Кирпичная готика как архитектурный стиль



Класс Урок 11-12 Тема: Готический стиль

Урок №1 (11)

Величественный и таинственный, готический стиль стал ярким символом европейской архитектуры Средневековья. Он соединил в себе суровость камня, лёгкость стекла и яркость витражных красок. Устремлённые ввысь остроконечные башни, невесомые полуарки, строгие вертикальные колонны и даже заострённые кверху оконные проёмы — всё это демонстрирует стремление человечества к небесному, возвышенному, запредельному.

Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). Родиной стиля считается север Франции. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей), имеющих культовую, религиозную принадлежность. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).

Конструктивные принципы новой архитектуры: каркасная система и стрельчатый свод, позволившие увеличить высоту сооружений и наполнить их светом. Подобие готических построек конструктору, который собирается из модулей-ячеек.

Основные черты готики в архитектуре.

- стрельчатые каменные арки и полуарки;

- устремлённые ввысь узкие башенки;

- кованые шпили на крыше;

- удлинённые витражные окна с заострённым верхом;

- «роза» в центре фасада;

- большое количество декоративных элементов;

- все части сооружения стремятся вверх, подчёркивая вертикаль.

Собор – центр городской жизни и ведущий тип строительства.

Задание: 1. Записать в тетрадь конспект (выделенный шрифтом).

Внимательно рассмотреть предложенные фото.

Найти в Интернете несколько соборов (4-5) в

Готическом стиле и записать их название в тетрадь.

                

 



 

 


 

Урок №2

Собор - центр городской жизни.

Храм в Средние века был не только обителью Господа, а например, центром, вокруг которого кипела интеллектуальная, культурная и социальная жизнь города. Мессы проходили по воскресным дням, а в другое время в соборе можно было провести деловую встречу и обсудить сделку, устроить заседание общины, посмотреть театральное представление. Здесь же проходили теологические и философские диспуты, здесь читали лекции лучшие ученые своего времени. Люди самозабвенно трудились на благо строительства городского собора, вносили пожертвования, были готовы вести службы в недостроенных частях храма в любую погоду и считали это нужным. И всё это благодаря огромному значению собора в религиозной, социальной и культурной жизни средневековых горожан.

Стены храма - как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени.

Готическая роза- символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие витражные стекла обозначает Божественный свет, Божественное провидение. Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и "попадает" в духовный, Божественный мир.

Кирпичная готика как архитектурный стиль

 

Кирпичная готика (что в переводе означает «обожжённый камень») как архитектурный стиль зародился в далёкие средние века в Северной Германии. Именно поэтому его ещё очень часто называют северо-немецкой готикой. Немалое влияние на него оказала французская архитектура. В те времена из кирпича возводили в основном купеческие дома, монастыри, ратуши и городские стены. Стиль этот быстро распространился вплоть до балтийского побережья благодаря ганзейским торговцам.

Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романтике». В XVI в кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен.

Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Ганзейский центр Любека в конце XIX века

Голштинские ворота Любека, Германия

Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, на Северо-Германской низменности.

Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.

 



Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!