Тема: Проблема бытия в философии.



ІІІ

 Аналитическая философия получила своё распространение в Англии и США.

 Аналитическая философия – философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.

Представители (основатели) – Фреге, Рассел, Мур.

Фреге и Рассел считали, что здравой философией является логика, т.к. она начинается с объяснения предположений того, что может быть истинным или ложным, а это задача логики. Логика занимается высказываниями, предположениями, состоящими из слов, т.е. имеет языковой характер.

По Фреге собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и тоже значение, но разный смысл.

Мур выступал в защиту здравого смысла в Философии и предлагал неясные, спорные суждения переформировать в более ясные.

Аналитическая Ф.

Логический позитивизм (неопозитивизм) Постпозитивизм
Отрицание Ф. как науки Признание Ф. как науки
Аналитические и синтетические предложения Принцип фальсифицирования
Верификация Научная парадигма
Физикализм Признание этики как науки
Отрицание этики как науки  

 

Логический позитивизм образовался в конце 18- нач. 19 в. Основалась на теории Англии (Кембридж). Основоположники – Мур, Рассел, Витгенштейн. В военные годы это направление прекратило существование. И заново образовалось в 20 веке и получил 2-е название –неопозитивизм.

Представителями в наше время являются Карнап, Конт, Мах. Неопозитивизм переместился в Вену и Берлин.

1) Отрицание философии как науки.

 По мнению Карнапа, истинность философских предположений невозможно обосновать, от философии следует отказаться в пользу науки лишь она представляет собой обоснованное знание.

2) Аналитические и синтетические предложения.

Нео- считают, что все предположения науки являются либо аналитическими либо синтетическими. Пример: в квадрате все углы равны – аналитическое.

 Наша кошка родила 5 котят - синтетическое.

 Аналитические предположения – логически необходимы. Синтетические предложения эмпиричны, они отражают данные эксперимента. В соответствии с этим все науки можно разделить на:

 а) экспериментальные (химия, физика, психология, социология);

 б) не экспериментальные – точные (логика, математика).

А предложение философии не аналитические и не синтетические, т.е. они бессмысленны.

3) Верификация (проверяемость).

 Согласно данному принципу достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения, и затем сопоставить их с фактами.

4) Физикализм .

Физикализм– это убеждение, что в эмпирических науках все предположения должны в конечном счете сводится к предположениям физики. В основе физикализма лежит стремление к ясности.

5)  Этика не является наукой т.к. она изучает моральность. Моральность изучает такие категории как добро и зло. Добро– это чувство, а чувства нельзя обосновать фактами. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чужда идеалом науки.

Постпозитивизм.

Пост зародился в 20 в. в Англии. Представители – англичане Поппер и Лакатос, американцы Фейерабенд и Кун.

Нео- и пост объединяет стремление к четкому уяснению себе и другим содержание научных знаний. Однако нео и пост- имеют четкие различия. Нео- считают, что человек способен на ясные на века знания. Пост- считают, что человек, существо ошибающиеся и это означает, что вечное знание не может быть достигнуто, так как одна теория непрерывно сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

1) Принцип фальсифицирования.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно фальсифицировать, т.е. опровергнуть. Доказывал Карл Поппер.

По Попперу, мы не можем сказать, что теория истинна т.к. рано или поздно теория проявит свою недостаточность.

 Главные выводы Поппера:

1) в основе теории находятся гипотезы (т.е. предположения). Научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, т.к. истинность нельзя доказать;

2) из гипотез по законам дедукции выводят предположения, которые можно сопоставить с фактами;

3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предположение не противоречит фактам, в таком случае теория является истинной и продолжает жить, либо предположение не совпадает с фактами, фальсифицируется, в таком случае теория становится ложной и начинается поиск новой теории.

2) Парадигма.

Томас Кун ввел понятие научной парадигмы. Парадигма - совокупность  

убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным

сообществом и обеспечивающих научную традицию.

3) Философия является научной.

Нео- отрицают философию как науку, а пост- считают, что философия научна т.к. в ее предложениях есть логический смысл, а там где есть логика, та есть и наука.

4) Этика. Добро – это принцип.

Нео- добро считали чувством, эмоцией и поэтому этику выводили за пределы науки. Однако пост- считают, что этика является наукой, т.к. она начинается с предписаний „делай так, это добро, не делай этого, ибо это зло”. Когда даны предписания в силу вступают законы логики, а там где есть логика – есть наука.

Тема: Проблема бытия в философии.

План.

1. Основное понятие о бытие. Субстанция. Материя.

2. Движение развитие.

3. Пространство и время.

Д.З. Конспект: Движение развитие. (основные формы движения материи механическ., физическ., химическ., биологическ., социальн..

Пространство и время. Что характерно для пространства ( трехмерность и обратимость) и время(одномерность необратимость) .

 Д.з. раскрыть уровни бытия по Аристотелю. (от чувственно-конкретного до всеобщего)

 

                                                     1.   

Впервые категорию «бытие» ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир. Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который  развивается и постоянно изменяется. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми, физ. частицами – атомами. Для Демокрита «бытие» – основа мира, а не весь мир. Платон под «бытием» понимал нечто вечное и неизменное, что может быть познано только разумом и свел бытие к бестелесному созданию - идее. Аристотель ввел уровни «бытия»  от чувственно-конкретного до всеобщего.

Бурное развитие науки и техники в XVII-XVIII в. отразилось на понимании бытия. Оно стало рассматриваться как материальная реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Особенно полное развитие проблема бытия получило в классической немецкой философии. Кант понимал бытие как способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля бытие совпадало с начальным этапом развития идеального. У Фихте создавалась деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.

Существует еще одна точка зрения на «Бытие» - марксистская философия. (Маркс, Энгельс).


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!