Взгляды представителей арабской философии на Западе



В отличие от Востока, в Испании в этот период арабская культура расцветает. Арабы и мавры высадились на Пиренейском полуострове в 711 г. Через два года почти вся страна, кроме небольшого района на севере, была в их руках. Завоеватели преобразовали страну: совершенствуется техника сельского хозяйства, развиваются садоводство и виноградарство, число городов достигает четырехсот. Ведется оживленная торговля с Византией, Африкой, Италией и Южной Францией.

Начало арабо-испанской философии положил врач, поэт, математик и астроном Ибн-Баджа (ок.1070 - 1138 г. г.). Он занимал высокие правительственные посты в Гренаде и Сарагоссе, в конце жизни по обвинению в ереси был заточен в тюрьму и отравлен. Это обвинение имело под собой основания, так как Ибн-Баджа писал: "Мир является как бы простым единым живым существом, не нуждающемся ни в чем постороннем".

В книге "Образ жизни уединившегося" дается картина постепенного подъема души, освобождающейся от инстинктивных и чувственных животных элементов, до высшей ступени познания умопостигаемого мира. Это духовное восхождение совершается не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования при посредстве научного знания. В книге дается набросок идеального государства. В этом государстве нет ни врачей, ни судей. Медицина является там излишней, потому что граждане правильно питаются, правосудие там не нужно, потому что граждане руководствуются в своих отношениях любовью и между ними не бывает разногласий и раздоров.

Следующим представителем арабской философии был Ибн-Туфайль (1110 - 1185 г. г.) - врач, математик, философ и поэт. Современники дали ему прозвище "учитель нечестия". До нас дошел философский роман Ибн-Туфайля "О Хайе, сыне Яззана". В этой психологической робинзонаде рисуется саморазвитие "естественного человека", изолированного на необитаемом острове. Ребенка, попавшего на необитаемый остров, вскормила лань. Он видел небо, море, различные предметы, долгие годы жил в одиночестве. Первые знания его ограничиваются чувственными вещами, постепенно он доходит до познания общего начала вещей, которое их объединяет. Этим началом, которое хранит этот мир и придает ему движение, является Бог.

Для того чтобы правильно оценить смысл многих произведений средневековой философии, нужно учитывать специфику эпохи. Следует сквозь формальные заверения в лояльности "божественному закону" попытаться проникнуть в сокровенные мысли философа, не согласующиеся с ортодоксальной точкой зрения.

Яркой фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд (1126 - 1198 г. г.). Он подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следующим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средневековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд, затем - Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец - в Аверроэс.

Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". Но он не был просто комментатором, Ибн-Рушд - оригинальный ученый и философ.

В книге "Опровержение опровержения", направленной против Аль-Газали, говорится: "Цель настоящего рассуждения - рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии и логических наук чем-то разрешенным религией, чем-то предосудительным или чем-то предписанным ею либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное". Положительный ответ аргументируется следующим образом. Во-первых, священное писание мусульман обязывает изучать окружающий мир, так как только посредством проникновения в сущность вещей как "творений Божьих" возможно постичь самого их Создателя" Во-вторых, самым совершенным способом изучения "творений божьих" является тот, что выводит неизвестное из известного с помощью доказательства. Но ведь именно этим занимаются философы. Таким образом, религия не только не запрещает философию, а, наоборот, призывает ею заниматься.

Ибн-Рушд утверждает, что если религия истинна, то исследование, опирающееся на доказательство (т.е. философия), не ведет к противоречию с тем, что утверждает религия. Но если какое-то суждение религии противоречит доказательному знанию (философии), то возникает необходимость в аллегорическом толковании "священного" текста.

В конечном счете, Ибн-Рушд приходит к выводу о независимости философии от теологии. Именно философия постигает истину. Истина одна, и она разумна, именно поэтому при расхождении между философией и религией необходимо толковать религиозный текст в свете разума, т.е. философии.

В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что философ должен держать свою точку зрения при себе. В области практических проблем, проблем морали и права философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые из них. Внешне же он никак не должен проявлять своего недовольства.

Ибн-Рушд считал необходимым изучать и использовать взгляды предшествующих мыслителей других народов, обращая особое внимание на их доказательность. "Если что-то в этих книгах соответствует истине - переймем это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это".

В онтологии Ибн-Рушд различает сущность и существование, утверждая, что сущность предшествует существованию. В единичных субстанциях сущность и существование находятся в единстве.

Сотворен ли мир или он существует вечно, сотворена ли материя или она несотворима? Ибн-Рушд склоняется к последней точке зрения, о чем, по его мнению, свидетельствуют слова Корана об Аллахе: "И он тот, который создал небеса и землю в шесть дней, и был его трон на воде". Это означает, по мнению Ибн-Рушда, что небеса и земля не возникли "из нечего", а было "некое бытие, предшествовавшее данному бытию".

Материя - объективное вечное начало. Ибн-Рушд считает, что формы не вносятся и не создаются, а внутренне присущи несотворенной материи и лишь переходят в ней из потенциального в актуальное состояние. Допущение же о том, что формы приходят в материю извне, равносильно признанию творения "из ничего", что невозможно. В самой природе материи заложены начала возникновения и уничтожения, роста, уменьшения, превращения перемещения, т.е. движения. Но что же является источником перехода потенциального в актуальное? Ибн-Рушд указывает на Бога как перводвигатель.

Ибн-Рушд убежден в объективности причинных связей, он говорит о мире как едином, целостном. Если бы какая-то часть явлений "была бы полностью независимой от других, то есть если бы одни из них не служили причиной других, тогда мир не мог бы быть единым связным целым". Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим существованием обязано исключительно творческой деятельности Бога.

Мыслитель отвергает возможность непосредственного общения с Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим постоянный, неустанный умственный труд, глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек.

Ибн-Рушд - последняя крупная фигура арабской философии. В XIII в. дальнейшая разработка философских проблем в мусульманском мире прекращается. Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались христианскими философами, а в самом мусульманском мире наступило господство религиозных фанатиков, сопротивлявшихся всякому проявлению самостоятельной мысли.

 

Заключение

Как и в Западной Европе, философия арабского Востока носила в целом религиозный характер. Основой в ней была тема Бога и его места в мире, соотношение философии и теологии. Однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.

Что касается значения средневековой философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение философской мысли этого времени в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание. Эта философия затрагивала такие важные явления человеческого духовного мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более тесную связь с естественными науками в лице астрономии, физики, математики и медицины. В средневековой арабской философии было обозначено немало идей, получивших в дальнейшем более полное развитие.

Красной нитью через всю философию арабских мыслителей тянется их тесная связь с древнегреческой философией, а, особенно, с философскими взглядами Аристотеля. Эта связь позволила восточным философам не только формулировать какие-то новые идеи и принципы мировоззрения сугубо с точки зрения ислама, но также пропускать через себя учения классиков мировой философии, что способствовало обогащению философии в целом.

 

Список использованной литературы

1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. - М.: Наука, 1966 - 279 с.

2. Горбачев В.Г. История философии. - Брянск: "Курсив", 2000 - 336 с.

3. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997 - 524 с.

4. Ильин В.В. История философии. - СПб.: Питер, 2005 - 732 с.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.: Мысль, 1979 - 732 с.

6. Надольний І.Ф., Андрущенко В.П., Бойченко І.В. Філософія. - К.: Вікар, 1998 - 624 с.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высш. школа, 1979 - 448 с.

8. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высш. школа, 1979 - 448 с.

9. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 1999 - 816 с.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001 - 576 с.

Размещено на Allbest.ru

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!