Третья республика (1870-1940 гг.). Франция в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.).



Лекция 6. Часть 2.

Франция в ХIХ – первой половине ХХ вв.

 

Первая империя (1804-1814, 1815 гг.), Конституционная монархия (1815-1848 гг.), Вторая республика (1848-1852 гг.), Вторая империя (1852-1870 гг.), Третья республика (1870-1940 гг.). Франция в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.).

Французская культура в ХIХ – первой половине ХХ вв.

Художественная культура и политика. Еще никогда во Франции искусство и литература столь живо не откликались на события политической жизни внутри страны и на международной арене, как в первой половине XIX в. Равно как и сами они никогда раньше не знали столь яростной борьбы художественных вкусов и политических пристрастий.

На рубеже XVIII—XIX вв. в искусстве господствовал классицизм. Высшей ценностью он объявлял приверженность принципам и правилам античного искусства, считавшегося образцовым. В прошлом классицизм был созвучен идеалам Просвещения, стремлению образованных слоев общества к созданию более разумного и справедливого порядка. Этот дух гражданственности отчасти унаследовал стиль ампир, сложившийся во Франции в начале XIX в. Ампир был призвал прославлять наполеоновскую империю. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Ему были свойственны монументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внутреннего убранства. Вместе с тем искусство ампира воспитывало в людях чувство долга перед государством, гражданственности.

Крупнейшим художником Франции той эпохи был Жак-Луи Давид, добившийся известности еще до революции конца XVIII в. Во время революции он оформлял массовые празднества и работал над превращением Лувра в национальный музей (картины ≪Смерть Марата ≫, ≪Коронация≫ – Наполеона).

Романтическое искусство. Еще в конце XVIII в. вызов классицизму бросили художники, писатели, поэты и музыканты, не желавшие следовать его канонам и предписаниям. Учитывая, что классицизм приобрел характер официального искусства, их выступления нередко имели политический резонанс. Новое направление искусства, опозиционное академизму. Это направление получило название ≪романтизм≫. Оно ярко проявилось не только в живописи, но и скульптуре, литературе, музыке.

В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. В его развитие внесли вклад такие признанные мастера художественного слова, как Виктор Гюго (≪Собор Парижской Богоматери≫) и Проспер Мериме (≪Хроника времен Карла X≫), Александр Дюма пишет историко-приключенческие романы, в которых дает волю своей фантазии.

Позитивизм (годы Второй империи). Важной предпосылкой промышленной революции были успехи, достигнутые Францией в минувшие десятилетия в развитии науки и образования. Примечательно, что именно во Франции культ научного знания, характерный вообще для европейской культуры XIX в., приобрел ярко выраженную форму. Возникло целое направление общественной мысли, которое возвеличивало научные методы познания, придавало им всеобщее значение. Это направление получило название ≪позитивизм≫.

Его основоположник Огюст Конт, один из учеников социалиста первой половины XIX в. Сен-Симона, выступал последовательным сторонником ≪положительного≫ (позитивного) знания, основанного на строго доказанных фактах в противоположность всякого рода домыслам и умозаключениям. Он считал, что источником такого знания могут быть только конкретные науки, действующие в тесном единстве друг с другом. Конт полагал, что философия, претендующая на роль ≪науки наук≫, просто не имеет

права на существование. Воззрения Конта нашли благодатную почву в европейском обществе второй половины XIX в. Большинство ученых в различных областях знания,

не только в естественных и точных, но и в гуманитарных науках, объявили себя позитивистами.

Художественная культура и наука. Достижения науки оказали большое влияние на развитие литературы и изобразительного искусства. Они пробудили в писателях и художниках стремление к возможно более точному отображению действительности, к выявлению глубоких причин и отдаленных последствий происходящих в жизни событий. Тех, кто ставил перед собой эти цели, стали называть реалистами, а их творческий

метод — реализмом.

Яркое воплощение этот метод получил в литературе, где под его влиянием расцвел жанр романа. Мощный толчок развитию этого жанра дали произведения крупнейших писателей первой половины XIX в., начинавших свой творческий путь под влиянием романтизма. Оноре де Бальзак создал цикл романов под общим названием ≪Человеческая комедия≫, в которых описал жизнь едва ли не всех слоев общества периода Реставрации 1815—1830 гг. Стендаль в романах ≪Красное и черное≫ и ≪Люсьен Левен≫ подверг глубокой критике нравы, царившие в обществе времен

Июльской монархии.

Общепризнанным главой реалистического направления в литературе стал Гюстав Флобер. В его романе ≪Госпожа Бовари≫, опубликованном в 1856 г., впервые ярко воплотились черты новой ≪объективной манеры≫ повествования. Флобер мечтал о том, чтобы придать искусству ≪точность наук физических≫, ≪найти метод, как в математике≫.

Многие деятели литературы и искусства второй половины XIX в. восприняли

позитивистское мировоззрение. В их творчестве возобладала тенденция к точному и беспристрастному показу различных сторон жизни ≪как они есть на самом деле≫. Особенно ярко эта тенденция проявилась в творчестве писателей и художников так называемой натуралистической школы. Одним из наиболее крупных ее представителей был французский писатель Эмиль Золя. Он написал серию романов под общим названием ≪Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи≫.

 

Третья республика (1870-1940 гг.). Франция в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.).

 

Председателем Национального собрания, которое открылось в Бордо 12 февраля, был избран республиканец Жюль Греви, а главой исполнительной власти Французской Республики, как официально именовалось государство, — Адольф Тьер. Кабинет министров, который он же и возглавлял, также был составлен из монархистов и умеренных республиканцев.

26 февраля Тьер подписал в Версале прелиминарный мирный договор. Франция теряла Эльзас и Лотарингию, а также обязывалась заплатить Германии контрибуцию в размере 5 млрд франков. Вплоть до уплаты контрибуции немецкие войска должны были оставаться во Франции. Безуспешно против условий договора возражал ряд депутатов, главным

образом от Парижа и оккупированных департаментов, в том числе Эдгар Кине, Луи Блан и Виктор Гюго. 1 марта Национальное собрание после коротких, но бурных дебатов одобрило его большинством в 546 голосов. 10 мая во Франкфурте-на-Майне договор был подписан окончательно.

Парижская коммуна. Причины восстания. Война, оккупация и связанная с ними дезорганизация экономической жизни легли бременем забот и несчастий на плечи

беднейших слоев населения. Особенно тяжелым было их положение в осажденном Париже, где из-за отсутствия сырья, топлива и товаров закрылись предприятия, нечем было торговать в магазинах и лавках. Тысячи семей лишились обычных источников дохода и были вынуждены жить на скромное вознаграждение, которое получали их кормильцы за службу в Национальной гвардии. Правда, во время осады правительство запретило взыскание платы за наем помещений и по долговым обязательствам.

Коммуна обнародовала программу глубоких реформ, предусматривавшую замену постоянной армии вооружением народа, выборность и сменяемость государственных чиновников, справедливую организацию труда, отделение церкви от государства, введение бесплатного, обязательного и светского обучения детей. Эта программа была общим достоянием французских демократов середины XIX в. Но масштабы поставленных в ней задач намного превосходили скромные возможности парижских революционеров.

Более плодотворной оказалась деятельность Коммуны в области удовлетворения насущных социально-экономических требований парижан. Среди принятых ею мер были списание задолженности по квартирной плате, безвозмездное возвращение из ломбарда вещей, заложенных на сумму не более 20 франков, введение рассрочки на три года по

коммерческим кредитам.

Впрочем, на проведение реформ у Коммуны не оставалось ни времени, ни сил, которые поглощала гражданская война. В начале апреля произошли первые стычки между федератами (так называли себя бойцы вооруженных отрядов Коммуны) и версальскими (правительственными) войсками. До середины мая военные действия не приносили особого успеха ни одной из сторон, но их силы были заведомо неравны. Выступление

парижан не поддержала провинция. Зато версальское правительство получало помощь от германской армии. Все это длилось чуть больше 2-х месяцев (март-май). Коммуна пала.

Республика без республиканцев. Тьер и монархисты. Тьер 31 августа 1871 г. добился, чтобы его избрали главой государства — президентом республики (так официально

называлась эта должность с оговоркой, что эта формулировка не предрешает вопроса о будущей форме правления). Глава государства основное внимание уделял ликвидации последствий войны. Благодаря двум внутренним займам ему удалось в кратчайшие сроки выплатить контрибуцию и уже в марте 1873 г. подписать с Германией конвенцию об освобождении всей оккупированной территории. Еще при жизни он заслужил почетный титул ≪освободителя территории≫.

Однако монархисты не желали долго мириться с неопределенностью. Их беспокоили успехи, достигнутые республиканцами на дополнительных выборах в Национальное собрание. В ответ на их обращения Тьер в ноябре 1872 г. неожиданно заявил: ≪Республика существует, она является законной формой правления в этой стране≫. Большинство монархистов не простили Тьеру его ≪измены≫. 24 мая 1873 г. они вынудили его подать в отставку и избрали президентом республики маршала Мак-Магона, убежденного легитимиста.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!