Дарья Романова, 8Б класс МБОУ Школа №24 г.о. Самара



Навсегда не передовой

                                   Нельзя стать настоящим русским писателем, живя в России 1941-1945 годов, не побывав на фронте. Именно на

войне он осознает процесс самопознания, самоанализа,

ищет путей к народной душе в час эпических испытаний.

А.И.Солженицын    

     История моей страны, моей России запечатлена в разных видах искусства. Но наиболее полно она раскрывается в книгах. В этом году я открыла для себя роман Е.Е.Астахова «Блажен, кто посетил…», вошедшую в сборник «Мы с Волги».

     Е.Е.Астахов принадлежит к особому поколению. "Они попали на войну в 18-20 лет, разделили участь миллионов рядовых работяг войны (они и были среди этих солдат как лейтенанты, "Ваньки-взводные")" и, уцелев, оглянулись на свою фронтовую юность. Они обнаружили с мукой и тревогой, что и много лет спустя война не ушла от них.

                  Я не участвую в войне,

                  Она участвует во мне.

                                   (Ю.Левитанский)

     На фронте Е.Астахов научился преодолевать трудности, понимал, что не случайно он остался жив и должен жить не только за себя, но и за тех, кто не пришел с войны. Студент, затем выпускник Грузинского политехнического института, инженер Е.Астахов получил распределение на строительство Волжского гидроузла. Когда читаешь скупые строки биографии Е.Астахова, поражаешься его неуемной энергии. Работа в проектном бюро и - активная деятельность в комсомольской организации, публикации в газетах. Интерес к человеку, к его внутреннему миру, мотивам поступков пробудили у Е.Астахова жажду творчества. И чем бы он ни занимался, накапливал впечатления, которые станут позже книгами.            

        Одно из главных произведений Е.Астахова – роман  "Блажен, кто посетил...Девять кругов". Он пишет, что "книга писалась долгих двадцать лет. Почему обратился к теме войны? Причин много. Там, на войне, видел человека вблизи. Со всем, что есть в человеке высокого и низкого».

        В чем смысл названия повествования? Автор утверждает, что на войне человек проходит через все круги ада, но остается Человеком. Он сам был участником войны, не понаслышке знал, через какие страдания приходилось пройти людям.

        Главный герой Астахова проходит по кругам ада - спустя годы он встречался с ветеранами войны, вместе с ними возвращался к местам былых боев. Вместе с ними он снова идет в бой, возвращается живым... но верность памяти, острое ощущение вины перед теми, кто "не пришел с войны", не дает успокоиться ни писателю, ни его героям. Война - это бесконечный круг вопросов, страшное испытание душ, сердец...

         Книга Евгения Евгеньевича Астахова "Девять кругов" издана в 1986 году. В ней находим самые важные для понимания жизненного и творческого кредо писателя: "Я задался целью написать …о людях, которые встречались мне за четыре года боев, маршей, отступлений и побед.

   Да, о них. О тех, с кем вместе я наступал… И еще о тех, которые утвердили мою веру в то, что вечным будет только наступление". Хотелось бы поправить - не четыре года - всю жизнь Евгений Астахов писал о людях, которых встречал на своем пути.

          Особый интерес представляет вторая часть - роман "Девять кругов" - величественная эпопея о Великой Отечественной войне.

    Когда начинается Великая Отечественная война, главный герой романа вместе с другом поэтом Акимом находятся на отдыхе в Крыму. Они решают не возвращаться в Москву, идут в местный военкомат и отправляются на фронт добровольцами. Осенью 1942 года их часть перебрасывают на Туапсинское направление. Боям за этот город в романе посвящены две первые главы второй части. И хотя в реальной жизни, возможно, и не было такого художника, как Николай Забродин, и не было у него друга поэта Акима, многие фронтовые эпизоды взяты из реальной действительности. Летом 1968 года Евгений Астахов специально приезжал в Туапсе. Вместе с бывшим комиссаром зенитного полка Михаилом Лукьяновым они много бродили в горах, где когда-то шли бои, расспрашивали очевидцев. Так, в книге есть рассказ о молодой девушке-санинструкторе Симе Лошкаревой, прототипом которой стала старшина первой статьи, Герой Советского Союза Галина Петрова, чье имя носит одна из центральных улиц Туапсе. Она ходила с десантниками в атаки, спрятав на груди детскую игрушку - память о сыне, погибшем во время бомбежки. Подвиг другого героя книги тоже не забыт туапсинцами и увековечен в названии улицы. Красные следопыты из станицы Куринской повели писателя на то место в одном из глухих ущелий, где они нашли тело девятнадцатилетнего солдата Николая Новицкого. В августе 1942 года он бросился на амбразуру дзота, закрыв от огня ребят своей роты. И остался лежать на мшистых камнях ущелья. Только через 26 лет тот далекий, забытый многими бой в горах был окончен. Имя неизвестного героя вошло в историю. А еще проводник Астахова Михаил Лукьянов показал склон, по которому вилась "живая дорога". Было это в том же 1942 году. Пять тысяч жителей Туапсе, в основном женщины и дети, выстроившись в цепочку, под непрерывными бомбежками и обстрелами с воздуха передавали из рук в руки цинки с патронами, ящики с гранатами, буханки хлеба - все необходимое для тех, кто удерживал подступы к городу, не пускал к морю немецких егерей. Выход врага на побережье был тогда вопросом жизни и смерти. Вот и вилась по крутому склону "живая дорога", закрывая собой Туапсе...

   Короткие, лаконичные предложения: "В горах за Туапсе нет дорог. И никогда не было. Кроме одной. Следов ее никто не найдет. Это была живая дорога длиною в пять километров". Так начинается рассказ о "живой дороге". Ключевая высота, на которой должны закрепиться красноармейцы, чтобы не пропустить врага дальше. Уходит ввысь гора Семашхо, и нет там дорог. А надо доставить наверх все для тех, кто стоит насмерть. "Пять тысяч человек. По одному на каждый метр склона. Мужчин почти не было. Все больше женщины. И еще дети". Так и кажется, что говорит Забродин отрывисто, темнея лицом: хоть и прошли десятилетия после этих событий, но не проходит чувство - благодарности, вины? - перед теми, кто "из рук в руки - буханка хлеба. Из рук в руки - автоматные диски, и тяжелые ящики с гранатами, и скользкие блестящие банки с американской тушенкой ". Тогда, в 1942 году, некогда было всматриваться в этих женщин, чтобы запомнить их лица. А сейчас осталось только великое преклонение перед их беззаветным подвигом.

Из записок Забродина: "30/Х1. От голода колени как ватные. У меня осталось две обоймы. Комиссар сказал, что завтра будет все: хлеб, патроны, гранаты, тушенка и соль. Раз комиссар говорит, значит, будет. Он никогда не говорит зря. И все же непонятно, как это доставят сюда - дорог нет, тропы размыты непрекращающимися дождями". На следующий день пять тысяч человек выстроились цепочкой по склону Семашхи.

Через десятилетия главный герой заново переживет этот день. "Ветер рвал полы промокших плащей, срывал с голов платки и кепчонки". Фашистские самолеты бомбили - методично и беспощадно - живую дорогу, нет, живых людей. А они продолжали выполнять свое дело. "Хлеб был еще теплым. Его бережно прикрывали от дождя, передавали из рук в руки с особой, трепетной нежностью. Ни от одной буханки никто не отщипнул даже самой малой малости. Не из страха перед наказанием. Чего могли бояться жители Туапсе? В конце сорок второго их уже ничто не могло испугать"(«Девять кругов», стр.176)

    На одном из пилонов на площади Славы нашего города Самары выбиты слова: "Все для фронта, все для победы". Здесь ковали Победу, не жалея себя. И там, у Семашхо, тоже все отдавали для фронта. И отчетливо понимаешь: война действительно была всенародной.

      Особенно ценилась на войне человечность. Потому ли, что она помогала сохранять незапятнанной, в чистоте душу и совесть, или потому, что без нее нельзя было продолжать жить и сражаться с врагом?

      Это нравственная позиция писателя и гражданина

  Роман охватывает весьма обширное время. Ибо как в капле воды может отразиться солнце, так в мужестве обыкновенного человека отразилась самоотверженная преданность, беспредельное чувство долга нашего солдата перед землей, родившей его, перед землей, позвавшей на бой с врагом.

  И в подвиге доктора Кахиани, и в подвиге санинструктора Точки, комиссара Жуховца, отчаянной Зойки и Симы Лошкаревой увидела я живые судьбы живых людей: Зинаиды Смирновой, Евгения Федоровича Шамрая, Зои Никифоровой. И судьбы людей, сложивших свои головы в боях за Родину: Галины Петровой, Николая Новицкого и рядового Коли Зайца, погибшего в последний день войны на улицах восставшей Праги.

       Пусть не было в действительности художника Забродина и его друга Акима. Но я верю, что за этими героями книги стоят реальные люди. Они - частицы России, которую "аршином общим не измерить". По-разному приходят эти люди в жизнь, по-разному идут по ней. И объединяет их единое стремление быть там, где быть необходимо по долгу гражданской совести. Быть, даже если для этого придется пройти через девять кругов ада.

Дарья Романова, 8Б класс МБОУ Школа №24 г.о. Самара

 

 

                                               Аннотация

       Роман Евгения Евгеньевича Астахова "Девять кругов" издан в 1986 году. В нем находим самые важные для понимания жизненного и творческого кредо писателя: "Я задался целью написать …о людях, которые встречались мне за четыре года боев, маршей, отступлений и побед».

     Книгу отличает сдержанное, лаконичное повествование. Наверное, некоторые могут упрекнуть Астахова в сухости изложения, в отсутствии ярких выразительных средств. Но писатель убежден, что о людях на войне следует рассказывать предельно сдержанно и строго, может быть, с оттенком лаконичности военных донесений. На окопном пятачке войны, в пространстве взвода, роты, возникали драматичные испытания душ, человечности. Е.Астахов рассказывает без подчеркивания исключительности ситуаций, без патетики. Он отказался внести в своих героев величавость, грандиозность.

Почему обратился к теме войны? Причин много. Прежде всего большой жизненный опыт. Там, на войне, он увидел человека, которого высветили до донышка страх смерти, жажда жизни и в то же время непростая готовность умереть, если это необходимо. Умереть без пафоса, без громких слов. Е.Астахов разглядел человека вблизи. Со всем, что есть в человеке высокого и низкого. С этим знанием человека, пределов человеческих возможностей, Астахов как бы приговорил себя к военной теме - к бессрочной передовой.

        В чем смысл названия повествования? Автор утверждает, что на войне человек проходит через все круги ада. Он сам был участником войны, знал, через какие нравственные и физические страдания приходилось пройти людям, а главное – выстоять и сохранить в себе человека.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!