Достоинства и недостатки мозаичного плетения



Техники плетения

Объёмное параллельное плетение

В основе тот же принцип встречного пропускания сквозь каждый ряд двух рабочих нитей. Но при создании объёмных конструкций параллельные ряды бисера – это не обязательно прямые отрезки. Параллелям придаётся нужный изгиб, они укладываются в разные плоскости.

Круговое (французское) плетение

В основе этой появившейся во Франции техники создания цветочных композиций тоже ряды из бисерных низок разной длины. Но ряды эти в большинстве своём дугообразны. Созданные с помощью такой техники изделия всегда имеют в той или иной степени округлую форму. Хотя и не без изящных заострений, например, на кончиках листьев или продолговатых лепестков. И ещё одна важная особенность. Мягкие основы для такого плетения не используются. Для круговых плетений годится лишь проволока.

Сама техника позаимствовала принцип у плетения корзин, при котором последовательно оплетаются оси каркаса. Так и в круговой технике создание любой величины элемента начинается с остевой снизки.

 

На проволоку набирается нужное число бисерин. Они закрепляются с двух сторон обвитием вокруг оси основы. При этом один конец основы становится тупиковой петлёй, а второй – рабочей нитью. В дальнейшем на неё последовательно набирается каждый последующий ряд – дуга, которая завершается всегда обвитием вокруг центральной оси для фиксации в нужном положении. Затем нанизывается вторая уже большей длины, которая закрепляется тем же способом. И так до получения нужной формы и величины элемента.

Величина детали варьируется количеством бисерин, а форма крутизной изгиба дуг и величиной угла под которым они располагаются по отношению к центральной оси. Рисунок так же создаётся внутри конструкции посредством использования бисера разных цветов. Полученные таким способом отдельные элементы собирают воедино той же проволокой.

В усложненном варианте плетение возможно вести не вокруг одной, а сразу вокруг нескольких осей, последовательно закрепляя дуги одной рабочей нитью вокруг каждой из них и получая объёмные детали. Вспоминаем корзины. Вспомнили? Вот примерно так же плетётся и чашелистик.

Изначально техника была сугубо флористической. Француженки мастерили отдельные соцветия, украшающие корсажи платьев и огромные неувядающие букеты для интерьеров. Сейчас французским плетением создаются не только цветочные, но и абстрактные композиции, венчающие заколки, броши, шкатулки и т.д.

Монастырское плетение

В основе этого плетения уже не низка, а крест. Фигура из четырёх бисерин и дала название технике. Хотя есть мнения, что первыми технику изобрели монахи, украшая церковную утварь и культовые облачения.

Плетение ведётся на двух рабочих нитях (возможно и на одной, но без навыка тяжелей). То есть начинается с протянутой к центру отрезка основы и закреплённой на нём встречным обвитием стоп-бусины. Помимо упомянутых выше сплетённых крестиками цепочек, тем же способом плетутся полотна и объёмные тела.

 

Правда, тут уже со второго ряда переходят к принципу мозаичного плетения, о котором речь пойдёт дальше. Пока лишь скажем, что по бисеринке подплетается между каждой парой выступающих от предыдущего крестового ряда.

Полотно выходит сетчатым, а не сплошным. Ячейки сетки возможно увеличивать, используя бисер большего размера или нанизывая на каждый из четырёх элементов креста сразу по две бисеринки.

Так же техника позволяет оставлять пустоты в плетении, получая крупные ячейки сетки среди мелких.

Сетчатая воздушность – одно из достоинств монастырских плетений. Она требует меньше бисера, чем плотные полотна. Готовые изделия и схемы легко масштабируются (подсчитать необходимое увеличение или уменьшение по крестам – проще, чем по маленьким отдельным бисеринкам). Легко комбинируется монастырское плетение и с другими техниками.

При монастырском плетении возможно использовать мягкие, упругие и жесткие основы (нить, леска, проволока). К тому же в нём меньше видно дефекты калибровки. В плотных плетениях погрешности величины бисера сильней заметны. А вот стеклярус и рубка с острыми режущими краями для этой техники категорически противопоказаны. Бусины располагаются перпендикулярно нити основы и перерезают её много быстрей, чем нанизанные вдоль. Восстановить повреждённое изделие почти невозможно – рассыпается при повреждении основы оно моментально.

Мозаичное плетение

Пейот (от англ. Peyote Stitch), мозаичный стежок, тыквенный стежок (от англ. Gourd Stitch) – всё это названия одной и той же, но всемирно известной техники бисероплетения.

Изобретением плотного, располагающего бисеринки в шахматном порядке, плетения рукодельное человечество обязано коренному населению Америки – индейцам. Пейот – почитаемый ими с древности священный кактус. Покрывала для ритуальных поклонений культовому растению индейские племена ткали из бисера. Великолепие их не осталось незамеченным. Способ плетения переняли столь же неравнодушные к культовым бисерным изделиям африканские аборигены. Падкие на экзотику купцы-мореплаватели развезли плетёные дикарями вещицы по всему Свету. А уж умельцев, способных разобраться в хитросплетениях мелких бусин и приспособить мозаичную технику под практические и эстетические нужды цивилизации на всех континентах сыскалось немало.

Сегодня мозаикой плетут и украшают элементы туалета, личные и интерьерные аксессуары, бижутерию, сувениры – универсальная техника позволяет создавать плоские и объёмные элементы всех назначений и величин: болеро и жилеты, сумочки и пояса, бижутерные жгуты и оплетку кабошонов, фигурки людей и животных и т.д.

Достоинства и недостатки мозаичного плетения

Плотное эластичное, почти как ткань, полотно с чётким рисунком, в сочетании с равномерностью, точностью и математической предсказуемостью его структуры – вот неоспоримые достоинства мозаичного способа плетения. К ним же относится эстетичная изнанка (её по сути нет, изделие выглядит привлекательно с обеих сторон).

Прочность изделия (при условии качественной основы) тоже отменная. Бисеринки получают минимум двойной крепёж, потому даже при разрыве одной из нитей не рассыпаются дождём сразу на большом участке. А пострадавший участок при наличии навыка нетрудно восстановить, заменяя повреждённые или утерянные бусинки.

К недостаткам можно отнести повышенные требования к качеству материала: бисер должен быть хорошо откалиброван. Малейшие отклонения от размерного стандарта сказываются на опрятности плетения и внешнем виде изделия. Оно и понятно. Положите несколько кривых бисеринок в отдалении друг от друга и кривизна их перестанет быть очевидной. Но стоит попытаться расположить их ровнями рядами в непосредственной близости друг от друга (а плетение мозаикой подразумевает именно это), как сразу же заметите, что ряды не так уж и прямы, а рисунок не так уж точен.

Наиболее приемлемым для пейота бисером мастера считают японский: безупречной формы, точно совпадающий по величине и, увы, дорогой. Позволить такую роскошь себе могут не все. Плетут мозаику из чешского и даже из китайского бисера. Но тут уж без ручной калибровки и процента выбракованных, совершенно непригодных для плетения бисерин не обойтись. К тому же, техника предполагает неоднократное пропускание нити основы сквозь отверстие одной и той же бисеринки. Японский бисер это учитывает, делая процесс плетения максимально простым, под остальные приходится приспосабливаться.

Большой расход бисера – это тоже существенный недостаток. Плетение плотное, потому обойтись малым количеством при солидной величине изделия никак не удастся.

Неудобство представляет и смещение при построении цветового рисунка – трудность с которой сталкиваются новички плетения, не учитывающие, что бисеринки сдвигаются в каждом ряду на один диагональный шаг.

Следующий минус – небольшая скорость плетения. Низать длинными рядами много быстрей. При мозаике же, внимание приходится уделять каждой бисеринке в отдельности, проходя сквозь неё рабочей нитью минимум дважды и равномерно затягивая основу, чтобы бисерника улеглась точно на своё место без излишней стянутости полотна, но и без его провисания или ненужных пустот.

Еще одним условным недостатком техники пейот новички считают сложность. Но хоть этот вид плетения никак нельзя отнести к самым простым, стоит лишь понять его основные принципы, а их не так уж много, как всё остальное оказывается элементарным. Внимательность, усидчивость, подходящий бисер в нужном количестве, а больше ничего и не требуется.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!