Две тенденции в трактовке предопределения в исламе



Учитывая все вышеизложенные аспекты мусульманского учения о предопределении, приходится констатировать, что оно оставляет пространство для различных интерпретаций. Ислам как богатая богословская традиция содержит в себе различные трактовки истин откровения о предопределении, часть которых склоняется к мировосприятию, весьма близкому абсолютному фатализму кальвинистов, выраженному в доктрине о «двойном предопределении», тогда как другие наделяют человека свободой воли, приближающейся к православному или католическому пониманию. Таким образом, все существующие мусульманские течения мысли, объясняющие суть предопределения, можно подразделить на две основные тенденции, которые стремятся к противоположным полюсам.

1. Понимание предопределения как принуждения.

Кратко выразить суть этой позиции можно так: Аллах принуждает все свои творения к тому результату, который был заранее Им же определен.
В своей крайней форме эта тенденция была выражена одной из групп создателей раннего калама, получивших от своих оппонентов наименование джабритов (от араб, джабр - принуждение). Джабриты сводили учение о предопределении к полному и безоговорочному фатализму. Предание о том, что Аллах записал судьбу всех вещей этого мира еще до его творения, джабриты восприняли как директивное предписание Всемогущего Господа своим творениям к осуществлению того божественного плана, что был заранее задуман и зафиксирован в Хранимой Скрижали.

Трактовка предопределения в духе джабризма рисует унылую онтологическую картину бессмысленного и мучительного существования непонятно зачем сотворенного мира, целую жизнь которого можно представить как большой кукольный театр, где каждый исполняет заранее отведенную ему роль бездушной марионетки, не способной к самостоятельным движениям. Впоследствии традиционалистическое богословие суннизма, вызревавшее в ходе полемики различных школ по частным теологическим вопросам, включая проблемы свободы воли и предопределения, отвергло джабритскую версию представления о судьбе. Его заменила более гибкая и умеренная интерпретация предопределения как принуждения, присущая в той или иной мере всем ортодоксальным школам ислама, отличающихся между собой степенью свободы, отводимой человеку, но всегда при этом неизменно жестко ограниченной. Ревнитель суннитского «правоверия», средневековый мусульманский доксограф Аль-Багдади (ум. 1037) выразил это в формуле: «справедливый суннит тот, кто избегает безусловного предопределения (ал-джабр) и свободы воли (ал-кадар)» [7, с. 211].

2. Предопределение как предвидение будущего Божественным разумом, или, что точнее, абсолютное, целостное и всеобъемлющее знание Бога, существующего во вневременной реальности, обо всем творении во временной длительности, разделяемой на прошлое, настоящее и будущее.

Многие традиционалистические трактовки, признавая важную роль остальных аспектов предопределения, ставят акцент на его первой ступени (абсолютное знание Божества), понимая предопределение в целом как совершенно точный расчет, прогноз будущего божественным разумом, не стесняющий свободы людей. Такое восприятие судьбы и свободы воли очевидно сближает ислам с христианскими представлениями о Промысле. Вторая ступень предопределения, - запись всего, что произойдет в мире, в небесной Скрижали, - приобретает иную интерпретацию. Эта запись лишь отражает полноту божественного всезнания, но не принудительную детерминацию будущего. Бог дает свободу своим творениям совершать дела, но при этом он заранее осведомлен об их конечных последствиях.

В истории ранней богословской мысли ислама вторая тенденция в толковании предопределения также имела свое крайнее выражение в «еретическом» учении кадаритов и унаследовавших их идеи мутазилитов о полной свободе действий человека и самостоятельному определению им своей судьбы.

Суннитская ортодоксия, отвергая любые крайние позиции (предопределение как фатум или неограниченную свободу человека), соединила в себе оба названных момента - как принудительный, так и «прогностический» - в виде систематизации положений веры в предопределение, разделенной на четыре уже обсуждавшихся ступени. Принудительный аспект выражен в первых трех ступенях предопределения (предписание, соизволение и сотворение). Однако между школами ортодоксального суннизма со средневековья наметились различия в интерпретациях предопределения. Некоторые, осуждая крайности джабризма и мутазилизма, тем не менее, значительно акцентируют принудительную сторону (ашаризм, матуридизм), тогда как другие предпочитают трактовать предопределение преимущественно как предвидение (богословие ханбалита Ибн Таймиййи).

 

 

Метки: аберрация совести, исламизм, терроризм смертников, учение о предопределении в исламе, фатализм

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!