Степан Парамонович Калашников



Значение слова «опричнина»

Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои.

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала XX века. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (“Домострой” - свод житейских правил XVI века). Книга «Домострой» содержит в себе сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам.
Состоит из 3 частей. Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”». Глава семьи – владыка домочадцев, женщина беспрекословно подчинялась мужу.

Жене: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание». Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, являлся главой всей семьи,

Работа с «Песней…»

Жанр произведения – историческая поэма.

- Почему «Песня…» является исторической поэмой?

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

- Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)

- Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)

-  А это какая песня? (Лермонтов придал своему произведению форму народной песни.)

- Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

 (Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).

Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:

«Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Именно поэтому основой «Песни про... купца Калашникова» стало устное народное творчество. Оценка всех событий, происходящих в произведении, дана с народной позиции. народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова, отстаивающего вековые традиции рода, семьи и чести простого человека.

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Власть наивысшая

Отец народа

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени - безродность

Удаль, мужество, сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

- Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

- Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

Героическое начало в поэме связано не с представлениями привилегированных верхов, а с образом «смелого купца» Калашникова. В образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Правда, Калашников, в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет постоять за правду «до последнева».
Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий о имя долга и чести.

(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).

- Можем ли мы сказать, что народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова?

(отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

(Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг., не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью малодушны и перед властию – презренные рабы».)

Композиция. «Песня…» в живописи

«Песня..» состоит из трех частей.

Иван грозный изображен в ореоле величия. Мы стоим еще перед закрытым занавесом, и действие пока не началось. Но уже звучат струны старинных гуслей, и певцы-гусляры запевают на боярском пиру старинную песню. Как бы поднимается занавес – и перед нами картина пира в палатах Ивана Грозного, «взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка». Золоченый ковш по его повелению подносят не князьям да боярам, а только опричникам. Заметив опущенную голову и «очи темные» одного из опричников, царь разгневался. В почтительном монологе Кирибеевича о своей любви звучат унылые, мрачные интонации. Когда подозрения царя развеялись, он сменяет гнев на участие в судьбе любимого слуги. Гусляры обращаются в песне к царю: «обманул тебя твой лукавый раб, не сказал тебе правды истинной» о том, что полюбил Кирибеевич замужнюю женщину. Так завязывается действие в первой картине поэмы. Развернется оно в трагической истории героя, которого слушатели еще не видят. Всего в «Песне…» три картины. Каждая завершается припевом, отделяющим одну картину от другой.

Вторая картина переносит нас в лавку, а потом в дом купца Калашникова. Суров быт и отношения между людьми. В согласии с «Домостроем» Калашников грозит наказать жену, которую подозревает в неверности. Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь». Её монолог о своем «позоре» окрашен чувствами горькой, незаслуженной обиды, смятением и страхом покорной жены перед любимым мужем. Поступок Кирибеевича выказывает в нем эгоистичного человека. Ослеплённый страстью, он не заботится о чести любимой. Калашников, защищая честь жены, защищает и свою честь. Братья Калашникова готовы поддержать «второго отца» в трудную минуту, даже пожертвовать для него своей жизнью.

В третьей картине на глазах многолюдной толпы и пред лицом царя разыгрывается поединок между честью и бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом. Калашников, в отличие от Кирибеевича, кланяется не только царю, но и «белому Кремлю да святым церквам» и «всему народу русскому». Он является перед изумленным противником как неумолимое возмездие и одерживает над ним нравственную победу еще до поединка, исход которого предрешен.

Присутствие царя на поединке, его суд придает семейно-бытовому конфликту общественное звучание. Иван Грозный, по словам Белинского, «никого не пожалеет и не пощадит, даже за обиду, не только за гибель своего любимца, хотя бы этот был решительно виноват». Не выяснив причины поступка Калашникова, царь велит его казнить. В том, что царь оказывает при этом покровительство семье Калашникова и его братьям, критик Белинский видит «луч благородства и величия царственной натуры и как бы невольное признание достоинства человека, который обречен судьбою безвременной и насильственной смерти!» Благородные порывы причудливо сочетаются в царе с безмерной жестокостью.

Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства.

Как проявляется любовь к Алене у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их?Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне.

Степан Парамонович Калашников

Глава семьи, несет ответственность за жену

Умеет постоять «за правду до последнего»

Защищает свою любовь, семью, честь жены

Для Алены Дмитриевны он «государь», «красно солнышко»

Брак – святыня

Кирибеевич

Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину)

Эгоист в любви (думает только о себе)

«разбойник»

Крадет семейное счастье купца

- Что собирается отстаивать купец Калашников в кулачном бою?

- Честь.

- Что такое честь?


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!