Техники аналитической психологии

ЛЕКЦИЯ 12

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

Цели аналитической психологии. Теоретические положения аналитической психологии. Генезис невроза. Механизм психотерапии. Теория психотерапии. Техники аналитической психологии: анализ сновидений,  активное воображение,  метод амплификации, невербальные техники.   

 

Аналитическая психология является одной из самых оригинальных школ современной психотерапии. Смысл жизни, гармоничное существование  –  таковы ориентиры аналитической психоло­гии.

 Аналитическая  школа направляет усилия не на снятие симптома или адаптацию личности к окружающей среде, а на помощь в решении бытийных, сущностных проблем человека. Предметом анализа становятся глубины внутреннего мира, уходящие корнями  в детство человеческого рода.

Эта школа вмещает в себя науку и искусство, медицину и духовную практику; рациональное рассуждение и интуитивное постижение; истину и тайну.

К. Юнг впервые среди психотерапевтов признал великую мудрость бессознательного:  «Моя жизнь  –  это история самореализации бессознательного».

В концепции К. Юнга бессознательное рассматривается как аккумулятор коллективного опыта человечества, как «творческая матрица сознания».

Теоретические положения аналитической психологии

В теории З. Фрейда и К. Юнга, несмотря на разногласия, есть общие понятия и сходные положения. Например, либидо. В отличие от З. Фрейда, видевшего в либидо сексуальную энергию, для К. Юнга либидо категория, при помощи которой он описывает динамику различных видов активности и иерархию психологических ценностей.

В своей теории К. Юнг исходил из архетипической идеи гармонии, единства противоположностей. Основой его концепции явился принцип полярностей,  который означает, что каждой функции, установке, желанию соответствует противоположность. Противоположности компенсируют друг друга: если сознательная установка экстравертированная, то бессознательная  –  интровертированная. Противоположности создают конфликт, напряжение, способствующее росту. Через снятие напряжения происходит дифференциация частей личности.

Генезис невроза

К. Юнг определил невроз как безуспешную попытку со стороны личности решить в себе всеобщую проблему  –  гар­монизировать две сферы человеческого существования: соз­нание и бессознательное. Невроз К. Юнг рассматривает как остановку в развитии в настоящий момент, неспособность двигать­ся дальше по пути личностного развития.

Дезадаптация личности вызвана односторонностью, когда слишком доминирует одна тенденция развития. Тогда проти­воположная тенденция вытесняется в бессознательное и дей­ствует бесконтрольно, помимо воли человека, примитивным архаичным способом.

Непроявленное поведение создает запас свободного либи­до, которое не ассимилировано сознанием. Свободная энер­гия соединяется в комплекс и таким образом создает в психи­ке баланс.

Комплекс  –  это сложное образование, в котором сплетены воедино архетипические элементы и собы­тия индивидуальной жизни. Главным комплексом в сознании является Эго.

Поскольку комплекс насыщен аффективной энергией, он проявляется во всех функциях: и физиологических, и психоло­гических. Человек может измениться под влияни­ем комплекса, который находит выражение и в специфической походке, и  в эмоциях, и в харак­терных поступках. Комплекс может совсем отделиться от Эго, и тогда происходит диссоциация личности и человек теряет идентичность.

Комплекс врывается в сознание пугающими снови­дениями, непонятными желаниями, взрывами эмоций. Он проявляется в страхах, агрессии, которые проеци­руются на окружающих.

Регрессия является попыткой установить утраченный баланс сознания и бессознательного, компенсировать односторонность, восстановить в правах отвергнутую часть личности. К. Юнг сформулировал парадоксальную мысль о том, что невроз является естествен­ной попыткой излечения.

Механизм психотерапии

Основным средством работы в аналитической психологии, как и в психодинамической терапии,   являет­ся интерпретация.

Психотерапия К. Юнга направляется на ассимиляцию бессознательного содержания, гармонизацию полярностей, достижение между ними баланса.

В аналитической психологии психотерапевтический процесс описывается как столкновение с разными архетипическими фигурами.

Персона  –  это те маски, которые примеряет, одевает и меняет человек в угоду ожиданиям ок­ружающих. Персона  –  верхний покров психической жизни человека, социально обусловлен­ный, заданный  нормами обще­ства, поэтому он представляет коллек­тивное сознание. Человек создает свою Персону, копируя предпочитаемые ролевые модели (отца, матери и т. д.)

Персона может играть и позитивную роль. Она ответственна за общение, защиту человека от негативного влияния социума и позволяет адаптироваться к внешнему миру.

Тень соединяет в себе те качества, которые человек предпочел бы отвергнуть, поэтому она находится в бессознательном. Чем более жесткой является Персона, тем больше в личности «теней».

Тень действует с той же силой, кото­рая присуща инстинкту. На ней собраны нежелательные черты и склон­ности, страхи, которые человек в себе отрицает. В Тени пред­ставлены также недостаточно развитые функции.

Тень может выполнять и позитивную функцию. Во-первых, социально приемлемые черты она приобретает у людей созна­тельно аморальных,   тогда Тень становится носителем положительных характеристик (например, здоровая сексуальность в обществе, где она репрессируется).

Когда человек сталкивается с Тенью, он переживает тревогу, стыд. Не следует разрушать Тень, она жиз­ненно необходима как полярность Эго. Чтобы стать полной личностью, человек должен преодо­леть односторонность.

Работа с этим архетипом направляется на то, чтобы клиент принял свою Тень и смог к ней обратиться. Изменить человек может только то, что осознается.

Анима  –  это женская часть психики муж­чины, она полярна мужскому Эго, она выражает полярные желания, идеи, использует иные формы мышления и переживания.

Как женское начало черты Анимы у мужчины вытесняются и проецируются в женские образы. Анима  –  природный архетип, ее проявления естественны, спонтанны, импульсивны, непредсказуемы.

На разных стадиях развития проекции Анимы приобретают разные характеристики: Ева (природное женское начало, объект сек­суального влечения), Елена Прекрасная (романтический иде­ал), Дева Мария (идеал женственности, материнства), София (символ мудрости). 

В женской психике этому архетипу соответствует Ани­мус  –   мужское начало. Если женская природа эмоциональна, то Анимус воплощает интеллект. Анима  –  архетип жизни, Анимус  –  архетип значения.

В своих проекциях Анимус также проходит разные стадии. На первой из них он проецируется в образы, воплощающие сексуальную привлекательность, физическую красоту, силу. Затем выражается в романтическом идеале, рыцаре. Третья стадия  –  восприятие мужчины как носителя интел­лекта, новатора, вестника. Проекции четвертой стадии  –  учи­тель, гуру, воплощение смысла. Одухотворение Анимуса (Анимы) означает переход к архетипу смысла.

Для достижения гармонии необходимо депотенциализировать Аниму. Работа происходит через проекции, например, использования метода амплификации. Напри­мер, клиенту снился пейзаж с рекой. Психотерапевт предлага­ет «станцевать реку». Через символическое выражение бес­сознательное содержание находит свое выражение и достига­ет сознания. Запас либидо высвобождается  –  происходит депотенциализация.

К. Юнг  также описывал процесс возникновением мана-личности, когда  человек становится одержимым какой-либо идеей (например, национальная идея, идея спасения человечества). Этот процесс ведет не к переживанию целостности и гармонии, а к ощущению себя совершенством.

Самость –  это высшая точка личностного роста, вопло­щающая тотальность, целостность. Если Эго  –  центр созна­ния, то Самость  –  центр всей психики, в ней сосредоточена идентичность человека, в которой соединены все противопо­ложности. Самость гармонизирует отношения различных сфер психики. Развитие Самости означает, что человек знает и принимает себя.

Теория психотерапии

Психотерапевтический процесс состоит из двух стадий, каждая из которых подразделяется на два этапа

1. Первый этап   –  катарсис. На этом этапе человек должен выговориться, чем достигается катартический эффект. К. Юнг подчеркивал его сходство с исповедью, когда человек, говоря о своих грехах, облегчает душу.

2. Второй этап определяется как прояснение, толкование. Исследование уровня сознания включает анализ ориентации, ценностей, установок, определяющих влияний на жизненный путь клиента.

Клиент учится самонаблюдению, находит путь для сопри­косновения со своим внутренним миром. Психотерапевт помогает в этом движении через вопросы и интерпретации, направляет внимание на «белые пятна» в соз­нании клиента.

 Материалом для работы, прежде всего, являются сновиде­ния. Постепенно растет готовность для встречи с бессозна­тельным, клиент обнаруживает в себе силы, которые ему не подвластны и даже управляют им. На этом этапе клиент вступает в контакт с коллективным бессознательным для того, чтобы понять, как архетипы действуют в его жизни.

Наиболее продуктивным подходом К. Юнг считал анализ проекций. Один из основных методов реализации данного подхода  –  работа с трансфером, однако  Юнг не придавал ему столь большой значимости  как З.Фрейд.

Анализ переноса начинается с его осознания, исследова­ния того, каким образом направление проекции задается ин­дивидуальным опытом клиента. Клиент должен ассимилиро­вать спроецированное содержание, принять его как свое. Та­ким образом, работа с личностными проекциями не отличает­ся, по существу, от классической психоаналитической схемы.

Однако существуют также обезличенные проекции, источник которых находится в коллективном бессознательном. Они имеют архетипическую природу. Коллективное бессознательное проявляется только в виде проекций. На протяжении истории цивилизации в ритуалах, церемониях, мифах разрабатывались способы вы­ражения содержания коллективного бессознательного. Они призваны защищать индивидуальную психику от вторжения архетипов. Сила и интенсивность безличных проекций гораздо больше, чем личных. Работа завершается с нахождением индивидуального способа выражения безличных проекций. Этот этап связан с проявлением Самости.

 К. Юнг  рассматривал  психотерапию как процесс взаимных влияний и изменений в чувствах, опыте. Отношения могут выступать в форме: учитель- ученик, мастер  –  подмастерье, ведущий – ведомый  и  т. д.  

Психотерапевт занимает позицию принятия клиента, он рассматривает его не как больного, а как чело­века, который хочет лучше понять себя и приобрести новый опыт взаимодействия со своим внутренним миром. Оба участ­ника психотерапии идут по одной трудной дороге. Психотерапевт  не столько должен знать местность, сколько способы ориентации на ней. Психотерапевт для клиента яв­ляется моделью оптимально функционирующей личности, дви­гающейся в направлении самореализации. К. Юнг впервые предложил идею специального обучения психоаналитиков.

Помимо анализа трансфера К. Юнг обращался к другим формам проявления проекций, считая самым продуктивным метод анализа сновидений. Он больше концентрировался на анализе содержания, чем процесса. В каче­стве специальных техник использовались рисование, музицирование, танцы, пантомима  –  все методы, которые сейчас использует арттерапия .

Многие техники, направленные на об­ращение к чувствам (дыхательные упражнения, техники тре­нинга сенситивности), впервые появились на юнгианских сеан­сах. Аналитическая психология оказалась весьма продуктив­ной в создании техник для выражения непроявленного содер­жания бессознательного.

Не соглашался К. Юнг и с психоаналитическим акцентом на анализе сопротивления. По его мнению, сопротивление провоцирует авторитарная позиция аналитика. К. Юнг считал, что клиент лучше знает свою психику и имеет право не согла­шаться с интерпретацией без обвинения в сопротивлении.

3. Аналитическая фаза сменяется синтетической. Психоаналитическое лечение заканчивается на этапе достижения инсайта по проблеме и проработки. Одна из главных трудно­стей этого типа терапии  –  получение реальных изменений в жизни клиента. 

Для достижения более удовлетворительного существования клиента в настоящем К. Юнг вводит третий этап  –  этап обучения. Его целью является освоение клиентом тex сил, которые могут проявиться благодаря преодолению односторонности, признанию ранее отвергаемых частей лич­ности. На этом этапе психоаналитик направляет внимание и активность клиента на видение новых перспектив личностного развития и освоение новых сфер дея­тельности. В ходе этой фазы клиент приобретает новый опыт, основанный на принятии непризнанных частей своей личности, использовании творческих компонентов ду­шевной организации.

4. Для многих клиентов завершение третьего этапа психо­терапии является  завершением лечения. Однако некоторые клиенты нуждаются в четвертом этапе  –  трансформации, по­скольку им необходимы изменения на глубинном уровне. Трансформация  –  переход на другой уровень функциониро­вания. Он происходит как регрессия с временной утратой Эго и реализация ранее не удовлетворенной бессознательной по­требности. Это непрерывный процесс развития личности, в ходе которого она приобретает целостность и завершенность.

Для понимания процесса трансформации необходимо описание понятия индивидуации как его понимал К. Юнг. Индивидуация  –    это интеграция всех частей личности, соединение с высшим Я. Она проходит как накопление личного опыта и самореализация. Процесс индивидуации заключает в себе замечательным парадокс: человек изменяется, чтобы стать самим собой.

Клиент начинает чув­ствовать опору в бессознательном, отыскивает в себе сущ­ность, которая стремится к целостности и осмысленности  –  Самость. Она позволяет преодолеть противоречивые силы в личности и обрести единство. Трансформация  –  процесс по­стоянного взаимодействия Эго и Самости. Таким образом, результат психотерапевтического процесса  –  не исчезновение симптома, а личностное изменение  –  трансформация.

Техники аналитической психологии

1. Анализ сновидений. К. Юнг рассматривал как прямой канал связи с бессознательным, когда оно говорит на своем языке. Сновидение всегда решает конкретную и неповторимую проблему человека. Через него человек ассимилирует опыт человечества.

В аналитической психологии различают субъективный и объективный уровни трактовки сновидений. Объективный уровень связан с событиями и отношениями во внешнем мире. На этом уровне проясняется контекст сновидения: где развиваются события, каким образом происходит действие. На субъективном уровне образы сновидений рассматриваются как персонификации, и через их анализ представляется деятельность психики в целом и отдельных ее компонентов.

Анализ образов сновидения имеет две грани: проспектив­ную и ретроспективную. Ретроспективный аспект анализа на­правляет на понимание значения сновидения в контексте со­бытий внешней и внутренней жизни, выяснение причинной связи явлений.  Проспективный аспект открывает в символе зреющие в бессознательном душевные движения, цели и пер­спективы личности. Через его образы человек готовится к из­менениям, в них проявляются новые тенденции развития лич­ности, которые позже проступают на сознательном уровне.

Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений.  Сновидение шлет послание Эго, дает ему совет, проявляет новые перспективы и возможности для само­осуществления личности.

К. Юнг считал, что сам клиент не может понять смысл сновидения, во сне говорит мудрость бессознательного, кото­рая еще не открылась сознанию и находится немного впереди него. Осваивая ее через символы, человек изменяется и раз­вивается. В сновидении клиента аналитический психолог отыскивает не травмы и конфликты прошлого, а потенциал для дальней­шего развития.

В психоанализе клиенту предлагается свободное ассоции­рование по поводу сновидения, а  психо­аналитик направляет свои усилия на поиск латентного содер­жания, скрывающегося за явным. Работа со сном проводится по методу амплификации, который предполагает развитие, расширение значения.

Интерпретация символизма должна быть индивидуальной, поэтому в юнгианском анализе даются дополнительные воз­можности для расширения содержания образа. Например, предлагается разыграть продолжение сна, станцевать, нарисо­вать сновидение, поговорить с образом,  вспомнить жизненную ситуацию, которая по своей внутренней логике близка к ситуации сновидения.

К. Юнг использовал серии сновидений, кото­рые проясняют смысл отдельных снов или дают возможность отвергнуть неверную интерпретацию. В процессе психотерапии сновидения становятся все более понятными, проясняется их смысл для человека в контексте его жизни. Для интерпретации универсальной символики привлека­ются параллели из мифов, сказок, верований.

2. Активное воображение  направлено на порождение символов, при помощи которых клиент может ассимилировать содержание бессознательного. Психоаналитик создает проективную ситуа­цию, в которой человек сосредоточивается на каком-либо со­бытии, картине, элементе сна или фантазии и позволяет себе спонтанно продуцировать образы. Он предлагает сосредото­читься и описать в деталях, что приходит в голову и как при этом изменяется образ. Приходящие образы можно записы­вать, рисовать. Он развивается по своей внутренней логике и в образах как бы прорисовывается, проступает значение сим­вола, открывается его новый смысл. При этом важно не ухо­дить от образа, а вжиться в него, стараясь отключить сознательный контроль. Полученная продукция  –  результат действия трансцендентной функции. В ней реализует себя сознательное и бессознательное, поэтому важно, чтобы в процеду­ре не выделялась ни одна из этих сфер.

Приведем пример применения этого метода с клиенткой А.  Описывая свое состояние, она сказала: «Я чувствую себя как бы сжатой, словно скомканный лист бумаги». Психотерапевт предложила представить этот лист и удерживать его в поле зрения, всматриваясь в него. А. сказала, что он похож на письмо матери к подруге, которое привело к трагическим со­бытиям в ее семье. Клиентка видела его лишь однажды, но на его основании матери приписывались гомосексуальные на­клонности. Клиентка избегала их признавать в себе и вытес­няла в бессознательное. Дальнейшая работа позволила ей выразить и проработать страхи относительно своих побужде­ний.

3. Метод амплификации  предполагает связь индивидуальной и универсаль­ной символики через интерпретацию образной продукции (например, сновидений). Аналитик предлагает различные ис­толкования символов, которые черпает из мифов, религиоз­ных учений, искусства. Ключом к расшифровке становятся наиболее архаичные сим­волы, потому что в них в первозданном виде заключена функ­ция анализируемого образа. Психотерапевта интересует не происхождение образа, а то, что он несет для человека, каково значение символа в контексте индивидуального опыта.

Процесс индивидуации происходит при диалоге сознания и бессознательного, поэто­му при использовании этого метода важно избежать ловушки интеллектуализации, когда привлекаемые параллели не помо­гают погрузиться в глубинный смысл образа, а лишь затума­нивают его. Понятие амплификации взято из алхимии, где оно означало процесс, в ходе которого алхимик погружался в поток образов, концентрируясь на своих опытах. Таким образом, он расширял контекст архетипических символов.

Метод амплификации в некотором смысле противоположен свободным ассоциациям, ибо не уводит от образа по какой-либо линии, а дает возможность очертить широкий круг ассо­циаций вокруг него. Символ вписывается в определенный контекст, что расширяет его значение и углубляет понимание. Такой метод позволяет открыть глубинные переживания клиента, проявляющиеся в образах сновидений, фантазиях.

Для символического выражения переживания в аналитиче­ской психологии используется большое количество невер­бальных техник. Ученица К. Юнга, Дора Кальф, предложила проективную ситуацию игры в песочнице. Клиенту предлагается ящик с голубым дном, песок, большое количество моделей домов, деревьев, фигурок животных, людей в костюмах из разных эпох и стран. Клиент может создать свой мир: горы и реки, леса и города. Символическое представление своего понимания мироустройства дает значительный терапевтиче­ский эффект.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!