Основными свойствами сознания являются идеальность, интенциональность, идеаторность.

Тема№11. Сознание.

Учебные вопросы:1. Идеальное бытие - общая характеристика.

Специфика сознания..

Проблема сознания в истории философии.

Свойства сознания.            

Учебный вопрос № 1. Идеальное бытие следующая за материальной формой ипостась существующего, которая по своим свойствам и качествам является диаметральной противоположностью миру материальных явлений. Идеальное бытие включает в своё содержание феномены столь же очевидно существующие, как и явления материальной формы бытия,  но лишённые каких либо свойств материального. К таким феноменам, очевидно, относят мысленные образы бытия в целом и его подразделений, идеи, представления, знания, эмоции и психические состояния. Идеальное есть: особая форма бытия проявляющая себя в психо-духовных институциях её носителей регулирующих их объективно-реальные действия. Идеальное возможно характеризовать как форму проявления бесконечного в конечном.

В современной отечественной философии и науке сложились три концепции идеального:

А) согласно концепции Д.И. Дубровского, идеальное – явление, присущее субъективному миру социального индивидума, материальным носителем его выступает мозг человека и выражается в системе мыслей, образов, представлений возникающих вследствие воздействия нам органы чувств человека внешней по отношению к мозгу реальности. Природа трансформации ощущений в образы современной науке еще не ясна.

Б) вторая концепция связанна с именем  Э.В. Ильенкова полагавшего, что идеальное определенным образом связанно мозгом человека, но реализуется в общественной деятельности человека. Идеальное нельзя отождествлять ни с результатами деятельности индивидуализированного нейрофизиологического аппарата, ни с материальными артефактами духовной деятельности человека (книга, картина, архитектурная модель, икона). Идеальное включает в себя весь мир объективированного духовного бытия всего человеческого сообщества, выражается через комплекс  человеческой культуры в целом не принадлежащей отдельному индивиду, но осваивающему его. В этом смысле идеальное первично по отношению к сознанию индивида.

В) третья теория (М.А. Лифшица), идеальное непосредственно несводимо к миру идей, а является производным от– идеала (предельного качественного совершенства) Идея – это явление вызванное к жизни активностью мозга и связанное с результатами интеллектуальной деятельности субъектов, «идеал» обозначает эталоны, объективно-реальные образцы элементов неживой, живой и социальной форм бытия (совершенной формы кристаллы, эталонные образцы растений и животных, позитивные ценности и идеалы в обществе). Следовательно, в онтологическом смысле идеальное первично как по отношению к индивидуальному так и общественному сознанию.

Постановка проблемы о субъективной или объективной формах бытия идеального актуализирует вопрос о соотношении идеального и сознательного её носителей. 

Учебный вопрос № 2:    Сознание одно из основных философских понятий. Это сложный многогранный феномен бытия, который является предметом изучения многих научных дисциплин. Философию как институцию освоения реальности сознание интересует во первых как феномен бытия, который по своим характеристикам является абсолютной противоположностью материи, во-вторых сознание является одним из условий решения основного вопроса философии.

       Как феномен действительности сознание имеет много общего с идеальной формой бытия, однако не тождественно ему. Идеальное бытие включает в свою структуру мысли, образы, эмоциональные и психологические состояния. Сознание так же включает в себя эти компоненты, и, следовательно, по своему содержанию оно идеально. Однако при этом сознание располагает рядом фундаментальных отличий выделяющих его из ряда идеальных феноменов отличающих его от идеального формы бытия. Сущность этих отличий заключается в способности носителей сознания, во-первых, абстрактно мыслить, во-вторых, познавать мир и целенаправленно использовать полученное знание для совершенствования способов удовлетворения своих потребностей.

       Способностью принимать осмысленные решения наделены и люди и многие животные, что проявляется в их способности самостоятельно устанавливать некоторые необходимые связи между явлениями действительности и целенаправленно использовать их в своем поведении. Однако ни одно животное не способно понять смысл таких категорий как жизнь, время, пространство, мир, долг, Я и т. д. Даже самые неожиданные и кажущиеся разумными действия животного являются следствием реализации заложенной инстинктом программы. То, что животные способны мыслить, несомненно, но их мышление исключительно предметно и не выходит за рамки инстинкта и конкретных ощущений. Например, воробей, понимая грозящую его птенцам опасность, бросается в пасть кошке, тигрица в зоопарке выкармливает поросят оставшихся без матери, однако ни воробей, ни тигрица не понимают до конца того, что они делают, воробьем руководит инстинкт сохранения рода, тигрицей инстинкт материнства.

Понятие «сознание» созвучно с понятием «знание». Сознание и знание неразрывно связанны, не бывает знания без сознания и наоборот. Знание является необходимым структурным подразделением сознания. Знанием обладают и люди и животные. Последние иногда знают о некоторых сторонах мира больше людей, однако как ни были бы не велики знания животных, они не в состоянии их использовать для сознательного изменения себя и мира, вследствие чего неизбежно остаются в плену инстинкта. Человек же способен целенаправленно искать необходимые для него знания об окружающем его мире, создавать форму его существования и использовать ее для достижения своих целей. Опираясь на знания, на способность предвидеть последствия своих поступков, человек получил возможность вырваться за рамки своего инстинкта, он в состоянии контролировать его проявления и обуславливать формы его реализации. Все поступки человека пронизаны пониманием того, что он делает, что в свою очередь позволяет ему создавать искусственные средства воздействия на природу. Степень успеха этого рода человеческой деятельности во многом зависит от уровня кооперации усилий членов человеческого коллектива. Необходимость объединения усилий влечет за собой усложнение форм общения людей друг с другом, что в свою очередь является прологом к организации человеческого общества, члены, которого осуществляют контакт посредством речи. Язык – это специфический способ бытия сознания предназначенный для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мысли выраженной словами. Таким образом, сознание является продуктом общественной деятельности.  

 Из всех известных современной науке потенциальных носителей сознания, только человек является уникальным обладателем трех выше указанных способностей, только он способен к абстрактному мышлению, только он осознано совершает свои действия и способен создавать неприродные средства воздействия на окружающую среду. Следовательно, сознание есть атрибут человеческого рода его монопольное достояние, и является следствием его длительной эволюции.

Обобщая выше сказанное, мы можем сделать вывод, что сознание – это форма идеального отражения действительности общественно развитым человеком, направленная на восприятие, понимание и преобразование мира.  

Подавляющее большинство философов признают наличие сознания, более того считают его особым видом реальности, которая по своим характеристикам противоположна миру материальных объектов.

Учебный вопрос № 3: В философии к вопросу понимания феномена сознания сложилось несколько противоположных концепцептуальных подходов определения сущности сознания сохраняющих свое значение и в современной культуре.

Исторически первой формой решения проблемы сознания является наивный материализм, зародившийся в рамках античной философии. Выдающиеся представители этого направления Демокрит и Эпикур отождествляли сознание с душой, которая представляла собой определенную систему атомов обладающих особенными качествами. Важнейшие функции души заключались в восприятии, хранении и воспроизведении образов внешнего мира полученных в результате его воздействия на органы чувств. Следовательно, душа материальна и содержит в себе следы (по Эпикуру «слепки») внешнего мира.

Идеалистические концепции представлены двумя основными вариантами. Сторонники объективно идеалистического направления (Платон, Ф. Аквинский, Г.Ф. Гегель) рассматривают сознание человека как производную часть вселенского сознания. Вселенское сознание (Мировая душа, Бог, абсолютная идея) первично по отношению к сознанию человека и в той или иной степени определяет его качество. Сознание сверхчеловечно, надличностно, и в конечном счете, трансцендентально феномена (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащего в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание в этом случае есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самостоятельную и самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, материя одушевлена и обладает предпосылками к мышлению (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

Вульгарный материализм - это отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет абсолютно материальный характер, так как оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Они отказывались признавать сознание особой реальностью и рассматривали его как прямое порождение материи. Аргументами послужили следующие рассуждения: во-первых, сознание не возможно без деятельной активности мозга, а мозг биологический орган, обладающий массой, объемом и прочими параметрами, которые подаются измерению и, следовательно, строгому научному анализу, что позволит получить однозначные выводы, которые не могут ни у кого вызвать, ни каких сомнений; во-вторых, сознание подается прямому воздействию со стороны объектов принадлежащих к миру материальных явлений, а согласно основным принципам физики материальные объекты могут воздействовать только на материальные объекты, следовательно сознание это вид материи, в-третьих, интеллект не является монопольным достоянием сознания, человек более или менее успешно ведет работы по созданию его искусственного аналога. Таким образом, сознание не может быть, чем-либо иным кроме как особенным видом материи.

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Солипсизм или субъективно-идеалистическая теория сознания (Д. Беркли, Д.Юм) исходит из представлений о том, что сознание индивида есть единственно достоверная реальность, которая всецело обуславливает уровень восприятия действительности.

В российской философии наиболее распространенным является умеренно материалистический взгляд на проблему сознания. Суть данного подхода заключается в трактовке сознания как свойства, высокоорганизованной материи (человеческого мозга), направленного на отражение окружающей действительности. Природа сознания раскрывается в рамках теории отражения. Отражение – это свойство материальных объектов оставлять на себе следы взаимодействия с окружающим миром. Предметы, явления и процессы, говоря иначе - вещи окружающего мира, существуют вне нашего сознания. Но под их воздействием в мозге человека возникают идеальные образы этих вещей. Образы соответствуют вещам отображением, которых они являются. Образ лишен, каких либо материальных структур и существует только в сознании человека. При этом образ и вещь не совпадают в полном объеме, в образе отражены только существенные стороны объекта действительности.

 В качестве основной причины возникновения сознания умеренные материалисты указывают на его значение в обеспечении выживания человека. Человек в состоянии противостоять окружающей его неблагоприятной естественной среде только творчески ее, преобразуя в соответствии со своими потребностями. В этом случае насущной необходимостью становиться закрепление и дальнейшая передача способов этой деятельности другим людям в особых формах. Именно на этой базе создаются предпосылки к возникновению и дальнейшему развитию сознания.

Учебный вопрос № 4: В любом из перечисленных выше направлений сознание наделено целым рядом качеств, которые выделяют его из прочих феноменов бытия. К этим качествам можно отнести:

а) обязательную связь с головным мозгом, без него сознания человека нет;

б) активное отражение мира;

в) четкость самоидентификации ( выделении себя из окружающего мира);

г) эмоциональное отношение к содержанию отражения;

д) способность моделировать свои будущие действия и предвидеть их последствия.

Наличие этих и многих других качеств позволяет говорить о сознании как об особой реальности, которая является главной составляющей мировоззрения. Сознание предстает не только как способность человека воспринимать явления действительности, но и воспроизводить их в идеальной форме. Образы сознания совершенно лишены вещественности, в них нет ни кварка вещества того объекта, который ими отражается.

Структура сознания сложна и включает в себя множество устойчивых элементов взаимодействующих между собой. Ядром сознания являются образы, мысли, формы мышления и чувственности. Внешней уровень составляют эмоции, воля. Связывающим их звеном является память.

Важнейшим качеством сознания является активность, выражающаяся как во внутренней, так и во внешних формах. Внутренняя активность есть сила мысли и чувств, внешняя проявляется в деятельности человека.

Определяющей чертой сознания является рефлексивность – обращенность сознания к самому себе. Человек ощущает как внешний мир, так и свой собственный внутренний мир, мир своих ощущений, представлений переживаний внешнего мира и своего места в нем. Рефлексия присуща только человеку, она выражает его социальную сущность. Благодаря рефлексии человек способен анализировать свои чувства, мысли и поступки.     

Основными свойствами сознания являются идеальность, интенциональность, идеаторность.

Идеальность сознания означает, что образы и мысли, возникающие в сознании человека не материальны, они лишены постоянных качественных параметров, например, таких как запах, вкус, цвет, вес и т.д. При малейшем усилии мы в состоянии трансформировать любой образ в образ отличный от предыдущего.

Интенциональность означает, направленность сознания на предмет, и прежде всего на то, что не является сознанием, а затем на образы сознания. Сознание не может быть беспредметным, предметом сознания являются предметы и явления окружающей действительности. Мысли самой по себе не существует, мысль вызвана к жизни объектом, который и вызывает мысль к существованию.

Идеаторность означает способность сознания творить и воспроизводить новые идеи.

Сознание носит социальный характер идеи, представления, и отношение к действительности выражают положение человека в обществе и отражают уровень его потребностей. «В хижинах мыслят иначе, чем во дворцах» писал Л.Фейербах. 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!