Ахроматическая (нейтральная) композиция

Лекция №7: Характеристика и свойства цвета.

План

1. Понятие цвета.

2. Параметры цвета.

3. Смешевание цветов.

4. Колористика интерьера.

5. Секреты цветового дизайна.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

 Цвет – ощущение, которое возникает в мозгу человека после того, как световые излучения различного спектрального состава, отразившиеся от окрашенных поверхностей, попадают на сетчатку глаза. Аналогичное действие оказывают световые излучения, непосредственно испускаемые светящимися телами. Цвет характеризуется светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.  В 1666 году Исаак Ньютон, обратив внимание на радужную окраску изображений звезд в телескопе, поставил опыт, в результате которого открыл дисперсию света и создал новый прибор – спектроскоп. Ньютон направил пучок света на призму, а потом для получения более насыщенной полосы заменил круглое отверстие на щелевое. Дисперсия – зависимость показателя преломления вещества от длины волны света. Благодаря дисперсии белый свет разлагается в спектр при прохождении через стеклянную призму. Поэтому такой спектр называют дисперсионным.Цвета делятся на две категории: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – белый, серый, черный – отличаются только светлотой, то есть количественным показателем. Они не отличаются друг от друга качественно и раздражают все группы рецепторов одинаково. Хроматические цвета определяются и светлотой, и цветностью. Цветность, в свою очередь, обладает двумя характеристиками: насыщенностью и цветовым тоном. Цветовой тон определяет сущность цвета (красный/синий/желтый), а насыщенность позволяет оценить, насколько "глубоким" и "чистым" является данный цвет, то есть насколько он отличается от ахроматического.   Цвет характеризуется тремя параметрами: светлотой, световым тоном и насыщенностью. Светлота определяется как степень отличия данного цвета от черного. Светлота – количественная характеристика цвета, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Нулевая светлота (или яркость) – это черный цвет.   Цветовой тон – это собственно цвет, определяется длиной волны излучения,преобладающего в спектре данного цвета. Цветовой тон – качественная характеристика цвета, в отношении которой этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурных. Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым.   В ахроматических цветах все спектральные цвета присутствуют в равных пропорциях.   Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлотеахроматического, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до ахроматического. Насыщенность относится к тому, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым.   Насыщенность является количественной характеристикой содержания белого в цвете. Цвет без содержания белого является высоко насыщенным. Уменьшение насыщенности цвета означает его разбеливание. Цвет с уменьшением насыщенности становится пастельным, блеклым, размытым. Работу с насыщенностью можно характеризовать как добавление в спектральный цветопределенного процента белой краски.   Принято раскладывать спектр на семь цветов. Информация об охотниках и фазанахизвестна каждому с детства – это деление, введенное Ньютоном, чистая условность. Первый, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Да Винчи писал: "Простых цветов – 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный". Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Цветовой круг — это особый вид ритма, важ­нейший из всех возможных рядов. Это — ряд по цветовому тону, замкнутый в виде крута и состо­ящий из любого количества оттенков различных цветов пигментов, расположенных строго последо­вательно в порядке спектра. В спектре солнечного свота различается около 130 цветов с оттенками; в цветовом круге — около 150 за счет добавления приблизительно 20 пурпурных.

Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Цветовые ряды имеют свои названия, в зависимости от того, какие характеристики в них изменяются.

1) Ряд убывающей чистоты и возрастающей яркости. Этот ряд делается разбеливанием, т.е. добавлением белого цвета к спектральному.

2) Ряд убывающей насыщенности (приглушение).

3) Ряд убывающей яркости и убывающей насыщенности (зачернение).

4) Ряд по цветовому тону. Это смешение двух соседних спектральных цветов (причем в пределах не более 1/4 интервала светового круга).

Круг Гете. Содержится 6 цветов: Красный, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. В этом круге цвета, расположенные друг против друга контрастны.

5) На основе 6-ступенчатого круга был создан 12-ступенчатый, путем добавления промежуточных цветов. На рисунке можно проследить весь процесс получения 12-ступнчатого круга из трех основных цветов. В круг входят следующие цвета: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый, Пурпурный.

 

Смешение цветов. Существует два различных типа смешения цветов.

1) Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения:

- пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).

- оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись).

- временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела.

- бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).

Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.

Правила слагательного смешения:

* При смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый.

* При смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахромотический цвет.

2) Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.

Основное правило: всякое ахромотическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.

Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.

Ахроматическая (нейтральная) композиция

К нейтральным относятся композиции на основе сочетания белого и черного цветов и разнообразных оттенков серого между ними, а также условно нейтральных тонов (бежевого, коричневого, полотняного и т. п.).

Одни люди стараются избегать нейтральной схемы, считая, что она слишком консервативна, строга и скучна. А кто-то считает ее образцом элегантности, стабильности, спокойствия и достоинства.

Черный и белый, а также весь спектр серого между ними — это ахроматический «не цветной». Контраст создает впечатление яркости и силы. Черный и белый — это полные контрасты. Их не относят ни к теплым, ни к холодным цветам.

Эти цвета обладают рядом оптических свойств. Так, предмет белого цвета кажется всегда больше, шире и объемней по сравнению с черным предметом абсолютно идентичного размера. Белый цвет — самый легкий, черный — самый тяжелый.

Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем квадрат такой же величины черного цвета на белом фоне. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне и светлым — на черном.

По законам цветовой гармонии черный, серый и белый сочетаются с любым из хроматических цветов, особенно с их основной группой. Поэтому для такого интерьера подойдут яркие аксессуары красного или желтого и т. п. Важно, чтобы это был какой-то один акцентирующий цвет.

Серый цвет считается универсальным. Он имеет множество оттенков, является прекрасным фоном, так как спокоен и нейтрален. Но в одиночестве он может показаться скучным, поэтому его лучше использовать в сочетании с другими цветами. Спокойные, сдержанные тона являются идеальным фоном для ценных и дорогих вещей.

Контраст черного и белого.

Полный контраст черного и белого. Сочетание черного и белого — это благородная роскошь, предполагающая чистые линии, четкие фигуры, гладкие фактуры, аскетичность. Эти два цвета образуют сильный визуальный контраст, создающий ощущение некоторой театральности, яркости, силы. Ведь этот декоративный прием использует притяжение противоположностей.
Смягченные контрасты. Так как черный и белый цветами по сути не являются, то и назвать их теплыми или холодными нельзя. Но в ахроматической схеме возможно добавлять теплые и холодные оттенки, которые создаются добавлением малого количества желтого, синего, розового. Как холодные, так и теплые оттенки могут быть чистыми и приглушенными, образованными путем добавления того или иного цвета.

Более мягкие и спокойные интерьеры оформляются в кремовых, бежевых, серых тонах. Так, для стен можно взять несколько оттенков кремового, для потолка — цвет слоновой кости, кремовые занавески с узором серого цвета, джутовое покрытие на полу, гравюры в черных рамках. Не будучи слишком жестким, контраст между черным и нежным кремовым создает приятную колористическую гамму интерьера. Нейтральные и природные цвета часто трактуются как одно и то же. Грубое небеленое полотно обивки мягкой мебели на фоне размытой серо-голубой окраски стен, керамическая плитка цвета молочной пенки, нежный абрикосовый, сочетание простых узоров часто встречаются в загородных интерьерах и комнатах скандинавского стиля. Простота, уют, душевность, теплота — отличительные признаки романтического английского коттеджа, американского фермерского дома, классических подмосковных дач с большой белой деревянной верандой и запущенным садом.

Преимущества нейтральной гаммы.

Нейтральные тона хорошо сочетаются друг с другом и с натуральными материалами, такими как дерево, камень, кирпич. Поэтому их часто используют для многофункциональных комнат, где есть несколько зон, каждая со своим назначением, которые нужно с одной стороны обозначить, а с другой стороны гармонично объединить. Кроме того, приглушенные спокойные тона кремового, серого, холщового создают ощущение покоя, что так необходимо в наше напряженное время. На фоне нейтральных тонов выигрышно смотрятся интересные линии, архитектурные детали. Отказ от ярких цветов дает возможность акцентировать внимание на форму комнаты и находящихся в ней предметов. Большое достоинство черно-белой гаммы еще и в том, что в такой интерьер великолепно вписываются все достижения современной техники — домашние кинотеатры, компьютеры и т. п.

Тональная (нюансная) композиция

Монохромная или одноцветная композиция состоит из цветов одного спектра цветового круга, где один цвет представлен различными оттенками и тонами. Помимо цветовых переходов между основными цветами, существует их тоновая растяжка. Каждый цвет имеет свою плотность. Самая маленькая плотность у желтого, вариации его насыщенности невелики — от светло-лимонного до густо-золотой охры. Синий же или красный могут уплотняться до черного. Растяжка цвета от самого светлого до самого темного и есть его тоновые возможности. Чем больше растяжка, тем больше оттенков. Последовательность тонов различной насыщенности называется тональным масштабом.
Совершенно разные цвета могут иметь одинаковую тональность. Чтобы цветовая композиция интерьера была глубокой и светлой, важно соблюсти тональное равновесие между всеми использованными цветами. Так, комната, решенная только в светлых тонах, будет выглядеть размыто и вяло, в глубоких — скучно и мрачно. Распределение по всему пространству ряда тонов в широком диапазоне создаст оригинальный и живой облик помещения.
При декорировании можно использовать темные и светлые оттенки одного цвета. Это называется комбинированием тон в тон, или нюансной комбинацией. Общее впечатление от таких композиций — цельность, спокойствие, уравновешенность, сдержанность, изысканность (при удачном подборе декора).
Создать цветовую схему, совмещающую различные оттенки одного цвета, — самый легкий путь в декоре интерьера. Следует использовать хотя бы три тона одного цвета: светлый, мягкий, средний и более глубокий оттенки. Светлые и темные оттенки одного и того же циста приятны для глаз, имеют множество различных нюансов, выбрав которые, можно варьировать декор комнаты. Самые приглушенные и светлые тона используют для больших поверхностей. Яркие оставляют для наиболее примечательных элементов, небольших штрихов. Возможную монотонность разбавит присутствие деталей контрастного цвета. Убедитесь в том, что вы используете тональный ряд одного цвета, который содержит мягкий переход от бледного до очень насыщенного. Слишком резкие переходы могут внести дисбаланс в цветовую схему. Обычно промежуточный тон используют на полу (ковер, напольное покрытие), более бледный тон — на стенах, самый светлый — на потолке. Темные тона могут быть добавлены в обивку мебели и в аксессуары. Тональное сходство часто используют, чтобы замаскировать недостатки формы квартиры и непривлекательные детали фона. Тональные различия же, наоборот, служат для выделения отдельных деталей. Например, камин лучше окрашивать в более светлый или более темный по сравнению со стеной тон.

Контрастные композиции.

Контрастные и дополнительные цвета — прямые противоположности в цветовом круге. Контрастность имеет отношение не только к яркости, она свойственна и цветовым сочетаниям. Это связано, прежде всего, с физиологией зрения и выражается в подчеркнутом эффекте выделения одного цветового пятна на фоне другого, даже когда их интенсивность одинакова. Цвета, создающие этот эффект, парны.

Контрастные цвета:
зеленый — малиновый;
красный — голубой;
оранжевый — синий;
желтый — фиолетовый.

Сочетание контрастных цветов создает вибрацию, живой драматический эффект, будоражит, повышает жизненный тонус. Если контрастные тона поместить рядом, они взаимно усиливают друг друга и могут создавать довольно резкие сочетания. Поэтому пользоваться ими надо очень осторожно. Приглушенные оттенки этих цветов дают очень красивые созвучия. Контрастные цвета не должны подавлять друг друга. Смягченные контрасты получатся, если слегка повернуть цветовой круг, выбрав, например, синий с легким оттенком зеленого и сопоставить его с кораллово-оранжевым. Или же сочетать цвета, двигаясь вверх или вниз по цветовой шкале. Выигрышно смотрятся сочетания пастельных цветов. Например, смягчите синий до светло голубого и высветлите оранжевый до абрикосового. Цветовая гамма, в основе которой лежат красный и зеленый, может превратиться в сочетание фуксии и морской волны. Интересные декоративные элементы основаны на сочетании желтого с лавандовым, розовато-лиловым. Ярко и насыщенно смотрятся королевский синий и алый. Сельская гамма обычно выдержана на сочетании зелено-синего, терракотового, теплого приглушенного красного.

Лучше использовать контрастные цвета в разных объемах, то есть одного цвета должно быть гораздо больше, чем другого. Следует помнить, что на усиление или ослабление восприятия человеком контрастных цветов влияют расстояние и освещение. Чем больше расстояние между контрастной парой цветов и глазом, тем менее активно они выглядят (начинает работать закон смешения цветов). А также — чем слабее освещение, тем слабее активность контрастной пары для глаз. Окружающий фон тоже влияет на усиление или ослабление контрастов: на черном они сильнее, чем на белом или другом светлом фоне.

Советы при работе с контрастными цветами

1. Если вы выбрали композицию с использованием двух контрастных тонов, помните, что одинаково насыщенные тона в равных количествах оставляют ощущение несбалансированности. Нужно варьировать интенсивность выбранных цветов. Интересно смотрится вариант: два контрастных цвета, но во множестве оттенков разной насыщенности.
2. Если композиция выглядит чересчур яркой, добавьте белого или кремового цвета, чтобы приглушить оттенки.
3. Дополняющие цвета должны находиться в соответствующем соотношении площадей. Так, гармонично соотношение желтого к фиолетовому 1:3, синего к оранжевому 2:1. Это объясняется необходимостью сдерживания более динамичных тонов. Пурпурный к зеленому может ни холиться в пропорции 1:1, так как оба цвета обладают одинаковой силой и могут выступать на равных.
На практике же все эти правила подходят в том случае, когда берутся чистые цвета. Приглушенные тона меньше перебивают друг друга. В этом случае нужно знать, что чем интенсивней тон цвета, тем меньше должна быть поверхность.

Гармоничные композиции.

 

Цвета одной тональности — цвета соседние в цветовом круге. Не следует использовать слишком много цветов. Можно ограничится двумя-тремя, и получится элегантная, спокойная композиция.

1. Красный — оранжевый
2. Оранжевый — желтый
3. Желтый — зеленый
4. Зеленый — голубой
5. Голубой — синий
6. Синий — фиолетовый
7. Фиолетовый — малиновый
8. Малиновый — красный

Часто некоторые простые схемы кажутся удачными, а другие — нет. Это происходит из-за отсутствия тональных вариаций. Включать несколько цветов разной тональности так же важно, как и варьировать оттенки тона в одноцветной схеме. Удачное равновесие светлых промежуточных и темных тонов создает гармонию. Иногда чрезмерная осторожность при выборе красок может привести к тому, что комната будет выглядеть невыразительно. Несколько аксессуаров насыщенных тонов могут преобразить интерьер.

Колористика интерьера

Использование цвета дает огромные возможности для проявления творческой фантазии при оформлении интерьера.

При помощи цветового дизайна можно преобразить помещение:

 

· увеличить габариты квартиры,

· изменить пропорции,

· скрыть недостатки.

При выборе цветового решения комнаты нужно учитывать различные факторы:

 

· куда смотрят окна (если на север - лучше предпочесть теплые тона, на юг - холодные),

· качество освещения, цвет отражает свет,

· какая это зона - кухни или гостиная, детская или кабинет.

Насыщенные, яркие тона более всего подходят для отделки гостиной или столовой.

Белый и голубой (они ассоциируются с чистотой и водой) хороши для ванной.

Для кухни и столовой лучше выбрать желтый или оранжевый цвета, мягкие и теплые оттенки красного и белого.

Кроме того, не забывайте о параметрах комнаты:

· яркие стены зрительно уменьшают пространство,

· темные - увеличивают.

Так, красный, оранжевый и желтый помогут сделать огромное помещение с малым количеством мебели меньше и уютнее.

Черный и белый, синий и фиолетовый зрительно «увеличат» комнату.

Очень важно правильное сочетание цветов и оттенков, которое может подбираться по гармоническому или контрастному принципу.

Секреты цветового дизайна

 

Поднять потолок:

· окрасить его в белый, лучше с легким голубым оттенком, цвет,

· использовать окраску или оклейку стен до самого потолка без филенок,

· обои в вертикальные полосы теплых тонов.

Опустить потолок:

· окрасить его на несколько оттенков темнее, чем стены,

· оклеить комнату обоями с горизонтальными полосами,

· потолок и примыкающие к нему на 30-40 см стен окрасить более светлой краской.

Уменьшение габаритов комнаты:

· насыщенные теплые и темные тона,

· обоев с крупными рисунками.

Уменьшение длины комнаты:

· продольные стены лучше окрасить в более светлые, а поперечные - в более темные тона,

· покрасить одну из стен другим цветом.

Расширение комнаты:

· светлые, но холодные цвета,

· светло-салатовый, серебристо-серый и светло-голубой цвет стен

· мебель, шторы и ковры светлых оттенков.

Двери:

· лучше красить в светлые тона: белый, светло-серый и цвет слоновой кости.

Пол:

· светлый колер смотрится приятнее, чем темный.

 

Цвет стен

При выборе цвета стен, следует помнить о том, что мебель, декоративные ткани, занавеси, гардины должны гармонировать со стенами. К сочетанию цветов надо подходить вдумчиво, ведь есть абсолютно не сочетающиеся или трудно воспринимаемые вместе цвета. Например: зеленый и красный. Хороший фоном для любого цвета является желтый. Зеленый плохо сочетается со всеми цветами, кроме различных оттенков зеленого же.

Если обивка мебели и занавески - узорчатые, то стены лучше сделать однотонными.

Фиолетовый

Одни очень любят, другие абсолютно не приемлют. Считается, что это «волшебный цвет», и действительно, в нем есть что-то загадочное. Может быть, темно-фиолетовый цвет вечернего неба вызывает в нас такие ассоциации? Художники считают, что в фиолетовом есть что-то болезненное и печальное. В жилых помещениях лучше использовать светлые тона фиолетового, глубокие и яркие его оттенки действуют утомляюще.

Красный

У многих народов издавна ассоциировался с богатством, роскошью, красотой. Он воспринимается как символ возбужденного состояния, шумного общения, суеты. Правильно подобранные оттенки красного хорошо смотрятся в холле, кухне, детской, гостиной. Если помещение оформлено в холодных тонах, «вкрапления» красного сделают комнату более уютной.

Желтый

Очень «теплый» цвет. Если Ваша квартира расположена на северной стороне, обилие желтого цвета в интерьере создаст впечатление, что комнаты у Вас «веселые», солнечные, даже если в действительности солнце редко к Вам заглядывает. Психологи считают, что желтый цвет - для людей, ведущих активный образ жизни, легко приспосабливающихся к любой обстановке. В то же время желтый цвет может и раздражать, все зависит от конкретного его оттенка.

Зеленый

Считается, что он действует успокаивающе, полезен для глаз и для души. Скорее всего, это происходит потому, что цвет этот наиболее близок к природе. Действительно, картины старых мастеров, в которых преобладают оттенки зеленого, просто «лечат» души. Еще этот зеленый считают цветом консерваторов - видимо, потому, что его очень любили в викторианской Англии. Зеленый хорошо использовать в оформлении интерьеров больших и светлых помещений. В оформлении офисов рекомендуем использовать темные оттенки сине-зеленого.

Синий, голубой

Различные оттенки синего вызывают разные эмоции. Голубой - это цвет неба, простора, воздуха, свободы. Глубокий синий цвет дает ощущение покоя. Темно-синий навевает печаль и у некоторых народов считается цветом траура. В оформлении квартир психологи рекомендуют синий цвет для спальни.

Серый

Является универсальным, он гармонирует почти со всеми остальными цветами. Пожалуй, это любимый цвет модельеров - он имеет множество оттенков и является прекрасным фоном. Он спокоен, нейтрален, но все-таки его лучше использовать в сочетании с другими цветами, т. к. в одиночестве он может показаться скучным.

 

Черный и белый

Два полюса, два глубоко символичных цвета, две крайности, но в сочетании они, подчеркивая и оттеняя друг друга, дают изысканную классику. Оба цвета элегантны, «универсальны» и никогда не выходят из моды. Можно сказать, что они вне моды. Черным прекрасно оттеняется, делается выразительнее любой другой цвет.

 

Литература:

 

1. Блохин В.В. «Архитектура интерьера промышленных зданий». М.1973г.

2. Бурова Н.В. «Интерьеры производственных зданий». М.1969г

3. Лукьянова Л.Т. «Интерьер гостиниц». Киев.1991г.

4. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна». М. 1994г.

5. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – М., Высшая школа,1995.

6. Холмянский Л., Щипанов А. «Дизайн». М. 1985г.

7. Фрилинг Г., Человек – цвет – пространство. – М., Стройиздат,1995.

 

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!