Основные направления современной социологии образования



 

Третий вопрос лекции: «Основные направления современной социологии образования»

 

Общепризнано, что одним из классиков мировой социологии является французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Он является также и классиком социологии образования, одним из ее основателей и теоретиков, внесшим значительный вклад в определение предметного поля и анализ центральных проблем этой отрасли социологического знания.

Интерес к проблематике образования был обусловлен в первую очередь многолетней педагогической деятельностью Дюркгейма. После окончания Высшей нормальной школы в Париже в 1892 г. он несколько лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» в Бордоском университете, а в 1902 г. возглавил в Сорбонне кафедру науки о воспитании, переименованную затем в кафедру «науки о воспитании и социологии».

Необходимо отметить, что в контексте всей концепции Дюркгейма воспитание трактуется очень широко, рассматривается как социальный институт и, по сути дела, включает в себя образование. Проблематика воспитания становится ядром предметного поля социологии образования Дюркгейма, дополняясь идеями социализации молодого поколения, поскольку она осуществляется, по мнению французского ученого, именно через образование. Еще в работе «Самоубийство» (1897) Дюркгейм рассматривает воспитание как образ и подобие общества: «Оно подражает ему, его воспроизводит, но не создает его. Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. Но оно портится вместе с ними и не может измениться собственной силой». И далее: «...воспитание может реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество».

В соответствии со своей общесоциологической концепцией Дюркгейм рассматривает образование и воспитание в тесной связи с потребностями социального развития, общественного разделения труда и достижения органической солидарности в обществе. Две стержневые методологические линии тесно переплетаются в исследовании Дюркгеймом образования и воспитания — институционализм и функционализм.

В первом случае образование и воспитание рассматриваются как социальные институты, что вполне понятно исходя из общего представления Дюркгейма о социологии как науки об «институтах, их генезисе и функционировании»1. Что касается функционализма, то он проявляется у Дюркгейма при рассмотрении образования и воспитания с точки зрения выполнения ими определенных функций в обществе. Главной среди них является направленность этих институтов на достижение социальной солидарности, обеспечение в обществе согласия, сплоченности, порядка.

Связь педагогики и социологии

Основная идея Э. Дюркгейма, определившая в значительной мере развитие социологии образования, — тесная связь педагогики и социологии, зависимость первой от второй. Во вступительной лекции курса, прочитанного им в Сорбонне в 1902 г. после назначения руководителем кафедры (текст лекции под названием «Педагогика и социология» был опубликован в январе 1903 г. в журнале «Метафизическое и моральное обозрение»), Дюркгейм говорил: «Я считаю как раз основой всякого теоретического построения в педагогике положение о том, что воспитание — явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки».

Воспитательные институты Дюркгейм сравнивает с социальными и приходит к выводу, что нет ни одного из первых, который нельзя было бы уподобить вторым. В качестве примера рассматривается школа, которая воспроизводит в уменьшенной форме и как бы сокращенно черты социального института. В школе существует дисциплина, так же как и в обществе. Правила, определяющие обязанности школьника, подобны правилам поведения взрослого человека. Наказания и поощрения, связанные с обязанностями школьников, сходны с аналогичными санкциями, применяемыми к взрослому человеку.

Для Дюркгейма школьная жизнь — это только зародыш социальной жизни. Раз последняя — лишь продолжение и развитие первой, то основные способы функционирования одной обнаруживаются в другой жизни. «Можно, стало быть, ожидать того, — считает Дюркгейм, — что социология, наука о социальных институтах, поможет нам понять, чем являются, или предположить, чем должны быть воспитательные институты. Чем лучше мы знаем общество, тем лучше мы сможем объяснить себе все, что происходит в том социальном микрокосме, каковым является школа».

Важным оказался подход Э. Дюркгейма к рассмотрению соотношения педагогических целей, средств (методов) и социальных состояний в обществе. Он рассматривает две крайние ориентации общества — на индивидуализм и коллективизм, характеризуемый им как жесткий конформизм. Если общество ориентируется в направлении индивидуализма, все воспитательные средства должны быть, по логике, отвергнутыми, поскольку каждое из них будет означать насилие над индивидом, непризнание его внутренней свободы. Если же, наоборот, общество почувствует необходимость навязать всем более жесткий конформизм, тогда все, что может вызвать интеллектуальную инициативу сверх меры, будет запрещаться.

Отсюда напрашивается вывод, который сам Дюркгейм не делает в работе: крайности одинаково нежелательны для общества и педагогики. Что касается умозаключения ученого, то оно кратко сводится к тому, что «следует всегда обращаться к исследованию общества; только в нем педагог может найти принципы своих теорий».

С этой центральной идеей всей концепции воспитания Э. Дюркгейма перекликается заключительный парафраз его «Педагогики и социологии». Дюркгейм говорит: «Глубокие трансформации, которые испытали или испытывают современные общества, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания.

Если бы не знать, что приводимые ниже рассуждения имели место в 1902 г., их вполне можно было бы счесть за сегодняшние, причем на том же, а может быть, даже на более высоком уровне актуальности.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!