Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

Лекция 1. История психологии как наука о закономерностях развития взглядов на психику

 

1. Предмет, и методы истории психологии. Основные этапы развития психологии и их краткая характеристика.

2. Направления зарубежной психологии:

2.1. Бихевиоризм

2.2. Гештальтпсихология.

2.3. Глубинная психология.

2.4. Гуманистическая и экзистенциальная психология

 

1. Предмет, и методы истории психологии. Основные этапы развития психологии и их краткая характеристика.

История психологии является комплексной дисциплиной, синтезирующей знания по отдельным областям и проблемам психологии. Предметом изучения истории психологии являются: закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса; анализ влияния других наук на процесс развития психологической мысли; анализ изменения методологического аппарата истории психологии. Предмет истории психологии -  закономерности формирования и развития взглядов на психику. 

Методами исследования истории психологии являются: историко-генетический, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период; историко-функциональный (анализ преемственности высказанных идей); биографический; метод систематизации психологических высказываний; метод категориального анализа (учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и др. детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей).

Этапы развития психологии:

1. Донаучный этап, закончившийся в YII –YI вв до н.э., т.е. до начала научных исследований психики. Предметом изучения являлась душа (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

 Демокрит - создатель атомистической модели мира считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель http://www.psychology.ru/whoswho/_Aristotle.stm считается основателем психологии, его трактат "О душе" - первое специальное психологическое сочинение. Душа неотделима от тела, является его формой. Выделил 3 души: растительную, животную и разумную.

Платон рассматривает душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. http://www.psychology.ru/whoswho/_Plato.stm

2. Философский период (YII век до н.э. – XIX век н.э.). В эпоху Возрождения предметом изучения становится сознание. Рене Декарт считается основоположником рационалистической философии, интро­спективная трактовка сознания Дж. Локка.

3. Период ассоциативной психологии (конец XYIII середина XIX века). Предмет изучения – познавательные процессы и поведение (Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж. Локк, Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли, Т.Браун, Дж.Милль Г.Эббингауз).

4. Период экспериментальной психологии (середина XIX – начало XX века). Предмет изучения – элементы психики, их взаимосвязь и законы. (В.Вундт, Ф.Брентано, И.М.Сеченов и др.).  

С имени немецкого психолога, физиолога и философа Вильгельма Вундта (1832-1920)начинается развитие психологии как экспериментальной науки. http://www.psychology.ru/whoswho/Wilhelm_Wundt.stm  В 1879 г. в Лейпциге Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. План формирования экспериментальной психологии Вундт изложил в «Лекциях о душе человека и животных» (1863), обозначив 2 направления исследования: анализ индивидуального сознания и «психологию народов». Использовал метод «строго контролируемой интроспекции».

5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-ые года XX века). Каждой школе был характерен свой предмет изучения: в структурализме (Э.Титченер) – элементы психики, в функционализме (Ф.Брентано, У.Джемс, Д.Дьюи, Г.Мид) – функции психики, в бихевиоризме (Дж.Уотсон) – поведение и т.д.

6. Дальнейшее развитие психологических школ в 40 -60ых годах XX века. Для вновь возникших направлений предметом изучения становится внутренняя сущность человека (гуманистическая и экзистенциальная психологии) и познавательные процессы и развитие интеллекта (генетическая и когнитивная психологии).

7. Современный этап развития психологии (60-ые годы XX века – до настоящего времени). Современный этап развития психологии (60-ые годы XX века – до настоящего времени). Характерна тенденция к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. Каждые 5 лет появляются новые отрасли психологического знания.

Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

Факторы: логика развития психологических знаний, социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого. Методологические принципы: принцип детерминизма (причинно-следственные отношения всех психических явлений), принцип системности (описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического), принцип развития.

2. Направления зарубежной психологии.

2.1. Бихевиоризм (от английского слова behavior— поведение), программу которого провозгласил в 1913 г. американский исследователь Джон Уотсон (1878—1958). http://imp.rudn.ru/psychology/age_psychology/biograf45.html Бихевиоризм складывался как научно–исследовательское направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т. п., не могут считаться научными; все они — продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны, наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

 «Поток сознания мы заменяем потоком активности», — объявил Д. Уотсон (адресуясь таким образом к теории «потока сознания» У. Джеймса). Он провозгласил следующие задачи бихевиоризма: объяснять поведение человека, предсказывать поведение человека, формировать поведение человека. Укажем, что на формирование идей бихевиоризма сильное влияние оказала русская физиология, и И.П.Павлова, чьи представления о формировании условного рефлекса получили в бихевиоризме название «классическое обусловливание».

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S–R, в соответствии с которой воздействие, то есть стимул (S) порождает ответное поведение организма, то есть реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма характер реакции определяется только стимулом. Эта схема распространима и на животных, и на человека.

Вот, например, как описывает Уотсон формирование реакции страха у 11–месячного мальчика. Ребенку показывают белую крысу, до того он с крысами не сталкивался. При этом никакой негативной реакции («реакции избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы сопровождается резким звуком (у детей отмечена врожденная негативная реакция на резкие дисгармоничные звуки), то есть осуществляется подкрепление. После ряда проб оба стимула ассоциируются, и ребенок начинает демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, то есть у него сформировалась реакция на данный стимул. При этом ребенок аналогичную реакцию демонстрирует на появление не только крысы, но и сходных с ней объектов (например, меховой воротник). Это явление бихевиористы называют генерализацией, то есть обобщением. Аналогично, с позиций уотсоновского бихевиоризма, происходит формирование поведенческих навыков и в других ситуациях.

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990), в его терминологии используется понятие «оперантное научение». (Биографический очерк http://www.skinner.psy4.ru/bio.htm )Предполагается, что, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют организмом. Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (то есть положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого правильно сделанного шага.

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60–е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»). Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры (р. 1925).

Испытуемым (три группы 4–летних детей) показывали специально отснятый фильм, в котором взрослый человек избивал куклу; начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае другой взрослый «героя» хвалил, в другом — порицал, в третьем реагировал нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой».

Итак: бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его приложения (в отношении человека) — педагогика, психотерапия; в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных.

2.2. Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология связана с именами германских исследователей Макса Вертгеймера (1880—1943), Курта Коффки (1886—1941) и Вольфганга Келера (1887—1967) http://www.psychology.ru/whoswho/Max_Wertheimer.stm, http://www.psychology.ru/whoswho/Wolfgang_Kohler.stm . Термин гештальт, не имеющий однозначного перевода с немецкого, в качестве ближайших эквивалентов имеет «целостный образ», «форма», «структура». Восприятие не сводится к сумме ощущений. В восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона — как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона — важнейшие для гештальтпсихологии). К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении так называемых двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструктурирование» образа).

Так, классическим является открытый Максом Вертгеймером так называемый фифеномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве.

ФИ-ФЕНОМЕН http://expsy.spbu.ru/e05fi-fenomen.htm

В опытах Вертгеймера два одинаковых объекта (отрезка), находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и затемнялись, то есть «загорались» и «угасали». Оказалось, что при уменьшении временных интервалов между «вспышками» человек видит не два последовательно загорающихся и гаснущих объекта, а один отрезок, перемещающийся и возвращающийся в исходное положение. Германский (позже — американский) психолог Курт Левин (1890—1947) вошел в историю науки как автор так называемой «теории поля».

Курт Левин – психолог, родился 9 сентября 1890 в Пруссии в еврейской семье среднего класса. В 15 лет уехал в Берлин, там же закончил гимназию. В 1909 году начал обучаться в Берлинском университете на факультете медицины, но перевелся в Мюнхенский университет на факультет биологии. Позднее он все же получил докторскую степень в Берлинском университете. Будучи студентом, он первым заинтересовался гештальтпсихологией. В 1914 году Курт Левин добровольно ушел в армию, где получил ранение в бою. После войны в 1921 году он читал лекции по философии и психологии в Берлинском университете. В 1930 году руководство Стэнфордского университета предложило ему работу профессора. В итоге, Левин переехал в США, где работал в университете штата Айова до 1944 года.

Вслед за гештальтпсихологами Левин полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт. Понятие «поле» связывается Левином с системой объектов–побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено (аналог физического поля; как и гештальтисты, Левин утверждал тождество физических и психологических закономерностей), когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу.

Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд как бы «притягивает» нас (в терминах Левина имеет положительную валентность), но, удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес.

Ситуация, в которой поведение человека определяется объектами поля, называется «полевое поведение».

2.3. Глубинная психология.

Одним из наиболее важных для развития современной психологии

направлений явился психоанализ.

В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939). (Зигмунд Фрейд и психоанализ http://www.skinner.psy4.ru/bio.htm) Возникнув как метод лечения неврозов, психоанализ затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии — в одно из важных направлений философии XX в.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде. Например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.

З. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений — стремления к жизни и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.

В психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством (то есть сферой преимущественно познавательной), но стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни, во многом детерминированной бессознательным.

Фрейдовский психоанализ оказал грандиозное влияние на искусство: оно проявляется — иногда вполне непосредственно, через перенос символов — в фильмах Ф. Феллини и И. Бергмана, прозе А. Мердок, живописи С. Дали и др.

Фрейд не пользовался в работе экспериментальным методом, основные психоаналитические положения вообще очень трудно поддаются экспериментальной проверке, что вызывает нарекания со стороны академически ориентированных психологов.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К. Г. Юнг. Соотносясь с психоанализом в признании бессознательного — эти теории стали оригинальными направлениями психологической мысли, серьезно повлиявшими на современную психологию.

Направление, основанное австрийским психологом Альфредом Адлером (1870—1937) (Альфред Адлер и индивидуальная психология http://www.skinner.psy4.ru/bio.htm ) называется «Индивидуальная психология»; название подчеркивает отношение к каждому человеку как к неповторимой индивидуальности; человек движим своими целями в присущем именно этому человеку «жизненном стиле». Центральной идеей Адлера является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

Совершенно особую мировоззренческую систему предложил швейцарский психолог, врач и философ Карл Густав Юнг (1875—1961) — автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием Фрейда. (Карл Густав Юнг и аналитическая психология http://www.skinner.psy4.ru/bio.htm) Основы теории Юнга, называемой «Аналитическая психология» — учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и представляет содержания, им вытесняемые (речь идет примерно о том же, что относил к сфере бессознательного Фрейд), то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества, передаваемый наследственно.

Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы — первоформы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов; усмотреть непосредственно их невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии: Юнг обратил внимание на то, что в мифах разных народов, в том числе не общавшихся между собой, присутствуют одинаковые образы — Матери–Земли, Дитя, Воина, Бога, рождения и смерти и т. д. Они, полагал Юнг, и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим «образцам», взаимодействующим с содержаниями индивидуального бессознательного и сознания.

Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация — процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Важнейшие из открываемых инстанций, воплощающих в различной степени взаимодействующие структуры коллективного и личного бессознательного — «Тень» (своего рода антипод «Я», то есть знания о себе), «Анимус» и «Анима» (мужское начало и женское начало; по Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты — сила, логицизм, агрессивность и т. п. — и типично женские — нежность, эстетизм, заботливость; помимо того, что есть генетические различия, «культурный стереотип» ориентирует на развитие лишь одной стороны); центральным же является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе; эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно — ибо, по Юнгу, душа бессмертна.

Другие выдающиеся представители глубинной психологии К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен.

Итак: в психоанализе и связанных с ним направлениях разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения; области его приложения — прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего — семейное.

2.4. Гуманистическая и экзистенциальная психологии

Гуманистическая психология обозначила себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

 ‎Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970). http://www.psychology.ru/whoswho/Abraham_Maslow.stm  В центре гуманистической психологии — понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

«Сердце» концепции Маслоу — его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что так называемые «базальные» потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням.

Роджерс К. http://rogers.hpsy.ru/

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в том числе среди практиков — терапевтов и педагогов) — Карла Роджерса (1902—1987), теоретические взгляды которого формировались по мере совершенствования практической работы. Для него, в отличие от Маслоу, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла (1905—1997), основателя 3–й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название логотерапия, то есть терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл.) В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!