Цивилизационная альтернатива-1: иудаизм, ислам и христианство.

Козина О.С.

Студентка 5 курса ИФ БГПУ

Киевская Русь.

Учебник «Российская цивилизация в IX – XX вв.» рассчитан на второй концентр исторического образования в средней школе. Предполагается, что в 10 – 11 классе школьники должны знать исторический материал в указанных временных рамках и уметь обобщать его.

Содержание учебника основано на проблемном подходе, который подразумевает, что ученики хорошо ориентируются в историческом пространстве и работают как на преобразующем, так и на творческо-поисковом уровнях познавательной деятельности. Однако этот уровень доступен далеко не для всех, даже в 11 классе.

Для того чтобы адаптировать материал к учебному процессу в традиционной школе, оказалось необходимо

· во-первых—подбирать исторические факты, соответствующие изучаемому периоду и иллюстрирующие цивилизационное развитие Киевской Руси;

· во-вторых—часть материала представлять в виде схем и таблиц, способствующих более полному усвоению и систематизации материала;

· в-третьих—в качестве иллюстрации к тексту учебника подбирать и включать в рассказ текст исторического источника, в частности, ПВЛ.

Задачи урока:

образовательные: рассмотреть причины и предпосылки возникновения государства у древних славян; проследить процесс образования древнерусского государства; показать, как деятельность первых русских князей повлияла на объединение и централизацию славянских племен;

воспитательные:сформировать личностное отношение к историческим событиям и лицам;

развивающие: способствовать формированию умений и навыков сравнивать и анализировать события одного процесса.

Тип урока — комбинированный.

 

Приёмы Структура
    Вводное слово.   Вводная беседа     Вывод   Вывод     Рассуждение   Контрольная беседа   Вывод     План:     Вводное слово учителя. Рассуждение     Конспек-тивное повест-вование     Вывод   Рассуждение   Вывод     Вывод   Работа с текстом.   Вывод   Рассуждение   Рассуж-дение.     Вывод   Рассуждение     Вывод     Контрольная беседа     Вывод   Объяснение   Рассуждение Вывод     Аналитическое описание     Вывод     Аналитическое описание   Вывод     Аналитическое описа-ние   Работа со схемой     Объяснение     Работа со схемой     Вывод     Объяснение     Вывод   I. Орг момент. II. Проверка д/з. Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали очень важную тему для понимания духовных особенностей русского человека, которые лежат в основе складывания российской цивилизации. Поэтому необходимо ещё раз повторить и закрепить материал предыдущего урока. - Для начала давайте вспомним, какие понятия являются ключевыми в нашей прошлой теме? (миф, архаическая культура, синкретизм, менталитет) - Дайте определение понятию «миф». Т.о, миф является основной единицей мифологического сознания восточных славян, а также архаической культуры. Что такое архаическая культура? Итак, архаическая культура, как проявление язычества, к середине X в. не соответствовала духовному развитию восточных славян. Приняв христианство, славяне создали свою особенную религию. Как называется такое взаимодействие религий, в результате которого появляется что-то новое? - Дайте определение понятию менталитет. Как синкретичность религии повлияла на складывание русского менталитета? - На каких особенностях менталитета основывается система ценностей-антиценностей древних славян? Таким образом, система ценностей-антиценностей демонстрирует нам противоречивость и крайности в мировосприятии и мироощущении восточных славян. - Чем эта система отличается от системы идеала? - Почему в культуре др. славян сформировались две системы ценностей? Чем это можно объяснить? - Как вы считаете, какие особенности русского менталитета наиболее ярко проявляются и в нашей повседневной жизни? (коллективизм) Таким образом, ребята, мы с вами выяснили, что особенностью русского менталитета является коллективизм. Русский человек никогда, а тем более в древности, не осознавал себя индивидуалом. Коллектив без организации – это уже бесформенная толпа, которая не может устоять, например, против внешней угрозы. На сегодняшнем уроке мы с вами должны рассмотреть, как восточные славяне в X в. смогли создать свое государство.   III.Изучение нового материала. 1. Предпосылки образования классического государства. 2. Понятия и признаки государства. 3. Предпосылки возникновения государства на Руси в IX в. 4. Организация политических институтов у восточных славян в X в. 5. Теории возникновения государства. 6. Деятельность первых русских князей, направленная на образование государства. 7. Система наследования власти. 1. Ребята, давайте посмотрим, какое место наша новая тема занимает в учебнике.(1-ый параграф 2 главы). Образование государства — это очень важная веха в истории России. Возникновение государства — это закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, а длительный процесс. Он начинается только при наличии определенных условий. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации. Первобытное общество регулировало свою жизнь двумя принципами: Подумайте и назовите эти принципы, регулирующие жизнь первобытного общества  (обычай и право сильного). Предпосылки образования государства. С развитием производительных сил (с использованием железа) происходит обогащение определенной части общества (выделение знати). Эта часть общества захватывает власть, для осуществления которой необходимы определенные институты. Такую теорию о возникновении государства вследствие экономического развития обосновали Маркс и Энгельс (она называется классовой или социально-экономической). Основным её недостатком является преувеличение значения экономического фактора в образовании государства.  Ещё одним основанием для возникновения государства можно назвать выделение из общества профессиональных воинов (т.к. большую роль в жизни каждого конкретного человека играла военная добыча и оборона от внешних врагов)  Также государственное образование возникает при необходимости разрешения межродовых конфликтов (государственные институты, выполняющие судебные функции, являются независимыми, поэтому конфликт может быть разрешен по справедливости) Т.о. мы с вами выделили основные предпосылки для возникновения классического государства, это: необходимость в управлении обществом, в обороне от внешнего врага, разрешении внутренних конфликтов. Понятие и признаки государства Теперь, зная цели создания государства, скажите, –что такое государство? Государство — особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на определенную территорию и её население. Давайте выделим основные признаки государства, исходя из предпосылок его образования (в процессе рассуждения ученики сами выделяют признаки государства и записывают их в тетради). Таким образом, главным признаком государства являются: - единая территория; - армия; - единая налоговая система; - единая денежная единица; - единая система права. Предпосылки возникновения государства на Руси в IX в. А сейчас, ребята с помощью текста учебника вы должны будете выделить предпосылки возникновения государства на Руси в X в. и записать их в тетрадь (после того, как ученики выполнили это задание, в классе проводится обсуждение записанного). 1. Государство возникает в результате перехода от родовой общины к соседской, возникновения имущественного неравенства (для более доступного объяснения предлагается работа со схемой). Пояснение: Из родовой общины при определенных условиях выделяются отдельные семьи, которые становятся самостоятельными. Это приводит к образованию соседской общины. Схема №1   Как вы считаете, почему на определенном этапе развития общества происходит разложение родовой общины? (ответ предполагает следующее содержание—географические условия, благоприятные для занятий земледелием: мягкая плодородная почва, множество рек; переход на  железные орудия труда, что позволяло обрабатывать участок земли небольшим количеством людей, т.е. одной семье). 2. Государство возникает в результате внешней угрозы.    Почему внешняя угроза является предпосылкой образования государства? (необходимость в обороне от кочевников способствовала сплочению восточных славян) 3) Очень слабо развитой внутренней торговли (господство натурального хозяйства, нет специализации районов). 4) Хорошо развитой внешней торговли—торгового пути "из варяг в греки" (ПВЛ). Как вы считаете, почему эти две экономические предпосылки способствовали образованию государства? В IX в. на территории проживания восточных славян были созданы все условия для создания единого государства. Организация политических институтов у восточных славян в IX в. А теперь давайте соотнесём предпосылки образования государства у восточных славян с классическими признаками государства. Откройте учебник на стр. 34, прочитайте и подумайте—какие политические институты существовали в IX в. у восточных славян? Итак, мы с вами выяснили, что восточные славяне в IXв. были уже в некоторой степени готовы к объединению в государство. Встаёт ряд закономерных вопросов - Кто станет возглавлять объединение славян? - Какой город будет столицей нового государства? Вспомните, пожалуйста, что предпринимают славяне для стабилизации внутренней обстановки в сер. IX в. (ответ предполагает рассказ о призвании варягов по ПВЛ). - Кто такие варяги? Судя по ПВЛ в конце IX в. восточные славяне создали с помощью норманнского отряда своё собственное государство. Теории возникновения государства В отечественной историографии в XVIII в. появляется «норманнская теория». Появление этой теории исторически обусловлено, т.к. авторами её являются немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер, а немцев в ту пору при дворе было очень много. Их присутствие оказало огромное влияние на характер взглядов русских людей относительно российской истории. В противовес «норманнской теории» русским ученым М.В. Ломоносовым была создана «антинорманнская». Сейчас мы с вами охарактеризуем эти две основные теории возникновения древнерусского государства с помощью таблицы (под диктовку учителя ученики заполняют таблицу).   Таблица 1 «Теории образования древнерусского государства по ПВЛ».   Как вы думаете, ребята, какая из этих теорий наиболее верная? Почему? Т.о. мы с вами видим, что обе эти теории несовершенны, потому что: ·нельзя создать государство только извне; ·варяги находились ниже по уровню общественного развития, чем славяне; ·но, в то же время, влияние скандинавов на образование государства нельзя назвать незначительным. Деятельность первых русских князей   Теперь, ребята, посмотрим, как деятельность первых русских князей способствовала образованию государства. Для начала вспомним их имена. Нам в этом поможет схема, которую мы будем заполнять по ходу моего рассказа. Схема 2. "Основные этапы формирования древнерусской государственности" Рюрик — предводитель отряда норманнов, является основателем династии, правил в Новгороде. Основными направлениями его политики можно назвать: ·объединение восточно-славянских племен вокруг Новгорода; ·оборона северо-западных границ (линия обороны Белоозеро-Новгород-Изборск). Олег – регент (опекун) Игоря. Основные направления его политики: ·объединение Киева и Новгорода (поход на Киев—882г.—ПВЛ); ·объединение восточно-славянских племен: 883г. - покорение древлян 884г. - покорены северяне 885г. - покорены радимичи (постепенно под рукой Киева оказались все племена по торговому пути "из варяг в греки"). ·установление отношений с соседями. В нач.IX в.—поход на Византию (ПВЛ). Поход оказался очень удачным, результатом его является договор 907г. 2 сент. 911г.—был заключен более подробный договор, дополняющий соглашение 907г. Условия договора: - право пребывания в Константинополе русских купцов, послов и воинов; - беспошлинная торговля; - помощь потерпевшим кораблекрушение; - деятельность, направленная на укрепление границ; - развитие внутренней и внешней торговли с Киевом. Как мы видим, деятельность Рюрика и Олега направлена на образование и укрепление Древнерусского государства. Если Рюрик занимался больше внутренней политикой, то Олег в равной степени укреплял государство как внутри, так и по внешним его границам. А политика первых "русских" князей является преемственной, что мы с вами увидим на примере деятельности киевских правителей в X – XI вв. Игорь снова подчиняет славянские племена, стремившиеся выйти из-под руки киевских князей. Он заключил мир с печенегами. В это же время происходит обострение отношений с Византией. Игорь совершает два похода на Византию. 941г.—поход неудачен. 944г.—новый поход (Византия в это же время ослаблена войнами с арабами и болгарами). Византийские послы предложили русским возобновить договор 911г., который заключался в Киеве, но на менее выгодных для Руси условиях. 945г.—Игорь убит древлянами.   Вспомните, пожалуйста, как и почему погиб Игорь? Основными направлениями политики Игоря являются: · развитие взаимоотношений с соседними странами; · развитие внешней торговли; · объединение восточнославянских племён.   Ольга—начала своё правление с мести за убийство мужа. Ольга происходила из варяжского рода, а по народным скандинавским преданиям считалось, что душа убитого человека находится на службе у своих убийц. Поэтому месть Ольги была очень жестокой (ПВЛ). После этого Ольга занялась реформированием налоговой системы, т.к. опасалась дальнейших выступлений против киевского княжеского стола. В результате Ольга вводит "уроки" и "погосты". "Урок" — определенный размер дани. "Погост" — укреплённый двор княжеских приказчиков, куда население свозило дань. Была упорядочена налоговая система, а также административное деление молодого Древнерусского государства. В период правления Ольги происходит сближение Руси и Византии (Ольга в 957г. принимает христианство). С какой целью, на ваш взгляд, она это сделала?   Политика Ольги была направлена на: · укрепление и развитие налоговой и административной систем Киевской Руси; · усиление авторитета Руси на международной арене. В результате деятельности Игоря и Ольги Киевская Русь стала равноправной участницей международных отношений, а также государством с сильной централизованной властью. По достижению совершеннолетия престол занимает Святослав. Древние историки описывали его следующим образом: «невысок ростом, но крепок телосложением. Бритая по русскому обычаю голова с длиной прядью волос, свисающей вниз, золотая серьга с крупным рубином в левом ухе, мрачный взгляд, скромная одежда, отличающая своей чистотой». Святослав (по сведениям ПВЛ) был очень не прихотлив, ел вместе с дружиной, спал в седле. Святослав очень активно занимался внешней политикой, но почти не занимался внутренней. В его внешней политике можно выделить два направления. Для этого нам необходимо начертить небольшую схему: Схема 3. Внешняя политика Святослава   Давайте посмотрим на карте, где находятся эти государства и попытаемся определить значение их завоеваний: · появляются новые торговые пути по Волге и Дону. Киевская Русь получает выход к Черному морю; · купцы беспрепятственно ведут свою торговлю, их не грабят. · на Русь теперь открыт путь половцам—воинственным кочевникам. Святослав значительно расширил и укрепил границы, что в первую очередь, способствовало развитию торговли. Святослав также ввёл определенную систему наследования престола. Когда он уезжал в походы, то наместниками в волостях оставлял сыновей. После смерти Святослава между его сыновьями происходят столкновения и борьба за власть. В результате великим князем в 980 г. стал Владимир. При Владимире произошло одно из величайших событий—принятие христианства. В каком году Киевская Русь приняла христианство? Владимир заключил мир с Болгарией. Разбил печенегов, основал г.Переяславль. Укрепил южные границы (система светового оповещения). Владимир умер в 1015г. от болезни. У него было много сыновей, которые вновь начали борьбу за власть (так, например, Ярополком "Окаянным" были обманом убиты Борис и Глеб, которых народ причислил к святым). В результате междоусобиц великим князем стал Ярослав (четвертый сын Владимира I). Ярослав узаконил систему наследования, которая была основана на идеале старшинства. (Чтобы определить, что представляет собой очередной порядок престолонаследия, классу предлагается следующая схема).  Как вы видите, эта система не совершенна: многие представители династии остаются в стороне от власти. Ярослав вёл активную внешнюю и внутреннюю политику: · ввёл в обиход свод законов "Русская правда"; · активно развернул градостроительство; · открывал школы, библиотеки, развивал грамотность; · утвердил власть Руси на Западе (основан г. Юрьев); · заключил династические браки; · устанавливал дружественные отношения с другими государствами. После смерти Ярослава начались междоусобные войны между его сыновьями. Видя всё несовершенство очередного порядка наследования, потомки Ярослава Мудрого в 1097 г. собрались в Любече на съезд и там утвердили семейный принцип наследования.   "Каждый да держит отчину свою" Великий князь наместниками в отчины сажал своих сыновей, которые укрепляли там свою власть, набирали дружину. Сыновья великого князя становились независимыми и самостоятельными, они свои земли делили между своими сыновьями, а они в свою очередь между своими детьми. Новый принцип наследования привёл к тому, что происходит закрепление власти князей в своих волостях (отчинах). Как вы считаете, ребята, к каким последствиям привела такая система наследования власти? IV. Закрепление. Назовите признаки государства. Какой вклад в образование древнерусского государства внесли первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав? Чем отличается семейный принцип наследования от очередного? V. Домашнее задание: § 1 гл. 2  
    Введение     Работа со схемой   Рассуждение Приложение 1. Социально-экономическая теория возникновения государства. Существует множество теории происхождения государства. Во-первых, это говорит о большом значении образования государства в жизни общества, во-вторых, о сложности и комплексности понятия. Дело в том, что разные государства создавались в различных условиях. В настоящий момент существуют: • теория общественного договора; • социально-экономическая; • теория внешней угрозы; • теория завоевания и др. Так или иначе каждая из них во главу угла ставит одну из сторон общественной жизни: внутриполитическую, социально-экономическую, внешнеполитическую и др. Ученикам предлагается самостоятельно выяснить, какая сторона общественной жизни восточных славян выступила инициатором создания государства. В соответствии с социально-экономической теорией государство возникает на стадии имущественного расслоения, когда уже четко определяются антогонистические классы и противоречия между ними. После этого ученикам предлагается работа с текстом учебника на стр.32., повествующем об особенностях социального и экономического развития славян к IXв. Насколько, по-вашему мнению, эта теория соответствует реальной ситуации в славянском обществе?

 


 

Паршин А.Ю.

Студент 5 курса ИФ БГПУ

Цивилизационная альтернатива-1: иудаизм, ислам и христианство.

История, представленная в учебнике Ионова И.Н. "История Российской цивилизации", это не простой прямолинейный процесс развития (каким он описывается в большинстве учебных пособий). Это сложный процесс развития и становления общества и государства с различными цивилизационными альтернативами и вариантами. Представление темы подобным образом—в форме альтернативы—позволяет ученику более тонко прочувствовать особенности различных религиозных учений в сравнении. Возможность принятия другой веры в прошлом создаёт чувство сопричастности иных традиционных религий к истории нашей страны и предоставляет учителю более стабильное поле для воспитания уважения у учеников к представителям иного вероисповедания. Однако, наряду с явным преимуществом данного подхода материал параграфа учебника имеет ряд недостатков:

1. отсутствует объяснение причин перехода от языческих верований к религиям спасения;

2. сведения об истории возникновения, об основных чертах религиозных учений не систематизированы и носят фрагментарный характер;

3. содержание параграфа учебника сложно для восприятия за одно учебное занятие. Этого времени мало для личностного осмысления материала.

Решая эти проблемы, автор предлагает следующую модель изучения темы: первая пара уроков посвящена проверке по теме "Киевская Русь" и введению в тему "Цивилизационная альтернатива – 1". Урок, завершающий тему, носит проблемный характер, поэтому ученики должны иметь достаточно времени для подготовки к нему.

Задачи урока:

образовательные:раскрыть сущность и значение «Цивилизационной альтернативы – 1»;объяснить причины её появления на Руси именно в X в.;

воспитательные: показать на конкретных примерах взаимовлияние социального, экономического, географического факторов и религиозной компоненты общества;

развивающие: исходя из исторических особенностей зарождения и становления религий и основных положений их учений проанализировать "правильность" выбора Владимира.

Приемы Структура
  Вводное слово   Групповая работа   Работа со схемой   Вывод План     Рассуждение     Объяснение   Аналитическое описание   Вывод     Рассуждение     Аналитическое описание     Рассуждение   Вывод     Рассуждение   Вывод     Рассуждение     Объяснение   Вывод   Вывод   Объяснение     Рассуждение     Объяснение     Логическое задание   Образное повествование     Вывод     Аналитическое описание     Обобщающая беседа   Вывод     I. Оргмомент. II. Проверка д./з. На прошлом уроке мы, изучая социальные и экономические процессы в древнерусском обществе IX-Xвв., затронули один из важнейших вопросов в Российской истории—историю зарождения и становления государства. До сих пор продолжаются споры о причинах его появления. Какие теории создания государства вы знаете? (Класс разбивается на 4 группы, каждая из них получает задание: дать характеристику одной из теорий возникновения государства [Социально-экономическая теория, Норманнская теория, Антинорманнская теория, Теория внешней угрозы]). Ученикам предлагается проанализировать и обсудить теории по следующей схеме: ·основные положения; ·соответствие историческому пути Российского государства; ·несоответствие историческому пути Российского государства. (Для работы в этом алгоритме необходимо на предыдущем уроке дать более полную характеристику социально-экономической теории, см. приложение 1 к предыдущему уроку). А теперь нужно пойти к доске и составить схему государственного аппарата на Руси в IX-Xвв. Эту работу можно провести как в форме фронтального опроса, так и в форме индивидуального ответа . После составления схемы необходимо выяснить, какие элементы государственного аппарата в IX- Xвв. сохранились из архаического этапа развития общества, а какие только появляются в X в. Проверка знаний продолжается анализом отрывка из ПВЛ. Работу можно спланировать в следующей последовательности: • событие; • участники; • значение. Ученикам предлагается прослушать отрывки из документального источника: поход Олега на Киев, убийство Игоря, месть Ольги, поход Святослава. Возможно использование других отрывков. В 882г. началась история русского государства. Оно было образовано в большей степени из-за внешних причин: угроза нападений, выгодная внешняя торговля. Однако существовали и внутренние причины: выделение родовой знати, начало имущественного расслоения. К X в. мы уже видим достаточно четкий государственный аппарат, его основа переходит из племенного строя (налоги, обычное право, дружина, местные князья), в то же время появляются и новые элементы (наместники, письменный свод законов). Но государство продолжало оставаться хрупким образованием. Необходимо было объединение изнутри, некий стержень, который консолидировал бы русское общество, некая общая идея, без которой цивилизация не является таковой. Что могло бы послужить этим ядром? III. Изучение нового материала 1. Несостоятельность язычества как государственной религии в IX- X вв. (причина появления цивилизационной альтернативы) 2. Религии спасения: роль, влияние на развитие цивилизации. 3. Сравнительная характеристика религий спасения 4. Иудаизм. 5. Ислам. 6. Христианство. Но ведь у славян в VIII-IXвв. существовал высоко развитый языческий культ, основанный на обожествлении сил природы и отвечающий их основным занятиям. Почему он перестал устраивать славянское общество? Несостоятельность язычества в решении общегосударственных проблем: Язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества и особенно создания крепкого государства по серьезным причинам: • оно не способствовало государственному объединению; • не укрепляло центральную власть, не оправдывало власть, передаваемую по наследству; • не поднимало международный авторитет Киевской Руси. Чтобы определить, почему язычество не могло стать духовной основой для объединения, необходимо вспомнить, как проходило поклонение богам в политеистическом культе. (Политеизм—многобожие). Племена, тесно взаимодействуя друг с другом, легко перенимали у соседей веру в языческих богов. Но каждое племя особо чтило одного бога (своего предка): восточные славяне—Даждьбога, западные—Святовита, южные—Белбога, северные—Велеса. Это на племенном уровне, что же происходит на уровне рода? Каждая социальная группа имела своего защитника в лице отдельного божества. Например, женщины—Макоши, кузнецы—Сварога, вожди—Перуна и т.д. Каждый культ имел не только особенный ритуал, но и диктовал определенное поведение в обществе. Следовательно, даже на уровне рода не существовало единства как в решении обыденных проблем, так и во взглядах на широкие государственные вопросы.  А теперь давайте выясним, почему язычество не способствовало укреплению центральной власти. - Что является обязательным условием стабильности государства? - Можно назвать княжескую власть в Киевской Руси X в. стабильной? - Какие доказательства своей точки зрения вы можете привести? Давайте вспомним эпизод убийства Игоря. Князь Мал не просто убивает Игоря, но и сам стремится стать Киевским князем. Его поведение основано на том, что княжеская власть в некоторых землях всё ещё являлась выборной и не передавалась по наследству. Кроме того, язычество допускало подобные ситуации и не порицало их. Князь Владимир понимал это, он первым посмотрел на религию глазами политического деятеля, и поэтому одним из первых его мероприятий была языческая реформа 980г. Вместо множества богов вводился единый официальный языческий пантеон, устанавливалась строгая иерархия с верховным божеством в лице Перуна.  Какой цели хотел достичь Владимир?(на небе мог быть один главный бог, как и на земле только один Великий князь). Однако реформа закончилась неудачей, и Владимир был вынужден искать опору в других религиях для обоснования передаваемой по наследству княжеской власти. Кроме всего сказанного выше, язычество не способствовало укреплению международного авторитета Киевской Руси. Давайте посмотрим, почему? Государство—живой организм; развиваясь и совершенствуясь, оно стремится занять достойное место среди других государств. - Какими средствами можно было достичь этого? - Насколько успешными были военные походы славян на Византию? - Кроме того, скажите, как в Византии относились к язычникам? Однако молодое государство было дерзким и претендовало стоять в одном ряду с сильнейшим государством--Византией[А1] Таким образом, язычество не соответствовало ни внутренним, ни внешним требованиям русской цивилизации на этом новом этапе. Религии спасения: роль, влияние на развитие цивилизации. Но Русь была не первой цивилизацией, которая столкнулась с подобной проблемой. Задолго до этого в разных регионах Земли люди приходили к выводу, что язычество перестало устраивать общество, оно уже не могло объяснить усложняющиеся общественные отношения. В обществе появлялось много нового, а, главное, менялись сами люди. Развитие естественных наук приводило к изменению представлений людей о человеке, природе. Кроме того человек, ощутивший силу своего разума, уже не хотел быть частью природы. В результате этого появляются новые системы представлений о мире. Как называется это время, перевернувшее мировоззрение человечества? В VII-II вв. до н.э. возникло несколько очагов нового мировоззрения: буддизм, конфуцианство, иудаизм и т.д. Назовите основные черты религий спасения.Вы уже не мало знаете об этих религиях: из фильмов, СМИ, от друзей, да и к тому же на улицах нашего города можно встретить представителей разных вероисповеданий и конфессий. Выделите характерные особенности этих религий. Религии спасения значительно отличаются друг от друга в вопросах о соотношении земного и небесного, возможности преобразования окружающего мира, роли личности и государства. Во многом именно от варианта решения этих вопросов зависело дальнейшее развитие цивилизаций. Т.к. религиозная этика имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций — наиболее устойчивых элементов в истории развития цивилизаций. Сравнительная характеристика религий спасения На наших уроках мы затронем лишь 3 религии спасения. Для систематизации знаний необходимо заполнить таблицу "Сравнительная характеристика религий спасения". Запись "каркаса" таблицы сопровождается комментариями учителя по поводу значимости выбранных критериев сравнения. Но сначала необходимо пояснить, почему рассматриваются именно эти три традиционные религии. Как мы с вами знаем, на Руси было принято христианство и сейчас нам, Россиянам, трудно и представить, что наше государство могло быть иудейским или мусульманским. Однако, в далёком X в. Владимир, искавший религию для древнерусского общества, реально рассматривал принятие и иудаизма, и ислама наравне с христианством. Поэтому мы с вами говорим о реальности существования цивилизационной альтернативы. Как вы считаете, почему мы не рассматриваем другие традиционные религии? В соответствии с ПВЛ к Владимиру пришли послы, представлявшие только эти вероучения. Почему среди послов не оказалось индусов, проповедовавших буддизм или китайцев, склонявших принять конфуцианство?  Как вы думаете, послы преследовали только религиозные цели или же в основе их предложений могли лежать политические и экономические мотивы? Посмотрите на карту, какие государства граничат с Киевской Русью? (Ответ на вопрос учитель дополняет сведениями из учебника о религиозной принадлежности и особенностях принятия религий в этих странах). Таким образом, молодое Русское государство не представляло интереса для дальних стран (в связи с не развитостью путей сообщения), ближайшие же соседи стремились на основе общности религий выстроить более тесные и доверительные отношения с Киевской Русью. Таблица 1. «Сравнительная характеристика традиционных религий»      Иудаизм Термин «Иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, которое в конце XI в. до н.э. стало господствующим среди еврейских племен. Оно и стало ядром объединения племён и создания государства. Однако самостоятельное древнееврейское государство просуществовало недолго. Ассирийское нашествие 722г. и завоевание Вавилонским царством 586г до н.э. привели к полной потере независимости иудейского и Израильского царств. Множество евреев были уведены в плен в Вавилон. Позже завоевания и массовые депортации евреев привели к их расселению по всему свету. Под влиянием различных факторов продолжалось расселение евреев по Европе, Азии и Америке. Отсутствие государственности и вынужденное переселение евреи восприняли как наказание за неправедную жизнь, за несоблюдение 10 заповедей Моисея. Лишенные государства евреи не теряли надежды его возродить. Возрождение Великого государства Израиль ставилось в зависимость от духовного совершенствования народа, праведности его жизни в соответствии с иудаизмом. Таким образом, еврейский народ, подвергавшийся "особенным" испытаниям как бы становился богоизбранным. Поэтому евреи, эмигрировавшие в разные страны, не были полностью ассимилированы. Стремясь сохранить свою этнопринадлежность, они селились замкнутыми общинами, между которыми устанавливались прочные связи поддержки, общения. Так вот, стержнем этого феномена стал иудаизм, который сплотил евреев всего мира в их стремлении к возрождению государственности. Как вы знаете, сейчас существует государство Израиль. Оно появилось на политической карте мира совсем недавно – после 2-ой Мировой войны – и, несмотря на то, что существует много различных мнений по поводу справедливости "возрождения" Израиля, мы с вами можем сказать, что иудаизм в чем-то смог выполнить свою миссию. По результатам рассказа учителя организуется фронтальный опрос по пунктам таблицы. Особое затруднение могут вызвать два последних пункта (о месте личности и отношении к иноверцам в иудаизме). Их можно преодолеть с помощью следующего объяснения. Представьте себя на месте иудеев, поселившихся в чужой стране в окружении чуждой культуры. Консервация и замкнутость общины было лишь первым средством к выживанию. Но ведь это не было панацеей. Поэтому они очень активно начали перенимать достижения других культур и, более того, сами в чем-то давали толчок развитию хозяйства и науки в этих странах. Постоянно чувствуя конкуренцию, они стремились к совершенствованию. Почему иудаизм не был принят Владимиром? Мог ли он стать ядром для консолидации русского общества и укрепления государства? Иудаизм пропитан идеей богоизбраности еврейского народа, Русь же изначально была населена множеством народов с разной культурой и различным вероисповеданием. Кроме того, целью иудаизма была не поддержка центральной власти, а сохранение культурного самосознания евреев в условиях насильственного расселения. Именно эти причины легли в основу отказа Владимира иудейским посланникам. Домашнее задание: завершить заполнение таблицы самостоятельно пользуясь учебником (Гл. 2 § 2) Завершающий урок по данной теме призван не только уточнить и обобщить знания о роли религий спасения в становлении государства, но и определить характер взаимосвязи религии как фундамента цивилизации и социальных, экономических, политических процессов как неотъемлемой части общественного развития. Первые минуты необходимо посвятить проверке полученных на прошлом уроке знаний. • Назовите тему прошлого урока. • Что такое альтернатива? • Почему выбор веры (альтернатива) — религий спасения носит для России цивилизационный характер? • Почему цивилизационная альтернатива появляется на Руси именно в X в.? • Назовите особенности иудаизма как религии спасения и обоснуйте причины неприятия этой религии Владимиром. Следующая часть урока предполагает работу с уже изученным материалом, однако текст учебника не освещает часть существенных проблем курса и поэтому необходимо его дополнить. 5. Ислам: Прослушайте рассказ и сравните цели создания иудаизма и ислама. Подумайте, что привлекательного мог увидеть Владимир в исламе, а что обусловило отказ от этой религии. Ислам—одна из мировых религий, около 900 млн. человек из 135 стран являются его последователями. Это говорит о наличии особой мусульманской цивилизации. Учение зародилось в VIIв. на Аравийском полуострове, большая часть которого покрыта степями и пустынями, т.е. природные условия были достаточно скудными. У арабов существовало несколько племенных союзов, у которых были свои вожди, свои религиозные культы. Племена постоянно враждовали между собой. Согласитесь, достаточно схожая ситуация с положением в Киевской Руси IX-X вв. Однако, схожесть в политической сфере дополнялась полным различием в экономической сфере. Уже в VII в. у арабов существовала сильная социальная дифференциация: четко выделился слой благородной знати и богатого купечества, и появилось огромное количество рабов. Социальное неравенство сильно подогревало общество изнутри, рабы переставали повиноваться, появились первые упоминания о бунтах. Поэтому имущие слои нуждались в средстве сдерживания социальных конфликтов. Им и выступил Ислам, который оправдывал рабство. Он также послужил и средством объединения, так как запрещал междоусобные войны и порицал многобожие. Однако, объединение проходило не мирно или относительно мирно, как на Руси, а оружием. Это объяснялось борьбой с неверными—джихадом. После завершения объединения у молодого государства появилась ещё одна проблема—огромное количество бедняков-войнов, которые не могли осесть на аравийской земле вследствие её скудости. Поэтому начинаются завоевательные походы, а джихад становится одним из принципов ислама. В результате насильственной исламизации многие страны южного и восточного Средиземноморья приняли ислам в качестве государственной религии. Ислам проникал на территории других государств также используя экономические рычаги. Так восточный сосед Руси—Волжская Булгария являлась крайним северным пунктом арабской торговли. Благодаря влиянию арабов там уже с IX в. начал распространяться ислам, а в 922г. он был принят знатью. Решал ли ислам задачи, стоявшие перед Русью, которые не могло решить язычество? (здесь нужно обратиться к трём задачам: объединение государства и общества, укрепление власти князя и укрепление международного авторитета—их можно выписать на доску) В отличие от иудаизма ислам мог стать прочной основой государства. 6. Христианство: Христианство и ислам имели одни корни—иудаизм. Трудно сказать, насколько сильны заимствования между ними. Ведь и святые книги евреев писались не с чистого листа. Все три религии опираются на архаическую культуру. Вторая половина I в. до н.э., весь I в. н.э. были временем непрерывных выступлений разных народов против римского владычества. Все эти выступления безжалостно подавлялялись. Это привело к тому, что местные жители отказывались от активной борьбы, их борьба переходила во внутреннюю, пассивную стадию. Так появляются поверия о мессии, который сможет сокрушить захватчиков. В начале II в. возникают христианские общины в Малой Азии, Египте. Бедняки искали утешения от гнёта в рассказах о Боге, пострадавшем за них, они надеялись на справедливость, слушая рассказы о вечной жизни после смерти, о божьем суде над всеми притеснителями. Первоначально христианские общины находились под запретом и преследовались. Однако, со II-III в. положение менялось, христианство, создаваемое как учение бедняков, заинтересовало богачей и знать. Они сами стали проводниками этой религии и в IV в. она было признана государственной религией Римской империи. • В чем причина такой перемены? • Что объединяет ислам и христианство? • В чем они расходились коренным образом? • Почему имея общее происхождение, эти две религии так различны в оценке роли личности? Обратите внимание на методы их распространения. • Можно ли вывести особенность отношения к личности из особенности ареала распространения. На каких территориях распространялось христианство? Что было высшей ценностью в эпоху античности? • Какой принцип: тотального повиновение или свободы личности был более близок славянам? Христианство в большей степени, чем ислам соответствовало ценностным ориентациям славян. Кроме того, выбор византийского православия диктовался внешнеполитическими задачами. IV. Закрепление В начале урока мы с вами говорили о том, что выбор религии определяет дальнейшее развитие цивилизации. Однако, сегодня мы с вами выводили особенности религиозных учений из социально-экономических условий возникновения и  развития государства. Что же, всё-таки, первичнее для становления цивилизации: социально-экономические условия или религиозные учения?     

Приложение 2

Сравнительная характеристика традиционных религий

 

  Иудаизм Ислам Христианство
1. Место и время возникновения Ближний Восток II в. до н.э. Аравия VII в. н.э. Палестина I в. н.э.
2. Страна-носитель Хазарское Царство Волжская Булгария Византийская Империя
3. Отношение к государству Бог возвеличит еврейское государство, установит царство божье на земле—возникнет Великий Израиль. Огромная роль государства в жизни общества   Власть императора божественна, император-владыка всей земли. Централизованное государство.
4. Отношение к земной жизни Греховность человеческой жизни. 10 заповедей Моисея Иллюзорность жизни, спасение в общине. Греховность человеческой жизни.
5. Место личности. Совершенствование личности в процессе жизни. Тотальное повиновение личности интересам общества. Ориентация на личность, многое зависит от воли и выбора человека.
6. Отношение к иноверцам Соперничество с другими народами. Евреи—богоизбранный народ. Священная война с неверными. Христианский союз.

 

 

[А1]Ольга—посольство.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!