Синергетика (синергетика как методология познания)

Юзм-211

Кигурадзе В.И.

Эссе 1:

Этапы развития позитивизма

Обращение к опыту истории позитивистской философии науки может служить не только убедительным тому подтверждением, но и необходимым этапом на пути понимания тенденций проблематизации предмета философии науки сегодняшнего дня, преодоления предпосылок и последствий дискредитации современной науки в жизни общества.

Позитивизм в общем смысле — философское течение, основанное на принципе, что все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма, умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О. Конта позитивизм означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей. На формирование позитивизма оказало влияние ускоренное развитие науки, а также утилитаристская установка опытных наук, связанная с развитием промышленной революции. Позитивизм явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло распространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на развитие общества. Позитивизм опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию.

В истории позитивизма выделяют три основных этапа:

«Первый позитивизм» — 20-е гг. XIX в. – начало XX в. Этот этап представлен основателем позитивизма Огюстом Контом и его непосредственными учениками и последователями: Э. Литтрс во Франции, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером в Англии, Е. B. Де Роберти, Г. Н. Вырубовым и В. В. Лесевичем в России.

О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название философии. Она сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку позитивизм не имеет дела с философскими проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки философии, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает на вопрос «почему», а не на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведет к точке зрения феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией, контовский позитивизм сохраняет некоторые элементы естественно-научного материализма, идущего от традиций французского Просвещения XVIII в. Следуя за Просветителями, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию, утверждает, что любая научная истина относительна, неполна.

Позитивистский подход предполагает в сфере науки отказ от метафизических наслоений. Отрицая прежнюю метафизическую философию, он не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для осознания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная необходимость разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельным науками, создания системы научного знания. Решение этих задач является прерогативой «новой философии». Т. о., позитивизм претендует на роль философии науки.

Спенсер, используя в своих обобщениях новые открытия естествознания второй половины XIX в., исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки. Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук, в т. ч. социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. Философия, по мнению Спенсера, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти объединенное знание, есть вполне объединенное знание, высший теоретический синтез. Наиболее общие истины, составляющие область обшей философии, должны быть сформулированы в терминах вещества, движения, силы и т. д.

«Второй позитивизм» (эмпириокритицизм, махизм) — 70-е гг. XIX – начало XX вв. Представителями его были в основном ученые-естествоиспытатели — Э. Мах, Р. Авенариус. Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие таких понятий, как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т. д. Отличие от предшествующей стадии состоит в том, что основную задачу философии видели в создании теории научного знания. Если «первый позитивизм» предлагал просто отбросить всякую метафизику с пути научного познания и заменить её совокупностью наиболее важных достижений конкретных, позитивных наук, то «второй позитивизм» попытался радикально и навсегда избавить науку от опасности любых «метафизических болезней». Для этого необходимо было обнаружить источники метафизических заблуждений, найти «гносеологические корни метафизики», а затем очистить научное знание от всего, что этими источниками питается. В качестве критической программы они предлагали продемонстрировать наличие в философских и научных построениях, не основанных на опыте (априорных) утверждений, а также «скачков мысли», разрывов в рассуждениях, которые недопустимы для подлинной позитивной науки.

В конце XIX в. позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, коренной ломкой понятий в физике на рубеже XIX и XX вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов, знания, которых избегал позитивизм. Все это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный позитивизм вступает в новый второй этап своей эволюции — неопозитивизм. Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) оформляется в 20-е гг. XX в. под влиянием работ Б. Рассела, Л. Витгенштейна, а затем существует в виде трех философских школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирической философии и Львовско-Варшавской школы.

Бертран Рассел сводил философию к логическому анализу. Математика — ветвь логики. Все математические рассуждения совершаются в силу одних лишь правил логики — так же, как шахматные партии происходят на основании правил игры. В 1931 г. Гёдель доказал теорему, что в каждой, достаточно богатой средствами выражения формализованной системе имеются содержательные истинные утверждения, которые не могут быть доказаны средствами этой системы. Полная формализация арифметики, например, неосуществима.

В фундаментальной работе «Prinsipia Matematica» Рассел попытался разработать такую логику, а, следовательно, и такой язык, которые бы полностью исключили возможность парадоксов. Эта логика должна стать логической структурой языка науки, т. е. языка, на котором можно было бы выразить всё, что может быть вообще сказано о мире. Это возможно, если структура мира и логическая структура языка будут соответствовать друг другу.

К общим чертам позитивизма можно отнести следующие:

1. Познание должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации.

2. Прежняя традиционная философия как метафизическая должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками, либо обобщенным обзором системы знаний, либо учением о соотношении между науками, об их языке и т. д.

3. Основная позиция позитивизма — феноменализм, т. е. установка, согласно которой познание имеет дело с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, чувственных данных и т. д.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.

 

Эссе 2:

Синергетика (синергетика как методология познания)

 

Синергетика, будучи наукой о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы, наследует и развивает универсальные, междисциплинарные подходы своих предшественниц: тектологии А. И. Богданова, теории систем Л. фон Берталанфи, кибернетики Н. Винера. Однако ее язык и методы опираются на нелинейную математику и точное естествознание конкретных дисциплин, изучающих эволюцию сложных систем, существенно обогащая наши представления о сложном. История методов синергетики связана с именами многих выдающихся ученых ХХ века. Прежде всего, это великий французский математик, физик и философ Анри Пуанкаре, который уже в конце XIX века заложил основы методов нелинейной динамики и качественной теории дифференциальных уравнений. Именно он ввел понятия аттракторов (притягивающих множеств в открытых системах), точек бифуркаций (значений параметров задачи, при которых появляются альтернативные решения), неустойчивых траекторий и динамического хаоса в задаче трех тел небесной механики (притяжение Земля-Луна-Солнце). Сегодня синергетика быстро интегрируется в область гуманитарных наук; возникли направления социосинергетики и эволюционной экономики, применяют ее психологи и педагоги; развиваются приложения в лингвистике, истории и искусствознании; реализуется проект создания синергетической антропологии.

Синергетика (от греч. Sinergeia – содействие, сотрудничество и др.) – область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения, упорядоченных временных и пространственных структур в сложных неравновесных системах различной природы (т.е. как живой, так и неживой материи).Функционирование синергетики как междисциплинарного феномена в культуре естественно рассматривать в трех аспектах ее взаимодействия с обществом: – синергетика как картина мира; – синергетика как методология; – синергетика как наука.

У мыслителей Востока (особенно Китая и Индии) синергетика заимствует и развивает далее философские концепции целостности мироздания (все во всем) и идею общего закона, единого пути, которому следуют и мир в целом, и человек в нем. От Запада же она наследует традиции анализа с использованием математического аппарата, опору на эксперимент. На такой концептуальной основе синергетика ведет диалог с прошлым, настоящим и будущим. В итоге формируется принципиально новая теория и методология познания, которая, опираясь на последние достижения математического моделирования с помощью современной вычислительной техники, стала конкурентом философии. Для многих классиков русской и советской науки было характерно стремление увидеть общее в различных дисциплинах и на этой основе получить оригинальные результаты в каждой их них. При этом организация дальнейших исследований, усилия по изменению отношения общества к научным результатам, выращивание учеников, непосредственное участие в государственных делах ценились научным сообществом весьма высоко. Синергетика, будучи наукой о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы, наследует и развивает универсальные, междисциплинарные подходы своих предшественниц: тектологии А. И. Богданова, теории систем Л. фон Берталанфи, кибернетики Н. Винера. Однако ее язык и методы опираются на нелинейную математику и точное естествознание конкретных дисциплин, изучающих эволюцию сложных систем, существенно обогащая наши представления о сложном.

В современных исследованиях теории права существует необходимость обращения к синергетическому подходу в связи с тем, что в науке имеется ряд теоретико-правовых проблем, решение в последующем которых требует дополнения традиционного диалектико-материалистического метода познания теорией самоорганизации. Применение нелинейности развития способствует глубокому анализу и пониманию ценности таких явлений, как демократия, права и свободы человека, частная собственность. Также значимым является применение синергетического метода в ходе изучения проблемы эффективности действия права и механизма правового регулирования в целом, так как обращает внимание к происходящим в обществе процессам самоорганизации, ориентирует на изучение состояний неустойчивости правовой системы, риска в правовом регулировании, без учета которых действие права не может быть эффективным.

Таким образом, синергетический метод подлежит применению в процессе научного исследования теории права в связи с тем, что существуют теоретико-правовые проблемы, последующее решение которых требует дополнения традиционного диалектико-материалистического метода познания теорией самоорганизации. Синергетика – методология юридического познания, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой; выдвигающая задачу исследования самоорганизации права с целью прогнозирования возможных сценариев его эволюции и предотвращения его деградации.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!