности, благодаря ей формируются духовные ценностные ориентации, дальше - духовные способности, обусловливающие духовную деятельность, в процессе которой создаются новые духовные ценности.

В работе мы рассмотрим концепцию духовно-нравственного воспитания личности, учитывая основные возрастные этапы.

 

 

2.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина

В наших поисках мы обращаемся к содержанию понятий «духовность», «духовные потребности». Проработка дефинитивной характеристики понятия "духовность" позволила выделить ее как «..идеал, к которому стремился человек в его собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности». Духовность - осмысление личностью гуманистического смысла целей собственной жизни, человеческой жизнедеятельности в целом. Духовность проявляется в направлении интересов, наклонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей [3, с. 20].

Духовные потребности формируются под единым влиянием как обстоятельств окружающей среды, так и психологических факторов [2, с. 45].

Необходимо отметить, что для формирования духовного мира ребенка нужен системный подход. Он предполагает целостный, иерархический, взаимосвязанный и открытый процесс привлечения детей и молодежи к ценностям в их постоянном развитию и саморазвитии, а также преемственность и непрерывность.

То есть постоянное усложнение и разнообразие содержания и направлений развития моральных добродетелей, комплексность и интегрированность, которые заключаются во взаимодействии обучения и воспитания, сочетании усилий семьи, школы, внешкольных заведений и детских объединений в воспитательном процессе [2].

В контексте затронутой проблемы считаем целесообразным обратиться к проблеме нравственного воспитания школьников, целью которого является формирование у детей устойчивых моральных качеств, потребностей, ценностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм, принципов морали, участие в практической деятельности.

В педагогике моральное воспитание - это воспитательная деятельность

 

3.

 школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых моральных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Вместе с этим проблема формирования духовно-нравственных ценностей ребенка является недостаточно изученной, ведь рассматриваются разные возрастные категории: старшеклассники, младшие школьники, тогда как проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и школьников начальной школы не рассматривается. Это актуализирует необходимость характеристики теоретических основ исследования проблемы в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Феномен духовности и нравственности ребенка лишь сравнительно недавно стал темой философских, педагогических и психологических исследований При этом воспитание ребенка в целом освещается лишь в таких аспектах как процесс роста физиологического и психического развития, речевое развитие, развитие математических представлений и др. Но как целостный феномен, процесс духовно-нравственного воспитания ребенка часто остается за пределами интереса многих исследователей и глубоко не осмысливается.

Сегодня становится очевидным, что любые нарушения или отсутствие культуры поведения, ее моральных норм, негативно отражаются на моральном и эмоциональном состоянии общества, его физическом и психическом здоровье.

Поэтому школе приходится не просто работать вместе с родителями, но часто действовать вместо или же вопреки тому, что происходит в семье. Рост социально неблагополучных семей провоцирует необходимость школе взять на себя ответственность за формирование духовно-нравственной личности, при чем ребенок в школе часто получает единственное воспитание, которого он не может получить в семье. Таким образом, роль школы

4.

 сводится не только к образовательной функции, но и к воспитательной.

Духовно-нравственные ценности демонстрируют высокий воспитательный потенциал гуманитарных знаний, в связи с чем получают актуальность научно-педагогические исследования, направленные на положительное использование этих знаний в учебно-воспитательной деятельности, интеграцию их общечеловеческого гуманитарного потенциалов обновляющую систему воспитательных влияний современной школы [3, с. 56].

Важным вопросом является классификация ценностей, потому что они очерчивают определенные границы ценностей.

 

5.

Классификация ценностей в рамках концепции духовно-нравственного воспитания РФ

Подчеркнем, что невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка, включающая элемент субъективного характера, относительное решение уважаемых государственных институтов, которые условно можно сгруппировать так:

- высшая власть. “Концепция государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности” определяет совокупность государственных и общественных мероприятий по созданию условий для формирования духовно-нравственных качеств растущего поколения и направления реализации государственной политики в этой сфере с расчетным периодом реализации – в течение 2011-2020 гг [4]. Законодательным обеспечением этого процесса являются законы “Об образовании”, “О защите детей от информации, что оказывает вред их здоровью и развитию” и Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Последний раскрывает содержание приведенного в Законе “Об образовании” понятия “духовно-нравственное развитие учащихся”, за которым видится педагогически организованный процесс приобретения учеником определенных ценностей, хранящихся в религиозных, этнических, культурных, семейных и социальных традициях и способствуют развитию его способностей сознательно выстраивать отношение к себе, своей семьи, других людей, общества, государства, всего мира на основе принятых моральных норм и моральных идеалов [2]. По требованиям Стандарта в структуре образовательной программы предполагается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации учащихся. Концепция позволяет определить основные методики и подходы к обучению детей и формированию учебной деятельности. Программа, разработанная на основе концепции, является

6.

 концептуальной и методической основой для работы образовательными учреждениями собственной программы воспитания;

- ориентировочный перечень базовых моральных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, религиозность, искусство и литература, природа, человечество) может быть дополнен в учебном заведении дополнительными ценностями, не противоречащими приведенным выше и способствуют их более полному раскрытию. Каждая группа базовых ценностей оформляется в целевую программу воспитания, которая является комплексной и делится на подпрограммы, раскрывающие ее суть.

Кроме того, к содержанию гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли церкви в развитии государства и формировании русского народа, его авторитета в Европе и мире. Базовый учебный план открывает возможности для изучения школьниками курсов по выбору, в частности, изучения религий, которые существуют на территории государства.

– наука. В государстве продолжается поиск путей сочетания государственного, церковного, светского воздействий на формирование духовно-нравственного развития российских школьников.

Попытки осмысления этой проблемы осуществляются сразу в нескольких направлениях:

- конференции РПЦ (нравственно-религиозный уклон);

- развтие педагогики, поиск новых приёмов и методов обучения на конференциях и педагогических мастерских ;

- философское, культурологическое, методологическое осмысление данной проблемы [1, с. 20].

- церковь. Церкви разных конфессий выступают против западных деилогизированных либеральных стандартов, сетуют на сильные атеистические стереотипы воспитания. Наибольшую активность здесь

7.

 представляет РПЦ. Характерными формами сотрудничества органов управления образованием, учебных заведений с конфессиями являются координационные советы и смешанные комиссии по вопросам нравственного воспитания, к которым представители как органов образования, так и конфессий (как правило – РПЦ), совместные научные конференции, поддержка государством летних лагерей для школьников организация конкурсов работ учащихся, участие представителей религиозных организаций в переподготовке учителей,

– общество. О привлечении всех здоровых сил общества к процессу духовного возрождения свидетельствуют такие факты как создание и деятельность общественных организаций и фондов, консолидирование воспитательных усилий активистов общественной жизни (например, круглый стол в Санкт- Петербургском книжном клубе “Буквоед” “Духовно-нравственное воспитание и образование в школе: взаимодействие авторов, издателей, книгопроиздателя, родителей и учителей”), активные акции протеста родителей по введению в школьные программы курсов полового воспитания, проведение акций по пропаганде контрацепции, гей-парадов, ювенальной юстиции и тому подобное.

Однако негативные социально-политические и экономические события, которые происходят в нашей стране, далеко не лучшим образом влияют на процесс развития общественного сознания людей в сфере их духовных и нравственных отношений.

Углубились проявления деформации в системе ценностных ориентаций молодого поколения, прослеживается снижение значимости в жизненном пространстве этических норм и принципов, регулирующих поведение. У молодежи усиливаются эгоистичные тенденции, снижается уровень развития ценностей, чувств, искривляется моральная мотивация. В ученической среде растет преступность, озлобленность, нигилистическое отношение к принципам морали и нравственности: наблюдается крайний эгоцентризм,

8.

 ощущение вседозволенности, низкий уровень культуры общения, нежелание брать ответственность, недостаточная сформированность патриотизма, национального самосознания, потеря жизненного оптимизма и другие негативные проявления.

В педагогической практике требуют решения противоречия:

- между потребностью развития морального самосознания детей и ученической молодые и индивидуальными стратегиями отдельных педагогов, которые видят свою задача только в обучении той или иной дисциплины;

- между необходимостью выявления уровня развития нравственного самосознания растущей личности и неумением значительной части педагогических работников целесообразно использовать психолого-педагогический инструментарий;

- между потребностью активизации регулятивной и самовоспитательной функций нравственного самосознания и отсутствием четких методических рекомендаций по реализации этой задачи;

- между необходимостью развития нравственного самосознания детей и учащейся молодежи на принципах гуманизма и авторитарной педагогической позицией отдельных педагогов, поучительным характером воспитательных мероприятий.

Разрешение названных противоречий возможно при условии овладения педагогическими работниками теоретических основ развития нравственного самосознания и технологий психолого-педагогического сопровождения этого процесса, в частности активизации психологических механизмов развития самосознания детей и учащейся молодежи с применением педагогами знаний о глубинных эмоциональных процессов..

Функции нравственного самосознания:

- самопринятие, самопознание, самоодобрение, моральная самооценка;

9.

- моральная оценка другого (младших, ровесников, старших, группы, социума, цивилизации);

- моральная рефлексия (способность индивида осмысливать свои качества, причины, последствия собственных действий и поступков для себя самого и других людей;

- способность к согласованию целей собственного поведения со средствами их достижения);

- моральный самоконтроль и коррекция поведения;

- моральное самосовершенствование (овладение новых ценностей, развитие

способности к свободному и ответственному выбору, достижению свободы, распространению собственного морального опыта ценностного отношения к себе и другим).

Чтобы стать духовным наставником личности, учитель должен не только владеть суммой необходимых знаний, но и сам сознательно стремиться к постоянному духовному росту. Вторая проблема касается содержания духовно-нравственного воспитания, который должен определить, какую систему ценностей считать главной: религиозную или светскую, общечеловеческую или национальную.

Третья проблема связана с методической подготовкой учителя, ведь он должен иметь особые методы и формы духовно-нравственного воспитания, апеллирующие не только к мышлению школьников, но и к их эмоционального мира, уметь создать такие педагогические ситуации, при которых ребенок сам добровольно признает для себя задекларированные в программных документах ценности [4, с. 22].

1) воспитание позитивного отношения к себе: приучать учеников к оценочной и самооценочной деятельности (морально-этическое); стимулирование к самосовершенствованию (культивирование стремления быть лучшим);

10.

2) использование воспитательной силы слова учителя и воспитательной силы искусства (художественных произведений, картин, музыки, произведений народного искусства);

3) коллективное обсуждение и решение проблемных задач и воспитательных ситуаций морально-этического содержания;

4) применение инсценизаций, ролевых игр, насыщенных моральным содержанием;

5) конструирование учителем ситуаций выбора учащимися учебных заданий с нравственным подтекстом;

6) создание ситуаций, которые стимулируют моральные поступки учащихся, или моделирование поступка с помощью учителя и их анализ;

7) творческие работы учеников духовно-нравственного содержания (мнимые путешествия в страну «этика», метод незаконченных предложений и незаконченных произведений, прогнозирование последствий поступка, развития событий; составление «этического словарика», «Азбуки вежливых», «Азбуки нравственности»);

8) создание в школе психологической комфортной среды.

Эффективность нравственного воспитания зависит от использования на занятиях основных методов воспитательного воздействия: этического информирования, создание воспитательных ситуаций, стимулирование морального поведения [3, с. 40-52].

Важнейшим среди них для проведения воспитательных мероприятий является этическая беседа. Успех ее использования в значительной мере зависит от ее организации на основе принципов создания эмоционально обогащенных воспитательных ситуаций, последовательности и системности анализа содержания понятий, ситуаций, собственных и чужих поступков, расширение опыта морального поведения.

Необходимым условием их использования является соблюдение требований к содержанию, методических средств, организации проведения.

11.

 Таким образом, определяется еще одна важная составляющая процесса формирование моральных качеств, а именно: деятельность учащихся при овладении моральных знаний по целью расширения опыта нравственного поведения.

Взгляды ученых относительно нравственного воспитания младших школьников с позиции современности подтверждают необходимость переосмысления этого процесса, поиска новых подходов к его организации в условиях реконструкции общества. А также убеждают, что школьный возраст является сенситивным для нравственного воспитания, поскольку в этот период закладывается основа мировосприятия, активно формируется моральная сфера, интериоризуются моральные ценности, осознается необходимость моральных качеств.

Именно сейчас ощутима насущная потребность в образованных, творческих и активных личностях, способных к самосовершенствованию, взаимопониманию и взаимодействию с носителями различных языков и культур на благо человечества.

Процесс изучения иностранного языка в школе должно обеспечить четыре взаимосвязанных и равнозначных аспекта, среди которых познавательные, или общеобразовательные, что предполагает обогащение духовного мира личности, обретения и расширения знаний о культуре страны, язык которой изучается. Проект государственного общеобразовательного стандарта образовательной области “Иностранный язык” предусматривает приобретение учащимися в процессе обучения коммуникативной компетенции, которая, кроме языковой, включает в себя и социокультурную компетенцию. Знание истории, географии, экономики, государственного устройства и культуры рядом с особенностями речевого и неречевого поведения носителей языка поставлено на одну ступень с языковыми знаниями, речевыми навыками и умениями. Следовательно, в процессе овладения иностранным языком учащимся предлагается усвоить

12.

 систему фоновых знаний, то есть совокупность сведений культурного и материально-исторического, географического и прагматического характера, которыми обладает носитель языка, представлений об основных национальных традициях, обычаях и реалиях страны, язык которой изучается.

Особенно ценны в нравственном воспитании младших школьников сказки. Насыщенные глубоким этическим содержанием, они наталкивают учащихся на размышления, заставляют анализировать собственное поведение, делать выводы. В средней и старшей школе это дискуссии по прочитанным произведениям литературы, которые, в частности, можно устраивать на уроках языка, при знакомстве с литературой народа.

Педагогическое значение литературы для детей очевидно, и все-таки не следует ждать от нее моментального воздействия на юного читателя. Путь этот очень сложный. Нужно время и тонкое педагогическое влияние, чтобы дети преодолели грань между моральным знанием и моральным поступком.

Моральные нарушения школьников по В. Сухомлинскому, это эгоизм, недисциплинированность, жестокость, неблагодарность, подлость. Для этого следует проникнуть во внутренний мир школьника, понять причины, породившие зло, найти ключи к исправлению недостатков. Основными причинами, которые толкают школьника на нарушение морали – в основном развод родителей, пьянство, издевательство над ребенком, постоянные споры между родителями, непоследовательность в воспитании школьников от строгости и жестокости до ласки и ублажения.

Основным проявлением моральных нарушений в школе являются нарушения в сфере духовной жизни школьника, которые не стоит выносить на общий обзор «плохое поведение, причины которого-невзгоды в семье школьника, особенно обострение отношений между отцом, недостойное поведение или отдельные поступки, если причина их кроется в душевном надломе школьника, которая хромает от того, что у него нет отца, или он

13.

неродной; опрометчивые, непродуманные поступки, что объективно является протестом школьника против грубости, произвола или ошибок родителей или воспитателя; отставание школьника в учебе в том случае, когда он хочет, но не может справиться с задачей; поступки, объяснение которых требует рассказы о личных отношениях школьника со своим другом», считал В. А. Сухомлинский.

Важным является не только перевоспитание моральных деформаций, которые выработались у школьников, а и их предсказания и предостережения. Даже как врач тщательно исследует организм больного, ищет и находит источники болезни, чтобы начать лечение, так и педагог должен вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать, изучать умственное, эмоциональное, моральное развитие школьника, искать и находить причину, по которой он стал трудным ребенком, применять такие подходы воспитательного воздействия, которые учитывали трудности, особенности индивидуального мира школьника.

Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель уровня ее социализации. Устоявшаяся и противоречивая совокупность ценностных ориентаций обеспечивает такие качества личности, как целостность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, актив- жизненной позиции. Таким образом, ценностные ориентации – это те состояния, явления и процессы в окружающем жизни, которые становятся ориентирами для человека, направляют формирование ее целей, а также способы их достижения.

Ученые, исследуя понятия ценностей и ценностных ориентаций, пришли к выводу, что ценностные ориентации личности формируются на протяжении всей ее жизни под влиянием различных факторов. Эффективнее формирование ценностей осуществляется через образование. Именно во

 

14.

время учебно-воспитательного процесса – происходит целенаправленный процесс социализации индивида, его становления как личности и гражданина.

Современная актуализация проблем духовного воспитания современной молодежи обусловлена деформацией личности, которая определяется субъективной неудовлетворенностью, потерей идентичности, автономности, неадекватным восприятием реальности, снижением толерантности и др., что создает угрозу духовному состоянию нации.

Важность указанных процессов заключается в том, что изменения в социальном среде обязательно влекут за собой изменения в общественной природе человека, которая существует в конкретной социальной среде. Однако социальная среда последнего времени было, с одной стороны, очень изменчивой, с другой - неблагоприятной для духовно-нравственного воспитания ребенка как всесторонне развитой, целостной личности и индивидуальности. Как следствие, национальное образование и воспитание оказались в ситуации тотального взлома системы ценностей, духовных, моральных и идеологических ориентиров, идеалов, целей. Это привело к продуцирование человека-маргинала, для которого традиционные ценности уже являются чужими, а новые – размытыми. Фетишизация денег, капитализация всех сфер духовной жизни стали детерминантами современного общества. Понятие «индивидуальность» в такой среде приобрело формы индивидуализма и эгоцентризма [4, с. 50-52].

Духовно-нравственное воспитание детей мы рассматриваем в широком смысле как целенаправленное создание условий (духовные, материальные, организационные) для всестороннего гармоничного развития личности. Духовные условия определяются религиозными, политическими, экономическими формами общественного сознания. Материальным условиям является социальная среда, охватывающая систему социально-экономических отношений, присущих современному обществу,

15.

 институциализированную систему образования и воспитания.

В современной педагогической науке почти не обосновываются средства воспитания в каждой личности умение противостоять злу, безнравственности.

 

 

17.

Заключение

Духовно-нравственный кризис современного общества проявляется в различных социальных институциях. Утрачивается воспитательное значение школы как традиционной ячейки и духовно-нравственного воспитания, личной защиты и благосостояния детей. Важным моментом духовно-нравственного воспитания детей считаем то, что оно должно основываться на принципе подлинного гуманизма. Но приходится констатировать, что общество сознательно становится на путь, который не ведет к гуманистическому идеалу формирования гармонично развитой личности. Потому мы приходим к выводам, что именно школа должна взять на себя функции проводника ребёнка в духовный мир, взрастить нравственность, воспитать высокодуховную, моральноориентированную личность, так как многие родители, к сожалению, не могут это в должной мере осуществить. Первоочередно, школе в этом могут помочь уроки гуманитарного цикла, в частности, изучения иностранных языков, так как такие уроки не сводятся к простому запоминанию иностранных слов, дети знакомятся с историей, культурой, традициями, искусством, литературой страны, которую изучают, а вместе с тем усваивают народную мудрость с пословицами и фразеологизмами, изучают притчи, сказки, фольклор, назидательные рассказы, произведения, которые воспитывают в человеке лучшие качества. Эстетическое воспитание на примере образцов искусства также способствует становлению духовной личности.

 

18.

Список использованной литературы

1. Гуськова А.Б. Духовно-нравственное развитие обучающихся в воспитательном пространстве образовательной организации // Студенческий научный форум: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции (31 марта 2015 г.). – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1231/15649

2. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. инт-т развития образования [и др.]; [под общ. ред. Е. А. Ворониной]. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2012. – 333 с.

3. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников. Под ред. д.п.н. И.В. Метлика. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2019.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164235/

5.  Каюмов А.Т. Разнообразие современной культуры как философская проблема // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2015. – Т. 1. – № 1(64). – С. 55-70

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

7. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности [Текст] / О.А. Коряковцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома: Изд-во КГУ, 2018. - №2. – Том 19. – С.170-174

8. Мухаметшин А.Г. Народная педагогика как средство сохранения

 духовно-нравственных ценностей и формирования гражданской позиции

19.

 подрастающего поколения // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №1 (108). – С. 67-71.

9. Никулина, О.М. Духовно-нравственное воспитание в государственной политике и системе образования [Текст] / О.М. Никулина, Е.В. Родькина // Педагогика. - 2020. – № 3. – С.52-57

10.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2020 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. – № 287.

 

20.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!