У чебный вопрос № 2. Развитие этической мысли Нового времени и Просвещения.
У чебный вопрос № 1. Общая характеристика средневековой этики.
Этика Библии. Основные понятия:Декалог, Нагорная проповедь, этика иудаизма, этика христианства.
Этика христианства изложена в Библии, состоящей из двух книг: Ветхого Зевета и Нового Завета. Ветхий Завет, взятый от иудаизма, образуют памятники XII-II вв. до н.э., пророческие сочинения VII-V вв. до н.э., в Новом Завете собрана раннехристианская литература I-II вв. н.э. и излагаются собственно взгляды Иисуса Христа, который выступает как реформатор религиозного учения иудеев.
Впечатление такое, что Ветхий Завет привлекается в качестве христианской священной книги только в соответствии с пожеланиями апостола Петра, других апостолов и, возможно, еще в большей степени в соответствии с воззрениями святого Павла, послания которого составляют большую часть Нового Завета. Он стремится к созданию целостного христианского учения, которое могло бы существовать в веках, не исключено, что в угоду власть предержащим в императорском Риме, который отказался в дальнейшем от почитания греческих богов и их римских аналогов в пользу христианского учения. Возможно, по этой причине и на Руси в дальнейшем пошли этим же путем, хотя и с православным уклоном.
Поскольку этические принципы излагаются в обеих частях Библии, причем между ними можно найти ряд несоответствий и нестыковок, то имеет смысл рассмотреть их по отдельности и сравнить. При этом следует заметить, что учение, изложенное Моисеем в Ветхом Завете, может считаться принадлежащим двум религиям: иудаизму и христианству, и, соответственно, мораль Ветхого Завета может рассматриваться как отражающая ту сторону христианской этики, что идет от иудаизма.
|
|
В религии иудаизма мораль выводится из внеприродных, надчеловеческих оснований (и об этом говорится явно и отчетливо). Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного. Во-первых, над человеком есть Бог, воле которого он должен безусловно повиноваться; во-вторых, человек не существует сам по себе, а является частицей народа. Связь с Богом и принадлежность к народу образуют основы этики (и шире — учения) Моисея.
За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями Декалога. Их принято разделять на две группы: первые четыре рассматриваются как религиозные предписания, следующие шесть — как моральные. Но Декалог — внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм взаимоотношений людей с Богом. Могущество бога Яхве, его беспощадность — гарантия его справедливости, того, что он покарает любое отступление любого человека от предписанной нормы. По ветхозаветной логике отступление от норм не остается без наказания.
|
|
В целом Декалог вошел в христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс. Его установления — «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» — воспринимались как всеобщие требования, без первоначальных, исторически обусловленных, национальных ограничений. Они стали рассматриваться в общечеловеческой перспективе. Но при этом следует отметить некоторые важные особенности, которые не позволяют рассматривать его как универсальный нравственный кодекс. Во-первых, Декалог концентрирует внимание на внешних действиях человека, оставаясь равнодушным к его образу мыслей, внутренним нравственным установкам. Во-вторых, его принципы выступают как принудительные законы, нет понятия совести как внутреннего регулятора нравственного поведения («Этика Закона», по Н.А. Бердяеву).
Ветхозаветная мораль выглядит ограниченной с высоты новозаветной морали, но допускает переход к ней. Иисус Христос — создатель жизнёучения, которое можно определить как этику любви. Этические принципы христианина провозглашаются как данные от Бога, но в их изложении участвуют и Бог-Отец, и Бог-Сын. Как мы уже отмечали, они излагаются в обеих этих книгах Библии, поэтому для уяснения своеобразия этики христианства полезно сравнить Нагорную проповедь Христа с Декалогом, тем более, что в ней Христос фактически ведет полемику с заповедями Моисея: «Вы слышали, что сказано древними..., а Я говорю вам...».
|
|
Декалог Моисея (пересказывает слова, услышанные им от Бога-Отца'):
«Да не будет у тебя других богов перед лицом моим...
Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Бог-ревнитель, наказывающий детей до третьего и четвертого рода за вину отцов их, ненавидящих меня ... и творящий милость любящим меня...
Почитай отца твоего и мать твою
Не убивай.»
Но есть преступления, карающиеся смертью: «ворожеи не оставляй в живых; всякий скотоложник да будет предан смерти; приносящий жертву иным богам, да будет истреблен;
но есть законы о преступлениях, карающихся смертью: «кто с намерением умертвит ближнего своего — бери его на смерть; кто ударит отца своего или мать свою, кто злословит отца или мать — того предать смерти; кто украдет человека и продаст его — того предать смерти»;
|
|
но есть законы о телесных повреждениях: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, рану за рану, ушиб за ушиб, обожжение за обожжение, душу за душу»;
но был гнев Божий: «развратился народ, уклонились они от пути, который я заповедал — да воспламенится гнев мой на них и истреблю их»;
но было наказание отступников Моисеем: «собрал он сынов Левииных и сказал им: пройдите по стану от ворот до ворот и обратно и убивайте каждый и брата своего, и друга своего, и ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея и пало в тот день из народа около трех тысяч человек»).
«Не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй ...
Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (ни жены, ни дома)...
Будьте справедливы, будьте милосердны к бедным» (Исход. 2-я книга Моисея).
Нагорная проповедь (Иисус Христос учит народ, сидя на горе):
Заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду. Вы — соль земли, вы — свет мира».
Далее Иисус Христос комментирует, углубляет и развивает заповеди Моисея. В данном случае не представляется возможным сравнить весь текст, поэтому ограничимся сравнением императивов по поводу некоторых из основных заповедей.
«Вы слышали, что сказано древними— не убивай, ...а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду;
Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб, ... а Я говорю вам: не противься злому, но если ударят тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, ... а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас;
Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй, ... а Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Если же правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя;
Не творите милостыни напоказ, прощайте и будете прощены, не осуждайте других, не заботьтесь о завтрашнем дне, просите и будет дано вам, не давайте святыни на поругание ...
Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Последнее указание известно в истории этики, как «золотое правило морали». Основу учения Христа составляет заповедь непротивления злу и любви к ближнему и дальнему человеку. Это очень необычные заповеди, близкие по духу некоторым из восточных учений — конфуцианству, моизму, буддизму, радикально преобразующие иудаизм. Иисус, как явствует из этой полемики, основной упор делает на внутреннем смысле, духе закона, усматривая его в любви, братском единении людей. Только внутренняя нравственная цель оправдывает внешние поступки. Нагорная проповедь индивидуализирует нравственные требования, предполагает индивидуальную ответственность за свои поступки.
Отметим, что в дальнейшем христианские мыслители (и прежде всего святые апостолы) стремись осмыслить и снять имеющиеся противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Попытки эти удаются им в различной степени, что и ведет, на наш взгляд, к появлению в христианстве различных течений, направлений, сект. Рассмотрим в этом отношении творчество таких авторов, как Плотин и Августин Аврелий.
Этика Августина Аврелия.
Основные понятия: самоусовершенствование и самовоспитание, смирение, вера, добро и зло, противоречия в человеке, искушение, мотивы поведения.
Августин Аврелий (IV-V в.) принял христианское учение с его безоглядной верой в Бога, повелением верить в то, чего не докажешь («может, доказательство и существует, но не для всякого, а может быть, его и нет вовсе»), верить в то, что противоречит, на первый взгляд даже здравому смыслу: «Когда Ты даешь вдруг заповедь непривычную и неожиданную, повелевающую делать даже то, что ранее Тобой запрещалось и временно держишь в тайне причину Твоего повеления (хотя оно и противоречит установлениям данного человеческого общества), кто усомнится в том, что его надо выполнить? Все делается твоими служителями, чтобы показать, что нужно в данный час и что в провозвестие будущего» (вспомним чудо Авраама). При этом, считает он, Бог заповедает разным временам не все свои заповеди сразу, а каждому то, что ему соответствует. «Не имея ясного разума, бессильные найти истину, мы нуждаемся в авторитете Священного писания, в котором следует искать не прямой, а переносный смысл. Я понял, что под нелепостью, часто меня оскорблявшей, кроется глубокий и таинственный смысл: Писание стало казаться мне тем более достойным уважения и благоговейной веры, что оно было всем открыто (по общедоступному языку и простому словарю) и в то же время хранило достоинство своей тайны для ума более глубокого, заставляло напряженно думать». Августин подчеркивает, что постигнутое умом в единой форме может быть выражено словесно во многих, а постигнутое умом в разных формах может быть выражено в одной единственной словесной формуле. Соответственно, в Библии, по его мнению, выражена единая мысль о любви к Богу и к ближнему, и в многообразных символах, бесчисленными языками и но обойдусь или с трудом, я могу только при отсутствии того, о чем шла речь; ... нечего хвалиться презрением к славе: ее не презирают, если презрением к ней хвалятся» (он осуждает чрезмерное себялюбие, ибо на этой основе рождаются ложь и «фальшивые идолы»).
Но его занимает главный вопрос: почему же заблуждается человеческая душа, которую создал Бог? («Ты создал человека по образу и подобию своему» — цитирует он Библию). Много он пишет о соблазнах и противоречиях в человеке: «В этой жизни, которая называется сплошным искушением, никто не может быть спокоен за себя, — если он стал из плохого хорошим, то это не значит, что завтра он не станет из хорошего плохим».
Августин размышляет над вопросами мотивов поведения человека: «Откуда те, кто слышит от меня самого обо мне самом, узнают, правду ли я говорю, когда ни один человек на свете не знает, что делается в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем, и Тебя, Господи, очам которого обнажена бездна человеческой совести. Есть, однако, в человеке нечто, чего не знает сам дух человеческий, живущий в человеке, — только ты, Господи, создавший его, знаешь все. И разными бывают и видимость поступка, и чувства совершившего, и тайное сцепление обстоятельств. Душа моя, спрашивая о своих силах, знает, что не стоит себе доверять: то, что в ней есть, обычно скрыто и обнаруживается только опытом». Подводя некоторый итог, Августин дает свое определение преступлению: преступление есть порочное движение души, побуждающее к действию, в котором душа и утверждает себя, «дерзостно и взбаламученно». Разврат есть необузданное желание, жадное к плотским радостям.
Таким образом, Августин глубоко размышляет о морали и нравственности человека, о проблеме добра и зла. «Для меня неясна однако была и не распутана причина Зла. Я говорил: кто создал меня, разве не Бог, который есть само Добро, — откуда же у меня это желание плохого и нежелание хорошего? Я старался понять мнение, что воля, свободная в своем решении, является причиной того, что мы творим Зло... Если виновник этому Диавол, то откуда он сам? Если же и он сам, по извращенной воле, превратился из доброго ангела в злого, то откуда в нем эта злая воля, если он создан был благим создателем? Так в чем же корень Зла и его семя, — откуда и как вползло оно сюда? Или его вообще нет? Или же самый страх перед ним есть Зло? Откуда это, если это все создал добрый Бог? Не злой ли была материя, из которой он творил, — но неужели он был бессилен изменить ее всю целиком так, чтобы не оставалось ничего злого, он, Всесильный? Или она могла существовать и против его воли? Но он не может быть всемогущ, если не все может утвердить добрым без помощи материи, не им утвержденной». И далее он отмечает: «И мне стало ясно, что Ты сотворил все добрым и, конечно, нет субстанций, не сотворенных Тобой. А так как Ты не все сделал равным, то все существующее, каждое в отдельности — хорошо, а все вместе — очень хорошо. И для Тебя вовсе нет Зла (и для всего творения Твоего), ибо нет ничего, что бы вломилось извне и сломало порядок, Тобой установленный. Злом считается то, что, взятое в отдельности, с чем-то не согласуется, но это же самое согласуется с другим, оказывается здесь хорошим (неудивительно, что хлеб, вкусный здоровому, мучительно есть, когда болит небо, свет, милый хорошим глазам, несносен плохим, больным)».
И его главный вывод: все существующее истинно, поскольку оно существует, — таким образом, утверждается основной тезис в этике христианства — смирение человека.
В целом в рассмотренных нами учениях преобладает религиозно-мистическая направленность этической мысли.
У чебный вопрос № 2. Развитие этической мысли Нового времени и Просвещения.
Ренессанс (Возрождение) часто трактуют как эпоху, сумевшую объединить рационалистический расчет со сверхчувственным порывом, научную перспективу с мистикой, икону с картиной, науку с верой, Афины с Иерусалимом. (Попытки такого синтеза не прекращаются, кстати, и сегодня).
Почти одновременно жили и творили такие разные по своей направленности гении, как Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник и Н. Кузанский, Я. Беме и Н. Макиавелли, Л. да Винчи и Данте, Шекспир, М. Монтень и Т. Мор, Т. Кампанелла. Рассмотрим взгляды некоторых из них.
Основные понятия: антропоцентризм, теоцентризм, гуманизм, неоплатонизм, титанизм.
Характеризуя данную эпоху, обычно подчеркивают ее антропоцентризм в противоположность средневековому теоцентризму.
Понятие «антропоцентризм» означает, что в центр внимания ставится человек, человек рассматривается как центр вселенной, как творческое, преобразующее начало. Причем человек мыслится, во-первых, материально, природно, естественно (следуя античным традициям), во-вторых, как индивид, в своем самостоятельном существовании ни от кого и ни от чего не зависящий. В этом смысле антропоцентризм и противостоит теоцентризму как мировоззрению, в центре которого находится Абсолютная личность (Бог), существующая выше всякой природы и мира и являющаяся творцом и мира, и жизни. Именно с антропоцентризмом тесно связан гуманизм как ведущая идейная тенденция Возрождения.
Что возрождается в эпоху Возрождения? Возрождается интерес к античному искусству с его культом человека как гармонического единства телесного и духовного начала (вспомним, «человек есть мера всех вещей» и человеческое тело становится мерой, определяющей пропорции античных храмов, а скульптура — ведущим видом искусства). Возрождается интерес к чувственным, волевым началам в человеке в противовес одностороннему преувеличению рационального.
В человеческой личности подчеркивается ее творческое начало, возникает понятие Человека — Творца (человек в результате собственных творческих усилий становится подобен Богу — Творцу). С этим связаны высочайшие достижения искусства периода Ренессанса. Все это вместе взятое и составляет содержание «гуманизма» эпохи Возрождения.
Антихристианские воззрения Н. Макиавелли.
Основные понятия: Судьба, воля (Virtu), добро, зло, насилие, вероломство, лицемерие.
Творчество Макиавелли — пример наиболее резкой критики теории и практики христианства, вызванной противоречиями и трудностями в этот период. Н.Макиавелли (1469-1527), родился во Флоренции, политический деятель, философ, историк, исходя из общих естественно-научных установок революционизирует политическую и социологическую науку с позиций прагматизма, здравого смысла (как ему кажется), учета реальных человеческих интересов. В целом его отношение к религии сугубо функционально: вопрос истинности или ложности религии его не волнует. Религия для него — форма регламентации, построения и укрепления системы общественных ценностей и связей.
Религия укоренена в сфере частного права и составляет необходимую моральную основу для государственного строительства и функционирования государственных учреждений.
В противовес Плотину он утверждает, что человек по природе зол и те, кто исповедует веру в добро, неизбежно погибают. В целом он считает, что добрые примеры поведения человека порождаются хорошим воспитанием, хорошее воспитание — хорошими законами, а хорошие законы — как раз теми самыми смутами, которые многими необдуманно осуждаются, по его мнению, но которые отображают реалии жизни и вызывают появление строгих законов.
Исходя из изложенных предпосылок, Макиавелли строит свою концепцию управления людьми и их воспитания, и здесь он преступает через все традиционные моральные барьеры и ограничения христианства, считая их лицемерными и лживыми. Он пишет прежде всего о методах, превознося вероломство и насилие в достижении цели.
Социалистические и коммунистические утопические идеи.
Основные понятия: утопия, утопический социализм, утопический коммунизм.
В это же время развиваются социалистические и коммунистические утопические идеи эпохи Возрождения. Напомним, что трактат «Утопия» (от греч.и — нет и topos — место, т.е. место, которого нет) был создан Т. Мором (лорд-канцлер Англии). В нем описывалось идеальное устройство общества, где этика взаимоотнощений людей строится, исходя из принципов социалистических преобразований: ликвидирована частная и даже личная собственность, обобщено производство и быт, труд обязателен для всех, хотя длится не более 6 часов и распределяется по потребности, тяжелые работы выполняют преступники.
Провозглашается и равенство в потреблении, семья — ячейка общества и формируется на основе сочетания производственных и родственных принципов. Политический строй основан на идеях выборности и иерархии старейшин.
Схожая утопия на коммунистических принципах была создана и Т. Кампанеллой (монах, поэт, философ) — «Город солнца». Здесь также действуют соответствующие законы: имущество обобщено, семья упразднена, дети воспитываются государством. Основное внимание уделяется трудовому воспитанию, развитию науки, просвещения.
Труд — обязателен для всех и длится не более 4 часов. Руководит обществом жреческая каста. Эти идеи развивали в дальнейшем французские утопические коммунисты XVII-XIX вв. Морелли, К. Сен-Симон, Ф. Фурье: все люди в своих взаимоотношениях должны быть как братья, власть — средство рационального управления обществом, в котором формируется всесторонне развитый человек.
Движение в сторону научного исследования принципов этики, начатое Аристотелем, особенно зримо продолжается в Новое время. При этом религиозно-философские основания этих принципов не уходят из поля зрения исследователей, но смещаются акценты.
Этическое учение Р. Декарта.
Основные понятия: человеческое познание, страсти, ощущения, восприятия.
В этом отношении характерна позиция Р.Декарта (1596-1650), методологическую базу исследований которого составляет интегративный взгляд на науку вообще: вся она уподобляется древу, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводимые к трем главным: медицине, механике, этике. «Подобно тому, как плоды собирают не со ствола, а только с концов ветвей древа, — пишет он, — так и особая полезность науки зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». В этом плане высоко им ставится именно этика, проблематика морали и нравственности, добра и зла. Важное место в его учении занимают доводы в пользу существования Бога и его могущества: Признавая ограниченность человеческого познания, он призывает исследовать не конечные, а действующие причины вещей. Исходя из этой посылки, он анализирует духовные явления в человеке (страсти, ощущения, восприятия), как побуждающие и регулирующие его деятельность процессы.
В частности, его вывод о страстях души следующий: только от страстей зависит все благо и зло в этой жизни — те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере. Кроме того, страсти могут не только противоречить и мешать разуму, но и указывать нечто полезное. И мудрость состоит в том, чтобы властвовать над страстями и умело ими распоряжаться на основе разума. Свобода воли человека признается неотделимой от его разума, но только в той части, до которой простирается разум.
Этика Б. Спинозы.
Основные понятия: аффекты, детерминизм, детерминация, свобода воли, свободная необходимость.
Мысли Декарта развивает Б. Спиноза (1632-1677), который делает этику главной целью своей философии, провозглашая свою главную задачу: «Направить все науки к одной цели — высшему человеческому совершенству на основе постижения общего естественного порядка, часть которого составляет человек».
Анализ естественных явлений позволяет ему сделать вывод: все вытекает из необходимости божественной природы и совершается по вечным законам и правилам природы, и нет ничего, что было бы достойно ненависти, осмеяния, презрения, сострадания.
Он стремится показать, что представления о добре и зле, заслуге и грехе, постыдном и похвальном и т.п., т.е. вся мораль человеческая возникла как следствие человеческого бессилия в укрощении и ограничении состояний и как следствие такого рода рабства души. Поэтому он называет все эти понятия предрассудками.
Спиноза развивает учение о переживаниях человека, о его аффектах как движущих силах, и этому он придает первостепенное значение. Он выделяет три основных аффекта: удовольствие (радость), Неудовольствие (печаль), желание. Они могут слагаться друг с другом различными способами и образовывать все новые разновидности. Аффект, по его мнению, является одновременно состоянием и телесным, и душевным, но в то же время он отмечает, что не столько душа влияет на тело, сколько тело определяет душу в ее мышлении. Таким образом, посредством теории аффекта как бы конкретизируется детерминация поведения человека и на этой основе рассматривается проявление сущности человека, его стремления к самосохранению, к свободе.
Под добродетелью он разумеет деятельность в соответствии с самой сущностью, или природой человека. Основание же добродетели составляет стремление сохранить собственное существование; счастье состоит в том, что человек может сохранить его, пишет Спиноза. И так как стремление к самосохранению есть первое и единственное основание добродетели, то действовать абсолютно по добродетели есть не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование по руководству разума на основании стремления к собственной пользе. Никто не пренебрегает влечением к собственной пользе, т.е. к добру, и стремится избежать обратного, т.е. зла.
Итак, его выводы относительно правильного образа жизни следующие. Кто обладает правильным знанием, будет стремиться поступать хорошо, насколько дозволяет человеческая добродетель, и получать при этом удовольствие. Дело мудреца пользоваться вещами и, насколько возможно, наслаждаться ими. Главное при этом не забывать, что человеческая способность к укрощению страстей состоит только в разуме. Он рекомендует некоторые правила жизни, которых не избежать:
• говорить и делать в соответствии с пониманием толпы, но так, чтобы это не препятствовало достижению нашей цели (чтобы нам не мешали), т.е. приспособиться к внешним условиям;
• наслаждениями и деньгами пользоваться умеренно (только для поддержания здоровья и жизни).
Таким образом, мы видим взгляд на этику, который можно назвать чувственно-рациональным. Спиноза не соглашается с трактовкой его учения как атеистического. Он считал, что не уничтожает религию, но дает ей единственно правильное обоснование, хотя и на принципах пантеизма.
Этика Т. Гоббса.
Основные понятия: самосохранение, релятивизм (моральный), «война всех против всех», «человек человеку волк», общественный договор.
У Т. Гоббса (1588-1679) при рассмотрении этических проблем нарастает материалистическая, естественно-научная тенденция. Это находит выражение в трезвом реализме, который присутствует у него как при рассмотрении побуждающих причин, действующих в человеке, так и при трактовке оснований построения человеческого общества.
Он утверждает, что природа человека — сугубо эгоистическая, а самосохранение — закон деятельности человека, основу жизни человека в обществе составляет сложная игра соответствующих человеческих интересов. Могущество, богатство тоже признаются благом, так как рассматриваются прежде всего как средство обеспечения безопасной жизни. И деятельность — тоже благо, ибо это есть движение жизни (противоположные параметры — зло).
Он развивает, с одной стороны, релятивистский взгляд на добро и зло, считая, что все вещи, являющиеся предметом наших влечений, мы обозначаем общим именем «добро или благо», а вещи, которых мы избегаем, обозначаются как «зло».
Важнейшая идея Гоббса — о двух состояниях человеческого общества: 1) естественном (когда нет государственного устройства) и 2) гражданском (когда есть государство). В первом состоянии — нет морали (действует принцип «человек человеку — волк»), идет война «каждого против каждого» и «всех против всех» и это состояние грозит самоистреблением, гибелью роду человеческому. Поэтому существует жизненная необходимость установления общественного договора и власти государства, разграничения функций его институтов. Таким образом, на путь мирной жизни людей толкает стремление к самосохранению, страх смерти, т.е. есть законы. В конечном счете, у него появляется «золотое правило» морали (зафиксированное и в Новом Завете): «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе» (в этом самоограничение неистребимого человеческого эгоизма).
С этикой Гоббса связана его трактовка свободы и необходимости. Все, что происходит, не исключая и случайного, происходит, по его мнению, по необходимым причинам.
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!