Обычное право скифов и сарматов

Общественные отношения между скифами и сарматами

Первые общества, отношения внутри которых реконструируются по источникам, - скифы и сарматы.

Скифы - ираноязычные племена, они появились в Донском регионе в VIII в.

до н.э. На протяжении двух столетий, до VI в, до н.э., отмечалась военно - политическая активность скифов. В это время они совершили несколько удачных набегов в Закавказье и на Ближний Восток, адаптируясь к достижениям ближневосточной и урартийской цивилизаций. Период доминирования скифской культуры на территории от Днепра до Закавказья (VI - III вв. до н.э.) совпадает со временем формирования скифского протогосударства. Скифские протогосударства были примитивными и неустойчивыми образованиями. В Скифии VI - III вв. до н.э. оставались элементы рабовладельческого строя со значительными пережитками военной демократии, общественный строй  так же был примитивным.

По типу хозяйства здесь реконструируется полукочевое протогосударство, вместе с тем отмечалась переход от кочевого образа жизни к оседлости..

Скифское сообщество состояло из трех крупных межплеменных союзов: царские скифы, скифы - скотоводы и скифы - земледельцы. Царские скифы занимали привилегированное положение, что закреплялось обычным правом. Царские скифы обладали правом патриархального рабовладения сбора дани с других скифских племен.Скифские цари составляли корпоративное, замкнутое сообщество, верховная власть в государстве редко передавалась по наследству, а приобреталась на выборах знати.

Скифы - земледельцы и скифы - скотоводы расслаивались на четыре общественные группы: воины, жрецы, простые общинники и рабы. Достаточно многочисленной группой в обществе были воины, а большинство зафиксированных современниками норм относилось к военным обычаям скифов - прообразу воинского устава. Субординация в войске зависела от личностных качеств воина. Проявившие доблесть имели преимущества при ежегодном перераспределении земель, при делении военной добычи и отправлении религиозных обрядов. В собственности скифских воинов были рабы из числа военнопленных, поскольку общество было патриархальным, члены семьи также были в полной власти главы семьи - воина.

Жрецы у скифов составляли отдельное сословие. Выделялось две категории жрецов: царские прорицатели и монахи - отшельники. Категория царских прорицателей обладала правом суда, следовательно, эти жрецы были носителями норм обычного права. Монахи - отшельники отправляли обряды различным богам. Наиболее почитаемыми в скифском обществе были служители культа Ареса - этому богу войны воздвигались алтари и храмы.

       Скифы - земледельцы и скифы - скотоводы находились в зависимом положении, выплачивали дань, поставляли для царских скифов рабов и наложниц. Основной единицей общества была патриархальная семья. Единоличным хозяином в семье был муж. Жена и дети находились под его властью. Хозяйственной единицей в семье или общине кочевника была повозка , у земледельцев такой единицей служил двор. Скифские семьи были большими и объединялись в родовые или соседские общины: у скотоводов отмечаются таборы, а у земледельцев и рыбаков поселения. Как земледельцы, так и скотоводы различались по имущественным признакам.  

Рабы в скифском обществе подразделялись на патриархальных (скифского происхождения) и военнопленных. Обычай патриархального рабства позволял знати выбирать себе слуг и наложниц из числа простых общинников. Рабы скифского происхождения были неотчуждаемой собственностью, поскольку не передавались по наследству, а убивались после смерти хозяина. Военнопленные рабы продавались грекам. Однако значительного распространения институт рабства у скифов не получил. По свидетельству Геродота, антагонистические отношения между рабами и рабовладельцами привели в vb. до н.э. к восстанию, которое было с трудом подавлено, численность рабов при этом сократилась. Во избежание повторения восстаний, скифы стали увечить (ослеплять) своих рабов, что ограничивало сферу применений рабского труда. Развитию рабства не способствовали также географические и климатические особенности региона. Кроме того, Скифское государство не имело развитой инфраструктуры и соответствующих институтов принуждения. В отличие от Греции или Рима местному рабу было легче скрыться в бескрайних степях, добраться до родного племени , да и применение рабского труда в условиях кочевий или длительных зимовок весьма затруднительно. При таких условиях рабов было выгодней продавать, чем использовать их труд в хозяйстве. Следовательно, рабовладение у скифов не привело к классическому рабству, характерному для греческого античного общества.

Сарматы - собирательное название ираноязычных этносов. Время сарматского господства в Подонье и на Северном Кавказе началось в III в. до н.э., когда кочевники саврома победили родственных им скифов. Сарматское общество в конце I тыс. до н.э. было матриархальным. Сарматский матриархат отражен в легендах о родственных сарматам воинственных амазонках. Конечно, племена не могли формироваться по половому признаку, но в войске сарматов были и женщины. Археологи фиксируют в захоронениях сарматских женщин богатый  инвентарь, в частности, оружие. Объяснение существования амазонок вполне логично, если учитывать, что в кочевом первобытном войске высоко значение каждого воина, независимо от возраста или пола.

Уровень развития сарматского общества характеризуется военной демократией, сарматы придерживались межплеменного союза, внутри которого шла постоянная борьба за лидерство. Несмотря на достаточно примитивное общественное устройство сарматы численностью и военным мастерством смогли подчинить себе многие народы античного Подонья и Северного Кавказа.

Имущественное неравенство в сарматском обществе усилилось в начале I тыс. н.э. В это время матриархальные отношения уступают место патриархату, лидерство в сарматском обществе переходит племенному союзу алан. В античную эпоху аланы были преимущественно кочевниками. Незадолго до "великого переселения народов" они переходили к оседлости и формировали собственное протогосударство.

Формирование скифской государственности.

В причерноморских степях скифские кочевники появились в VII в. до н.э., вытеснив киммерийцев, земледельческое население оказалось под властью скифов. Как кочевники скифы, так и местное население, оказавшееся под властью скифов, проживало в условиях родоплеменного догосударственного строя. Завоевание и освоение обширных степных просторов скифами хронологически совпало с начавшейся колонизацией древними греками в кон. VII – VI вв. до н.э. Северного Причерноморья и основанием постоянных поселений, вскоре превратившихся в благоустроенные города. В V в. до н.э., по словам Геродота и данным археологии, процесс скифо-греческих взаимодействий принял устойчивый характер. Скифы, как определенное культурно-социальное объединение, существовали около 10 столетий, пройдя большой путь формирования государственности: от стойких родовых отношений, через этап военной демократии к раннему государству как оформившемуся цивилизационному институту. На этом пути можно выделить три больших этапа: 1 этап. VII – VI вв. до н.э. отмечен разложением родовых учреждений и появление первых ростков государственности; 2 этап. V – IV вв. до н.э. связан с формированием некоторых ранних форм государственности; 3 этап. III в. до н.э. – III в. н.э. -оформление скифской государственности как особой формы кочевого государства. И на каждом этапе на формирование скифской государственности оказывало мощное воздействие высокоразвитых греческих полисов Причерноморья. На первом этапе контакты скифов с греками носили эпизодический характер. Скифы пришли в непосредственное соприкосновение с греками в Крыму, на Таманском полуострове, в районе Ольвии. Отдельные представители скифской элиты, как Анахарсис, царь Скилл охотно посещали греческие города и полюбили греческие обычаи. Устанавливаются некоторые торговые и культурные связи. Греческие писатели уже хорошо знают скифские обычаи описанные Геродотом. Процесс взаимодействия культур резко усилился и принял устойчивый характер с середины V в. до н.э. Устанавливаются достаточно тесные экономические связи скифов с причерноморскими городами: хлеб, кожа, рабы из Скифии идут к грекам, греческое ювелиры производят на заказ сосуды и украшения. Скифы проникают на территорию ряда греческих городов – Ольвии (так называемые эллино-скифы или миксэллины Геродота). В Скифию широким потоком идет греческое вино и оливковое масло. Многие знатные скифы оседают на территории Боспора и вливаются в состав боспорской знати. Влияние скифов на Боспоре настолько велико, что Боспор иногда называют греко-скифским царством. Исследования археологов показали, что греческие вещи находят на территории практически всей современной Украины. Показателем зрелости скифского производства является основание главного города степных скифов, так называемого Каменского городища где скифские металлурги, используя опыт греческих мастеров, создавали свои ремесленные изделия. Социальная дифференциация в скифском обществе достигла высокого уровня. Торговля с греками обогащала скифскую знать, рабство стало распространенным явлением, причем значительная часть порабощаемого населения продавалась не только в причерноморские города, но даже в Афины. В V-III вв. до н.э. был создан социально-экономический фундамент, на котором началось формирование скифской государственности. Оно выразилось в превращении власти вождей рыхлого племенного союза в царскую власть, передаваемую по наследству, превращении власти региональных племенных вождей в подчиненных царю местных правителей, т.е. политическому объединению скифов, проведению государственной внешней политики. Именно такой стала Скифия при знаменитом царе Атее. Однако это была еще ранняя государственность, с пережитками племенной военной демократии. Более явственно основные признаки государства как цивилизованного фундаментального института сложились у скифов в III в. до н.э., во время последнего этапа скифского владычества в степном Причерноморье продолжавшегося до III в. н.э. Этот процесс определялся тремя важнейшими факторами: внутренним развитием самого скифского общества, взаимодействием с греческими городами-государствами (с усвоением их государственного опыта) и внешним воздействием (вторжение воинственных сарматов на территорию степной Скифии). Особое значение имел фактор сарматского вторжения. Сарматы частично уничтожили, частично оттеснили скифов в Крым и в нижнем Приднепровье. Именно здесь возникло Поздне-скифское царство, которое может быть однозначно определено как «зрелая государственность». Оно смогло выстоять в течении шести столетий как против могущественных сарматов, вытеснивших их из причерноморских степей, так и против агрессии греческих приморских городов-государств, включая сильное Боспорского царство и даже могущественный Рим.

Обычное право скифов и сарматов

Правовые обычаи относятся к социальным нормам догосударственного и раннегосударственного периодов и являются правовой системой.

Формирование скифской государственности, тесные политические и экономические контакты с древнегреческой цивилизацией взаимосвязаны с зарождением и развитием норм гражданского права. Вместе с тем развитие права обусловливалось особенностями кочевого общества. Скифы подразделяли имущество на движимое и недвижимое. Частная собственность скифов распространялась на движимое имущество, предметом которого выступали скот, оружие, украшения, инвентарь. Рабы также были в частной собственности, однако право распоряжения рабами скифского происхождения ограничивалось. Такие рабы или умерщвлялись после смерти хозяина или переходили по наследству следующему царю.

Земля принадлежала всему скифскому обществу, то есть орде, находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании.

Размеры земельных наделов были разными, что также говорит об имущественном расслоении внутри общины. Наименьший земельный надел определялся территорией, которую всадник мог объехать за один день, наибольший надел не оговаривался. Относительно частной собственности были распространены нормы обязательственного права, подкрепляемые договорными отношениями. Многие элементы договорных отношений сопрягались с обрядами, что составляло так называемую символику права. Нормы обычного права скифов знали присягу, клятву, дарение, обмен, отношения найма, что говорит об относительно высоком уровне гражданско - правовых отношений в обществе периода образования государственности.

Семейное право скифов основывалось на патриархальных обычаях. Главой семьи и единственным распорядителем имущества у скифов был супруг. Жена и дети находились в его власти и после смерти главы семьи переходили во владение наследнику. Совершеннолетним сыновьям, образовавшим свои семьи, выделялась часть имущества отца, но преобладающим правом в наследстве обладал младший сын.Совершеннолетия, то есть полной дееспособности, скифы достигали не по достижении определенного возраста, а по личностным качествам: убивший врага считался уже не юношей, а мужчиной, а с количеством поверженных противников роль главы семьи повышалась,

В обычном праве сарматов отражены пережитки матриархата. Главой семьи была женщина, имевшая право вступить в брак после участия в боевых походах. Имущественные и семейные права мужчины ограничивались. Современники называли сарматов "женоуправляемыми", и такое положение вполне объяснимо в матриархальном обществе.

Нормы уголовного права скифов вполне характерны для общества эпохи военной демократии. Можно выделить несколько видов преступлений, которые различали сами скифы. Самое опасное преступление - нарушение скифских обычаев и заимствование чужих - наказывалось смертной казнью и отречением от имени вероотступника. Другое тяжкое преступление - покушение и даже попытка покушения на жизнь царя. Под попыткой покушения понималось нанесение порчи на царя, за что полагались смертная казнь и конфискация имущества виновного. Третий вид преступления - убийство или обида, нанесенная скифу, например воровство. В этом случае действовал обычай кровной мести, при этом убийство врага обществом даже поощрялось. Как видно из приведенных примеров, скифы налагали основное и дополнительное наказание (в первом случае дополнительным наказанием было отречение, во втором случае - конфискация имущества).

Многие античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников - эллинов с нравами соседних народов - союзников и торговых партнеров. В заключении можно сказать,что  материальные источники во многом подтверждают наличие в скифо - сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!