Архаичная культура и культура ранних цивилизаций



Культура

o представляет собой особую подсистему общества;

o изменяется во времени и пространстве;

o обладает множественностью форм.

Мы пытались организовать наше знание о культуре при помощи понятия «культурная эпоха», описывающего целостное состояние культуры в конкретных пространственно-временных формах.

Дальнейшим шагом было бы резонно составить представление о каждой из культурных эпох или хотя бы о наиболее значимых.

Здесь мы сталкиваемся с неодолимым препятствием, созданным учебным планом. За оставшиеся 8-10 занятий невозможно хотя бы поверхностно познакомиться со множеством культурных эпох, составляющих реальный культурно-исторический процесс. Выход из этой ситуации видится в том, чтобы изменить масштаб изображения: объединить культурные эпохи, признанные нами однопорядковыми, в более емкое понятие - исторический тип культуры. Здесь главная проблема - найти критерий, по которому можно объединить разные культуры под одной рубрикой.

Сразу же признает за культурой право на собственную историю, отличную от истории политической, социальной или экономической.

Заметим тут же, что право это ограничено тем фактом, что культура меняется вместе с обществом, все время отвечая на его вызов.

Стало быть, типы культуры должны быть каким-то образом соотнесены с типами обществ. Оставим в стороне вопрос о механизмах взаимодействия и поищем общественную технологию, обратившись к различным парадигмам социальной науки. Поскольку эти парадигмы не принадлежат культурологии, ограничимся лишь самыми упрощенными схемами.

Согласно одной из них, связанной с именем К.Маркса, исторические типы обществ (формации) в конечном счете, определяются способом производства, понимаемом как система экономических отношений.

Согласно другой, восходящей к М.Веберу, разные общества отличаются друг от друга типом социальных технологий, иначе говоря, освоенной и используемой культурой (Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу).

Согласно третьей, представленной в 1980-е гг. Л.Гумилевым, тип общества есть производная природных свойств этноса, его создавшего.

Для культурологических целей мы остановим свой выбор на второй - технологической - парадигме в силу одного основания. Настоящая парадигма учитывает в качестве основополагающего фактора социальной жизни культурное состояние общества.

В рамках этой парадигмы исторический процесс проходит через три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную.

Итак, в основе исторической типологии культуры лежит историческая типология общества. В нашем варианте типология общества опирается на типы социальных технологий.

Под социальной технологией понимается сумма приемов, методов и средств, применяемых обществом или его частью для достижения поставленных целей и решения возникающих перед ним проблем. Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и (или) научных знаниях.

Освоенные людьми технологии формируют общественные и личностные социокультурные характеристики общества, в том числе и его ментальность.

Ментальность - сложившаяся в сознании общества (человека) картина мира, обуславливающая социальную практику людей. Каждому типу общества соответствует определенная ментальность людей, в нем живущих. Различия в ментальности преобразуются в культурные отличия.

В первую очередь, в соответствии с ними можно выделить из традиционного общества его самый ранний этап - архаичное общество.

2. АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.

Укажем на некоторые черты архаичного общества:

o Производственные технологии включают в себя два обязательных компонента: присваивающие и производящие формы хозяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на людей, собирательство и рыболовство; ко вторым - земледелие и скотоводство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вторых.

o Социальные технологии организованы по родовому принципу. Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под природной оболочкой. Общество локально. Роды, племена, союзы, обладающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество напоминает острова, разбросанные в природном океане.

Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями, рабо- и землевладением - всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса - «азиатский способ производства».

Таким образом, архаичное общество подчинено природе. Оно не только развивается в соответствии с ее ритмами, но и ограничено созданными ею пределами. Более того, в его проявлениях явственно проступают черты животного мира.

Вместе с тем, архаичное общество открывает историю человека. Оно обладает собственной культурой.

3. Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней принадлежащих, иначе говоря, МИФ.

Эта ментальность глубоко отлична от современной нам тем, что она не знает законов логики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных элементов законченную картину (Л.Леви-Брюль).

Миф - это чувственная, целостная картина мира. Для него свойственны:

o гармоничное сочетание знаний, почерпнутых из практического опыта, и сверхъестественных, фантастических образов;

o коллективная природа происхождения и существования;

o полное погружение человека в миф;

o собственные ритуалы, практические действия, подтверждающие участие человека в мифе.

По внешней форме миф - связное повествование, рассказанная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.

По существу, миф - это действительность, в которой рождается, живет и умирает человек архаичного общества.

Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в которую входит магия как особый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств. С точки зрения современной науки, магия - ложное знание и бесплодное искусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека, погруженного в миф, магия - единственный способ овладеть миром.

Мифы создают систему норм поведения в виде табу - абсолютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения, на людей, предметы, слова.

Мифы предполагают собственную систему символов, маркирующих наиболее важные моменты повествования и ритуалов. Одним из таких символов является ТОТЕМ - племенной знак, указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.

Ритуальные действия, магические практики, символизация окружающего мира - вот основания, из которых прорастает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущностные силы человека. На семинарском занятии мы обсудим несколько версий его происхождения, сопоставим их по степени убедительности. Пока же ограничимся утверждением, что в архаичном обществе искусство есть лишь функция мифа, существующая слитно с другими мифологическими практиками.

Таким образом,

o Мы используем для масштабной характеристики культуры категорию культурно-исторических типов. Каждый из них соответствует определенной ступени в развитии общества.

o Согласно технологической парадигме общественного прогресса можно выделить три основных культурно-исторических типа: архаичный, традиционный и современный (индустриальный).

o Архаичная культура складывается в обществе, не отделившемся от природы.

o Архаичная культура опирается на мифологичную ментальность.

o Миф представляет собой образное виденье мира, определяющее поведение людей.

o Наследие мифологической культуры сохраняется в культуре современной.

Культура и природа

 Взаимодействие культуры и природы как одна из важнейших тем культурологии. Теоретическое и мифопоэтическое понимание природы. Восприятие природы в истории европейской культуры. Культура как «вторая природа». Природа и культурогенез. Аспекты взаимодействия культуры и природы: хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, этический. Концепция «геогражданского детерминизма». Теории русских ученых о биологической связи природы и культуры. Экологическая культура.

Природа и человек. Проблема природы человека. Бессознательное в структуре человеческой психики. Соотношение природного и социального в человеке. Человек и генная инженерия. Философские проблемы клонирования.

Генезис европейской культуры

Основные этапы формирования европейской культуры.

Характерные черты культуры античности. Греческая античность: основные этапы развития культуры. Понятие «космоса» и «бытия» в античности, формирование научного взгляда на мир. Наука и  искусство как языки единого мировосприятия. Реальность и инобытие в культуре античности. Основные особенности культуры Древнего Рима.

Истоки средневековой культуры. Периодизация средневековой культуры. Христианское сознание – основа средневековой культуры. Понимание Бога и человека в средневековой философии. Научная культура в Средние века. Художественная культура в Средние века. Образы средневекового искусства. Новый идеал человека в литературе Средних веков. Рыцарский роман. Феномен средневекового карнавала.

Основное культурологическое содержание эпохи Возрождения. Гуманизм – ценностная основа возрожденческой культуры. Антропоцентрическая картина мира. Титанизм эпохи Возрождения. Литература, театр, изобразительное искусство эпохи: основные черты.

Культурно-исторические предпосылки и условия Реформации. Особенности протестанской культуры. Духовные условия новой морали: труд как аскеза.

Тенденции культуры эпохи Просвещения. Идеи просветителей; синтез этики, эстетики и литературы в творчестве французских просветителей. Научные концепции эпохи Просвещения. Стилевые и жанровые особенности искусства эпохи Просвещения.

Основные тенденции в европейской культуре 19 - 20 веков. Направления в западноевропейском искусстве. Кризис европейской культуры 20 века. Противоречие между человеком и машиной как источники кризиса. Проблема отчуждения человека от культуры. Диалог культур как средство преодоления кризиса. Идея кризиса культуры в европейской научной и художественной традиции. Театр абсурда, сюрреализм, экспрессионизм как наиболее яркие художественные формы выражения кризиса европейской культуры.

Русская культура

Природно-географические и социально-исторические условия, геополитические и этнические факторы формирования русской культуры. Русская идея: структура, смысл духовности, миссионерство. Культурологические аспекты «русской идеи». Самоидетификация России в Европе: русская культура как особый, «евразийский» тип культуры. Особенности национального характера и народного менталитета в России и их влияние на культуру. Русский культурный архетип. Система ценностей русской культуры.

 Исторические судьбы России, основные периоды ее культурного развития. Языческая культура древних славян. Пантеон восточно-славянских богов в Х веке. Система ценностей и символов древних славян в дохристианский период. Мифы древних славян.

Христианство как явление мировой культуры. Принятие христианства как переломный момент в истории русской культуры. Конфликт и синтез языческого и христианского в культуре Древней Руси. Соотношение системы ценностей славянского язычества и христианства. Языческое и христианское начало в русской культуре, их единство и борьба «темного» и «светлого». Мессианизм русского православия. Культура Киевской Руси.

Расцвет русской культуры в период Московского царства. Сакральный статус царской власти в русском политическом сознании эпохи централизации. Формирование национального самосознания: идея “Москва - третий Рим). Национальный идеал централизованной власти. Культурная семантика русского деспотизма.

Никоновская реформа и церковный раскол. Народные социальные утопии.

Петровские реформы и формирование светской культуры.

Русское Просвещение. Дворянское сословие, быт и культура русского дворянства. Петербургский придворный этикет.

Феномен русской интеллигенции. Социальный статус: между народом и властью. Проблема свободы и социального освобождения: пути и средства ее решения. Путь общественных преобразований (революционные демократы, либералы, народники, марксисты) и религиозно-нравственные преображения человека (религиозная философия и литература). Образ народа и крах народнических иллюзий интеллигенции.

Дух эстетизма и Серебряный век русской культуры. Рождение новых стилей в поэзии, живописи, музыке и на театральной сцене. Поиск единого стиля эпохи. Призрак "Грядущего Хама" как предчувствие тоталитаризма.

Советский период развития культуры России: идеологические установки коммунистов; тоталитаризм и культура; социокультурная ситуация 60-первой половины 80-х гг. Советский андеграунд и диссидентство.

 Русская культура постсоветского периода.

Искусство в системе русской культуры.

Преемственность в освоении русской культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия. Русская усадьба – важнейшая часть культурного наследия. Возрождение религиозно-культовой культуры. Судьбы национальных промыслов и ремесел.

Взаимосвязь и взаимодействие культуры России с культурами народов Азии и Европы. Прогнозы судьбы русской культуры.

Культура и общество

 Понятие общества. «Общество» и «социум». Структурный, институционально-функциональный и интеракционистский подходы к изучению общества. Механизм взаимодействия культуры и общества.

Социализация индивида. Связь социализации с основной ролью культуры – со стабилизацией общества. Роль языка в процессе социализации. Характеристика социальных отношений. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение». Общение как средство социализации. Процесс воспитания как один из важных аспектов социализации личности.

Типологические концепции социальных потребностей. Феномен культурной идентификации как формы выражения потребности человека в другом существе. Формы и мотивы культурной идентификации.

Понятие социального действия. Цивилизация как общество и культура как общество. Современные культурные процессы в мире.

Культура и человек

Характеристика понятий «личность» и «индивид». Осмысление традиционного и деятельностного психологических подходов. Концепция сексуальности по М.Фуко. Личность как субъект культуры. Подходы к изучению отношения «личность – культура». Человек как семиотическое существо. Становление античной личности. Обратное влияние личности на культуру. Становление и особенности чсредневековой личности. Реннесансная личность.

Понятие «личность» в работах Канта. Кризис европейской культуры и личности. Эзотерическая личность. Личность в контексте психотехнического подхода. Представления о «возможной личности».

Понятие инкультурации.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!