Репертуар состоит из таких разделов: переходящий, новый, восстанавливаемый.

Понятие коллектива, признаки  самодеятельного творческого

Коллектива и его функции

Что такое коллектив художественной самодеятельности? Можно ли назвать любую совокупность людей, пришедших в клуб отдохнуть? Назовём ли коллективом людей, которые в фойе клуба поют массовую песню или танцуют?

Большой вклад в педагогическую теорию коллектива внесли Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий., А.С.Макаренко, В.Г.Иванов. Л.Я.Коломницкий., Т.Е. Конникова., В.М.Коротов, А.В. Киричук., Х.И. Лийметс и др.

Каковы же цели и задачи организации самодеятельного творческого коллектива? Во имя каких целей существует коллектив?

 Коллектив художественной самодеятельности решает одновременно совокупность художественных и педагогических задач. Вместе с тем цели и задачи коллектива не замыкаются только на внутриколлективной деятельности. Существуют цели и задачи художественно-исполнительской деятельности, которые, будучи решёнными, ведут к созданию произведений, адресуемых аудитории, получая позитивную общественную оценку.

Поэтому коллектив решает художественные и педагогические задачи не только для себя, но опосредованно и для других. Именно решение этих задач для других, которые условно можно назвать внешними, делает осязаемым факт – насколько в коллективе успешно были решены задачи для себя. Почему? Да потому, что уровень и качество выступлений выявляет обученность, воспитанность и развитость участников, их подготовленность в художественной технологии. Тем самым все эти три составляющие цели коллектива оказываются взаимосвязанными. Следовательно, в целевых установках заключена общественно-эстетическая ценность предстоящей деятельности сначала с участниками, а затем через них – со зрителями.

Какие же признаки присущи коллективу художественной самодеятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего надо определить художественное народное творчество как часть культурно-просветительной деятельности. Следовательно, ему должны быть присущи все черты этой деятельности и вместе с тем специфические особенности. Для КПР работы, так же как и для художественной самодеятельности, характерна добровольность включения людей в различные виды деятельности в сфере досуга. Этим она отличается от производственной или учебной деятельности.

Вместе с тем неправомерно относить коллектив художественной самодеятельности лишь к учебным коллективам, ибо он ведёт и художественно-исполнительскую (демонстрационную) деятельность. Под руководством педагога-художника любители разучивают художественные произведения, работают над их постановкой и исполнением, а затем демонстрируют зрителям. Поэтому для художественной самодеятельности характерны как учебно-художественные, так и художественно-исполнительские цели и задачи.

Исходя из природы, сути художественной самодеятельности можно сформулировать в самом общем виде присущие ей следующие признаки:

1. осуществляется в часы досуга;

2. предлагает добровольность включения участников на основе сформированных у них духовных потребностей и интересов;

3. организуется под руководством педагога-художника определённого вида и жанра художественной деятельности;

4. участники непосредственно включены в деятельность по созданию художественного произведения

5. участники демонстрируют свои художественные ценности зрителям, выполняя функции их воспитания и развития.

Коллектив художественной самодеятельности отличается, в том числе и от совокупности людей, которые эпизодически собираются на вечере отдыха и исполняют под руководством клубного работника массовую песню или танцуют в фойе. Художественная воспитательная деятельность участников самодеятельности осуществляется под руководством педагога систематически, на основе специальной программы учебно-воспитательной работы и предполагает относительную стабильность взаимных контактов.

Таким образом, коллектив художественной самодеятельности отличается от других клубных форм спецификой процессов художественно-воспитательной деятельности, систематически осуществляемых при устойчивом взаимодействии, с одной стороны, участников между собой и с педагогом-художником, а с другой – участников со зрителями (слушателями).

Коллектив художественной самодеятельности поэтому имеет свои особые черты:

1. общее для всех участников учебно-воспитательные и художественно-творческие цели;

2. общую для участников художественно-педагогическую деятельность, адресуемую зрителям;

3. установление и поддержание в процессах художественно-педагогической деятельности контактов участников между собою и с педагогом;

4. установление и поддержание в процессах художественно-исполнительской деятельности контактов участников со зрителями;

5. наличие общей художественно-педагогической направленности, основанной на эстетических переживаниях и представлениях;

6. наличие культурных ценностей участников.

Заметим: мы определяем коллектив, который принято называть первичным; в нём участники поддерживают между собой прямые межличностные контакты. Конечно, можно рассматривать коллективы художественной самодеятельности, состоящие из нескольких первичных коллективов. Например, в самодеятельной хоровой студии или танцевальном коллективе часто имеются младший, средний и старшие составы. В этом случае в качестве первичного будет выступать каждый такой состав.

Коллектив художественной самодеятельности представляет собой художественно-педагогическую организацию, в которой как бы слиты, совмещены педагогические и художественные функции. Педагог выполняет роль организатора и руководителя жизнедеятельности коллектива. Вместе с тем под его руководством осуществляет свою творческую деятельность актив, состоящий из числа наиболее авторитетных и инициативных участников, а также ответственные за те или иные мероприятия – организацию внутриколлективных вечеров, выпуск газеты и т.п. В деятельности педагога, актива, ответственных проявляется специфика подобных коллективов, предполагающих общие духовные потребности и интересы участников к совместной художественно-педагогической и художественно-исполнительской (демонстрационной) деятельности.

Итак, коллектив – это первичная группа, в которой реализуется совокупность педагогических, художественно-технологических и художественно-исполнительских функций, присущих позициям, занимаемым руководителем и участниками в соответствующих формах совместной деятельности, обеспечивающей решение внутри и вне-коллективных целей и задач.

ТИПЫ И ВИДЫ КОЛЛЕКТИВОВ.

СТАДИИ ИХ РАЗВИТИЯ.

Коллективы художественной самодеятельности очень разнообразны. Каким же образом их лучше всего охарактеризовать? Нередко коллектив именуется вокальной студией или народным театром, а на самом деле по своим целям и задачам, содержанию и идейно-художественному уровню является вокальным или драматическим кружком. Причины такого несоответствия различны. Могло быть так, что в прошлом в клубном учреждении был народный театр. С уходом руководителя он прекратил своё существование. При новом педагоге, имеющим сравнительно невысокую художественно-педагогическую квалификацию, возник фактически новый коллектив, но название сохранилось прежнее. Встречается прямо и противоположная ситуация, когда по своим целям и содержанию может быть отнесён к самодеятельному театру, но по некоторым причинам, например из-за отсутствия штатных единиц и т.д., продолжает называться драматическим кружком.

Благодаря подобному подходу можно все коллективы, невзирая на многообразие видов и жанров художественной деятельности, условно отнести к нескольким качественно различным уровням или ступеням.

К первой ступени относим те коллективы – вокальные, хоровые, драматические, цирковые, танцевальные, кино – и фотолюбителей, избирательного и прикладного искусства и т.п., в которые принимают всех желающих заниматься художественной деятельностью. Подобные коллективы можно назвать коллективами (кружками) начального типа. Состав их участников может быть как однородным, так и смешанным по возрасту, образованию, профессиям и полу. Нередко участники кружков этого типа являются те, кто учится или работает вместе в одном учебном заведении – школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном или высшем учебном заведении и т.п.

В учебно-образовательные и воспитательные задачи подобного коллектива входит знакомство с художественными произведениями, относительно несложными, разучивание и исполнение их, как правило, перед «своими» зрителями, которые чаще всего знают участников. Определённое внимание при этом уделяется овладению элементарными основами анализа произведений, средствами и приёмами их исполнения.

Из числа наиболее активных и проявивших склонности к определенному виду художественной деятельности постепенно формируется группа участников, для которых художественные занятия формирования художественного коллектива второй ступени. Его условно можно называть коллективами (кружками) повышенного типа.

В подобных коллективах решаются более сложные учебно-воспитательные художественные задачи. В них занимаются любители, которые проявили художественные способности и стремятся совершенствоваться в сфере досуга в любимом виде художественного творчества. В отличие от кружков начального типа в таких коллективах уделяется большее внимание художественно-тренажёрным упражнениям, изучению основ истории и теории вида и искусства, усложняется художественно-исполнительский репертуар и повышается требовательность к его идейно-художественному воплощению и исполнению перед зрителями (слушателями). Члены самодеятельного коллектива часто становятся лекторами, агитаторами, пропагандистами, руководителями бесед, диспутов и дискуссий по вопросам культуры и искусства. Руководитель подобных коллективов должен обладать такой профессионально-педагогической квалификацией, чтобы он мог пробуждать и поддерживать стойкие эстетические устремления участников, создавать возможности для их воспитания, развития и повышения уровня идейно-художественного исполнения произведений.

Наряду с названными складываются и коллективы, которые условно можно отнести к третьей ступени, - это самодеятельные театры, ансамбли народного танца, оркестры, хоры и т.п. В них разучивается и исполняется репертуар, требующий сравнительно более глубокого понимания произведений художественной культуры. Учебно-образовательная и воспитательная работа в таких коллективах приобретает характер систематических занятий, на которых изучаются профильный вид и жанр искусства, технические и выразительные средства и т.п.

Художественным руководителем подобного коллектива должен быть высококвалифицированный человек, имеющий специальную подготовку в области не только профильного вида и жанра искусства, но и истории, искусствоведения, художественной критики, эстетики, педагогики и психологии.

В таких коллективах можно выделить как бы два уровня. Первый уровень – это начинающие коллективы, которые имеют сравнительно небольшую историю своей художественной жизни и решают идейно-художественные и учебно-воспитательные задачи средней сложности. Второй уровень – это коллективы, накопившие большой художественно-исполнительский опыт и состоящие их участников, прошедших хорошую школу сценической и художественной подготовки. Нередко, например, в одном и том же ансамбле танца один из первичных коллективов может быть первого уровня, а другой – второго. В каждом из них качественно иначе строится учебно-воспитательный процесс, создаётся свой художественный репертуар, соответствующий возможностям и способностям его участников.

Кружки начального типа нередко возглавляют педагоги-общественники, коллективы первой и второй ступеней – чаще всего руководители, имеющие среднюю специальную подготовку, окончившие культурно-просветительное, музыкальное, театральное училища и т.п. Во главе коллективов третьей ступени (первого и второго уровней), как правило, стоят руководители с высшим специальным или со средним специальным образованием, имеющие большой опыт художественно-педагогической работы.

Дальнейшее повышение требований к идейно-художественному уровню и исполнительскому мастерству участников вызывает необходимость новых организационных форм, которые создавали бы наилучшие возможности для углублённого изучения искусства, овладения сложным арсеналом технических и художественно-образных средств. Поэтому наряду с существующими и развивающимися формами художественной самодеятельности создаются студии.

В отличие от ранее рассмотренных коллективов студии – это особые учебно-художественные заведения в сфере художественной самодеятельности. В них по специальной программе изучают основы теории и истории профильного вида искусства, большое внимание уделяется занятиям по овладению исполнительско-практическими навыками.

Мы рассмотрели типы коллективов художественной самодеятельности преимущественно с очки зрения специфики учебно-воспитательных и художественных задач, содержания и организации их деятельности. Теперь остановимся на классификации коллективов по другим признакам.

Классификация коллектива

По составу участников можно выделить смешанные и однородные коллективы. В смешанных занимаются участники разных возрастов, например от школьников до пенсионеров, различных возрастов, например от школьников до пенсионеров, различного образования и профессий. Такими бывают драматические, вокальные, хоровые и оркестровые коллективы, коллективы изобразительного и прикладного искусства. Смешанными могут быть и молодежные коллективы, например драматические, танцевальные, хоровые, оркестровые и вокальные коллективы, объединяющие людей в возрасте 17-26 лет. В однородных коллективах тех же видов искусства участвуют любители одного возраста. Эти формы самодеятельности характерны для профессионально-технических училищ: в них по преимуществу занимаются учащиеся первого года обучения.

Коллективы самодеятельности можно классифицировать и по ведущему виду учебной или профессиональной деятельности участников. Тогда различим коллективы самодеятельности, состоящие из учащихся и студентов – художественная самодеятельность учебных заведений (школьных, профессионально-технических, среднеспециальных и высших), из людей одной или ряда родственных профессий – самодеятельность преподавателей школ, среднего, высшего учебного заведения, строителей, машиностроителей и т.п. Массовыми формами организации являются цеховые коллективы художественной самодеятельности – вокальные, хоровые, танцевальные, художественного чтения и т.п.

Следует также различать коллективы художественной самодеятельности крупного, среднего ималого города, посёлка, села. Подобная классификация важна потому, что, как показывает исследование, в этих населённых пунктах неодинаковы культурно-эстетические возможности участников, а также характер и особенности производственной их деятельности.

Если определяющим признаком считать пол участников, то существуют женские, мужские и смешанные коллективы. Женские и мужские вокальные ансамбли и хоры, танцевальные и инструментальные коллективы – примеры подобных форм организации.

В зависимости от характера организации учебно-образовательной и исполнительской деятельности художественное творчество может быть индивидуальным игрупповым. Нередко индивидуальное обучение сочетается с групповыми формами занятий. В коллективах вокальных, художественного чтения, баяна и аккордеона и в ряде других индивидуальная форма работы с участниками является ведущей.

По продолжительности функционирования следует различать временные и постоянные коллективы художественной деятельности. Временные создаются в домах отдыха, санаториях, пионерских и спортивных лагерях, пансионатах, на базах отдыха и туристических базах.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Коллектив художественной самодеятельности в своём развитии проходит сложный путь. Этот путь обусловлен характером деятельности и общения руководителя с участниками.

Первая стадия. Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, охватывающих как собственно внутриколлективные действия, так и будущие художественные встречи со зрителями (слушателями). Ведущей в коллективе становится художественно-педагогическая деятельность, как бы элементарна она ни была на первых порах. С самого начала перед коллективом выдвигаются вопросы планирования деятельности, определения роли каждого участника, объединение усилий каждого.

Важно, чтобы в процессе развития коллектива участники его осознали, что от их активности и инициативы зависит выполнение намеченных целей и задач, а педагог, как ответственное лицо обладающее художественной квалификацией и педагогической подготовкой, направлял бы деятельность и общение участников, подводил их к пониманию роли коллектива как добровольного объединения людей, совместно решающих идейно-нравственные и художественно-эстетические задачи.

Чрезвычайно важный момент жизни коллектива – это возникновение и оформление актива. Актив не должен назначаться руководителем, ибо нередко при формировании его он учитывает, прежде всего аккуратное посещение участником занятий, безоговорочное принятие всех его требований и т.д. Но дело не только в этом. Участники должны сами (конечно, с помощью педагога) создавать актив. Актив – это полномочные представители коллектива, которые практически показали, что они наиболее полно выражающие устремления коллектива, способные организовать внутриколективную и художественно-пропагандическую деятельность.

Таким образом, первая стадия развития коллектива характеризуется основными признаками:

1. большинство его участников добровольно принимают на себя художественно-педагогические цели и задачи коллектива;

2. функционирует актив, являющийся носителем внутриколлективных и внеколективных общественно ценных устремлений;

3. Складываются обшеколективные ценности, когда участники испытывают чувство удовлетворения от успехов своих товарищей и коллектива в целом и огорчаются от их неуспехов.

Вторая стадия. На этой стадии развития в коллективе усложняются цели и задачи и деятельность по их выполнению. В результате формирования подобных ценностей и мотивов на большую инициативность и самостоятельность участников. Среди наиболее передовой и сознательной части коллектива – чаще всего актива осознаётся необходимость совершенствования художественно-исполнительской деятельности. Возникает стремление больше внимания уделять учебно-воспитательной работе, посещению концертов и спектаклей, выставок, музеев, лекториев по вопросам культуры и искусства, занятий в университетах и школах культуры и т.п.

На второй стадии элементы самоорганизации выступают более отчётливо. Актив коллектива нередко организует посещения и обсуждения концертных программ, кинофильмов, спектаклей, музейных и выставочных экспозиций, проводит образовательные занятия в коллективе (беседы, диспуты и т.п.) по вопросам общественно-политической жизни страны, культуры и искусства. Если на первой стадии эти формы работы с участниками преимущественно организуются педагогом, то на второй они приобретают черты самоорганизации участников.

Меняется и художественно-творческая атмосфера в коллективе. Усилия всех сосредотачиваются на учебно-творческой деятельности, предполагающей серьёзную подготовительную работу, творческую самоотдачу, выполнение множества поручений и установления более сложной взаимоответственности и взаимозависимости. На второй стадии главным мотивом становится овладение исполнительским мастерством, а для некоторых – серьёзными знаниями в области культуры и искусства.

Взаимоотношения в коллективе на второй стадии все в большей степени начинают носить черты художественно-творческого сотрудничества. Складывается и успешно осуществляется взаимопомощь участников, имеющих различную подготовку и опыт в овладении выразительными средствами, приёмами идейно-образного постижения произведения. Взаимоответственность и взаимоподдержка в процессах учебно-художественной и исполнительской деятельности являются важными ценностями коллектива.

Итак, для второй стадии развития коллектива характерны следующие моменты:

1. усложняется и дифференцируется внутри и внеколлективная деятельность, предполагающая осуществление художественно-педагогических и художественно-пропагандических целей и задач в их единстве;

2. общение педагога с участниками и участников между собой приобретают устойчивый характер;

3. обогащаются прямые и опосредованные связи и отношения, которые складываются и поддерживаются преимущественно на основе учебно-воспитательной и художественно-исполнительской деятельности, возникают черты художественно-творческого сотрудничества единомышленников;

4. развиваются различного рода формы самоорганизации, саморуководства и самоуправления

5. формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к внутриколлективной и исполнительской деятельности, к поступкам участников.

6. улучшается организационная структура: большее развитие получают микрогруппы, складывающиеся для выполнения различных поручений (выпуск газеты, организация вечера отдыха, подготовка отдельного произведения, поездка на выступление), деятельность которых цементируется активом и педагогом;

Третья стадия. На основе накопленного опыты коллектив поднимается на более высокую степень своего развития. Качественно иным становится понимание взаимосвязей учебно-воспитательной и исполнительской деятельности: возрастают потребности быть образованными, воспитанными и развитыми людьми не только в художественном, но в нравственном и эстетическом отношениях. На этой стадии участник ставят перед собой и всем коллективом более сложные художественно-творческие задачи.

Повышается творческий потенциал коллектива: большее значение, чем на предыдущих стадиях, приобретают творческий поиск, общее и художественное развитие участников, предполагающие их образованность, воспитанность, богатство чувств.

На этой основе формируется интерес к самообучению, самообразованию и самовоспитанию. Больше, чем в прошлом, возрастает мера самостоятельности, причём не только в потреблении и репродуцировании ранее сложившихся образцов культуры и искусства, но и в глубоком осмыслении и интерпретации их.

Мотивы успеха в выступлении перед зрителями (слушателями) для большинства членов приобретает большую наполненность; ценным становится коллектив как пропагандист лучших художественных достижений, на которых он воспитывает зрителей и слушателей. На более высоком идейно-художественном уровне коллектив участвует в систематической работе с клубными посетителями. Это находит своё выражение в организации и проведении регулярных тематических встреч со зрителями (слушателями) с последующим обсуждением художественных произведений.

Следовательно, коллектив становится фактором систематического художественно-эстетического воспитания и развития слушателей.

Важным средством развития коллектива становятся его традиции, которые начинают складываться на второй стадии, а на третьей приобретают для большинства участников значение внутренних регуляторов коллективной жизни.

Разнообразная учебно-воспитательная, художественно-творческая и художественно-пропагандическая деятельность коллектива насыщенная к дальнейшему обогащению взаимоотношений педагога с участниками и участников между собой. Если на первой стадии взаимоотношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества только складываются, а на второй приобретают более определенные черты, то на третьей они становятся устойчивой традицией. Дальнейшее развитие и обогащение взаимоотношений обусловлено художественно-творческими задачами более повышенной сложности, предполагающими дальнейшую дифференсацию усилий каждого при одновременной их интерпретации.

Уже на второй стадии среди участников начинают выделяться те, кто под руководством педагога выполняют функции ассистентов-помощников. На третьей стадии расширяется «педагогическая» роль коллектива: многие участники становятся педагогами и воспитателями по отношению к вновь вступившим или занимающимися на подготовительной ступени. Ведь недаром говорится: «хочешь воспитать человека, поставь его в положение воспитателя».

В коллективе вырабатывается система критериев оценки и самооценки на основе боле высоких общественно-познавательных, нравственных, эстетических и художественных требований, которые только складываются на первой ступени, получают поддержку у актива и некоторых членов на второй и становятся, нормой для большинства участников на третьей стадии.

Следовательно, коллектив на третьей стадии органически сочетает в себе художественно-творческие устремления и общественно-пропагандическую деятельность при разнообразии внутриколлективных взаимоотношений, развивающихся с учётом высоких требований, предъявляемых каждым участником, группой и коллективом в целом. При этом участникам приходится преодолевать различного рода трудности: собственные недостатки, отсутствие достаточной материальной базы, моральной поддержки и т.п. Более того, нередко коллективы выдерживают «пробу на прочность» (при различных конфликтах, уходе прежнего и приходе нового руководителя), сохраняя свои традиции и стиль деятельности.

Специфика педагогического руководства заключается в решении общих учебно-воспитательных и исполнительских задач при индивидуальном подходе к каждому. От педагога требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы в процессе дальнейшего продвижения коллектива выстроить путь развития каждого участника, учитывая его предшествующий опыт, способности, знания, умения и навыки.

Следовательно, для третьей стадии развития коллектива характерны следующие черты:

1. цели и задачи коллектива приобрели глубокий общественно ценностный смысл и содержание;

2. на этой основе происходит дальнейшее развитие учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности, для которой характерно возрастание творчески поисковой самостоятельности и идейно-нравственной и эстетической зрелости участников;

3. взаимоотношения в коллективе наполняются новым содержанием, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе;

4. качественно более содержательными и идейно устремлёнными становятся связи с другими коллективами «своего» клуба, а также с трудовыми и учебными коллективами, жителями микрорайона;

5. у подавляющего большинства участников формируются потребности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, как важным чертам личности, создающим импульсы для дальнейшего совершенствования внутри и внеколлективной деятельности.

Каждой стадии развития коллектива, как мы видим, присуща совокупность признаков, вместе характеризующих её своеобразие. Конечно последующая стадия развивается на основное предыдущей, как бы выбирает и преобразует ранее сложившиеся черты.

Особое своеобразие приобретают эти стадии в зависимости от типа и вида коллектива, от особенностей возраста, профессии, образования, места жительства и ряда других черт участников. Одно дело, если мы рассматривает стадии коллектива состоящего из детей младшего возраста, а другое – из людей зрелого возраста. В одном случае коллектив включает участников с высоким уровнем общего образования и профессиональной квалификации, в другом – с высшим образованием и высокой квалификацией. Свои особенности имеют однородные по полу (мужские и женские) коллективы, смешанного состава (по полу, возрасту и т.п.). Конечно, есть различия и в развитии, например, скромного кружка начального типа или народного театра, вокального ансамбля, хоровой студии. Невзирая на это, рассмотренные нами признаки стадий развития коллектива художественной самодеятельности являются общими для всех типов и видов.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания – это система целенаправленных действий педагога и руководимых им участников по преобразованию материала, в процессе которых происходит формирование убеждений и ценностей, общественно значимых видов деятельности и взаимоотношений.

1. Метод внушения – система действий и операций, с помощью которых педагог стремится передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

У педагога имеются впечатления о произведении, которые он стремится живо и образно передать участникам. Но как это сделать? По опыту он знает, что не следует сообщать свое видение в форме конкретного писания, ибо это помешает построению самим участникам своего индивидуального переживания и представления. Педагог стремится путем внушения пробудить участников к активному переживанию, при котором их воображение дополняется, как бы корректируются им, передаёт своё отношение к идейно-художественному замыслу сильными и слабыми ударениями и паузами, интонацией, внутренним темпо-ритмом, контрастными сопоставлениями, метафорами, сравнениями и другими средствами. Главное для него не буквально воспроизвести своё видение произведения, а дать почувствовать его смысловой строй.

Особенно сильно действует метод внушения при работе над произведением, требующим использования различных выразительных средств, психофизических и словесных действий, музыкального и танцевального исполнения, которые комплексно влияют на зрительные, слуховые, моторно-двигательные ощущения.

 

2. Метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что педагог воздействует на сознание мышления участников, адресуется к их разуму и системой аргументов обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе следует исполнять инструментальное, вокальное, хоровое произведение, воспринимать художественное слово, спектакль, танец, их интерпретировать и оценивать. Аргументы должны быть настолько доказательны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность.

 

3. Метод побуждения. Для метода побуждения характерно то, что сознательно сформированные ценности и идеалы помогают занять жизненную позицию, являются руководством к практической деятельности внутри и вне коллектива. Метод побуждения – это призыв к действию.

4. Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить положительные действия участников. Он используется в различных вариантах: в форме одобрения («правильно», «хорошо», и т.п.); похвалы – когда высказывается более развёрнутое отношение к поступку («я доволен вашими успехами», «вчера вы удачно выступили», я рад за вас»).

5. Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри – и внеколлективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения, наказания.

Эти методы эффективны только в том случае, если несут воспитательную направленность и применяются объективно и справедливо.

Желательно, чтобы и поощрения и наказания как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя.

Формированию общественно ценных качеств личности способствуют различные воспитательные ситуации: коллективных разбор произведения, совершенного поступка, поездка с выступлениями в соседний населённый пункт, требующая ответственности и самостоятельности, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.п. В таких ситуациях методы воспитания используются в различных сочетаниях. Особенность же выбора тех или иных ситуаций зависит от конкретных воспитательных целей и задач, которые решает коллектив на определённой стадии своего развития.

СИСТЕМА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения представляют собой систему операций и действий педагога и руководимых им участников, осуществляющих в соответствии с учебными темой и задачей, с помощью учебных средств преобразование учебного материала, направленное на расширение и углубление знаний и опыта, формирование и развитие познавательных способностей и ценностей участников. В этом определении выделены следующие признаки: система операций и действий педагога и учеников; учебные тема и задача; учебный материал, преобразуемый в соответствии с ними; учебные средства деятельности, обеспечивающие преобразование учебного материала, направленность операций и действий на расширение и углубление знаний и опыта, формирование и развитие познавательных способностей и ценностей участников. В понятие методов обучения включено и представление о связи обучения с воспитанием и развитием участников. Только наличие всех этих признаков делает определение методов обучения полным.

Методы обучения зависят от учебно-художественной темы и задачи. В соответствии с ними педагог определяет направление учебно-художественной деятельности участников. Если тема занятия предусматривает сосредоточить внимание участников на учебно-тренировочной деятельности, то могут быть использованы одни методы обучения, если на учебно-исполнительской – другие. Возможны и различные сочетания методов обучения. Педагог заранее продумывает это применительно к теме и целям, особенностям учебно-художественного материала и способностями и ценностями участников.

В учебно-художественном процессе методы обучения, как правило, не применяются отдельно, а переплетаются и переходят один в другой. Каждый метод обучения предполагает активную познавательную деятельность участников.

Охарактеризуем в общем виде каждый метод обучения.

Иллюстративно-объяснительный метод можно определить так: в соответствии с учебными темой и задачей педагог-художник излагает учебный материал участниками, которые его понимают, воспринимают и усваивают. Этот метод по сравнению с другими создаёт наилучшие возможности педагогу в относительно сжатые сроки изложить большое количество сведений, а участникам – их усвоить. Этот метод – наиболее экономный путь получения знаний, формирования умений и навыков. Он имеет ряд вариантов в зависимости от источников, из которых участники черпают информацию.

Когда педагог излагает сведения о творческом пути художника (композитора, драматурга-писателя, поэта и т.д.), об исторической эпохе и культурной жизни, участники воспринимают и усваивают этот материал, не опираясь ни на какие наглядные объекты. Это называется словесным изложением материала.

В другой учебной ситуации основным источником приобретения учебной информации является наглядно-образное представление произведения.

Этот вариант используется в самых различных по видам и жанрам коллективах художественной самодеятельности. Педагог, 6например, театрального коллектива демонстрирует сценическое поведение персонажа, хореографического – танцевальные движения, оркестрового и хорового - своеобразие мелодии и т.д. При наглядном изложении можно различить взаимосвязанные уровни.

Первый уровень – это изложение наглядной информации в ходе предварительного показа. Например, руководитель-хореограф вначале показывает композицию танца в целом, с тем, чтобы участники получили на этом этапе лишь самое общее наглядно-образное представление о ней.

Второй уровень – это собственно показ художественного произведения, при котором педагог выделяет какие-либо определённые признаки и сосредотачивает на них внимание.

Третий уровень представляет собой аналитико-синтетическую деятельность, когда участники последовательно наблюдают вычленение педагогом в произведении признаков и их объединение.

Четвёртый уровень характеризует деятельность, при которой участники воспринимают осуществляемый педагогом художественный анализ произведения. В реальном процессе обучения эти варианты метода обучения взаимосвязаны между собой.

Репродуктивный метод предполагает такую учебно-познавательную деятельность, при которой участники воспроизводят известный им по прежнему опыту учебный материал.

Репродуцирование его позволяет направить мысли и чувства в нужное – с точки зрения учебных задач – русло. Этот метод позволяет выявить глубину понимания и усвоения материала. Сведения, известные по прежнему опыту, знания, умения и навыки, приобретённые на предыдущих занятиях, соотносится с новым материалом. Происходит процесс конкретизации ранее усвоенного и включения его в новые связи и отношения. В одних случаях воспроизводится конкретный образ, его свойства и признаки, чтобы по аналогии понять и воспринять другой образ (движение от конкретного к конкретному), в других – происходит обобщение, чтобы на его фоне рассмотреть новое явление, событие, процесс (движение от обобщенного к конкретному); в – третьих, углубляется трактовка нового материала (движение от одного обобщенного материала к другому различной степени глубины).

Между иллюстративно-объяснительным и репродуктивным методами прослеживается определеннее взаимодействие: репродуктивный метод помогает осознать содержательность своих знаний, умений и навыков. Воспроизведение учебного материала ценно тем, что оно способствует преодолению новых трудностей и поддерживая интерес к содержанию учебно-познавательной деятельности.

Как показывает анализ учебно-художественного процесса, во многих коллективах преобладают эти два метода обучения. Однако есть и другие методы, рассчитанные на активизацию самодеятельности.

Проблемный метод выражается в том, что в соответствии с учебной задачей руководитель демонстрирует участникам развитие проблемы, сопровождая обоснованными рассуждениями, а участники являются свидетелями этого процесса. Проблемный метод имеет сходные черты с иллюстративно-объяснительным (здесь также участники получают сведения в «готовом» виде), но он рассчитан на то, чтобы они ознакомились с арсеналом средств художественного и характером проблемного постижения идейно-художественного замысла произведения.

Частично-поисковый метод состоит в том, что участники под руководством педагога сами ведут поиск и выделяют в содержании художественного произведения отдельные признаки, связи и отношения, не образующие целостной системы решения учебной проблемы. Подобная самострельная деятельность представляет собой частичный поиск, который опирается на усвоенный ранее материал и сложившийся опыт решения учебных задач и проблем.

Исследовательский метод обучения можно определить таким образом: под руководством: под руководством педагогов участники сами ведут поиск, приобретают знания и на этой основе решают проблему, формулируют выводы и обобщения.

Этот метод имеет сходные черты с проблемным и «проблемно-репродуктивными « методами обучения. Отличие заключено в повышении степени Самостоятельности, при котором участники сами ведут поиск решения проблемы и сами его осуществляют. В отличие же от частично-поискового метода они овладевают средствами решения проблемы в целом. Исследовательский метод создаёт наиболее благоприятные условия для художественно-творческой инициативы и самостоятельности, порождая чувство удовлетворения от своей деятельности. Он наиболее действенно помогает формированию и развитию художественно-познавательных способностей и ценностей участников.

МЕТОДИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУРА

К репертуару предъявляют свои определённые требования и руководство Дома культуры, школы, т.е. того учреждения, в котором работает коллектив. Для руководства важно, чтобы драмкружок, хор, оркестр исполняли такие пьесы, танцы, песни, которые можно было бы показать в самой различной аудитории, на различных мероприятиях, имеющих специфическую тематическую направленность (вечер отдыха, танцы, торжественное заседание и т.д.) Каждый концерт – на открытой ли площадке, на фестивале, смотре-конкурсе – требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, танцев, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определённый настрой у слушателей.

Сами участники тоже не остаются безучастными к тому, что играть, танцевать, петь. Одним из них больше нравятся пьесы сатирического, юмористического, весёлого характера, другим – лирического, многие увлекаются выигрышными отрывками, фрагментами, которые нравятся зрителям; в оркестровых коллективах некоторые участники любят пьесы медленные, спокойные, другие – быстрые, народные песни и их обработки. Всё это говорит о том, что руководителю при выборе репертуара приходится опираться не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс перечисленных условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и слушателей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-массовых мероприятиях. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив. Известный хоровой дирижёр Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не жить.

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и в анфас.

Репертуар – звуковая карта, на которой видим творческие маршруты хора.

Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Репертуар предсказывает будущее хора.

Репертуар показывает связь хора с народом, её силу и глубину.

Репертуар – показывает, занимает ли ценности, созданные в прошлом, почётное место и думают ли в хоре о   будущем.

Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле

На репертуаре и растут и хоры, и их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся наша музыкальная культура.

Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива. Поэтому, говоря о подборе репертуара, мы не перечисляем пьесы, песни, танцы, которые может исполнить тот или другой коллектив, произведения, что могут стать учебным или концертным репертуаром. Делать это не целесообразно по следующим причинам: во-первых, каждый коллектив подбирает репертуар, учитывая свою подготовку, задачи; во-вторых, возможности выбора постоянно расширяются за счёт новых публикующихся произведений, переложений, обработок, и это даёт возможность обновлять репертуар.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой. Конечно, нельзя считать, что учебный репертуар играется только в классе, во время репетиций. В дальнейшем репетиции, самостоятельные занятия, учебный процесс строятся на разучивании произведений, которые составят концертный репертуар. Многие учебные пьесы включаются коллективами в свои программы и исполняются на эстраде. Они становятся достоянием не только участников, но и широкой зрительской аудитории.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правило, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни и танцы, исторические события, происходящие в том или другом районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.

Лучшие самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций по своей области. Это расширяет круг людей, которые участвуют не только в исполнении, но и в самом процессе создания художественных произведений, будь то хоровых, оркестровых, драматических или танцевальных. На различных конкурсах, смотрах, фестивалях высоко оцениваются оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций; поощряется творческая самобытность коллектива, его постоянный поиск новых изобразительных средств.

Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей – вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе проистекают в основном от того, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определённый уровень техники исполнения. Всё это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Многое для обеспечения художественной самодеятельности качественным репертуаром делают Всесоюзный и республиканский научно-методические центры народного творчества. Они публикуют специальные тематические сборник, подборки, сборники пьес, песен, музыкальных произведений.

Репертуар состоит из таких разделов: переходящий, новый, восстанавливаемый.

 

Принципы подбора репертуара

1. Научно обоснованный, комплексный подход к выбору каждого конкретного произведения (во имя чего хочешь над ним работать, что хочешь сказать его постановкой, какие чувства и мысли оно вызывает у зрителей и участников)

2. Соответствие репертуара потребностям участников, сформированным ходом учебно-воспитательной работы, уровню развития коллектива (кружка, студии, коллектива).

3. Доступность в смысловом и техническом аспектах, которая сочетается с требованиями новизны и опережающего развития (не следует копировать профессиональные коллективы и исполнителей).

4. Индивидуальный подход, требующий выбора творчески и педагогически обоснованного произведения для каждого участника (учёт индивидуальных исполнительских данных, наличие костюмов декораций и т.п.).

5. Систематичность в выборе репертуара и его воздействий на конкретных участников.

6. Использование материалов местных авторов.

 

 

6. РОЛЬ   РУКОВОДИТЕЛЯ   В РАЗВИТИИ  КОЛЛЕКТИВА 

Организация многогранной и сложной деятельности самодеятельного коллектива, обеспечение его перспективного развития, а также полное и своевременное удовлетворение духовно-эстетических и творческих потребностей каждого участника, во многом зависят от личностных нравственно-психологических и профессиональных качеств руководителя, уровня его общей подготовки и специальной квалификации.

Межличностные отношения успешно развиваются в том случае, когда, с одной стороны учитываются объективные законы общественной жизни, а с другой – характеры людей и их индивидуальности. Вот почему для успешного развития межличностных отношений в коллективе должно быть обеспечено организационное единство, которое предполагает:

1. Наличие устава и положения фиксирующего права и обязанности членов группы как внутри её, так и вне её.

2. Ведение дневника или летописи коллектива. Это будет способствовать рождению определенных традиций, а также станет средством укрепления дисциплины, поможет незаметно «подчинить» члена коллектива общим требованиям руководителя без прямого давления с его стороны.

3. Необходимо постоянно повышать активность каждого участника путём распределения системы поручений, по обеспечению внутренней и внешней жизнедеятельности коллектива.

4. Чтобы коллектив существовал длительное время, его руководителю необходимо постоянно усложнять цели, вводить элементы новизны, видоизменять формы, средства и методы воздействия на участников как в творческо-учебном, так и в воспитательном плане.

5. Текучесть состава уменьшится, если руководитель будет учитывать субъективные ожидания каждого участника коллектива, так как расхождение между реальными обстоятельствами, сложившимися в процессе многолетней деятельности, и ожидания вновь пришедших порою приводит к рассогласованию. Поэтому дистанцию между существующими условиями и ожиданиями необходимо постоянно уменьшать.

В каждом коллективе, в каждый период времени состояние отношений может быть различным, и поэтому средства и методы улучшения общей атмосферы сплоченности будут каждый раз иными. Однако при всём многообразии исходных состояний коллектива средств и методов воздействия, неизменным остаётся одно – вся система организационных и воспитательных мероприятий должна учитывать индивидуальные особенности личности.

Таким образом, для успешного развития самодеятельного коллектива руководителям необходимо в план учебно-воспитательной работы включить мероприятия следующего характера:

- мероприятия по систематическому изучению психологической атмосферы взаимоотношений, настроений и общественного мнения с целью использования полученных результатов в деятельности клубного объединения;

- мероприятия по усилению влияния коллектива на организацию досуга и выхода на массовую аудиторию;

- мероприятия по периодическому проведению анализа ближайших, средних и дальних целей коллектива. Самодеятельный коллектив всегда должен находиться в постоянном движении, развитии и совершенствовании как в учебно-творческом, так и в воспитательной деятельности, эффективно решать задачи воспитания коллективисткой направленности;

- мероприятия по организации процесса врастания новых членов в коллектив. В ходе деятельности в каждом коллективе складываются определённые связи функционально-ролевого и личного характера. Требуется некоторое время, чтобы новый член коллектива сумел привыкнуть к своим новым функциям и незнакомым людям, к существующим нормам и ценностям, а для этого рекомендуется не иметь предвзятого мнения о вновь пришедшем члене коллектива. Работа с новичками требует особого внимания руководителя, с тем, чтобы каждый из них почувствовал себя уверенно и свободно, чтобы для каждого нашлось дело по душе.

Руководителю творческого коллектива недостаточно только владеть художественно-технологическими умениями и навыками в области определённого жанра искусства, знать историю и современные тенденции его развития, осуществлять художественный анализ и критику произведений. Ему необходимо направлять психолого-педагогические процессы, обладать знаниями и навыками педагога и воспитателя. Так участники самодеятельности на первый план выдвигают следующие идеальные качества руководителя самодеятельного коллектива:

ü Хорошо знает интересы и запросы своего коллектива. Реально оценивает его сильные и слабые стороны;

ü Умеет вовлечь всех членов коллектива в активную деятельность, может найти каждому участнику посильное и интересное задание;

ü Развивает в коллективе творческое начало как в суждениях, так и в действиях, пробуждает инициативу;

ü Видит общественно-значимую перспективу деятельности, которой стремится увлечь коллектив, оценивает успехи работы с учётом этой перспективы;

ü Умеет бороться за интересы коллектива, добиваться для него лучших условий работы;

ü Стремится организовать самостоятельную работу коллектива на достаточно высоком уроне;

ü Требователен к качеству работы, справедлив в оценке членов коллектива, их успехов и недостатков;

ü Не стесняется учиться у других, в том числе у членов коллектива, принимает их замечания и предложения, если они полезны делу, даже в том случае, когда они расходятся с его взглядами и многое другое.

Наличие этих качеств у руководителя самодеятельного коллектива обусловит успешную работу по формированию творческого климата в коллективе.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЁТА И

ОТЧЁТНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроль за их выполнением. В современных условиях, когда рыночная экономика вынуждает наших сограждан более требовательно и даже прагматично относиться к духовным ценностям, перед руководителями учреждений культурно-досуговой сферы как никогда остро встаёт вопрос о всестороннем исследовании культурных и досуговых запросов.

Поэтому на организационно-подготовительном этапе планирования необходимо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся сеть учреждений культуры, народного образования, физической культуры и спорта, выявить социокультурный и социально-педагогический потенциал территории (города, района, посёлка и т.д.). В ходе исследования полезно получить следующую информацию:

ü Численность и социально-демографическую характеристику населения;

ü Перечень предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории;

ü Перечень учебных заведений всех типов и их материальная база (актовые и спортивные залы, спортплощадки, библиотеки, зоны отдыха);

ü Перечень учреждений культуры и их материально-техническая база;

ü Перечень редакций газет, радио, телевидения, расположенных на территории;

ü Перечень коллективов народного творчества, любительских объединений и клубов по интересам, функционирующих в учреждениях;

ü Перечень стадионов, бассейнов, общественных спортивных оздоровительных групп и объединений, спортивных секций.

По итогам анализа составляется социокультурный паспорт территории, являющийся важным источником планирования профессиональной деятельности. Также планированию работы окажет большую помощь проведённый опрос населения, анкетирование и интервьюирование. Подобные исследования дают возможность грамотно и рентабельно планировать досуговые мероприятия, создать творческие объединения и клубы по интересам.

Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учётом возможностей и наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и организацией в целом.

Формы планов зависят от содержания деятельности, целей и задач, а также от длительности планируемого периода. Выделяют следующие виды:

Долгосрочное планирование;

Среднесрочное планирование;

Краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 и более лет и включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организаций. Перспективный план отражает концепцию развития организаций на длительный период. Долгосрочный стратегический план определяет программу стратегических изменений в деятельности организации.

Среднесрочные планы охватывают период 2-5 лет. Такой план должен содержать количественные показатели, в т.ч. и в отношении распределения конкретных ресурсов по конкретным направлениям и видам работ. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. На современном этапе план на среднесрочную перспективу является обязательным.

Краткосрочное планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей, задач, конкретных мероприятий по их реализации. Основными звеньями текущего планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой длительную конкретизацию целей и задач, определённых перспективным и среднесрочными планами. Как правило, годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

Общее руководство и контроль за деятельностью творческого коллектива осуществляет руководитель культурно-досугового учреждения. Для обеспечения деятельности творческого коллектива руководитель создаёт необходимые условия, утверждает план работы, программы, сметы доходов и расходов. Непосредственное руководство коллективом осуществляет руководитель коллектива, который составляет годовой план организационно-творческой работы, который представляется руководителю клубного учреждения на утверждение:

ü Ведет в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную работу на основе утверждённого плана;

ü Формирует программу деятельности клубного формирования;

ü Представляет руководителю клубного учреждения годовой отчёт о деятельности коллектив.

ü Ответственность за содержание деятельности, финансовые результаты несёт руководитель коллектива.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!