Создавая интернациональный контекст, невозможно его исследовать

Http://hermitageline.ru/ru/content/8-argumentov-za-biennale-i-8-s-polovinoy-protiv

Аргументов за биеннале и 8 с половиной против

Мастер-класс

Манифеста 10

Виктор Мизиано

09/12/2013

Образовательная программа Манифесты 10. Конспект лекции Виктора Мизиано, прочитанной на факультете свободных искусств и наук СПбГУ.

Современное искусство начинается с биеннале

В настоящий момент в мире существуют около 140 биеннале. Во всяком случае, в найденной мной публикации трёхлетней давности названа именно такая цифра. Сейчас же их наверняка стало ещё больше.

Этот формат — его ещё можно назвать мегавыставкой — настолько затребован репрезентационной машиной современного искусства, что мыслится сегодня безальтернативным типом показа современного искусства. Без которого нет пропуска в сам феномен современного искусства.

У замечательного румынского художника Дана Пержовского есть карикатура. На фоне дымящихся руин некоего города, предположительно Сараево, стоит человек в остатках национального костюма. Репортёр с камерой спрашивает его: «И как вы будете решать ваши проблемы?» И получает ответ: «Мы создадим биеннале современного искусства».

Однако мне сегодня хотелось бы, вместо того чтобы этот формат безоговорочно продвигать, заострить внимание на его двусмысленности, на ограниченности его ресурса и возможностей. При всех преимуществах мегавыставок идеализировать их не надо, целесообразно смотреть на них критически.

Большая биеннале — большая игра

Но сначала давайте попытаемся объяснить, почему биеннале имеют такой большой успех.

Первый аргумент. Мы существуем в эпоху глобальной художественной сцены, которая сложилась за последние тридцать лет.

Почему Документа задумывалась как выставка, проходящая один раз в пять лет? По простой причине — тогда, в начале 1950-х, не набиралось материала, чтобы показывать её чаще. В послевоенном мире имело место противостояние Парижа и Нью-Йорка — двух огромных столиц современного искусства. Что-то было в Дюссельдорфе, Милане, Амстердаме, Лос-Анджелесе. Берлина как художественного центра просто не существовало.

Сегодня современное искусство есть везде — в Шарже, Бишкеке, на Кубе, везде его очень много, и оно качественное. Чтобы всё это показать, нужна огромная инфраструктура и мегаформат показа, которые позволяют адекватно отразить масштабы феномена современного искусства.

Второй аргумент. Ещё одно объяснение успеха биеннале — всё новые локальные точки хотят обозначить себя на карте современного искусства. Создание большого проекта — это подтверждение серьёзности намерений перед лицом мировой художественной сцены. Это способ получить информацию и послать сигнал миру (причём не только художественному) о причастности данного места к современности. Наряду с музеем, желательно построенным архитектурной звездой.

Третий аргумент. Организаторов биеннале и социально ориентированных художников сильно мотивирует разговор о том, что большая выставка позволяет стянуть вокруг современного искусства систему больших интересов, включить искусство в большую общественную игру. Мегавыставка притягивает экономику, турбизнес. Под это подтягиваются политики и большие корпорации — спонсоры.

В Москве и Киеве во время подготовки биеннале постоянно шла речь о том, что искусство выходит из замкнутой, узкопрофессиональной автономии и оказывается на глазах больших игроков — власти экономической и политической. Хотя скажем, забегая вперёд, никто не доказал пока, что то, что хорошо для политиков, обязательно хорошо для искусства.

Создавая интернациональный контекст, невозможно его исследовать

Первый контраргумент. Периодическая мегавыставка не обязательно создаёт условия для того, чтобы продвигать искусство места, где она проводится. А именно с этим связаны большие ожидания — мир нас увидит. Существует много примеров, подтверждающих, что это не так. Мегавыставка адекватна глобализационным процессам. Она связана с интересами глобальными, а не локальными.

К примеру, отмена Манифесты 6 на Кипре была вызвана как раз конфликтом между молодыми международными кураторами и локальными организаторами. Требования локальных организаторов, которые по большей части финансировали Манифесту 6, оказались малопонятны представлявшим глобальный контекст кураторам.

Говоря об успешных биеннале в относительно периферийных местах, например в Стамбуле, надо сказать, что ничего для раскрутки местных художников они не делают. Иностранная публика приезжает в Стамбул не затем, чтобы посмотреть на этих художников, а чтобы увидеть сильный, яркий большой проект очередного известного куратора. Местных художников на биеннале обычно немного, больше того, проект с глобальными претензиями сам (в лице местных организаторов) не заинтересован в увеличении числа локальных художников. В глазах этих организаторов «местный акцент» роняет престиж биеннале. Если кто-то что-то знает о современных турецких художниках, то это происходит не благодаря Стамбульской биеннале, а за счёт Васифа Картуна и созданного им локального центра современного искусства «Платформа-гаранти».

Кстати, один из упрёков, адресованный Катрин де Зегер, куратору 5-й Московской биеннале, со стороны местных организаторов, состоял как раз в том, что в её проекте слишком много русских художников. Организаторы требовали знаковых мировых фигур, которые поднимут значимость Московской биеннале в глазах как мировой, так и локальной общественности. Бывают исключения, но за время своей долгой кураторской карьеры я постоянно сталкивался с жалобами локальных художников на то, что все эти биеннале не про них.

Второй контраргумент. Наивно верить, что биеннале автоматически включает место её проведения в мировой художественный контекст. Включение локального художественного контекста в мировой порядок решается другими механизмами. Когда мегавыставка обрушивается на несформированный локальный контекст, она может его раздавить. Даже просто ресурсно. Если местная культур-бюрократия захочет иметь у себя такой модный, яркий бренд, как биеннале, она перестанет давать деньги на локальные институции. Московская биеннале ухает на одну мегавыставку значительную часть госбюджета, отведённого на всё российское современное искусство. С этой проблемой столкнулись и организаторы Бухарестской биеннале, ничто локальное не могло затмить эту сравнительно небольшую выставку.

Роберт Сторр сравнил подобную ситуацию с яркой вспышкой, после которой наступает мрак, или с бродячим цирком, который привозит в деревню праздник, а уехав, провоцирует пьянство, бегство из семей и другие пороки.

Третий контраргумент, он же первый парадокс. Локальная культур-бюрократия проводит биеннале, мегавыставку с целью понять интернациональный контекст и включиться в него. Но либо одно, либо другое. Потому что, включаясь, она создаёт этот международный контекст, а не исследует его. А если только исследует, то не может включиться.

Четвёртый контраргумент, он же второй парадокс. На мой взгляд, успешной биеннале будет там, где накоплена большая компетенция, знание мирового контекста. Но именно там потребность в биеннале минимальна.

Пятый контраргумент. Творцам локального контекста следует серьёзно подумать, прежде чем приглашать к себе создателей мирового контекста. Биеннале не решит локальных проблем, а опыт может оказаться травматичным для обеих сторон. Может, лучше создать цепочку менее амбициозных локальных институций, которые «намолят» среду!?

Шестой контраргумент. Не забудем, что формат биеннале может отвечать или не отвечать исторической ситуации. Он пришёл на смену восьмидесятым годам с их лидерством музейного формата с большими персональными выставками живописи.

Манифеста появилась в начале 1990-х годов, когда всё дышало энтузиазмом глобализирующегося мира. Он внезапно распахнулся, и в современное искусство хлынуло много новых людей, появился Интернет, все скорости стремительно возросли. Мегавыставка была этому времени абсолютно адекватна. Лидирующими стали коммуникационные поэтики, искусство взаимодействия. Это было время ярких, ёмких, интерактивных, провокационных, жестовых произведений. Для такого искусства, не требующего времени на созерцание, мегаформат биеннале соразмерен. Двадцать лет назад Венецианскую биеннале можно было спокойно посмотреть за один день. В этом году я провёл там четыре дня и далеко не всё посмотрел.

В нулевые появилось активистское искусство, произошло возвращение к длительным проектам исследовательского характера. Последние произведения требуют долгого вдумчивого знакомства и плохо квантуются с мегавыставками. Когда, проведя на выставке день, ты не дошёл до её середины, налицо неизбежная фрустрация необозримости. Конечно, можно, следуя Гройсу, считать, что необозримость большой выставки соразмерна необозримости современного мира. Это красивая идея, но несравненно большее познавательное и интеллектуальное удовольствие вызывает выставка среднего размера, тщательно выстроенная, с интересными статьями в каталоге. Тогда искусство — тот тип искусства, что определяет современную сцену, срабатывает.

Без биеннале?

Сейчас, как мне представляется, время возвращения выставок среднего формата, новых институций для внедрения активистских практик, а также реванша музея, поскольку современные художники постоянно рефлексируют на прошлое. Музей — самый адекватный контекст для подобных упражнений.

Эффективна грамотно выстроенная локальная инфраструктура, активная художественная среда. Существует масса локальных художественных контекстов, которые пользуются уважением на интернациональной сцене и где нет никаких биеннале.

В небольшой Любляне живёт Жижек, группа «Ирвин», там находится один из лучших в Европе музеев современного искусства. Коллективные усилия создали контекст, референтный интернациональному, минуя мегаформат. Манифеста 3 в Любляне была одной из лучших, её успех был обеспечен синергией кураторских усилий и высококомпетентного местного сообщества.

Всё мною сказанное не дезавуирует мегавыставки. Классический балет не исчез после появления контемпорари дэнса. Массимилиано Джони в Венеции сумел создать достойную выставку, поборов привычный формат биеннальского блокбастера.

28 ноября 2013 года

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!