Вопрос. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ



Тема 2.2. ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ

Вопросы:

1. Понятие и общая характеристика лиц в римском частном праве.

2. Физические лица: характеристика их правового положения.

3. Правовой статус юридических лиц.

 

Вопрос 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ

В РИМСКОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Лицом (persona) в римском праве являлось существо, способное обладать правами, т.е. субъект права.

Для того, чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права, человек должен был отвечать двойной совокупности условий:

- во-первых, он должен быть человеком с позиции естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола);

- во-вторых, он должен представлять лицо с позиции гражданского права.

Для того, чтобы лицо имело право быть участником правоотношений, оно должно обладать правоспособностью. П равоспособность ( capacitas iuridica ) - свойство лиц (субъектов) быть носителями прав и обязанностей. Причем в Древнем Риме различали полную и ограниченную правоспособность.

Полная правоспособность (caput) складывалась из трех основных элементов или состояний:

1) status libertatis - состояния свободы или несвободы;

2) status civitatis - состояния гражданства, т.е. принадлежности к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов;

3) status familiae – положения в римской семье.

Таким образом, полной правоспособностью обладало лицо, находящее в свободном состоянии, принадлежащее к римскому гражданству и занимающее особое положение в римской семье в качестве persona sui iuris. Дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.

Изменение в худшую сторону в каком-либо изстатусов носило название capitis deminutio (умаление правоспособности). Причем, для умаления правоспособности существовали три нисходящие степени:

- Изменение в status libertatis называлось capitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное) и было связано с потерей свободы;

- изменение в status civitatis называлось capitis deminutio media (среднее) и было связано с потерей гражданства, при сохранении свободы. Такая ситуация была возможна в случае, если кто-то по необходимости или по выгоде покидает Рим ради какой-нибудь из его провинций, поселенцем которой он становится;

- изменение вstatus familiae обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее) и было возможно в случае изменения семейного статуса домовладыки на статус «подвластного» в связи с переходом по необходимости или по предполагаемым выгодам в чужую семью.

Разумеется, регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римской истории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие и правоспособности свободных людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственной общины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различия в правоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан, латинов, перегринов) стали сглаживаться, пропасть же между свободным и рабом по-прежнему оставалась. В конце концов был достигнут крупный для того времени результат - формальное равенство свободных людей (граждан Рима и не граждан) в области частного права (конституция Каракаллы 212 г.).

Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба и т.п.).

Как и в современном праве, правоспособность лица в Древнем Риме дополнялась его дееспособностью ( capacitas agendi ), т.е.  способностью лица от своего имени и по собственному разумению предпринимать правовые действия, и способность лично отвечать за собственные противоправные поступки (нести деликтную ответственность). Дееспособность в Древнем Риме зависела от нескольких факторов: прежде всего от возраста, и от умственных способностей лица, которые позволяли ему действовать с сознанием ответственности.

Таким образом, в Римском праве конструировалось понятие «субъекта права», которое явилось источником современного понимания данной категории. Под субъектами права в современном значении понимаются граждане (физические лица) и юридические лица, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять права и юридические обязанности. Данное определение предполагает классификацию лиц на физические и юридические. Истоки данной классификации также восходят к римскому частному праву.

 

вопрос. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ

ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

По современному гражданскому законодательству к физическим лицам относятся отдельные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) как субъекты гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью. К физическим лицам в римском праве относились всякие индивиды, которым право разрешало осуществлять предоставленные им публичные и частноправовые интересы, и неуклонно исполнять возложенные на них публичные и частноправовые обязательства.

Правовые категории физических лиц в Древнем Риме различались с точки зрения наличия или отсутствия статусов, составляющих полную правоспособность.

 

А) ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ STATUS LIBERTATIS

В зависимости от status libertatis различались свободные, либертины (вольноотпущенники) и рабы.

Рабы (servi) представляли низшую категорию общества не только по своему реальному жизненному положению, но и в отношении признаваемых за ними прав.

Правовое положение рабов определялось тем, что раб не признавался субъектом частного права, он не обладал правоспособностью. В большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений, как одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или землей.

Рабство могло быть фактическим (по праву других народов, по чужим обычаям и т.п.) и правоустановленным, т.е. когда законом и правом признавались основания рабского состояния и вытекающие из этого состояния отношения господина и раба санкционировались и охранялись нормами цивильного права.

Источниками правоустановленного рабства могли быть:

а) рождение от матери-рабыни (несмотря на то, что отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);

б) пленение на войне «врага Рима», т.е. человека, принадлежавшего открыто враждебному для римского народа государству или иному сообществу;

в) продажа в рабство – в порядке ответственности по обязательствам или в качестве частной сделки самозаклада;

г) осуждение на пребывание в рабстве за преступления.

Раб пользовался частичным признанием своей человеческой личности, которые проявлялись в следующем:

- пол, возраст, религиозные привязанности раба должны учитываться господином в осуществлении им власти над рабом;

- место погребения раба не могло быть предметом осквернения и посягательств;

- признавались родственные и кровные связи рабов (наличие у них семей, родительско-кровных связей);

- аморальным поступком считалось принуждение рабов к сожительству с нарушением кровных связей.

Власть господина в отношении раба не была абсолютно безграничной:

- раб пользовался правом убежища (в храме, в церкви, монастыре);

- в христианскую эпоху запрещалось господину самолично убивать своих рабов даже в случае совершения ими тяжких преступлений;

- предполагалось, что есть ситуации, когда поведение господина в отношении своих рабов дает основание для вмешательства государства: излишняя немотивированная жестокость обращения, религиозное или моральное растление рабов и т.д.

Раб мог выступать субъектом коммерческого оборота в нескольких регламентированных правом ситуациях. Раб мог совершать отдельные виды сделок, не связанные с обязательствами личного плана: купить, продать, взять в долг, обменять и т.п. Все заключенные им в этом случае обязательства признавались правовыми и давали основание для искового требования к господину раба, даже если эти сделки были заключены без ведома господина или в период пребывания раба «в бегах».

Полновесная ответственность возникала в случае, если сам господин уполномочил раба на ведение торговых операций в качестве управителя, приказчика или специального поверенного (institor) – в этой ситуации господин обязывался возмещать и вред, нанесенный его рабом контрагенту, но только в пределах исполнения рабом той деятельности, к какой он был определен господином. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара; но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает.

Если раб совершил правонарушение (например, уничтожил или повредил чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa - вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.

Особые имущественные права и обязанности возникали у рабов при выделении им господином пекулия (peculium) – обособленного имущества для ведения самостоятельного хозяйства. Формально пекулий оставался собственностью господина, который мог в любое время взять его обратно, но раб уже мог заключать натуральные обязательства в объеме имущества пекулия, нести за него ответственность, приобретать дополнительное имущество.

Прекращалосьрабство манумиссией (manumissio) - отпущением на свободу. В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

Либертины или вольноотпущенники (libertini) – это рабы, отпущенные на свободу, которые представляли собой категорию свободного состояния, но отличались в своих правах от полноценных римских граждан.

В классическом римском праве положение вольноотпущенников различалось в зависимости от некоторых условий:

- Во-первых, в зависимости от источника их прежнего рабского состояния. Например, те, кто отпускались из рабства, связанного с военным пленом (т.е. те, кто ранее был «врагом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства. Отпущенные же из рабства прежние римские граждане полностью восстанавливали свой прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных постыдных дел;

- Во-вторых, в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю. Например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство.

При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия была выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

Однако, даже приобретая римское гражданство, либертин по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus), а более того – противопоставлялся ему. Так, в сфере публичного права либертины навсегда подвергались ограничениям в занятии государственных должностей: они не могли быть магистратами, избираться в судьи и т.д. В сфере частного права вольноотпущенники также не признавались вполне самостоятельными. Ограничения их правоспособности заключались в следующем:

- Во-первых, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана;

- Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его патроном). Так, патрон имел право:

а) на obsequiun, почтительность либертина в отношении патрона; это имело, например, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;

б) на ореrае, выполнение услуг для патрона (это по существу была моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Обязанность либертина выполнять ореrае приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами;

в) на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.

Положение либертинов наиболее показательно свидетельствует, что одного состояния свободы было недостаточно, чтобы стать полноправным и ничем в своих правах не ограниченным субъектом цивильного римского права. Необходимо было обладать еще и другими статусами.

 

Б) ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!