Как в дни далекой юности моей.



Я всё плыву на родину и вижу,

Как изменилась там земля сама…

     В 1963 году, когда началось строительство Волго-Балта, и, как следствие, затопление сёл и деревень, С.Орлов написал: «Моей деревни больше нету…» («На Волго – Балте»). В нем не было ещё той пронзительности от безвозвратной потери родного мира, как в следующем «Мне нынче…». Воспоминания, как мне кажется, были тогда нейтральны, тогда было понимание необходимости, даже оправдание:

Я до сих пор твой сын, деревня,

Но есть ещё двадцатый век, -

Вывёртывает он коренья

И прерывает русла рек.

Что сделал он, то сам я сделал,

Никто другой того не мог, - …

В 1975 году, за два года до своей смерти, поэт в стихотворении «Мне нынче…» вернулся на место старой Мегры, как будто попрощался с ней:

Там всё не так и всё не то, и всё же

Над всем душа сжимается моя…

Зелёные и вянущие травы,

Осенние берёзы и кусты,

Недвижные, как будто бы неправда,

Среди равнины, словно у черты,

Где может всё нежданно оборваться

От шороха, как будто от беды.

И сладко там, и страшно оставаться

И сознавать мне этот сон воды.

    «Мира» больше в стихотворении «На Волго–Балте». А «Война» в  «Мне нынче…» накатывается на читателя, как огромная волна в том, что «над всем душа сжимается моя», в «вянущих травах», в недвижности природы, в том, что всё может «нежданно оборваться», и слово «беда» здесь. Разрушение–затопление, исчезновение «мира» - малой родины, - признаки «войны». Конечно, не в прямом смысле слова, в переносном значении.  «Сладко» оставаться в «мире», «страшно» осознавать безвовратность, беду – «войну». Настолько страшно, что поэт свою душевную боль облекает в описание сна.

У Николая Александрова написано небольшое стихотворение, где первые две строчки звучат так:

Возвращайся к родному порогу,

Даже, если его не найдёшь…

И Орлов возвращался при первой же возможности. А в память о моментах  неподдельной радости и печали от возвращения в прошлое оставил потрясающие пронзительно–прозрачные, с оттенком невосполнимости потерянного, поэтические строки.

Вопросы, которые задаю себе я, относятся к следующему стихотворению поэта. Предыдущее же живёт во мне именно невозвратностью родного очага.

35. 2012 год. Упоминала уже о вечере в Администрации Петроградского района «Вера, благодарность и любовь». Тогда читала орловское «Враг не может предать, как друг». Оно будоражит мою душу с того времени и по сию пору:

Враг не может предать, как друг,

Видно, в гору пошла дорога,

К кому обращены эти строки? Как к такому заключению пришёл фронтовик, который на войне знал, кто друг и где враг? В сборнике С.Орлова «Страницы» (Л., «Советский писатель», 1969) поэт тоже обращается к теме «друг – враг» в «Двух притчах». Только в конце 1960-х разговор не о предательстве, а о существовании друзей и врагов в жизни человека. В первой части он точно знает, есть ли у него враги. А, если их нет, советует завести, чтобы не расслабляться, «держать себя в тонусе»:

Собран будь. Себя бойцом

Ощущай не понарошку.

Во второй части радуется тому, что есть друзья:

День с друзьями, как с дарами

Не имей сто рублей…

Притча – это иносказательный рассказ, в котором истинный смысл сокрыт, до него ещё надо дойти путём размышлений. Тему «враг – друг» Орлов в этих стихах облекает в слова «военные» - «собран будь», «бойцом ощущай не понарошку». На войне всё было ясно и понятно. А в мирной жизни…Что же в ней произошло сверхъестественного, не логичного, абсурдного, что появились эти пронзительные строчки?

В стихотворении «Враг не может предать, как друг» 1975 года уже во второй строчке объяснение, а в 3-4 строчках - последствия:

Видно, в гору пошла дорога,

Коль сужается дружбы круг,

А врагов остаётся много.

Объяснением могут быть также строки другого стиха С.Орлова «Что было, то было»:

Что было, то было. И всё же

Забылось, быльём поросло.

Быльём, ни на что не похожим,

Ко мне обернувшимся зло.

Однако, ни в чём не изверясь,

Встречая вчерашних друзей,

Иду, как по жёрдочке, через

Болотный глубокий ручей.

Дружба забылась, поросла быльём, ни на что не похожим, обернувшимся зло. Друзья вчерашние, а идти приходится по жёрдочке через болотный глубокий ручей. Это испытания. В Библии испытания, а предательство, столкновение с ним, - это тяжелейшее испытание для человека, который не готов к нему, часто обозначаются, как долина – «долина смертной тени» (Пс.22:4), «долина плача» (Пс.83:7). А у Орлова представлены перевалом, который надо преодолеть:

Но встаёт на пути перевал,

Значит, надо мне подниматься.

По каменьям идти вперёд,

Не искать дороги окольной,

Не вести пораженьям счёт,

Не прислушиваться к болям,..

     Какой потрясающий рецепт от фронтовика, от солдата, ведь на войне ему не раз приходилось, испытывая боль, преодолевать все преграды. Каменья, пораженья, - всё не в счёт, надо идти прямо, «не искать дороги окольной». Побеждает только высокий дух, дух победы. Как справиться с предательством в «Мире», - это для поэта и вопрос, и рецепт из той «Войны». По крайней мере, я так вижу это стихотворение в философском плане. В рецензии на спектакль «Пристегните ремни» Театра на Таганке Григория Бакланова и Юрия Любимова (1974 год) С.Орлов напишет: «Жизнь и в дни мира и в дни войны, как известно, движется не по асфальту или паркету, на пути её выбоины, ухабы, трещины, рвы, наконец, пропасти, и она то и дело встряхивает и качает человека, а он должен не качаться, стоять, выстоять, чтобы идти дальше, оставаясь человеком, не опускаясь на четвереньки» (Сергей Орлов. Воспоминания современников. Неопубликованное, Лениздат, 1980, стр.250). В подтверждение своих размышлений у В.Дементьева в «Моём лейтенанте» читаю: «…говорил Орлов, мы пишем «войною» даже тогда, когда не думаем о войне, когда пишем о любви, природе, мироздании» (стр.149).

36. Завершаю. Оба эти стихотворения живут во мне такой сильной интонацией, что могут стать песнями. Они уже звучат во мне музыкой, которая просится наружу. Такова сила поэзии Сергея Орлова. Сила Мира и Войны, которые переплелись друг с другом, разделяясь и соединяясь во Времени. И так будет всегда, ибо настоящая поэзия наполнена Жизнью, в которой есть место этим двум планетам: «Есть мир на свете. // Но была война».

Валерий Дементьев, друг поэта, в замечательной книге «Мой лейтенант», свидетельствует: «В старых бумагах С.Орлова… были обнаружены наброски фронтовой поэмы, которой он предпослал во всех смыслах примечательный эпиграф: «У меня есть на земле только одна любовь, которая мне не изменит до смерти, - это жизнь» (стр.115). Добавлю, - во всём её многообразии, в котором порой переплетены Мир и Война всех оттенков.

 

     

                                 Список литературы.

1.Александров Николай «Долгий путь в Китеж», ОАО «Брестская типография», 2009, стихотворение «Возвращайся к родному порогу» стр.375

2. Александров Николай «Вечерняя пристань», Брест «Альтернатива», 2021, стихотворение «Из пятидесятых» стр. 143

3.Дементьев Валерий «Мой лейтенант» книга о Сергее Орлове» Москва, «Советский писатель», 1981. Стр. 59, 115, 149

4.Гранин Даниил «По ту сторону» СПб, Издательский дом «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2009, вступительное слово Игоря Сухих «Другая война: формула памяти», стр.6

5.Нагибин Юрий «Вдали музыка и огни», книга повестей и рассказов Москва, «Современник», 1989, рассказ «Терпение» стр.324, стр.347

6.Орлов Сергей «Человеку холодно без песни», Вологодское книжное издательство, 1961

7.Орлов Сергей «Страница», Ленинград, «Советский писатель», 1969

8.Орлов Сергей «В легкой песне берез…», Москва, «Современник», 1982

9.Орлов Сергей «Потомок наш о нас ещё вспомянет», Вологда, 2011

10 «Сергей Орлов. Воспоминания современников. Неопубликованное», Лениздат, 1980 стр. 118,249,250

     11.Судаков Валерий «Мир венчаю лирой», Вологда, 2007, стихотворение «Учитель мой»  стр. 117


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!