Рассказать о 3 представителях диссидентского движения на выбор (0.5-1 стр на каждого, письменно в тетради).

Дата: 18.11.2021г.

Дисциплина: ОДБ.04 ИСТОРИЯ

Группа № 80

Урок № 31

Тема: «Общественно-политическая жизнь в СССР в эпоху «застоя»

Цели урока:

- обучающая: осветить особенности общественно-политической жизни в СССР в эпоху «застоя»

- развивающая: совершенствовать умения обобщать информацию, делать выводы, мыслить логически

- воспитательная: формировать интерес к истории.

 

Материалы к уроку

Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) - это гражданин, не разделяющий господствующую в обществе официальную идеологию.

Диссиденты в СССР - граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.

 

Общественные настроения

Под влиянием происходивших в стране процессов менялись общественные настроения. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идеологического воспитания мало кто решался, но на протяжении 1970-1980 гг. наблюдался стойкий рост критического отношения к официальной пропаганде при внешнем соблюдении «правил игры». Именно в эти годы в среде интеллигенции укореняется двоемыслие - состояние несогласия с идеологическими установками и с укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрение или примирении с действительностью. Для некоторых уход в частную жизнь (означавший невозможность быстрого продвижения по службе и повышения уровня жизни), а иногда и занятия малооплачиваемым физическим трудом были выражением отношениях существующей системы и нравственным выбором.

Характерным показателем общественных настроений был рост потребления спиртных напитков и числа самоубийств.

Диссидентское и правозащитное движение

С приходом к руководству Л. И. Брежнева и его единомышленников стало ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимость властей к проявлениям свободомыслия. По существу, был взят курс на свертывание критики сталинизма и культа личности И. В. Сталина. Произошла фактически реабилитация сталинской идеологии.

Осуществлялся административный нажим на сферу культуры при сохранении внешних демократических форм управления ею (созыв съездов учителей, работников высшей школы, творческих союзов и т. д.).

 Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств стали возникать целые группы несогласных с режимом и открыто выступавших против попрания гражданских свобод. Это неформальное общественное движение, возникшее в середине 1960-х гг. и ставившее на первое место защиту прав граждан, получило название диссидентства.

Датой рождения правозащитного движения можно считать 5 декабря 1965 г,, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Параллельно этому возникла бесцензурная печать (самиздат). С апреля 1968 г. диссидентскому движению удалось начать издание "Хроники текущих событий", которая подпольно выходила каждые два-три месяца, сообщая о посягательствах властей на свободу личности. Среди диссидентского движения определились свои лидеры: А. Д. Сахаров, Ю. Т. Галансков, А. И. Гинзбург, В. К. Буковский, А. А. Амальрик, Л. И. Богораз, Н. Е. Горбаневская, А. С. Вольпин.

Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на 1968-1976 гг. Подавление антикоммунистических выступлений в 1968 г, в Чехословакии ("Пражская весна") внутри СССР обернулось "закручиванием гаек" в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет и журналов увольняли неугодных редакторов и журналистов. Ужесточилась цензура. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. наступили тяжелые времена для многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты "Краткого курса истории КПСС". Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковали. Кинофильмы клали на полки, и они не доходили до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность.

Судебное преследование в 1965 г. писателей Юрия Даниэля и Андрея Синявского за публикацию за границей литературных произведений, политический процесс в январе 1968 г. над правозащитниками Александром Гинзбургом и Юрием Галансковым повлияли на организационное оформление гражданской активности части инакомыслящих в СССР. Диссидентские и правозащитные группы стали приобретать черты общественного движения.

Возникли элементы координации. Самиздат, до того по большей части художественный, стал насыщаться публицистикой, социально-политической эссеистикой. Например, была опубликована работа академика А. Д. Сахарова "Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (июнь 1968 г.).

В конце 1960-х гг. основные течения диссидентов объединились в "Демократическое движение", правда, с весьма размытой структурой. Оно состояло из трех идеологических направлений, возникших в послесталинский период: "подлинного" марксизма-ленинизма (Рой и Жорес Медведевы), западного либерализма (А. Д. Сахаров), христианской идеологии (А. И. Солженицын). "Демократическое движение" было очень малочисленным: всего несколько сотен человек из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей - А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова, ставших своего рода символами правозащитного движения, оно нашло признание за границей.

Помимо весьма узких кругов интеллигенции протест выражали и другие слои общества: католические круги в Литве; евреи, недовольные ужесточением иммиграционной политики в 1970-1985 гг.; часть национальной интеллигенции на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой иммиграцией из России и политикой русификации.

Кроме этого, в различных слоях населения складывались своеобразные формы протеста против официальной политики и идеологии, которые подчеркивали расхождение официально признанных норм и истинных ценностей, например экологические кампании (против загрязнения озера Байкал, поворота сибирских рек в Среднюю Азию) или критика деградации экономики молодыми "технократами", работавшими в престижных научных коллективах, удаленных от центра (например, в Сибири), наконец, создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества.

В 1960-1970-е гг. происходило также возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Начали восстанавливаться храмы, публиковаться книги о русской православной религиозной традиции, в которых выражалось сожаление о ее разрушении, среди интеллигенции возникает мода коллекционировать иконы и устраивать домашние выставки. В этом процессе официальная церковь не принимала участие, так как она строго контролировалась партией и КГБ. Патриархия не предпринимала серьезных попыток расширить рамки своей деятельности. Именно поэтому, а также из-за ее тесного сотрудничества с властями церковь критиковали А. И. Солженицын, священники Глеб Якунин, Дмитрий Дудко, Николай Эшлиман.

В СССР действовала небольшая группа христианских диссидентов - Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа, состоящий примерно из 30 членов.

Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа. Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, исключении из учебных заведений, арестах, помещении в психиатрические больницы, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны.

До середины 1960-х годов практически любое открытое проявление политического инакомыслия влекло за собой арест. Но начиная с середины 1960-х годов органы КГБ стали широко использовать так называемые «профилактические мероприятия» — предупреждения и угрозы, а арестовали, в основном, лишь тех диссидентов, которые продолжали свою деятельность, несмотря на запугивание. Нередко сотрудники КГБ предлагали диссидентам выбор между эмиграцией и арестом.

В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры на протяжении 60–70 гг. Советский Союз добровольно или в принудительном порядке покинули многие деятели культуры и искусства: режиссеры Ю. П. Любимов, А. А. Тарковский; художники – М. М. Шемякин, О. Н. Целков, Э. Н. Неизвестный; поэты Н. М. Коржавин, И. А. Бродский, А. А. Галич; писатели А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, В. П. Аксенов, историк А. М. Некрич и др.

Официальные общественные организации

Наряду с неофициальными общественными движениями, в 1960–1980-е гг. происходил интенсивный численный рост официальных общественных организаций (профессиональных союзов, ВЛКСМ). Кроме самых крупных и представительных организаций, таких как профессиональные союзы, ВЛКСМ, появилось много новых. Среди приобретших определенное влияние в обществе можно назвать Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский Красный Крест и др. Но эти организации не являлись, по существу, общественными, они финансировались из бюджета, ими руководили партийные органы. И профсоюзы, и комсомол утрачивали последние элементы демократизма, шло интенсивное "разбухание" их управленческого аппарата. Членство в этих организациях постепенно становилось принудительно-обязательным.

Отношения Центра с регионами. Эволюция национального вопроса.

В ходе выполнения реформы 1965 г. власти сделали акцент на специализации экономики союзных республик. Каждая из них должна была выращивать традиционное производство. В интересах быстрой интеграции шло ускоренное промышленное развитие наименее развитых из них. С одной стороны, это вело к преодолению обособленности республик, с другой – усиливало роль Центра в отношениях с республиками.

В 1970-е гг. были ликвидированы даже те права и полномочия союзных и автономных республик, как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им представлены в 1950-е гг. Они лишались даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить культурные вопросы без разрешения Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Это часто воспринималось как вторжение и ломка иных традиций и культуры. Вновь оживились национальные движения, которые в тот период выступали своеобразной формой защиты.

 В условиях роста национальных движений власти были вынуждены корректировать национальную политику. Прямые репрессии как правило использовались лишь против участников открытых форм протеста. В отношении же руководства и интеллигенции союзных республик проводилась политика заигрывания. За 20 лет тысячи деятелей культуры, работников промышленности и сельского хозяйства союзных республик были удостоены звания Героя Социалистического труда, награждены высшими органами страны. Началась очередная волна "коренизации" партийной государственной элиты союзных республик.

 В тоже время власти, казалось, совершенно не замечали тех явлений, которые происходили в автономных республиках, национальных областях и округах. Все это вело к постепенному назреванию кризиса в межнациональных отношениях.

 

Домашнее задание:

Изучить материал урока.

Рассказать о 3 представителях диссидентского движения на выбор (0.5-1 стр на каждого, письменно в тетради).

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать в ВК https://vk.com/id473104198.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!