Несмотря на то что комиссия не работает, никто ее работы не контролирует...
И сейчас, уйдя на заслуженный отдых, ветеран продолжает работать на предприятии.
Нарушения второго закона логики в этих фразах столь очевидны, что нет необходимости «свертывать» суждения и подвергать их логическому анализу. Читатель фиксирует противоречия между высказываниями, между высказываниями и своими представлениями о затекстовой действительности, не затрачивая на это дополнительных усилий. Контактные противоречия в пределах одной фразы или во фразах, соседствующих друг с другом, обнаружить нетрудно, но противоречия дистантные, отделённые друг от друга значительными по объему участками текста, часто проходят мимо внимания редактора.
«Жизнь А. Скафтымова прошла в одном городе», – утверждает автор журнальной статьи, но уже в следующей фразе противоречит себе: «Уроженец села Столыпине Вольского уезда Саратовской губернии, с детских лет питавший чувство уважения к знаниям, труду, людям труда, здоровому, непритязательному быту; воспитанник Варшавского университета, куда он поступил, круто порвав с домашними планами ... больше тридцати лет он стоял за кафедрой Саратовского университета и педагогического института». Оказывается, не в одном городе, а в двух, да еще и в селе Столыпине жил Скафтымов. Но и это еще не все. На следующей странице читаем: «Получив в 1913 году диплом Варшавского университета, двадцатитрехлетний учитель словесности Астраханской и Саратовской гимназий, он не растерял среди монотонных провинциальных педагогических будней влечение к научному творчеству». Выясняется, что к Варшаве и Саратову следует прибавить еще и Астрахань. В этом тексте противоречия заметить уже труднее.
|
|
Чтобы обнаружить так называемые неявные противоречия, редактору недостаточно просто сопоставить высказывания, от него требуются дополнительные мыслительные операции. Приведем элементарные примеры, где следует провести подсеёт, чтобы выявить противоречия.
С 15 декабря будет организована здесь продажа новогодних елок. Около двух тысяч штук поступит их в магазин, это на три тысячи больше прошлогоднего.
Войнич скончалась в Нью-Йорке в возрасте 95 лет, немного не дожив до столетия со дня смерти своего знаменитого отца математика Джорджа Буля.
«Не знаешь – не пиши!» – с такой надписью вернул однажды В. Овечкин автору на переделку заметку, которая начиналась словами: «Не знаю...».
Нарушения закона противоречия в текстах, содержащих практические рекомендации, особенно опасны. Когда в брошюре, адресованной лектору, утверждается: «Чтобы слово достигало эмоционального воздействия, оно само должно быть страстным, гневным, проникнутым чувством», и на той же самой странице пишется: «Пусть манера разговаривать со слушателями будет не броской. В основе успеха оратора – деловитость … поэтому говорящий суховато преуспевает все же больше, нежели тот, кто говорит образно, эмоционально-приподнято...». Которому из этих двух советов должен следовать лектор? Такая книга – плохой помощник.
|
|
Редактор должен провести тщательный анализ текста в целом, чтобы выделить противоположные по мысли пары высказываний, выявить и сформулировать противоречия. Знание закона противоречия нужно редактору не только для оценки чужого материала. Требуя от автора непротиворечивости суждений, он в своих рекомендациях обязан строго следовать этому закону, помня о том, что анализ не допускает логической противоречивости.
Третий закон логического мышления - закон исключенного третьего - гласит: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями.
Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.
|
|
Точность подбора противоречащих высказываний, четкость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.
Непременное условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, то есть такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исключать друг друга. Когда автор очерка о летчике пишет: «Человек на земле может быть и мягким, и деликатным, а в полете – собранным, волевым», он нарушает этот закон. Перечисляемые качества характера не исключают друг друга. Уязвимо с позиций логики и следующее суждение, адресованное молодым журналистам: «Журналист в результате своего «расследования» явлений жизни выступает либо в поддержку всего нового, передового, прогрессивного ... либо непримиримым борцом со всем отжившим, со всеми социальными болячками...» Противопоставление в данном случае явно не состоялось.
Третий закон логического мышления важен для редактора и как инструмент при профессиональной оценке текста: отвергая один вариант текста, принимая другой, редактор опирается на этот закон.
|
|
Четвертый закон логического мышления - закон достаточного основания - требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)
В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надежными доказательствами. Четвертый закон формулирует это требование в наиболее общем виде. Достаточность основания истинности суждений в каждом конкретном случае – предмет рассмотрения специальных наук, логическая обоснованность – необходимое качество каждого журналистского выступления.
Именно обоснованности суждений недостает газетной рецензии на книгу И. Долгополова «Рассказы о художниках».
Тот, кто читает журнал «Огонек», не может не обратить внимание на серию статей, посвященных творчеству художников. Многие из этих статей – точнее рассказов – принадлежат Игорю Долгополову. Разумеется, любой такой рассказ должен нести в себе ту дозу информации, без которой нет документального рассказа, а тем более – статьи. То, что пишет И. Долгополое, – это, скорее всего, именно рассказы. То есть необходимая информация сочетается с формой подачи ее. А эта форма более всего напоминает рассказ.
Поэтому совершенно правомерно, что тридцать рассказов И. Долгополова оказались под одним красивым темно-зеленым переплетом. И название книги «Рассказы о художниках» – соответствует содержанию ее.
В этом отрывке из 28 газетных строк логических неточностей много. В частности, автору следует задать вопрос: в чем же он усматривает правомерность того, что тридцать рассказов Долгополова оказались под одним темно-зеленым переплетом? И потому, что ответить на этот вопрос нетрудно, еще более досадна небрежность изложения, затемняющая совсем не сложную мысль и запутывающая читателя.
Причиной недоказательности изложения могут быть не только поверхностность знаний и небрежность формулировок, но и автоматизм мышления, когда, например, журналист прибегает к привычным и, казалось бы, проверенным схемам типа «раньше – теперь». Обыденное сознание часто мешает пишущему вникнуть в суть явления, вскрыть причины происходящего. Иллюзия полной очевидности для журналиста всегда опасна. Но особенно опасна всякая попытка подогнать факты под некую схему, какой бы «надежной» она ни представлялась. Насилие над материалом неизбежно проявит себя.
Мы редко встречаемся со случайным нарушением законов правильного мышления. Гораздо чаще логическая ошибка свидетельствует о неумении дисциплинированно мыслить, и каждый логический дефект должен служить для редактора сигналом, чтобы усилить контроль за развертыванием мысли в тексте. Это в равной мере справедливо для журналистской публикации любого жанра.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какое значение для литературной практики журналиста и редактора имеет знание логики?
2. Как вы толкуете понятие «логическая культура редактора»?
3. Какие мыслительные операции проводятся в ходе анализа текста?
4. В чем состоит операция логического свертывания высказываний?
5. Какие качества правильного мышления обеспечиваются соблюдением основных законов логики?
6. Приведите формулировку основных законов логического мышления.
7. Как логически правильно построить ответ на заданный Вам вопрос?
8. Как проявляется в тексте действие закона тождества на лингвостилистическом уровне?
9. Охарактеризуйте различные виды противоречий, возникающие в тексте при нарушении закона противоречия.
10. На основании какого закона логики строится альтернатива в публицистическом тексте?
11. Укажите типичные случаи нарушения в тексте закона достаточного основания.
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!