Измененные состояния сознания (ИСС)



 

За рубежом проблеме измененных состояний сознания (ИСС) уделяется большое внимание

Школа швейцарского психолога и психиатра А. Дитриха рассматривает ИСС как «переходные» между сознательным и бессознательным, развивая тем самым точку зрения В. Вундта и Э. Крепелина.

Исходной позицией американского психолога Ч. Тарта является учение В. Джеймса, принципиальный подход которого к проблеме выражен следующем положении: «Наше бодрствующее сознание есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него лежат совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделенные тончайшей преградой». Доводом в пользу сказанного является факт «разрывной памяти» - запоминание поступков в определенном состоянии сознания, например, в гипнозе или наркотическом опьянении, и воспроизведение запомненного только в подобном состоянии, в то время как в любом ином поступке, слова не могут быть воспроизведены. Упомянутые «потенциальные» формы сознания, по Ч. Тарту, и есть ИСС. Американский исследователь К. Мартиндейл полагает, что ИСС» промежуточные между повседневным бодрствованием и неосознаваемым, «неопределенным» сознанием». Нетрудно заметить что эта, позиция восходит к психоанализу.

Канадский психолог Ж. Годфруа считает, что ИСС когда-либо испытывает каждый человек. Это кратковременное ощущение экзальтации, приводящее к чувству слияния со Вселенной, рядом с которой реальность кажется тусклой. Причиной этого может быть зрелище, поразившее человека своей красотой; либо музыка, всегда вызывающая одно и то же волнение; это могут быть эмоции при первых любовных прикосновениях, к которым стремились на протяжении долгого времени оба влюбленных; или ощущения, связанные с оргазмом; или же чувства альпиниста, достигнувшего вершины. Все это способствует сохранению эмоционального равновесия.

А. Маслоу эти особые моменты определял как пиковые или пароксистические переживания.

Все авторы подчеркивают, что термин ИСС следует применять только при описании психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики.

Ситуации, обуславливающие развитие ИСС, возникают в естественных, но особых условиях существования. Прежде всего, это нарушения суточного ритма, физическое или умственное перенапряжение, затрудненная адаптация, дезадаптация и акцентуации личности и т. п., нередко сочетающиеся с глубокими переживаниями, информационной неопределенностью, субьективно-нереализованными устремлениями и др. Затем ИСС могут обусловливаться гипнотическим состоянием, состоянием психики во время ритуальных обрядов, аутогенной тренировкой, творческим озарением. Также токсическое воздействие различных веществ и медикаментов может приводить к ИСС: например, пептиды, ноотропы, стимуляторы, наркотики, транквилизаторы, сборы некоторых трав и т. д. Наконец, спонтанное пробуждение, засыпание, а также сон являются периодами, когда возникают отчетливые ИСС.

Итак, одним из ИСС является обычный сон, с которым каждый человек сталкивается ежедневно и который занимает треть всей жизни.

В среднем человеческий организм функционирует с таким чередованием: шестнадцать часов бодрствования, восемь часов сна. Известно, что этот двадцатичетырехчасовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами. Они-то и ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе головного мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация.

Долгое время полагали, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы, израсходованные в период бодрствования.

Однако, сейчас известно, что сон – это не просто восстановительный период, а главное то, что это вовсе не однородное состояние. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут. При дремоте, первой фазе медленного сна, продуцируется новое решение проблемы, озарение.

При поверхностном сне чаще снятся тяжелые сновидения. Наблюдается их яркость, сильная двигательная активность во сне, возможны автоматизмы: сноговорение, снохождение. По пробуждении – достаточные воспоминания о снах, ощущение «недостаточности отдыха». Возможно пробуждение среди ночи.

При глубоком сне, составляющем четвертую фазу, фазу медленного сна (третья-переломная), чаще всего наблюдаются «счастливые» сновидения, которые по пробуждении человек обычно не помнит. Также может быть внезапное пробуждение тот сна без сновидений. Наблюдается вегетативная окраска сновидений.

В фазе парадоксального сна происходит восстановление душевного равновесия, освобождение от волнений и тревог. Во время этой стадии очень трудно разбудить человека, но при пробуждении – богатое и точное воспроизведение сновидения.

Между сном и бодрствованием существуют переходные периоды, в которые также возникают ИСС. Это спонтанное пробуждение и засыпание.

При спонтанном пробуждении наблюдается замедленность восстановления ориентировки и длительная неполная ориентировка, а также замедление двигательной активности и возможны поведенческие автоматизмы.

При спонтанном засыпании период сохранности ориентировки и ясности сознания удлиняется, возникают персевирирующие (застревающие) образы и ситуации, появляются вегетативные и стоматические ощущения.

Еще одно ИСС, отличающееся и от бодрствования, и от обычного сна – гипноз. Он вызывается большей частью искусственно, и воздействием извне, однако возможен и аутогипноз. Это состояние отличается повышенной способностью гипнотизируемого воспринимать внушение и снижением чувствительности, восприимчивости ко всем другим влияниям. Человек проявляет интерес только к тем событиям, которые ему предлагает вообразить гипнотизер. Человек соглашается выполнять действия, подчас очень насыщенные эмоционально или же такие, которые он никогда не стал бы совершать в состоянии бодрствования. Однако под гипнозом человек выполняет только то, что не противоречит его внутренним нормам, и не делает того, чего он не одобрил бы в нормальном состоянии.

Известным ИСС является медитация. Это особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Целью медитации является сосредоточение внимания, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, чтобы мозг ритмически реагировал на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать ритмические танцы, бесконечно повторять одно и то же слово, или же практиковать йогу, которая делает акцент на овладение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность.

Выделяют особый вид ИСС – вдохновение. Человек вызывает необходимую ясность сознания, воображение его отчетливо, он поглощен своим внутренним состоянием. Но при этом снижается яркость восприятия, затруднена ориентировка, а также возможна тенденция к извращенному пониманию окружающего.

Следующее ИСС – сужение сознания. Это сосредоточение на ограниченном круге эмоционально окрашенных представлений. Данное состояние характеризуется повышением порога восприятии, ощущением изменения течения времени, полная и точная ориентировка во времени и месте возможна только после сосредоточения внимания, психической эмоциональной напряженностью: переживаниями страха, тревоги, испуга, иногда, с «выключением» из сознания других событий, неустойчивостью контроля над эмоциональными реакциями, влияющими на рассудочную деятельность, при отсутствии полной информации - интерпретационными моментами, доминирующими идеями, активацией процессов воображения, персонификацией неодушевленных предметов и животных, изменением жизненной активности, эмоционально обусловленными изменениями памяти и др.

Ссужение сознания можно наблюдать, например, в педагогической практике. Под влиянием учебных, эмоциональных нагрузок-ссужение до уровня какой-либо одной проблемы. Человек утрачивает способность ориентации в ситуации.

Или же когда человек находится в состоянии влюбленности, при этом не замечая ничего, что не было бы связано с объектом его обожания, который стал единственным предметом его мыслей.

Существует и такое ИСС, как его расширение. В современной психологии появился новый ракурс исследования сознания, заимствованный из восточной философии, которая рассматривает жизнь как часть Вселенной, а высшее проявление сознания – это постижение глобального единства со всем миром. Связь с внешним миром утрачивается. Пропадает ощущение времени. «Я» человека как бы сливается со всей Вселенной.

 

Литература:

 

1. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.,1966

2. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.,1995

3. Столин В. В. Самосознание личности. – М.,1983

4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М.,1972

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!