В Западной Европе идеологи проявляли интерес к товарно-денежным отношениям.



           ЭКОНОМИЧЕСКИЕ взгляды на ВОСТОКЕ в эпоху Средневековья

Наиболее значимым идеологом был ИБН-ХАЛЬДУН (1332-2406) – арабский идеолог, живший на Севере Африки, где господствовал «азиатский способ производства». На основе исламской религии выдвинул концепцию «социальной физики», в которой проповедовал идеи:

- возвышенного отношения к труду (в отличие от рабовладения);

- порицание скупости и расточительства;

- понимание прогрессивных изменений в экономике, т.е. того, что к старым занятиям земледелию и скотоводству прибавились новые занятия – это ремесло и торговля;

- возможность приумножения национального богатства и достатка каждого человека только путём перехода к избыточному производству материальных благ;

- невозможность социального и имущественного равенства (а значит  вечность деления общества на сословия);

- деньги считал важнейшим элементом хозяйственной жизни;    

- развил тезис о проблеме достатка и недостатка, где достаток связан с размерами городов и степенью их заселённости (считал, что с ростом городов происходит их процветание, и расцвет города и общества реален лишь при снижении налогов).

- дал характеристику стоимости труда (т.е. зарплаты), утверждая, что её размер зависит от: количества труда; места труда; и потребностей людей в этом труда.

 

         ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

   В Западной Европе экономические взгляды испытали влияние канонистов. Своеобразие экономической мысли средневековья отразилось в учениях католицизма, которое оправдывает господство крепостничества и отстаивает его позиции с помощью церковных правил (так называемых канонов церкви). Однако экономические воззрения раннего канонизма отличались от воззрений позднего канонизма.

  Основоположником ранней школы канонистов был АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (353-430гг.). Ранние канонисты признавали угодными Богу только занятия земледелием и ремеслом, а торговля и ростовщичество, в целях получения прибыли категорически осуждались.

Представителем позднего канонизма является ФОМА АКВИНСКИЙ (1226-1274гг.) – автор сочинения «Сумма теологии» - был завершителем взглядов канонистов.

 Он рассматривает такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена», процент.

  С методологических позиций у Ф. АКВИНСКОГО нет расхождений с ранними канонистами, он использует такие же морально-этические методы для обоснования сути экономических явлений. Но в отличие от ранних канонистов, он использует ещё принцип «двойственности оценок», что позволяет диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления (т.е. экономической категории).

  Поэтому его работа имеет и схоластические суждения, и двойственные характеристики, благодаря чему его учения противоположны положениям Августина Блаженного. Например, с одной стороны, он осуждал ростовщичество, взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. С другой стороны, считал допустимыми денежные займы на содержание наемной армии и государственные нужды, считая взимание % в этом случае - компенсацией за риск потерять денежную ссуду. Поэтому он оправдывал широкомасштабные ростовщические операции католической церкви, утверждая, что они осуществляются из благородных побуждений.

   Другой пример, с одной стороны, он критикует получение торговой прибыли, с другой стороны - оправдывал торговую прибыль, указывая, что это обоснованная плата труда купца и возмещение его затрат за перевозку груза, организацию сбыта товара и готовность к риску. Также им оправдывалось получение феодалами земельной ренты, которую он считал стоимостью части продукта, полученной с земли собственника и которая окупала труд по управлению хозяйством.

К двойственным характеристикам Ф.АКВИНСКИЙ прибегает в поисках путей примирения и компромисса по многим взаимоисключающим теоретическим положениям, а именно - в период расцвета феодализма светские и духовные феодалы стали втягиваться в рыночное производство, цель которого получение прибылей и доходов, что ранее церковью категорически осуждалось, это приводило к противоречиям по многим вопросам.

       Ф.АКВИНСКИЙ учитывает реалии своего времени, он выступает за сохранение и неприкосновенность частной собственности, в которой видел основу хозяйства, естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Он по-своему объясняет социальное неравенство, считая общественное разделение труда естественным природным явлением, которое лежит в основе разделения общества на сословия. Он указывает, что люди рождаются разными по своей природе, исходя из естественных различий делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности «во имя спасения остальных».

Важное место в учении АКВИНСКОГО занимает теория «справедливой цены», идея которой была унаследована от античности. С одной стороны, он считает «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены. По его утверждению она должна отвечать 2-м требованиям:

 1) должна обеспечивать эквивалентность в соответствии с количеством «труда издержек»; в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, страховку на случай утрат товаров;

 2) должна обеспечивать пропитание участникам обмена по их социальному статусу, т.е. ремесленнику должна обеспечить один уровень благосостояния; церковнослужителю – уже другой; феодалу – третий; (это означает, что справедливая цена не может быть одинаковой для всех).

Деньги, он считает, возникают в результате договоренности, для удобства обмена, считал недопустимым порчу государством монет, но признавал за государством право установления номинальной ценности (т.е. не исключал возможности отклонения государства от номинальной стоимости денег). Он рекомендовал копить деньги (т.е. хранить денежный запас).

        

    Вопрос. РАННИЙ И ПОЗДНИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ (становление экономической науки)

 

    С 14 века в передовых странах Западной Европы происходит быстрое развитие рыночных отношений, в 15-16 вв. проходят Великие географические открытия, в результате чего торговля становится важнейшей отраслью экономики, и возрастает роль денег (как средства обращения). Теперь богатство отождествляется не с феодальными привилегиями, а с деньгами. И сила государства начинает измеряться его денежными ресурсами, а хозяйственная жизнь прямо зависеть от устойчивости денежного обращения. В это время шёл процесс первоначального накопления капитала, что приводило к разложению феодализма, при котором усиливалось влияние купеческого и ростовщического капитала. Таким образом, в эпоху позднего средневековья (15-16вв.) экономическая мысль стала оформляться в самостоятельную отрасль науки, и первой её школой стал меркантилизм.

     МЕРКАНТИЛИЗМ – это экономическая концепция, выражавшая экономическую политику государства в интересах торгового капитала. Концепция меркантилизма не оставалась неизменной, она развивалась и обогащалась, поэтому выделяют 2 этапа:

1) этап–ранний меркантилизм (с 15в. по серед.16в.), когда он не был ещё единой систематизированной теорией;

2)этап- поздний (развитой или зрелый) меркантилизм, соответствующий мануфактурной системе (с середины 16 в. по 17 век)

   РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ был связан с утверждением монетарной системы (т.е. монетаризмом), для которой характерна концепция денежного баланса. Монетарная политика была направленана накопление золота в национальном масштабе путем регулированияденежного обращения. Представителями раннего меркантилизма являются итальянцы - Б. Даванзатти, Г. Скаруффи, англичанин У. Стаффорд и др.

1) Наиболее полно выразил монетаризм Б. ДАВАНЗАТТИ в трактате «Чтение о монете» (1582 г.), где сравнивает монеты с кровью экономического организма, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность. Он считает, что как потеря крови ослабляет организм и ведёт к смерти, так и недостаток монеты в стране тормозит её развитие. И хотя Б. Даванзатти сделал вывод, что любое богатство предстаёт как обратимое в деньги, однако истинное богатство он всё же усматривал в полезных вещах и товарах, а не в деньгах и золоте.

2) Пример практического применения монетарной доктрины осуществила Англия, где купечество занимало более высокие позиции. Именно в Англии оформилась доктрина активного денежного баланса, представителем которой был УИЛЬЯМ СТАФФОРД, автор книги «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581г.).

  Денежный баланс у него – это сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра, а разность между ними обозначалась термином «сальдо». Если ввоз превышал вывоз, то сальдо положительное и баланс активный, в противном случае – сальдо отрицательное и баланс пассивный. Согласно концепции У. Стаффорда каждая страна должна стремиться к активному денежному балансу, т.к. это увеличивает национальное богатство Позже была разработана целая система административных мер, обеспечивающая жесткую регламентацию денежного обращения и внешней торговли. Для этого использовались следующие меры:  - порча государством монет;

                                                            - стимулирование добычи золота и серебра;  

                                                            - введение высоких ввозных пошлин;                         

                                                            - запрет вывоза драгоценных металлов за пределы государства;         

                                                            - установление высоких цен на экспортируемые товары;

                                                            - всестороннее ограничение импорта  и др.

  Но все эти меры не помогали. Провал экономической политики был закономерным, т.к. замкнутость национальной экономики и торможение движения капитала в условиях товарно-денежных отношений приводит лишь к экономическим потерям.        

 Поэтому к середине 16века происходит трансформация меркантилизма и начинается его второй этап зрелый (или поздний) меркантилизм, который представлял более развитую экономику и вызвал изменения в способах накопления богатств. Теперь интерес экономистов был перенесен из сферы денежного обращения в сферу товарного обмена, и концепция активного денежного баланса заменяется доктриной активного торгового баланса.

  Наиболее известным выразителем ЗРЕЛОГО МЕРКАНТЬИЛИЗМА является английский экономист ТОМАС МЕН (1571-1641), который в своих работах доказательно опроверг выгодность соблюдения денежного баланса не только для торговых компаний, но и для страны в целом. С его точки зрения увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом их вывоза, а за счет активной внешнеторговой политики, то есть за счет превышения стоимости экспорта над импортом. Кроме того, он указывал на выгодность вывоза денег (т.е. выгодность экспорта денежного капитала), поскольку деньги, затраченные на закупку в других странах товаров, возвращались в страну вместе со сбытом привезенных товаров, причем в больших размерах.

   В работах Т. МЕНА и других представителей зрелого меркантилизма внешняя торговля рассматривалась в качестве основного источника национального богатства, в котором они искали пути увеличения внешнеторговой прибыли, и таких рецептов оказалось два:

1) посредническая торговля; и 2) развитие экспортной промышленности. Так, в центре внимания меркантилистов оказывается производство, но только как средство увеличения внешнеторговых оборотов.

  Меркантилизм отличался по странам, поскольку зависел от уровня зрелости капиталистических отношений. Поэтому, в Англии зрелый меркантилизм был представлен трудами Т. МЕНА – классического представителя мануфактурной системы; во Франции были распространены идеи А. МОНКРЕТЬЕНА и Ж. КОЛЬБЕРА, в Италии концепцию торгового баланса развивал А. СЕРРА.

   Развитие меркантилизма в ИСПАНИИ задержалось на стадии монетаризма, в соответствии с которым поддерживалась строгая регламентация денежного обращения, строго преследовавшая вывоз золота и серебра.

   На эволюцию меркантилизма в ГЕРМАНИИ, кроме слабости капиталистического развития накладывала отпечаток ещё политическая раздробленность страны, поэтому мероприятия раннего меркантилизма здесь сочетались с экономической политикой, типичной для феодальных княжеств, которые лишь усугубляли в стране экономический хаос, порождённый раздробленностью.

   В ИТАЛИИ эволюция меркантилизма продвинулась дальше. Вслед за Б. ДАВАНЗАТТИ, появился труд ГАСПАРО СКАРУФФИ «рассуждение о монете» (1579г.), который представлял ещё ранний меркантилизм. Но появление «Краткого трактата» АНТОНИО СЕРРА ознаменовало стадию зрелого меркантилизма, для которого свойственная теория торгового баланса, в котором он подверг критике монетаризм и выступал за развитие ремесленного производства, поощрения развитие торговли, изобретательности населения и проведение благоприятной экономической политики правительства. Однако в ИТАЛИИ меркантилизм не дал существенных практических результатов из-за отсталости социально-экономического развития страны.

  Во Франции идеи меркантилизма в начале 17 в. представлял АНТУАН МОНКРЕТЬЕН (1575-1621), который первым ввел в оборот термин «политическая экономия». В своем трактате о «политической экономии» (1615г.) он искал пути увеличения денежного богатства, поэтому советовал активное вмешательство государства в экономику, развитие мануфактур, расширение внешней торговли и внешней экспансии.

Политика меркантилизма продолжалась во Франции и во второй половине 17 в., её проводил министрфинансов ЖАН БАТИСТ КОЛЬБЕР (1619-1683), отчего французский меркантилизм вошел в историю под названием кольбертизма. Протекционистские мероприятия Кольбера включали:

- установление высоких ввозных пошлин на импортные товары;

- строительство экспортных мануфактур за государственный счёт;

- привлечение иностранных специалистов;

- предоставление различных льгот мануфактуристам (а именно, освобождение от налогов, выдача льготных ссуд, снабжение дешёвой рабочей силой и др.)

    В РОССИИ  меркантилизм  отличался наибольшей спецификой. Несмотря на то, что концепции здесь не получили законного оформления и не определяли основного содержания русской экономической мысли, однако идеи меркантилизма нашли своё отражение в сочинениях А.Л. Ордын-Нащокина, Ю. Крижанича, И.Т Посошкова и оказали влияние на формирование экономической политики страны. Недостаток – это преимущественно аграрный характер экономики России в 17 веке, который ставил проблемы, не укладывавшиеся в концепции меркантилизма. Поэтому русская экономическая мысль выдвинула более широкую программу развития.

 

   ВЫВОД: главными чертами меркантилизма являются:

 1) богатство страны отождествлялось с золотом и серебром (как абсолютной его формой);

2) требование активного вмешательства государства в экономику (т.е. необходимость административных мер для притока в страну золота и серебра).

3) источником богатства считали внешнюю торговлю, поэтому заботились лишь об активном внешнеторговом балансе;

        Отличительными чертами раннего и позднего меркантилизма являлись:

- у монетаристов концепция «активного денежного баланса», главным ставившая деятельность государства;

- у поздних – «активного торгового баланса», где главной была частная деятельность купцов и торговых компаний и предпочтительнее считалось развитие экспортной промышленности, т. к. посредническая торговля считалась менее надежной.

              Недостатки меркантилизма:

  Заблуждение о возможности длительного поддержания активного сальдо без вредных последствий для экономики. Уже в середине 17 в. приток драгоценных металлов увеличивал внутренние цены и приводил к оттоку капитала из страны, что сводило на «нет» все выгоды от положительного баланса внешней торговли.

       


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!