Понятие и сущность продюсирования

История арт-менеджмента в России

Возникший в постперестроечный период арт-менеджмент в России соединил накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей.

Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства.

Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму.

Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др.
Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ.

Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы «Beatles» и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название «молодежная музыка». Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой «магнитофонной культуры» создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России.

С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям.

Результат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение «Росконцерта» и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, появление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение «двойников» известных коллективов и отдельных исполнителей.

Сегодня в России происходит переосмысление традиционного понимания менеджмента культуры как исключительно деятельности руководителей культурных организаций по продвижению их к поставленной цели наиболее эффективным способом. Сегодня под «арт-менеджментом» понимается не управление учреждениями культуры, а сознательная деятельность, направленная на регулирование процессов в этой сфере и оказание влияния на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющие общества. Арт-менеджмент представляют как новое пространство для распространения теории и практики управления организацией сферы культуры.

Однако большинство творческих работников отрицают любое администрирование, и это ведет к тому, что управленческая деятельность в искусстве подменяется этическими и идеологическими мотивами, что отрицательно сказывается на результатах деятельности организаций культуры в условиях рынка. Новая парадигма менеджмента ХХ1 в. определила появление таких направлений в менеджменте, как «Стратегический менеджмент»,«Менеджмент персонала», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент бизнес-процессов», «Кросс-культурный менеджмент», «Проектный менеджмент».

 

Понятие и сущность продюсирования

Понятие «продюсирование» (от английского produce — производить, создавать) как вид предпринимательской деятельности в области кинопроизводства, которая осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Распространение этого понятия на постановку спектаклей, мюзиклов, театральных представлений.

Продюсерская деятельность - вид предпринимательской деятельности в сфере шоу-бизнеса, основанный на создании и реализации творческой продукции (проектов).

Продюсерская деятельность предусматривает возможности по подготовке специфических услуг и их реализацию на культурном рынке. В современных условиях продюсерская фирма как хозяйствующий субъект сама решает организационные, социальные, экономические задачи.

Продюсер главная фигура в шоу - бизнесе, контролирующая проект на всех его стадиях. Он формирует команду, отвечает за финансирование, сроки производства.

Понятие «продюсирование» подразумевает создание и продвижение определенного продукта в индустрии развлечений. К таким продуктам относятся теле- и радиопрограммы, концерты, шоу, спектакли, кино, музыкальные проекты и многое другое, реализация которых должна быть прибыльной для производителя этой продукции. 

К профессиональным навыкам продюсера можно отнести: предвидение, риск, требовательность, настойчивость, целеустремленность, мобильность, пунктуальность, энергичность, трудолюбие, коммуникабельность,  убеждение, вдохновение.

Продюсер в своей деятельности выступает в нескольких аспектах:

1. Продюсер как предприниматель, осуществляющий творческий и производственный процесс, финансирование проекта, являющийся распорядителем кредитов.

2. Продюсер как специалист, обеспечивающий руководство наймом творческого и технического персонала, обеспечивающий контроль за исполнением проекта, коррекцию его на всех стадиях создания художественной продукции.

3. Продюсер как соавтор, имеющий право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д.

Для успешного функционирования продюсерской деятельности необходимы определенные условия. К условиям продюсерской деятельности относятся:

- экономические: предложение творческой продукции и спрос на неё, виды товаров, которые могут быть выведены на рынок: компакт- диски, кассеты, печатная продукция и т.д., объёмы денежных средств, которые они могут вложить в создание продукта;

- социальные: стремление потенциальной аудитории посещать мероприятия, отвечающие определённым вкусам и моде.

В ходе работы продюсер выполняет ряд задач, среди которых:

- маркетинговая - изучение интересов и потребностей потенциальной аудитории, стимулирование продвижения продукта на рынок, учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя;

- коммерческая - установление контакта с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации, проведение переговоров, согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности;

- промоутерская - принятие ответственности за функционирование исполнителя, группы, реализации дисков, кассет, аппаратуры, инструментов и другой продукции;

- инвестиционная – привлечение финансовых средств к разработке проекта.

Функции продюсирования:

- организационно-творческая, умение наладить творческий процесс, работу творческих специалистов по созданию проектов;

- организационно-финансовая, к этой функции относится привлечение финансовых потоков, составление бизнес-планов, бюджетной составляющей проекта, ведение финансово-хозяйственной деятельности;

- организационно-хозяйственная, сюда относится деятельность по подбору помещений, залов, концертных площадок, офисных помещений, музыкальных студий приобретение музыкального оборудования, оргтехники и других средств в работе над проектом;

- организационно-производственная, умение наладить конвейерную деятельность по созданию «продуктов» и услуг в сфере шоу-бизнеса.

В России продюсерская деятельность развивается по направлениям:

1. Музыкальное продюсирование. Работа с музыкальными сольными и групповыми проектами.

2. Продюсирование концертных программ, конкурсов и фестивалей.

3. Телевизионное продюсирование.

4. Театральное продюсирование.

5. Продюсер, осуществляющий свою деятельность в киноиндустрии.

6. Продюсирование компьютерных игр.

Список литературы:

1. Новикова, Г. Н. Технологии арт-менеджмента : учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Москва : МГУКИ, 2006.

2. Арт-менеджмен : учебное пособие / сост. И. В. Кузнецова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2009. – 168 с.

3. Арт-менеджмент : учеб. программа для студентов спец. 07.14.01. «Социально-культурная деятельность» / сост. И. В. Кузнецова. – Тюмень : РИЦ ТГИИК, 2006.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!