Источники и методы исследования этнографической науки

ЭТНОЛОГИЯ

      Лекция 1. Этнология как наука

Предмет и задачи изучения.

Подобно большинству названий наук, тер­мины «этнология» и «этнография» является производным от древнегреческих слов. «Этнос» переводится как народ, «графейн» означает описывать, «логос» - изучать. Соответственно, этнология – теоретическая наука, этнография – практическая.

Этнология – историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании особенностей их культуры и быта.

Этнология – общественная нака, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения.

Этнология - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Од­нако такое представление об исследователь­ском объекте этнологии установилось дале­ко не сразу. Различные ученые прошлого считали ее объектом человека, культуру, общество. Долгое время, принимались во внимание главным образом народы беспись­менные, находившиеся на ранних ступенях со­циально-экономического развития. Сложившись, как наука, в эпоху расцвета колониализма Европы, этнология была первоначально нацелена преимущественно на изучение наро­дов внеевропейских территорий, в большинст­ве отстававших в своем развитии. Этнология при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исто­рические» народы на основании письменных источников. Этнологии же отводилась роль науки о «неисторических» народах.

С подобными расхождениями связаны различия в понимании принципов организации науки. В России и СССР наука занимающаяся изучением народов традиционно называлась этнографией. Во Франции и целом ряде др. стран для науки изучающей этническую проблематику принято название этнологии. Этнология рассматривается как теоретическая дисциплина и противопоставляется этнографии, которой отводится роль чисто описательной науки. В Германии этой науке соответствует совокупность двух дисциплин «Vol к skunde» (изучение собственного народа) и “V ö lkerkunde» (изучение других народов). В англоговорящих странах имеют место такие дисциплины как культурная и социальная антропологии, которые вместе с физической антропологией рассматриваются как наука о человеке в целом.

В настоящее время принята следующая иерархическая организация этого комплекса дисциплин (К. Леви-Стросс):

 

Нижний уровень - ЭТНОГРАФИЯ (сбор и систематизация информации об этносах)

Средний уровень - ЭТНОЛОГИЯ (анализ и сравнение, выделение общих закономерностей)

Высший уровень КУЛЬТУРНАЯ и СОЦ. АНТРОПОЛОГИИ (исследование общих принципов этнокультурной и этносоциальной организации, свойственных для человечества в целом)

Объектом изучения этнологии являются этносы или этнические общности. Этносэто особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса. Характерная черта этносов — их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определен­ным внутренним единством, а также специ­фическими чертами, отличающими его от всех образований того же типа.

 

Предмет изучения - этнология как наука изучает этнические процессы, т.е. разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

Т. о. в предмет этнологии входят следующие сферы:

а) возникновение этносов (этногенез)

б) историческую эволюцию этносов (этническую историю)

в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)

г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этни­ческого прогнозирования).

 

Основные проблемы изучаемые современной этнологией:

§ расселение народов, их этнонимию (самоназвания — эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы), изучение этнических территорий и этнических границ;

§ социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины - этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика числен­ности народов;

§ субэтнические группы и образования в составе крупных этносов; различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура;

§ хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы;

§ обряды, обычаи, нравы и верования народов;

§ языковое поведение и его влияние на этносы;

§ проблемы этнического сознания и самосознания;

§ политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтничес­кими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.

 

Источники и методы исследования этнографической науки

Для осуществления этнологического исследования нужно, прежде всего, рас­полагать некоторыми сведениями о том объекте, который предстоит изучить. Такого рода необходимые сведения (материалы, данные, информация) содержатся в разнообразных источниках.

В самом общем смысле этнологическим (этнографическим) источником на­зывают всякое явление, которое может быть использовано для извлечения све­дений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах и этнических группах, об их сторонах, свойствах или особенностях).

Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обра­щаться к классическим письменным источникам.

Интерес к знаниям об особенностях жизни, быта, о языке соседей зародился в древности. Чаще всего такие знания собирались и передавались очевидцами — купцами, путешественниками, послами. Из подобных сообщений составлялись своды, описания тех ил иных областей, в которых наряду с геогр. сведениями были данные о населении - труды мной древних авторов — Геродота, Цезаря, Тацита и др. Описания народов, публикуемые в виде книг, становились раз­новидностью обширной категории письменных источников. Особенно много таких материа­лов стало поступать в распоряжение европей­ских ученых начиная с эпохи Великих гео­графических открытий - отчеты капитанов о своих путешествиях, заметки купцов, описа­ния миссионеров. До сегод­няшнего дня этнография черпает оттуда важ­нейшие сведения о народах, их культуре, обычаях, нравах. Ценность этих источников еще и в том, что в них содержатся данные о таких народах, которые исчезли с лица зем­ли в ходе колониальной экспансии.

 Для этнографии, как и для других истори­ческих наук, особенно важны письменные сви­детельства прошлого, поскольку в них есть сведения о народах, их названиях (этнонимах), местах расселения, особенностях жизни, куль­туры, обычаях, обрядах, верованиях и т. п. Наибольший интерес вызывают, конечно, са­мые древние письменные свидетельства — клинопись, папирусы, бер. грамоты, летописи, хроники в которых нема­ло материалов этнографического характера. Еще более разнооб­разные виды письменных источников (архив­ные, мемуарные, эпистолярные и др.) оказываются в распоряжении этнографии в эпоху .широкого распространения грамотности и обширной письменной фиксации различных событий и явлений жизни.

Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барель­ефы, скульптуры, мелкая пластика и т. п. Так, графические источники позволяют этно­графам представить себе не только факт бытования тех или иных явлений, но и то, как выглядели орудия труда, одежда, жители, как исполнялись обряды. Во многих случаях рисунки намного древнее письменности. Например, наскальная живопись верхне­го палеолита позволяет сделать интересные предположения об охотничьей магии древней­ших племен. Особый раздел изобразительных источников составляют на­родные орнаменты. Проведенные учеными исследования показали, что в орнаменте вы­ражены сюжеты и образы древней мифоло­гии, древних религиозных представлений.

Особая категория этнографических источ­ников — музейные собрания. В крупнейших этнографических мзеях собраны предметы быта и культуры на­родов мира или отдельных групп народов. В них отражены самые разные стороны жиз­ни народов: хозяйство, одежда, жилище, ук­рашения, утварь, предметы культа, образцы искусства Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия.

 

Однако изучение письменных существующих письменных и изобразительных источников - не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особенности, собранного лично его автором) повы­шает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.

 Работа в экспедиции включает в себя беседы с информаторами, фиксацию данных о предметах материальной культуры (посе­лений, жилищ и других построек, одежды и украшений, утвари и пищи и пр.), описания поведенческих элементов жизни местных жителей (обычаев, обрядов, ритуалов и т.п.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и прочие) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психологических свойствах населения.

Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения - массовое этно­логическое обследование, с помощью которого создается массовый, статистический значимый источник. В этнологии и этносоциологии успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, опросные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведения массовых обследований.

Этнография, изучающая различные стороны жизни народов, историю развития этнических общностей в разные эпохи, историй культуры народов, не может обойтись без применения источников и выводов соседних пограничных с нею наук. Так, широко используются материалы фольклористики во всем их многообразии: песни, сказки, предания, загадки, танцы, народная музыка. Наряду с ролью фольклорных явлений в обрядах, верованиях этнографов интересуют и локальные особен­ности фольклора, нередко имеющие связь с прежним этническим делением населения.

Широко учитываются в этнографии и ре­зультаты языковедения, лингвистики. Язык — один из важнейших этнических признаков. Как и все другие стороны жизни человека, язык развивается, на смену одним языкам приходят другие. Весь этот сложный процесс языкового развития должны учитывать этно­графы. Данные языкознания помогают уста­новить родство языков, следы процессов ас­симиляции, время и условия жизни прежних языковых общностей.

Органична связь этнографии с археологи­ей. При изучении многих тем (история хозяй­ства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, так как этнографические материалы позволяют лучше понять археологические, и, наоборот, без ар­хеологических данных невозможно изучать этническую историю. Рождение, распростране­ние и смена археологических культур отража­ют взаимоотношения групп населения в про­шлом. Не всегда, по-видимому, такие группы равнозначны этносам, народам, но они помо­гают понять процессы миграций населения, смешения, процессы культурных взаимовлия­ний.

Данные антропологии вскрывают для этно­графа пути перемещения, степень смешений или обособления отдельных групп населения. Методика антропологических исследований постоянно совершествуется и дополняется, и, хотя не все выводы антропологов бесспорны, антропология давно является одним из надеж­ных источников этнической истории народов.

Любое серьезное этнографическое иссле­дование привлекает в ходе научного анализа сведения многих наук, в том числе весьма специальных, казалось бы далеких от истории. Например, без знания ботаники и медицины невозможна правильная оценка народной ме­дицины, без ботаники и агрономии, зоологии и механики невозможно понять многое в ис­тории развития хозяйства. Привлекаются и данные по истории климата на Земле, процес­сов формирования почв и многое другое.

 

Основные методы изучения:

А) Методы практической исследовательской работы:

1). Методы поиска и сбора информации.

- метод экспедиционного поиска и сбора новых сведений в этом отношении наиболее надежен и эффективен, особенно при изучении со­временных явлений и процессов.

Экспедиции бывают двух видов - маршрутные и стационарные. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки: экспедиционный способ дает возможность охватить обследованием более широкие регионы, зато стационарный метод дает выигрыш в глубине и длительности изучения относительно небольшого объекта. Беседы с информаторами обычно протоколируют в рабочих тетрадях или записывают на магнитную пленку. Кроме того, ведутся дневники наблюдений, сбор этнографических коллекций вещевых памятников, предметов быта и культуры.

В ряде случаев приемлемым методом может быть рассылка стандартных анкет по разным вопросам, интересующим исследователей. В том случае, когда требуется собрать оперативную информацию по двум-трем вопросам у городского населения, можно воспользоваться также опросом информаторов по телефону.

2) Методы переработки информации: -получение упорядоченного и обобщенного знания.

Один из важнейших приемов переработки сведений - их группировка (классификация) по тем или иным признакам (желательно, чтобы эти признаки были существенными). Так, среди сельских поселений в изученном ареале могут быть выделены точечные (или однодворные), малодворные деревни (с числом заселенных дворов не более 20), поселения средней величины (до 200 дворов), крупные по­селения (до 500 дворов) и крупнейшие (более 500 дворов). Основанием группировки могут, конечно, быть не только число домов, но и другие признаки, например, форма планировки. В этом случае возможно, что будут выделены группы поселений с беспорядочной застройкой, с линейным рядовым планом, с звездообразной, кру­говой или квартально-уличной планировкой.

Дальнейшим этапом переработки информации, следующим за группировкой, считают выделение типов или комплексов явлений культуры, быта, социального поведения и т.п. (например, региональные типы народного жилища,). Существенный и эффективный прием - составление типологических таблиц, а также нанесения выявленных типов на карту (метод картографирования различных типов однородных явлений и выявления ареалов типов. Совпадение ареалов типов различных явлений может говорить о существовании внутри данного ареала некой общности. Метод картогра­фирования широко применяется и при со­ставлении этнографических атласов.).

3). Методы интерпретации. Новые данные интерпретируются (истолковываются) в плане выявления исторических, функциональных и, главным образом, причинных связей и отношений, а также уже известных закономерностей.

Методы этнологии менее высокого ранга относятся к категории обще­научных.

¨ Исторический метод состоит в том, чтобы рассматривать изучаемые объекты в процессе их зарождения, ста­новлении, развития и перспективы будущего изменения или исчезновения. В XIX и XX вв. исторический подход в этнологии во многих случаях рассматривал развитие только как количественный рост, количественного роста. Стремление расположить элементы культуры в виде упрощенных эволюционных рядов (например, жилище -от пещеры до современного дома. Цель этнологического исследования состояла лишь в выяснении происхождения (генезиса) чего бы то ни было - этноса, элемента культуры или социального института.

¨ Сравнительно-историче­ский метод, разработанный в середине XIX в. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых истори­ческих эпох используются материалы совре­менности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты это­го отдаленного прошлого. Восстанавливая об­щий ход эволюционного развития человече­ского общества от простого к сложному, можно опираться на факты, примеры из жиз­ни самых разных народов, лишь бы эти фак­ты соответствовали определенной стадии раз­вития. Но при этом игнорирует­ся своеобразие истории народов, те особен­ности их культуры, которые порождены мест­ной спецификой (экологической, исторической, социально-экономической). Вызывает возра­жение и трактовка многих явлений как пере­житков очень отдаленного прошлого — неяс­но, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия.

¨ Функциональный или структурно-функциональный метод - в этнологических исследованиях XX в. Его сущность состоит в требовании выявить значение (роль, влияние, иначе говоря - функцию) того или иного культурного элемента или социального института в жизни народа (племени или другой общности). Структурный подход добавил к этому необходимость выявления строения (композиции) изучаемого объекта, а позднее - системы (сети) социальных отношений и связей в нем и с ним.

¨ Системный метод (системный подход или системный анализ). Оперирует понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явлений, системы, структуры и ряда других. Современный системный анализ требует мысленного расчленения объекта (этноса, региона с его населением и культурой и т.п.) на компоненты, составляющие и элементы, поиска гипоте­тических и действительных связей между ними, их исторического и функциональ­ного исследования, построения моделей структурных связей. В этом случае этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционизирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной компози­цией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса, его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура , производственно-экономическая деятельность и ее характер, система социальных отношений и институтов, язык и разнообразные формы речевой деятельности, создание, использование и сохранение культуры , быт или устойчивые стереотипные способы поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п. , существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира . Все компоненты тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Каждая компонента этноса может быть теоретически и инструментально разло­жена на приемлемое количество признаков-индикаторов, с помощью которых опи­сываются реальные стороны реальных этносов.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!