Постклассическая философия XIX–XX веков

Философия 19 века

В XIX веке эта утвержденная ясность и открытость горизонта познаваемого достигла своей вершины в появлении философского направления позитивизм, которое закрепило человеческую уверенность в возможности предельного знания о самом себе и бытии в целом. Носителем этого знания стала наука, она же произвела и универсальную методологию. Позитивизм породил безудержную веру в прогресс, абсолютизировал метафизическую идею эволюции, обосновал методологию бесконечной кумуляции (накопления) знания, утвердил преимущество закона в наукознании…

Основные направления философии 19 века

Иррационализм - философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.

Позитивизм. Источник подлинного (положительного), «позитивного» знания - отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

О. Конт вывел исторический закон познания: каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:

теологическое, или состояние вымысла;

метафизическое, или абстрактное;

научное, или положительное.

Явления внешнего мира допустимо изучать только одной науке — естествознанию.

Отрицание всего предшествующего развития философии и сведение ее к конкретным наукам, что существенно ограничивает познавательные возможности позитивистов.

Философия жизни. Основное понятие и предмет - «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия.

Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии. Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.

Человек переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизн

Влияния позднего Просвещения

Последняя треть 18 века породила множество идей и работ, которые систематизировали предыдущую философию и бросили серьезный вызов основам систематизации философии. Иммануил Кант - это имя, которое многие упомянули бы как одно из самых влиятельных, как и Жан-Жак Руссо.. Хотя оба этих философа были продуктами XVIII века и его предположений, они настояли на границах. Пытаясь объяснить природу государства и правительства, Руссо бросил вызов основам правительства, заявив, что «человек рождается свободным, но повсюду скован цепями». Кант, пытаясь сохранить аксиомический скептицизм, был вынужден утверждать, что мы не видим истинной реальности и не говорим о ней. Все, что мы знаем о реальности, - это внешность. Поскольку все, что мы можем видеть в реальности, - это видимости, которые подвержены определенным необходимым и субъективным формам восприятия, Кант постулирует идею непознаваемого (в то же время ограничивая наше использование науки и принципа причинности только видимостью). ГегельРазличие между непознаваемым и косвенно неизвестным можно рассматривать как начало гегелевской рациональной системы вселенной.

Еще одним философом позднего Просвещения, оказавшим влияние на XIX век, был Пьер-Симон Лаплас (1749–1827), чья формулировка номологического детерминизма известна до сих пор.

 

Философские школы и направления:

Немецкий идеализм

Одним из первых философов, пытавшихся разобраться с философией Канта, был Иоганн Готлиб Фихте , чье развитие кантовской метафизики стало источником вдохновения для романтиков . В « Wissenschaftslehre» Фихте утверждает, что «я» утверждает себя и является самовоспроизводящимся и изменяющимся процессом.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , ученик Фихте, продолжал развивать многие из тех же идей и был также ассимилирован романтиками как нечто вроде официального философа своего движения. Но это был другой ученик Фихте и бывший сосед Шеллинга, который впоследствии стал самым выдающимся из посткантианских идеалистов: Георг Вильгельм Фридрих Гегель . Его работа показала возрастающее значение исторического мышления в немецкой мысли.

Артур Шопенгауэр , отвергая Гегеля, а также материализм, призвал вернуться к кантовскому трансцендентализму, одновременно приняв атеизм и детерминизм , среди прочих. Его светская мысль стала более популярной в Европе во второй половине XIX века, что совпало с приходом дарвинизма , позитивизма , марксизма и филологического анализа Библии .

Во второй половине XIX века еще более ортодоксальное возвращение к кантианской мысли было поддержано рядом философов -неокантианцев, базировавшихся в двух основных местах: в Марбургской школе и Баденской школе. Это направление мысли сохранилось до начала следующего века, оказав влияние на философские движения 20 века, такие как неопозитивизм и феноменология.

Одним из самых известных противников идеализма в первой половине 19 века в Германии был Людвиг Фейербах , отстаивавший материализм и атеизм .

Утилитаризм

В начале 19 - го века Великобритании , Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль выдвинул идею , что действия являются правильными , как они максимизируют счастье, и счастье в одиночку.

Марксизм

Марксизм, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце XIX века, представляет собой социально-политическую и экономическую точку зрения, основанную на философии диалектического материализма , которая выступает против идеализма в пользу материалистической точки зрения. Маркс анализировал саму историю как развитие диалектики в форме классовой борьбы . Исходя из этого, утверждается, что «история всего существовавшего до сих пор общества - это история классовой борьбы». Согласно Марксу, это началось с фазы первобытного коммунизма ( общества охотников-собирателей ), после которой началась неолитическая революция.уступил место рабовладельческим обществам , переросшим в феодальное общество , а затем и в его нынешнюю эпоху промышленной революции , после которой он считал, что следующим шагом пролетариата было свержение владельцев промышленности и установление социалистического общества, что в дальнейшем превратились в коммунистическое общество, в котором классовые различия, деньги и государство полностью исчезли бы.

Марксизм оказал глубокое влияние на историю ХХ века.

Экзистенциализм

Экзистенциализм как философское движение - собственно движение 20-го века , но его основные предшественники, Сорен Кьеркегор и Фридрих Ницше, писали его задолго до возникновения экзистенциализма. В 1840-х годах академическая философия в Европе, вслед за Гегелем, была почти полностью оторвана от интересов индивидуальной человеческой жизни в пользу изучения абстрактных метафизических систем. Кьеркегор стремился вновь ввести в философию в духе Сократа : субъективность, приверженность, веру и страсть, которые являются частью человеческого существования .

Как и Кьеркегор, Ницше видел, как моральные ценности Европы XIX века распадаются на нигилизм (Кьеркегор называл это процессом выравнивания ). Ницше пытался подорвать традиционные моральные ценности, обнажив их основы. С этой целью он различал мораль господина и раба и утверждал, что человек должен отказаться от кротости и смирения европейской морали рабов.

Оба философа являются предшественниками экзистенциализма, среди прочего, из-за их важности для «великого человека» против века. Кьеркегор писал о Европе XIX века: «Каждой эпохе присуща своя собственная порочность. Возможно, наша эпоха - это не удовольствия, потакание или чувственность, а скорее развратное пантеистическое презрение к отдельному человеку».

Позитивизм

Огюст Конт , самопровозглашенный основатель современной социологии , выдвинул точку зрения, что строгое упорядочение подтверждаемых наблюдений само по себе должно составлять сферу человеческого знания. Он надеялся упорядочить науки с возрастающей степенью сложности из математики, астрономии, физики, химии, биологии и новой дисциплины под названием «социология», которая изучает «динамику и статику общества». [1]

Прагматизм

В американских философах Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс разработали прагматик философии в конце 19 - го века.

Британский идеализм

На закате XIX века в Британии произошел подъем британского идеализма , возрождение интереса к творчеству Канта и Гегеля.

Трансцендентализм

Transcendentalism коренится в Иммануил Кант «s трансцендентности и немецкого идеализма , во главе с Ральфом Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо . Основная вера заключалась в идеальном духовном состоянии, которое «превосходит» физическое и эмпирическое и реализуется только через интуицию человека, а не через доктрины установленных религий.

Социальный дарвинизм

«Социальный дарвинизм» относится к теориям, которые применяют эволюционную концепцию естественного отбора к человеческому обществу .

 

 

Фридрих Ницше (1844–1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Центральной для него является проблема воли. Ницше видел средство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к власти» у Ницше – это, прежде всего, вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. «Воля к власти» – это основа права сильного. Подрывают волю к власти доминирование интеллекта, мораль, проповедующая любовь к ближнему, социализм, декларирующий равенство между людьми.

В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали господ» лежат следующие положения: ценность жизни, понимаемая как «воля к власти»; природное неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и «воли к власти»; сильный человек не связан никакими моральными нормами.

Субъектом морали выступает сверхчеловек как определенный тип людей, а также как высший биологический тип, который относится к человеку в том же отношении, в каком человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и усматривает свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить. Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ «великих людей» и является основой новой мифологии.

Концепция о сверхчеловеке связана с его другой концепцией – учением о «вечном возвращении». Ницше пишет, что в силу того, что время бесконечно, а количество возможных комбинаций и положений различных сил конечно, то наблюдаемое развитие должно повториться. Ницше относительно этой идеи говорил: «Против парализующего ощущения всеобщего разрушения и неоконченности я выдвинул вечное возвращение».

Относительно христианской религии Ницше говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни.

Философия Ницше оказала значительное влияние на философию жизни – прагматизм, экзистенциализм.

 

Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно – человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.

Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления».

Интересы воли – это практические интересы, в удовлетворении этих интересов и состоит цель науки. Совершенным познанием выступает созерцание, которое свободно от интересов воли и не имеет отношения к практике. Областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию.

Шопенгауэр сформулировал учение о свободе и необходимости. Воля, являясь «вещью в себе», свободна, в то время как мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира.

Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание – это страдание, поскольку удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье – это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.

Страдание – это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении.

Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра существующий мир – «наихудший из возможных».

Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в аскетизме. Шопенгауэр был сторонником полицейского государства, применяющего насилие.

Постклассическая философия XIX–XX веков

Постклассическая философия XIX века – этап развития философской мысли, непосредственно предшествующий современной философии.

Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм – представление о том, что решающий фактор в познании, поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).

Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма – А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.

Другое влиятельное философское направление данного периода – позитивизм: источником подлинного (положительного), «позитивного» знания служат отдельные конкретные (эмпирические) науки.

Философия не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель позитивизма – Огюст Конт. Позитивизм выразил стремление усилить эмпирико-научный аспект философии вплоть до растворения ее в «позитивных» науках. Собственно философский предмет и метод исследования позитивисты подменили конкретно-научным. Они отрицали весь предшествующий период развития философии и сводили ее к конкретным наукам. Вообще позитивизм возник как негативная реакция на гегелевскую философию, с ее спекулятивностью, отрывом от фактической реальности.

К иррационализму по идейному содержанию близка философия жизни – философское направление конца XIX – начала XX века. Основное понятие и предмет философии это направление видело в понятии «жизнь»

Жизнь – это органическая целостность и творческая динамика бытия. Представителями данного философского направления являются Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер. Жизнь находится в процессе непрерывного становления. Ее нельзя познать рациональными, односторонними методами науки. Жизнь для человека – предмет переживания. Неуправляемость жизни не становится фактором пассивности человека. Он стремится выйти за границы своего бытия, прежде всего социального, возвыситься над собственной судьбой.

 

СЛОВАРЬ

Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. Г.В.Ф. Гегелем сформулированы три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Императив – правило, которым руководствуются в поведении; правило, побуждающее к поступку.

Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения.

Перцепция – чувственное восприятие действительности.

Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Атеизм (греч. – отрицание Бога, безбожие) – система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, и т.д.). Как система взглядов не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии, объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии

Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Марксизм – одно из основных направлений современной философии, создателями которого были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1825-1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорить о его изменении. Поэтому ключевым принципом марксизма становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом общественного бытия и конкретизируется в своих экономических, политических и культурологических значениях. Кроме того, практика рассматривается как конкретно–историческая деятельность людей. Основа философии марксизма –диалектико-материалистический подход к миру, признание формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счёт диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, общественного бытия и общественного сознания.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!